Элективный курс "Сложные вопросы обществознания" 10 класс
элективный курс по обществознанию (10 класс)

Нургалин Руслан Ниязович

Элективный курс "Сложные вопросы обществознания" 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_voprosy_obshchestvoznaniya_10-11_klass._elektiv.docx50.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная программа школы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федерального уровня:

1. Закон  Российской Федерации  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в РФ».

2. Приказ Министерства образования Российской Федерации « Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9.03.2004г № 1312» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, 01.02.2012 №74).

        3. Федеральный компонент  государственного стандарта общего образования, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от  31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 31.01.2012 г. № 69).

        4. Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»

5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993, от 29.12. 2010 №189.

6.        авторской  программы  Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной,  Обществознание 10-11 класс ( М.: Просвещение, 2016  г.);

Регионального уровня:

1. Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры  от 1.06.2012 №4694/12 «О составлении рабочих программ».

           Образовательного учреждения:

Образовательная программа основного общего образования НРМОБУ «Салымская СОШ № 2»     

       Данная программа ориентирована на учебники:

  1. Боголюбова  Л.Н., Аверьянова Ю.И., Белявский А.В., Обществознание базовый уровень 10 класс .М., «Просвещение», 2016г.
  2.    Боголюбова  Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Литвинова В.А., Обществознание базовый уровень 10 класс .М., «Просвещение», 2016г.           

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений обучающихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.

Задачи курса:

преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;

выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;

раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;

применение социально-гуманитарных знаний в процессе решения познавательных и практических задач;

формирование и развитие у обучающихся  интеллектуальных и практических умений;

воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.

Общая характеристика курса «Сложные вопросы обществознания» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.                                                                                                

        Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться  к ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ по обществознанию  включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени.  В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.

         Место элективного курса в учебном плане:

На изучение элективного курса в 10-11 классе отводится 70 часов, из расчета 1 час в неделю.

Основное содержание:

Информация о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию.

Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления.

Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать 

  • биосоциальную сущность человека
  • основные этапы и факторы социализации личности
  • место и роль человека в системе общественных отношений
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
  • основные социальные институты и процессы
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь 

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Содержание.

10 класс.

Введение. (2 ч.)

Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году

        Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию.

Тема 1.  Общество. (4 ч.)

        Общество- сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.

        Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.

Тема 2.  Человек. (4 ч.)

        Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.

        Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.

        Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и    ответственность личности.

Тема 3. Духовная сфера общества. (4 ч.)

        Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.

        Наука и образование.  Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.

        Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

Тема 4. Познание. (4 ч.)

        Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина  абсолютная  и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.

        Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.

Тема 5. Правовая сфера общества. (10 ч.)

        Право, система права. Источники права.. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. 

        Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

        Конституция РФ.  Основы конституционного строя Российской Федерации.

Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.

        Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

Тема 6. Решение заданий различных типов.  (3 ч.)

             Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.

Тема 7. Решение заданий части С. (4 ч.)

          Задания С1-С4. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос

          Задание С5  (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).

          Задание С6  (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).

            Задание С7  (Решение познавательных задач).

            Задание С8  (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).

    Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против»

11 класс.

Введение. (1 ч.)

Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году

        Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию.

Тема 8. Повторение. (13ч.)

Общество- сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.

        Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.

        Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.

        Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и    ответственность личности.

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.

        Наука и образование.  Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.

        Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина  абсолютная  и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.

        Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.

           Решение тестовых заданий части А.

Право, система права. Источники права.. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. 

        Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

        Конституция РФ.  Основы конституционного строя Российской Федерации.

Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.

        Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

Тема 2. Экономическая сфера общества. (6ч.)

        Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.

        Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.

        Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.

          Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост.  Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции.  Рынок труда и безработица. Инфляция.            

Тема 2. Социальная сфера общества. (5ч.)

        Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.

        Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.

        Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.         

Тема 3. Политическая сфера общества. (4 ч.)

        Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.

        Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология.  Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.

        Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.

        Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.

Тема 4. Решение заданий различных типов.  (2 ч.)

             Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.

Тема 5. Решение заданий части С. (4 ч.)

          Задания С1-С4. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос

          Задание С5  (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).

          Задание С6  (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).

            Задание С7  (Решение познавательных задач).

            Задание С8  (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).

    Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против»

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование тем курса

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения фактическая

10 класс (35 ч.)

1-2

Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году. Структура 1 части, Структура 2 части.

Тема 1.  Общество

3

Структура ЭССЕ.

Особенности написания ЭССЕ.

1

4

Общество- сложная, динамично развивающиеся система.

1

5

Ступени развития общества.

1

6

Решение тестовых заданий части А.

1

Тема 2.  Человек

7-8

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

2

9

Многообразие видов деятельности человека.

1

10

Человек в системе социальных связей.

1

Тема 3. Духовная сфера.

11-12

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.

2

13

Наука и образование. Мораль. Религия.

1

14

Решение тестовых заданий части А.

1

Тема 4.  Познание

15

Познание мира.

1

16

Многообразие форм человеческого знания.

1

17-18

Решение тестовых заданий части А и В

2

Тема 5. Правовая сфера общества.

10ч

19-20

Право, система права. Источники права.

2

21-22

Права человека. 

2

23-24

Конституция РФ.

2

25-28

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.

4

29-31

Тема 6. Решение заданий различных типов.

3

32-35

Тема 7. Решение заданий части С. Эссе.

4

11 класс (35 ч.)

36

Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году. Структура 1 части, Структура 2 части.

1ч.

Тема 1. Повторение.

13 ч.

37

Структура ЭССЕ.

Особенности написания ЭССЕ.

1

38

Общество. Структура. Ступени развития.

1

39

Человек. Виды деятельности человека. Человек в обществе.

1

40-41

Культура. Искусство, его виды.

Наука и образование. Мораль. Религия.

2

42

Познание мира.

Многообразие форм человеческого знания.

1

43-46

Право, система права. Источники права.

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.

4

47-49

Решение тестовых заданий части А и В

3

Тема 2. Экономическая сфера общества.

6ч.

50

Экономические системы

1

51

Многообразие рынков.

1

52

Рыночные отношения.

1

53-55

Решение тестовых заданий части А и В

3

Тема 3. Социальная сфера.

5ч.

56

Социальная система.

1

57

Семья и брак как социальные институты.

1

58

Социальный конфликт и пути его разрешения.

1

59-60

Решение тестовых заданий части А и В

2

Тема 4. Политическая сфера.

.

61

Политическая система.

1

62

Признаки, функции и формы государства.

1

63

Политический плюрализм.

1

64

Структура политической власти в РФ.

1

65-66

Тема 5. Решение заданий различных типов.

2

67-70

Тема 6. Решение заданий части С. Эссе.

4

Итого:

70

Список литературы:

1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2009

2. Дедова И.А., Токарева И.И. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ: пособие для абитуриентов. / И.А.дедова, И.И. Токарева.- Йошкар-Ола, Марийский государственный технический университет,  2011.

3.ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2009.

4.Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.

5. ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А.    Котова – М.: Астрель, 2010.      

6. Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-ух книгах. Профильный уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение, 2015.

7. Обществознание. Типовые тестовые задания.   / ФИПИ авторы-составители: А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова-  – М.: «Экзамен», 2012.

8.Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.

Интернет-ресурсы

  • http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
  • http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  • http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений
  • http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
  • http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
  • http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс в 9 классе "Избранные вопросы математики"

В связи с введением в 9 классе государственной итоговой аттестации в новой форме  возникла необходимость в обеспечении интенсивного повторения школьного курса математики и подготовки учащихся к п...

Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации".  Цели и задачи курса: обобщить и закрепить полученные знания по правописанию  за курс 5-9 класса, активизировать в...

Элективный курс "Вопросы общей химии" 11 класс

Разработка элективного курса...

программа элективного курса для 11 класса по истории "трудные и дискуссионные вопросы истории "

программа элективоного курса по истории для 11 класса "Трудные и дискуссионные вопросы истории" содержит титульный лист, пояснительную записку, системно-деятельностную основу, календарно-тематическое ...

Рабочая программа Элективный курс «Математика: избранные вопросы» 11 класс

Программа данного элективного курса ориентирована на рассмотрение избранных вопросов математики, как углубляющих школьный курс, так и значительно расширяющий рамки школьной программы. Рабочая программ...

Программа элективного курса в 7 классе "Избранные вопросы математики"

В 1-ом полугодии более  подробно изучаются темы "Решение уравнений и неравенств, содержащих знак абсолютной величины". Во 2-ом полугодии - решение задач по геометрии повышенной сложности....

Элективный курс "Вопросы обществознания" для 11 класса

Программа элективного курса "Вопросы обществознания" для подготовки к ЕГЭ...