Элективный курс "Вопросы общей химии" 11 класс
элективный курс по химии (11 класс) по теме

Разработка элективного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_dlya_10_klassavoprosy_obshchey_khimii.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена                                                                                             Утверждена

на  заседании     МО                                                                                                       директором                                                                                                                                                                        руководитель  МО                                                                                          МОУ « Средняя школа №27»

                                Якунина Н.П.                                                                                                                  Москаев И.М.

         «     »                             20    г.                                                                                        «       »                             20    г.

Рабочая программа

Элективного курса

Вопросы органической  химии

( для учащихся 10 класса)

Составитель : Якунина Н.П.

2011-2012

Пояснительная записка

Данный элективный  курс является дополнением к базовому курсу химии и предназначен для учащихся 10 класса.

 Цели:

      закрепить и систематизировать знания учащихся по химии;

      научить учащихся на основе знаний о строении молекул органических веществ предсказывать химические свойства веществ различных классов

       показать практическое значение взаимного влияния атомов в молекулах друг на друга для предсказания реакционной способности органических веществ

      научить решать задачи на вывод формул различного уровня      сложности, которые соответствуют требованиям письменных вступительных экзаменов по химии в вузы.

         Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в общеобразовательном классе.

Программа курса рассчитана на 35 часов.

 10 класс – этап формирования у учащихся знаний теории химического строения вещества

А. М. Бутлерова.  Важнейшие понятия, которые раскрывают эти положения теории: особенности строения атома углерода, его валентные состояния, изомеры, гомологи, а также научные способы установления формулы органического вещества, его строения, на основе которого можно предсказать свойства вещества.

    Тематика элективного курса совпадает с тематикой, изучаемой в школе.

   Так как в 10-ом классе изучается курс «Органическая химия», то в программу включены вопросы повышенной сложности по темам органической химии. На каждом занятии изучается строение молекул органических веществ, что позволяет прогнозировать химические свойства соединений различных классов.        

   Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на нахождение молекулярных формул органических веществ различных гомологических рядов. Учащимся предлагаются тесты для проверки теоретических знаний, а также для подготовки к экзамену в  форме ЕГЭ.

  1. Обоснование выбора темы элективного курса по химии.

   Данный курс представляется особенно актуальным, так как при малом количестве часов (1 час), отведенных на изучение органической химии, расширяет возможность совершенствования практических умений  учащихся прогнозировать свойства веществ на основе знаний о строении молекул изучаемых веществ, взаимного влияния атомов в молекулах друг на друга, а также умений решать задачи на установление молекулярных формул веществ.    

  Учитель химии вынужден решать проблему, как при небольшом количестве уроков дать хорошие знания учащимся, а главное сформировать у них необходимые умения и навыки, в том числе научить решать расчетные задачи.

    Большинство учащихся средних школ такими умениями не обладают в должной мере, так как в школьной программе базового курса совершенно не  рассматриваются типы различных расчетных задач на вывод молекулярных формул.

     Между тем задачи по упомянутым темам включаются в задания на вступительных экзаменах по химии. Поэтому элективный курс «Вопросы органической химии» направлен на усиление подготовки выпускников, выработки у школьников умения решать задачи и поиска ответов на сложные вопросы по химии, и  предусматривает подготовку выпускников к ЕГЭ.

     Решение задач по программе элективного курса  позволит систематизировать необходимый объём теоретических знаний, приобрести навыки решения качественных и количественных задач, задач на превращения. Позволит познакомиться с формами и «уровнем трудности» экзаменационных билетов (вопросов) в Вузы, обеспечит психологическую адаптацию будущего абитуриента, что на конкурсном экзамене может иметь немаловажное значение.

Основные задачи курса:

  • Закрепить расширить и систематизировать знания учащихся по химии;
  • Показать зависимость свойств от состава и строения, обусловленность применение веществ их свойствами:
  • Показать качественную новизну любого химического соединения как результат взаимного влияния атомов, образующих его элементов;
  • Показать управляющую функцию объективных законов природы в отношении химических реакций, особенностей  их протекания;
  • Показать развитие науки под влиянием требований практики и, в свою очередь влияние науки на успехи практики;
  • научить решать разнообразные задачи на вывод формул различного уровня сложности, соответствующие требованиям письменных вступительных экзаменов по химии в вузы;
  • воспитывать учебно-коммуникативные умения;
  • воспитывать стремления к повышению культуры умственного труда, настойчивости в достижении цели, добросовестности, трудолюбия.

 Требования к знаниям и умениям обучающихся.

    После изучения данного элективного курса учащиеся должны

 знать:

  • Основные понятия теории строения органических соединений;
  •  Причины многообразия углеродных соединений (гомология, изомерия);
  • валентные состояния атома углерода;
  • виды связи (одинарную, двойную, тройную);
  • важнейшие функциональные группы органических веществ;
  • номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
  • основные свойства веществ обусловленные строением их молекул.

уметь:

  • разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
  • составлять уравнения химических реакций, подтверждающие свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
  • выполнять эксперименты на распознавания важнейших органических веществ;
  • Решать расчетные задачи на вывод молекулярных формул органических веществ различных гомологических рядов.

Содержание программы курса.

 Тема 1 (3ч). Основные вопросы

        Гибридизация орбиталей на примере, на примере атома углерода. Виды гибридизации: sp3- гибридизация на примере молекулы метана и других алканов, sp2- гибридизация на примере молекулы этилена,  sp-гибридизация на примере молекулы ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них: направленность, длина, энергия и кратность углерод - углеродных связей. Особые виды связи в органических веществах: σ – связь и π – связь.

   Изомерия. Изомеры. Упражнения по составлению структурных формул изомеров углеводородов С410 разветвленного строения.

         Тема 2 (8ч). Углеводороды

     Алканы. Циклоалканы. Алкены. Алкины. Особенности строения молекул веществ данных гомологических рядов и их свойств, обусловленных этим строением. Взаимное влияние атомов в молекулах углеводородов, обусловленное наличием в молекулах кратных связей и более электроотрицательных элементов.

  Алгоритм решение задач на вывод формул веществ по массовым долям элементов и по продуктам сгорания. Решение задач на нахождения молекулярных формул органических веществ  по массовым долям химических элементов.

   Решение задач на нахождения молекулярных формул органических веществ  по продуктам сгорания.

   Решение задач на нахождения молекулярных формул органических веществ по  данным о поглощении продуктов их сгорания.

   Решение задач на нахождения молекулярных формул органических веществ на основе реакций  с их участием

    Тема 3 (4 ч). Ароматические  соединения

   Бензол. Производные бензола. Ориентанты первого рода и взаимное влияние атомов друг на друга в молекуле толуола. Решение задач на превращение веществ.

    Тема 4 (12 ч).    Кислородсодержащие соединения

 Кислородсодержащие органические вещества. Взаимное влияние атомов в молекулах оганических веществ, содержащих кислород.

   Спирты. Предельные, непредельные и ароматические спирты. Простые эфиры.

    Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны.

    Предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Взаимное влияние атомов в молекулах кислот и свойства, обусловленные этим влиянием.

    Непредельные, двухосновные и ароматические кислоты.

             Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Вывод формулы глюкозы на основе определения функциональных групп по качественным реакциям.

    Тема 5 (8 ч). Азотосодержащие соединения

   Амины. Основность аминов, обусловленная особым строением аминогруппы.        

   Аминокислоты – Амфотерные органические соединения. Взаимное влияние двух функциональных групп друг на друга.

   Белки как природные полимеры. Пространственные структуры белка.      

   Решение расчетных задач на вывод молекулярных формул органических веществ, содержащих азот.

Задачи  на генетическую связь органических веществ, содержащих азот, с органическими веществами других гомологических рядов.

Учебно-тематический план

№ занятия

               Тема занятия

Количество часов

            Тема 1 Основные вопросы  (3 часа)

№ 1,2


 


№ 3

   Гибридизация орбиталей на примере атома углерода. Виды гибридизации. Ковалентная связь в органической химии и её характеристика.

Изомерия. Изомеры. Упражнения по составлению структурных формул изомеров углеводородов С410 разветвленного строения.

2 ч




1 ч

Тема 2 Углеводороды (8 часов)

№ 4


№ 5,6


№7, 8

№ 9


№10, 11

   Углеводороды, их гомологические ряды и строение молекул.

Решение задач на вывод формул веществ по массовым долям элементов.

Решение задач на вывод формул веществ по продуктам сгорания.

Решение задач на нахождение молекулярных формул органических веществ по  данным о поглощении продуктов их сгорания.

Решение задач на вывод формул органических веществ на основе реакций с  их участием.

1 ч






1 ч


2 ч

    Тема 3 Ароматические  соединения (4часа)


№ 12


№ 13


№14,15


Ароматические углеводороды. Гомологи бензола

Ориентанты первого рода. Взаимное влияние атомов друг на друга в молекуле толуола.


Решение задач на превращение веществ.


1 ч


1 ч.


2 ч.

                 Тема 4 Кислородсодержащие соединения  (12 часов)

№ 16


№ 17



№ 18,19


№ 20


№ 21

№ 22


№ 23, 24


№ 25

№ 26

№ 27

  Кислородсодержащие органические вещества. Функциональные группы.

 Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ, содержащих кислород. Спирты, их классификация.


Карбонильные соединения. Альдегиды и кетоны. Строение молекул и свойства этих веществ.


Карбоновые кислоты, их классификация.


Непредельные, двухосновные и ароматические кислоты.

Задачи на вывод молекулярных формул органических веществ, содержащих кислород.

Задачи  на генетическую связь карбоновых кислот с органическими веществами других гомологических рядов.

Сложные эфиры.


Жиры.

Углеводы.

1 ч


1 ч.



2 ч


1 ч


1 ч

1 ч


2 ч


1 ч

1 ч

1 ч

              Тема 5. Азотосодержащие соединения (7 часов)

№ 28


№ 29

№ 30 -31


№ 32-33


№ 34-35

Амины. Основность аминов, обусловленная особым строением аминогруппы.

Аминокислоты. Амфотерные органические соединения.

Белки как природные полимеры. Пространственные структуры белка.

Решение расчетных задач на вывод молекулярных формул органических веществ, содержащих азот.


Задачи  на генетическую связь органических веществ, содержащих азот, с органическими веществами других гомологических рядов.

1 ч


1 ч


1 ч

2 ч


2 ч

Литература для учащихся.

1.Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н. Химия – 10, учебник для общеобразовательных учреждений (двухуровневый).

2. Егоров А.С. «Химия, пособие-репетитор для поступающих в вузы» Ростов-на-Дону. «Феникс» 2001

3. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М. Дрофа. 1999.

4. Хомченко Г.П., Хомченко И.П. Задачи по химии для поступающих в вузы. М. «Высшая школа» 1987.

5. Маршанова Г. Л. Сборник задач по органической химии. 10 -11 «Издат-школа», «Райл» Москва 1997.

Литература для учителя.

1. Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: конкурсные задания и   ответы. Москва «Просвещение» 2000.

2. Габриелян О.С., Остроумов И. Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. Дрофа, Москва 2005.

3. Резяпкин В. И. 700 задач по Химии с примерами решений. Минск ООО «Юнипресс» 2003.

4. Качалова Г. С. Расчетные задачи по химии с решениями. Сибирское университетское издательство. Новосибирск 2004

5. Жуков П. А., Жукова И. Н. Сборник задач по органической химии. Санк-Петербург «Паритет» 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективный предмет "Общая химия. Подготовка к ЕГЭ"

Элективный предмет предназначен для учащихся  11 классов, рассчитан на 34 часа учебного времени (1 час в неделю) и носит предметно – ориентированный характер.Изучение элективного учебного п...

Рабочая программа по химии11 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством обра...

элективный курс "Общая химия"

Пояснительная записка. Химии заслуженно придаётся большое значение в системе школьного профильного обучения. Изучение химии способствует формированию материалистического мировоззрения, развивает ...

Элективный курс "Общая химия 11 класс"

Элективный  курс целесообразно изучать в 11 классе.Рассчитан на 34 часа учебного времени (2часа или 1час в неделю, по усмотрению учителя).        Содержан...

Элективный курс "Общая химия в тестах изадачах"

Элективный курс «Общая химия в тестах и задачах » предназначен для учащихся 11 классов профилирующих данный предмет и носит предметно-ориентированный характер. Курс рассчитан на 35 часов....

Рабочая программа элективного курса «Общие закономерности живой природы» 9 класс

Рабочая программа элективного курса «Общие закономерности живой природы»9 класс...

Рабочая программа элективного курса "Общая биология" по подготовке к ЕГЭ для обучающихся 10-11 классов

Данная программа составлена на 2 года по 1 часу в неделю с целью повторения, систематизации и закрепления основных вопросов биологии для успешной подготовки выпускников к ЕГЭ...