Программа+ КТП Электив Человек.Общество.Мир. 10 кл. 1 ч
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Беделева Елена Юрьевна

Программа+КТП Электив Человек.Общество.Мир. 1 ч

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по обществознанию «Человек. Общество. Мир»

для учащихся 10 класса Б 

социально-экономический профиль

МБОУ ЦО № 44 г. Тулы

2021-2026 уч. гг.

Пояснительная записка

     Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек. Общество. Мир» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089); программы по обществознанию для 10-11 классов (Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др., базовый уровень).  Данный курс предназначен для учащихся 10-х классов. Программа курса ориентирована на  повторение, систематизацию, обобщение  курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся в перспективе к сдаче ЕГЭ.

          Рабочая программа ориентирована на 10-ые классы из расчёта 1 час в неделю - 34 часа в учебный год, срок реализации программы – 1 год. Актуальность программы определяется тем, что при гуманитарном подходе к образованию признаётся не набор информации, усвоенной учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знанием отдаётся пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом. Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор умений (общеучебных и предметных), а также приобретение опыта исследовательской деятельности 

             Элективный курс «Человек. Общество. Мир» построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащегося и различные маршруты освоения предложенного содержания. Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в познавательной деятельности, коррекции ранее полученной информации, помощи в извлечении из полученных ранее знаний тех, которые актуализируются в данном курсе. Немаловажным является и то, что курс в целом выстраивается как система актуализированного диалога, что обеспечивается активным использованием современных методов обучения и современных коммуникативных технологий.

           В целях гражданско-патриотического воспитания, повышения мотивации, формирования активной гражданской позиции  курс предусматривает творческую деятельность, выраженную в учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Курс ориентирует на активную самостоятельную поисковую работу по широкому кругу выделенных в сотрудничестве ученика и учителя проблем, лично значимых для учащихся и стимулирующих творческий поиск. Курс способствует росту уверенности ученика в своих силах, активному использованию своего субъектного опыта, углублению знаний по выбранным темам.

       Рабочая программа по элективному курсу «Человек – общество – мир» для учащихся  10-х классов составлена и разработана на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089  «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования».
  3. Приказ Минобрнауки России от 09.03.2014 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».  
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  5. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
  6. Примерная Программа: Сборник нормативных документов. Федеральный компонент Государственного стандарта, рекомендованный Министерством образования и науки в РФ, - М,, 2016
  7. Авторская программа О. И. Волошиной, А.П. Логунова, А.Б. Шатилова, А.В. Юдельсон «Человек – общество – мир». - Москва, Современное образование, 2016

Используемый учебно-методический  комплекс:

 Для учащихся:

  1. Обществознание: Полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд. перераб. и доп. – Москва, АСТ: Астрель, 2019.
  2. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. -  Москва 2019
  3. Обществознание: глобальный мир в 21 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова. - М., 2017
  4. Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остаётся здесь\А. Паршев. - М., 2019
  5. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России\ В.Ю. Сурков. – М., 2019
  6. Тойнби А. Постижение истории\ А. Тойнби. – М., 2018

Для учителя:

1. Обществознание: глобальный мир в 21 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова.- М., 2017.

2. Маслова Е. В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: практическое пособие. – М., Аркти, 2018.  

3. Пентин А. Учебные исследования и проекты // Директор школы. - 2019. - №2 .- С.47 -52

4. Баранов В.А. Практикум по обществознанию. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm-Образовательные ресурсы Интернета - обществознание.
http://www.hpo.org – Права человека в России
http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд»
http://www.ant-m.ucoz.ru/ -"Виртуальный кабинет истории и обществознания"
http://www.mon.gov.ru – Министерство просвещения;
http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
http://www.rusedu.ru/- Архив учебных программ и презентаций
http://pedsovet.org/ -Всероссийский Интернет – педсовет
http://www.uchportal.ru/ -Учительский портал

http://www.it-n.ru– российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://vvvvw.som.fio.ru– сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Видеопроектор
  3. Демонстрационный экран для проектора
  4. Презентации и видеоуроки https://infourok.ru по темам курса;

                                                           https://videouroki.net по темам курса

Используемые технологии:
– ИКТ-технологии, дистанционное обучение (платформs  Zoom, Sferum), компьютер, мультимедийный проектор, Интернет: формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы; развиваются познавательные способности обучающихся

    Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами: – частично-поисковый, исследовательский, проектный, лекционный, индивидуальная и групповая работа

 Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.

