Программа элективного курса "Человек. Общество. Мир." 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Программа элективного курса "Человек. Общество.Мир." 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_chelovek._obshchestvo._mir._9_kl.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования и молодёжной политики администрации
города Алатыря Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11 имени Героя Советского Союза В.Ф. Ветвинского» города Алатыря Чувашской Республики
Рассмотрено и принято Утверждаю
на заседании ШМО учителей Директор МБОУ «СОШ№11»
гуманитарного цикла ____________С.И. Михалева
Протокол № 2 Приказ от 31.08.2015 г. №56
От «31» августа 2015 г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________ И. Г. Кузовенкова
Рабочая программа
Элективный курс по обществознанию
«Человек. Общество. Мир.»
ступень обучения (класс) основное общее образование, 9 класс
количество часов 34
Учитель Гусева Елена Васильевна
Программа разработана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, приказ министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089
2015 – 2016 гг.
Пояснительная записка.
Элективный курс «Подготовка к экзамену по обществознанию» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме тестирования, собеседования, защиты реферата.
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.
Факультативный курс рассчитан на 34 учебных часа и включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 6-9классы»
При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):
К окончанию года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
Уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса «Человек. Общество. Мир.» у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантности
Содержание курса
Введение (1ч.)
Формы итоговой аттестации по обществознанию.
Тема 1. Современное общество. (4 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)
Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Личность и межличностные отношения. Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста. Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право. (8ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.
Наука в жизни современного общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Итоговое повторение (1 ч.)
Тематическое планирование
№ п/п | Названия тем, уроков | Количество часов |
1 | Введение. Формы итоговой аттестации | 1 |
Тема 1. Современное общество | 4 | |
2 | Общество – динамичная саморазвивающаяся система | 1 |
3 | На пути к современной цивилизации | 1 |
4 | Глобальные проблемы современности | 1 |
5 | Социальные конфликты и пути их решения. | 1 |
Тема 2. Человек среди людей | 9 | |
6 | Биологическое и социальное в человеке. | 1 |
7 | Человек и его ближайшее окружение. | 1 |
8 | Личность и межличностные отношения. | 1 |
9 | Семья как малая группа | 1 |
10 | Особенности подросткового возраста. | 1 |
11 | Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. | 1 |
12 | Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. | 1 |
13 | Мышление и речь | 1 |
14 | Межличностные конфликты, их конструктивное решение. | 1 |
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества | 9 | |
15 | Экономика и её роль в жизни общества | 1 |
16 | Экономические системы. Разбор ситуаций | 1 |
17 | Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. | 1 |
18 | Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | 1 |
19 | Предпринимательство. | 1 |
20 | Рынок и рыночный механизм. | 1 |
21 | Экономические цели и функции государства. | 1 |
22 | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. | 1 |
23 | Налоги, уплачиваемые гражданами. | 1 |
Тема 4. Политика и право | 8 | |
24 | Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства Р.Ф. | 1 |
25 | Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан | 1 |
26 | Политический режим. Демократия. | 1 |
27 | Правовое государство и гражданское общество | 1 |
28 | Власть. Роль политики в жизни общества. | 1 |
29 | Органы государственной власти Российской федерации. | 1 |
30 | Правоохранительные органы в Российской федерации. | 1 |
31 | Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. | 1 |
Тема 5. Духовная жизнь общества | 2 | |
32 | Формы и разновидности культуры | 1 |
33 | Образование и самообразование | 1 |
34 | Итоговое повторение | 1 |
Требования к уровню подготовки выпускников:
Знать и понимать
- Биосоциальную сущность человека
- Основные этапы и факторы социализации личности
- Место и роль человека в системе общественных отношений
- Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- Основные социальные институты и процессы
- Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- Особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
- Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
- Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
- Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
- Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретённые знания и умения для:
- Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
- Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
- Решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- Предвидения возможных последствий определённых социальных действий
- Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Литература
- Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА. – М., АСТ:Астрель, 2013
- Репетиционные варианты. Основной Государственный экзамен 2015 г. Обществознание. 12 вариантов. Учебное пособие/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.; Федеральный институт педагогических измерений; Москва: Интеллект-Центр, 2015
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Основной Государственный экзамен 2015. Обществознание. Учебное пособие./ О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – Москва: Интеллект-Центр, 2015
4. Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова
5. Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И.
6. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.
7. Сборник кодексов РФ. – М.,2002
8. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000
9. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»
Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...
Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса
Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс
Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ 8 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОдной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпр...