Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации".
Цели и задачи курса: обобщить и закрепить полученные знания по правописанию за курс 5-9 класса, активизировать внимание учащихся к употреблению рассматриваемых языковых явлений и фактов языка как в текстах разных стилей, так и в собственной письменной речи. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания. Курс направлен на подготовку к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
"Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
Программа элективного курса
"Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Объем различных форм учебной работы:
Всего аудиторных занятий 34 часа
В том числе:
Лекции 5 часов
Практические занятия 15 часов
Самостоятельная работа 8 часов
Проектная деятельность 4 часов
Форма контроля
(защита проектов, рефератов) 2 часа
Программа курса «Учись писать грамотно» рассчитана на учащихся 11-х классов.
Сегодня остро стоит вопрос формирования национального самосознания у подрастающего гражданина Российской Федерации, одной из неотъемлемых составляющих которого является чувство гордости за родной язык, складывающееся не только из осознания его красоты, величия и могущества, но и из желания и умения сохранить эти качества. Потому мы обязаны прививать школьникам необходимость в их речевой и письменной практике постоянного использования и накопления потенциала и богатства русского языка, созданного великими предками, чем и способствовать его сохранению и развитию.
Тревожно состояние современного русского языка: расшатываются литературные нормы, происходит стилистическое снижение устной и письменной речи, бытовая – и, к сожалению, не только – сфера общения становится все более вульгарной.
Однако в наши дни оценка специалиста производится не только по качеству его профессиональной пригодности, но еще и по умению грамотно – устно и письменно – излагать мысли.
Для большей эффективности в достижении результатов обучения и из-за ограниченного количества часов русского языка преподавание курса может быть организовано следующим образом:
как дополнительный курс для учащихся 9-х классов;
как дополнительный или отдельный курс по подготовке к итоговой аттестации в 11-х классах.
Цели и задачи курса: обобщить и закрепить полученные знания по правописанию за курс 5-9 класса, активизировать внимание учащихся к употреблению рассматриваемых языковых явлений и фактов языка как в текстах разных стилей, так и в собственной письменной речи. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания.
Одной из причин недостаточного усвоения десятиклассниками орфографических и пунктуационных норм является отсутствие достаточного количества уроков, отведенных для обобщения и повторения, полученных в 5-9 классе знаний и умений. Данный курс нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся о функционировании слова в речи.
Определяющим фактором при построении программы является принцип написания слов (дефисные, слитные и раздельные написания) или принцип написания отдельных частей слов (правописание корней, суффиксов, окончаний). Так, например, при закреплении темы «Дефисные написания» в центре внимания дефисные написания сложных существительных (диван-кровать), прилагательных (светло-зеленый, химико-технологический), наречий (по-весеннему, крепко-накрепко), предлогов (из-за, из-под), а при закреплении темы правописание корней слов - принцип написания гласных и согласных в корнях. Вместе с тем данный учебный материал сопровождается заданиями, связанными с развитием речи учащихся.
При анализе трудных случаев орфографии особое внимание уделяется истории и этимологии (слова с непроверяемыми орфограммами), принципам орфографии, лежащим в основе правописания слов и отдельных морфем (корней, суффиксов, окончаний). При анализе пунктограмм - употребление в письменной речи какого-либо определенного знака препинания (тире в простом и сложном предложении) или особенности пунктуационного оформления синтаксических явлений (пунктуационное оформление слов, грамматически не связанных с членами предложения). Данный блок тем сопровождается также разными речевыми заданиями, связанными с редактированием текста или исправлением речевых ошибок в собственных высказываниях.
В связи с этим особый интерес с точки зрения формирования грамотного письма представляет раздел «употребление в речи», являющий собой практическую реализацию изучаемых явлений языка. Данный подход позволяет реализовать принцип функциональной грамотности.
В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в девятом классе, поэтому данный курс (34 часа) может быть предложен в течение всего учебного года. Программа состоит из 7 тем:
- Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.
- Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова.
- Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.
- Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.
- Основные тенденции в употреблении знаков препинания.
- Система употребления знаков препинания с учётом современной практики.
- Норма в пунктуации и проблема выбора знака.
В программе представлен примерный тематический план данного курса с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы, и определением видов деятельности.
На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: организационно-деятельностная игра, презентация, семинар, соревнование и др.
В качестве обучающих пособий предложены не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике (Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д, 1998. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М.: 2001. Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя». М, 1962. Львова СИ. Этимология на службе орфографии. - М., 2001. Граник Г.Г., Бондарко СМ. Знаки препинания. М., 1998. и другие.).
Таким образом, разрабатывая методику проведения занятий по данной программе, необходимо учитывать условия проведения занятий - элективный курс, рассчитанный на развитие интереса к изучению филологических школьных дисциплин, предпочтение отдаётся занимательности как одному из факторов, влияющих на мотивацию учащихся к изучению русского языка.
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» (34 часа)
Тема 1. Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. – 3 ч.
Тема 2. Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. – 10 ч.
Тема 3. Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв. – 4 ч.
Тема 4. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием. – 4 ч.
Тема 5. Основные тенденции в употреблении знаков препинания. – 3 ч.
Тема 6. Система употребления знаков препинания с учётом современной практики. – 7 ч.
Тема 7. Норма в пунктуации и проблема выбора знака. – 2 ч.
Итоговое занятие – 1 ч.
Тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.
| 3 1 1 1 |
2 | Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова.
| 10 1 2 2 3 2 |
3 | Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв. | 4 |
4 | Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.
| 4 1 1 1 1 |
5 | Основные тенденции в употреблении знаков препинания.
| 3 1 1 1 |
6 | Система употребления знаков препинания с учётом современной практики.
| 7 1 1 1 1 1 1 1 |
7 | Норма в пунктуации и проблема выбора знака.
| 2 1 1 |
Итоговое занятие | 1 | |
Итого | 34 |
Литература
Для учителя:
- Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход М.: Айрис-Пресс. 2001
- Граник Г.Г., Бондаренко СМ. Знаки препинания. М., 1998.
- Граник Г.Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1991.
- Львова СИ. Там, где кончается слово... (о слитных, дефисных и раздельных написаниях) - М., 1991.
- Лукина Я.В. Степанова Л.В. Пишем диктанты с улыбкой. Трудные случаи орфографии. - СПб: «Златоуст», 2001.
- Львова СИ. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.
- Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. - М., 1994.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М.: 2001.
Для обучающихся:
- Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. - М., 1993.
- Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. - М., 1982.
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.
- Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя». М, 1962.
- Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д, 1998.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М. 2002.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.
- Ахманова О.А.. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.
- Словарь лингвистических терминов. М: 1997.
- Толковый словарь Ожегова. М., 1994.
- Толковый словарь Даля. М., 1995.
- Этимологический словарь. М., 2000.
Трудные вопросы
орфографии и пунктуации
Элективный курс
по русскому языку
11 класс
Автор: учитель русского языка и литературы
Щербакова Е. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации...
Программа элективного курса"Сложные вопросы орфографии и пунктуации"
Программа элективного курса "Сложные вопросы орфографии и пунктуации" предназначена для обучающихся 9-11 классов средней (полной) школы и может быть использована для углубления тем орфографии и ...
Рабочая программа элективного курса "Современный русский язык. Орфография и пунктуация" для 10-11 класса
Цели и содержание программы "Современный русский язык. Орфография и пунктуация" для 10-11 классов соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования в условиях профиль...
Рабочая программа элективного курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса «Современный русский язык. Орфография и пунктуация» предназначена ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку (10-11) классы "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
Программа рассчитана на 2 года. Разработана на основании авторской программы по русскому языку Н.Гольцовой...
Рабочая программа элективного курса Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способнос...