Цели  элективного курса:

  1.  освоение  системы обществоведческих знаний  и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической  перспективной подготовки  к ЕГЭ;
  2. формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в  мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем, традиций;
  3. выявление принципиального подхода к пониманию глобальных проблем человечества, способов и перспектив их решения;
  4. формирование мышления, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности

Задачи курса: 

- на основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.

- способствовать воспитанию учащихся в духе гражданского патриотизма, правосознания, активной жизненной позиции.

- повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной деятельности.

- выделять разные виды взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;

- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

- психологическая подготовка учащихся к предстоящей в перспективе государственной (итоговой) аттестации.

- формирование умения анализировать позицию автора текста; перекодирование  информации,  т.е.  превращать  текст  в  таблицы,  графики, схемы; вести дискуссию, слушать и слышать оппонентов.

-  выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени;

-  дать представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их решения, помочь им на пороге их взрослой жизни научиться критическому анализу ситуаций и различных точек зрения.

Требования к результатам обучения и освоения содержания элективного курса:

Личностные результаты выпускников, формируемые при изучении содержания курса:

  • осознание принадлежности к мировому культурному пространству;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение исторических основ развития мировой и российской цивилизаций;

  • осознания необходимости о сохранении и преумножении  национального и мирового культурного и социального наследия.

Метапредметные результаты характеризуются умениями:

  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать объекты по указанным критериям;

  • объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах;
  • обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлекать необходимые сведения из источников, созданных в разных знаковых системах;

  • работать с текстами различных стилей и др.

Предметные результаты освоения выпускниками программы:

  • знание различных подходов к исследованию проблем человека и общества;
  • знание особенностей обществоведческих наук и их отличительные черты от наук других циклов;

  • умение сравнивать и устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками явлений в общественной жизни, различать в информации факты и мнения, аргументы и выводы.

     В результате изучения элективного курса «Человек. Общество. Мир» ученики 10-го  класса научатся:

- понимать основные обществоведческие  категории и термины для более глубокого осмысления окружающей социальной и политической действительности;

- формировать понимание закономерностей общественного развития, способностей к объективному восприятию информации, её анализу и обобщению;

- формировать способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- знания  содержания мировоззренческих и социально значимых проблем, закономерностей развития общества и мышления;

- использовать полученные знания и умения для более глубокого осмысления действительности. Выбора рациональных путей ее преобразований,

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: умения ориентироваться в мире социальных, политических, правовых, нравственных и эстетических ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию.    

       В результате изучения данного элективного курса «Человек. Общество. Мир» ученики 10-го  класса

получат возможность научиться:

- умению ориентироваться в мире политико-правовых, социальных, нравственных и эстетических ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;    

- знанию места и роли человека в системе общественных отношений, сущности основополагающих процессов и явлений в обществе;

- умению уважительно относиться к культурным традициям, проявлять расовую, национальную и религиозную терпимость;

- умению владения навыками самосовершенствования и саморазвития, соблюдения морально- этических норм социума;

- умению понимать и анализировать социально значимые проблемы и процессы;

- умению анализировать научную и социально-политическую литературу, применять понятийно-категориальный аппарат, прогнозировать возможное развитие социальных проблем и процессов в будущем;

Требования и критерии оценивания: 

Результаты ответов оцениваются: «зачет, не зачет»

- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

       При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

       Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа.

       Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа.

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся.

Тестирование:

Оценка «5» -  100% - 80%

Оценка «4» -  79% - 60%

Оценка «3» - 59% - 45%

Оценка «2» - менее 45%

                                                    

Содержание элективного курса «Человек. Общество. Мир» 10 класс Б  (34 ч)

Введение (1 ч) Человек. Общество. Мир. Взаимосвязь всех структурных составляющих социума.   

Раздел 1. Человек (7 ч) 

Природа человека. Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

Раздел  2. Общество (16 ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей.   Общество и общественное сознание Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система.

Социум как особая часть мира. Функции и подсистемы общества. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества.

Типология обществ. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества, их характерные черты.

 Духовная жизнь общества. Искусство и духовная жизнь. его формы, основные направления. Эстетическая культура. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Непрерывное образование и самообразование

Тенденции духовной жизни современной России.

  Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Социальная сфера общества 

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. 

Экономическая сфера общества 

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и экономическая наука. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления. защита прав потребителя. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Рынок труда. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Международная торговля. Глобальные проблемы экономики.

  Политико-правовая сфера общества 

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические партии. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс,  участие. Политическая культура.   

Право как особая система норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения.  Правосознание. Правовая культура.

 

Раздел 3.  Мир (10 ч)

Процессы глобализация и становление единого человечества.   Последствия процесса глобализации: позитивные и негативные. основные факторы единства современного человечества. Глобальные проблемы человечества. Причины возникновения. Осноные направления решения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира.

Что нас разделяет. Культура: понятие, многообразие, формы. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Религия и язык как явление культуры. Мировые религии. религия и современный мир. Культурные различия и современные конфликты.

Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства. Россия в глобальной конкуренции. Европейский союз и его миссия. Китай на пути к глобальной державе.

XXI век и новые угрозы для человечества. Глобальная безопасность в современном мире.

Экономика и экология.

Власть в информационном обществе. Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Успешность в информационную эпоху. Информация и демократия. Информация и власть. Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. Государство и свобода СМИ. Свобода СМИ и международный терроризм. Всемирная информативно-коммуникативная сеть.

Россия и " русский мир". Особенности русской политической культуры.  Собирание русских земель и изменение политической культуры. Революции в России. Политическая преемственность в российской истории. Политическая система современной России. Россия -президентская республика. Президент. Парламент. Устройство исполнительной и судебной власти.

 Россия в глобальном мире: вызовы и задачи.

Обобщение. Человек. Общество. Мир.

      Итоговое повторение. (1ч).

Учебно-тематический план

элективного курса «Человек. Общество. Мир» 10 класс (34 ч)

 

Раздел /Тема

Всего часов

Теория

практика

1.

Введение. Человек. Общество. Мир

1

1

 

Раздел 1. Человек (7 ч)

2

Человек как результат биологической и социальной эволюции

1

 

1

3

Человек  как творец и творение культуры

1

1

 

4

Потребности и интересы  человека. Познание и знание

2

1

1

5

Деятельность и мышление

2

1

1

6

Свобода и ответственность личности

1

1

 

Раздел 2. Общество (16 ч)

1

Общество. Общественное сознание.

1

1

 

2

Социум как особенная часть мира

1

1

 

3

Общество, природа, культура

1

1

 

4.

Типология обществ

1

 

1

5

Духовная жизнь общества

3

2

1

6

Социальная сфера общества

3

2

1

7

Экономическая сфера жизни общества

3

2

1

8

Политико-правовая сфера жизни общества

3

2

1

Раздел Ш. Мир (10 ч)

1

Глобализация и глобальные проблемы человечества

1

1

 

2

Что нас разделяет: культура, религия

2

1

1

3

Учитесь мыслить глобально.

2

2

 

4

XXI век  и новые угрозы для человечества

1

1

 

5

Власть в информационном обществе

1

1

 

6

Россия и "русский мир"

1

1

 

7

Россия в глобальном мире: вызовы и задачи

2

1

1

Итоговое повторение

1

 

Итого

34

24

10

  

Календарно-тематическое планирование

   элективного курса «Человек – общество - мир» (1 ч в неделю - 34 ч)

10 классы А, Б           2021-2022 уч.г.

 

Раздел/Тема

Дата

д/з

1

Введение. Человек. Общество. Мир (1 ч)

1 неделя

теория

2

Раздел 1. Человек (7 ч). Человек как результат биологической  и социальной эволюции

2 неделя

теория

3

Человек  как творец и творение культуры

3 неделя

теория

4

Потребности и интересы  человека

4 неделя

теория, термины

5

Познание и знание

5 неделя

теория, таблица

6

Деятельность и мышление

6 неделя

теория

7

Деятельность и мышление. Основные виды деятельности

7 неделя

теория

8

Свобода и ответственность личности

8 неделя

эссе

9

Раздел  П.  Общество (16 ч). Общество. Общественное сознание.

9 неделя

теория

10

Социум как особенная часть мира

10 неделя

теория

11

Общество, природа, культура

11 неделя

термины

12

Типология обществ

12 неделя

таблица

13

Духовная жизнь общества. Искусство

13 неделя

теория

14

Духовная жизнь общества. Наука. Образование

14 неделя

теория

15

Тенденции духовной жизни современной России

15 неделя

эссе

16

Социальная сфера общества.

16 неделя

термины

17

Стратификация и дифференциация

17 неделя

теория

18

Социальная мобильность, виды, каналы

18 неделя

теория

19

Экономическая сфера жизни общества. Экономика и экономическая наука.

19 неделя

термины

20

Рыночные отношения. Роль государства в экономике.

20 неделя

теория

21

Глобальные проблемы экономики.

21 неделя

теория

22

Политико-правовая сфера жизни общества. Политика и власть.  

22 неделя

теория

23

Политическая система, роль государства в ней

23 неделя

теория

24

Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

24 неделя

теория

25

Раздел Ш. Мир (9 ч). Глобализация и глобальные проблемы человечества

25 неделя

таблица

26

Что нас объединяет и разделяет: культура.

26 неделя

теория

27

Что нас объединяет и разделяет:  религия

27 неделя

эссе

28

Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства

28 неделя

теория

29

Россия в глобальной конкуренции

29 неделя

теория

30

ХХ1 век  и новые угрозы для человечества

30 неделя

теория

31

Власть в информационном обществе

31 неделя

теория

32

Россия и "русский мир"

32 неделя

теория

33

Россия в глобальном мире: вызовы и задачи

33 неделя

теория

34

Итоговое повторение. (1 ч)

34 неделя

---------------------

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: « Одежда, украшения, бытовые предметы говорят о человеке» из раздела: Декор - человек, общество, время.

Тема урока: « Одежда, украшения, бытовые предметы говорят о человеке» из раздела: Декор - человек, общество, время. Цель: Создание одежды, предметов интерьера, быта и украшений разных народов....

Рабочая программа по вариативному курсу "Человек-Общество-Мир" (11 класс)

Рабочая программа по вариативному курсу "Человек-Общество-Мир" (11 класс)...

Программа элективного курса "Человек. Общество. Мир." 9 класс

Программа элективного курса "Человек. Общество.Мир." 9 класс....

Программа+КТП 11 класс Электив Человек.Общество. Мир. 1 ч

Программа+КТП 11 класс Электив Человек. Общество. Мир. 1 ч в неделю...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВО - МИР"

Актуальность  изучения  программы заключается в возможности использовать  приобретенные знания и умения в практической  повседневной  деятельности  для полноценного...

Программа курса внеурочной деятельности по обществознанию «Человек-общество-мир» для обучающихся 10-11 классов

Программа внеурочной деятельности "Человек - Общество - Мир" предназначена для обучающихся 10-11 классов. Программа направлена на формирование и развитие профессионального самоопределения ст...

Дополнительная образовательная программа "Человек.Общество.Мир."

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек.Общество.Мир.» социально-педагогической направленности предназначена для получения обучающимися дополнительных знаний ...