Элективный курс в 9 классе "Избранные вопросы математики"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
В связи с введением в 9 классе государственной итоговой аттестации в новой форме возникла необходимость в обеспечении интенсивного повторения школьного курса математики и подготовки учащихся к продолжению образования.
Умение решать задачи на проценты, линейные и квадратные уравнения и неравенства, иррациональные уравнения определенного уровня сложности, системы уравнений и неравенств, прогрессии является обязательным требованием, предъявляемым к выпускникам основной школы.
Цель элективного курса состоит в повышении уровня математической культуры и компетентностей учащихся, в развитии логичности и конструктивности мышления.
Основные задачи элективного курса:
· развитие математического интереса, интеллектуальное и творческое развитие учащихся;
· формирование математической грамотности;
· обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_dlya_9_klassa.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Юрловский филиал
МОУ «Никифоровская СОШ №2»
Избранные вопросы
математики
элективный курс для 9 класса
Автор программы:
Малахова А.А.
учитель математики
2010 – 2011 учебный год,
с. Юрловка
Аннотация
В связи с введением в 9 классе государственной итоговой аттестации в новой форме возникла необходимость в обеспечении интенсивного повторения школьного курса математики и подготовки учащихся к продолжению образования.
Умение решать задачи на проценты, линейные и квадратные уравнения и неравенства, иррациональные уравнения определенного уровня сложности, системы уравнений и неравенств, прогрессии является обязательным требованием, предъявляемым к выпускникам основной школы.
Цель элективного курса состоит в повышении уровня математической культуры и компетентностей учащихся, в развитии логичности и конструктивности мышления.
Основные задачи элективного курса:
- развитие математического интереса, интеллектуальное и творческое развитие учащихся;
- формирование математической грамотности;
- обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
Содержание программы курса
№ | Тема | Краткое содержание |
1. | Преобразование рациональных выражений | Повторить определение рациональных выражений, сформулировать основные правила преобразования рациональных выражений. Закрепить полученные навыки. |
2. | Способы решения алгебраических уравнений. | Рассмотреть способы решения алгебраических уравнений. Закрепить полученные навыки при решении уравнений. |
3. | Решение алгебраических неравенств. | Рассмотреть простейшие решения неравенств. Закрепить полученные навыки при решении неравенств. |
4. | Иррациональные уравнения | Рассмотреть уравнения вида и способы их решения. Закрепить полученные навыки при решении уравнений. |
5. | Методы решения систем уравнений и неравенств | Рассмотреть способы решения систем уравнений и неравенств. Закрепить полученные навыки при решении |
6. | Уравнения и неравенства, содержащие неизвестную под знаком абсолютной величины. | Рассмотреть приемы раскрытия знака модуля. Рассмотреть уравнения вида , неравенства вида , , , и способы их решения. Закрепить полученные навыки при решении уравнений и неравенств. |
7. | Прогрессии. | Ввести математическую модель – числовая последовательность. Дать определение прогрессии, формул п-го члена, характеристического свойства и формул суммы п членов. Закрепить полученные навыки при решении задач. |
8. | Решение текстовых задач. | Рассмотреть приемы решений задач на движение, смеси и сплавы, совместную работу, проценты. Закрепить полученные навыки при решении задач. |
Учебно-тематическое планирование:
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Лекция | Практикум | |||
1. | Преобразование рациональных выражений | 4 | 1 | 3 | Домашняя контр. р. |
2. | Способы решения алгебраических уравнений. | 5 | 1 | 4 | Самоконтроль по готовому решению, домашняя контр. работа. |
3. | Решение алгебраических неравенств. | 5 | 1 | 4 | Самоконтроль по готовому решению, домашняя контр. работа. |
4. | Иррациональные уравнения | 2 | 1 | 1 | Самоконтроль по готовому решению. |
5. | Методы решения систем уравнений и неравенств | 5 | 1 | 4 | Взаимоконтроль по готовому решению, домашняя контр. работа. |
6. | Уравнения и неравенства, содержащие неизвестную под знаком абсолютной величины. | 3 | 1 | 2 | Домашняя контр. р. |
7. | Прогрессии. | 4 | 1 | 3 | Самостоятельная работа. |
8. | Решение текстовых задач. | 6 | 2 | 4 | Самоконтроль по готовому решению, домашняя контр. работа. |
Итого: | 34 | 9 | 25 |
Методические рекомендации
Занятия рекомендуется проводить в форме лекций и практикумов с использованием активных методов обучения (поисковых, исследовательских, игровых). Основная часть времени на каждом практическом занятии должна отводиться самостоятельной работе учащихся по индивидуальным карточкам с последующей проверкой правильности выполнения заданий, осуществляемой как путем самоконтроля по карточкам с ответами, так и со стороны учителя. Возможна так же комбинация индивидуальной работы и парной. Парный вид деятельности можно рекомендовать на этапе проверки правильности выполнения заданий, в ходе которого учащиеся обмениваются выполненными работами для их проверки друг у друга, после чего получают карточки с верными ответами для самоконтроля.
Данный курс предполагает использование тестовых домашних заданий для учащихся, желающих совершенствовать свои знания и умения.
В ходе практических занятий учитель руководит деятельностью учащихся, оказывает им помощь в случае необходимости, консультирует.
Требования к уровню подготовки учащихся
- знать правила и уметь выполнять действия с целыми числами, дробями, квадратными корнями;
- уметь применять формулы сокращённого умножения;
- решать основные задачи на дроби, проценты;
- выполнять действия со степенями с натуральными, целым и рациональными множителями;
- уметь преобразовывать буквенные выражения;
- уметь решать линейные и квадратные уравнения, несложные дробно-рациональные уравнения, применять в простейших случаях замену переменной;
- уметь решать системы уравнений с двумя переменными (линейные и системы, в которых одно уравнение второй степени);
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, квадратные и сводимые к ним дробно-рациональные неравенства с одной переменной;
- решать основные задачи на движение или, работу, задачи на проценты, концентрацию, части, доли, смеси;
- уметь решать задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии с применением формул nго члена прогрессии, либо формулы суммы n-первых членов прогрессии;
- строить графики изученных функций, и отвечать на вопросы, связанные с их исследованием;
- решать задачи геометрического содержания на координатной плоскости с использованием алгебраического метода и с опорой на графические представления;
- знать определение модуля числа, свойства и уметь применять их при решении простейших задач;
- уметь решать простейшие линейные и квадратные уравнения и неравенства, их системы с параметром.
Список литературы
- Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл. – М.: Просвещение, 2010.
- Ковалева Г.И., Дюмина Т.Ю. Математика. 9 класс: сб. заданий с ответами – Волгоград: Учитель, 2010.
- Минаева С.С., Колесникова Т.В. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2010.
- Справочник по алгебре для школьников и абитуриентов. – М.: ООО «Агенство «КРПА Олимп»: ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Гусев В.А., Мордкович А.Г. Математика: Алгебра: Геометрия: Прил.: Справ. материалы: Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.
- Олехник С. Н., Потапов М. К., Пасиченко П. И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. – М.: Дрофа, 2001.
- Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. – М.: Дрофа, 2001.
- Мордовина Е.Е. Исследование корней трехчлена второй степени с параметром. Учебное пособие. – Тамбов, 2002.
Интернет-ресурсы:
www.resolventa.ru - Учебно-методическое пособие для подготовки к ЕГЭ и ГИА
www.alekslarin.narod.ru – Диагностические и тренировочные работы, демоверсии ГИА
http://www.alleng.ru - Книги по подготовке к ЕГЭ и ГИА по различным предметам
http://www.kokch.kts.ru/cdo/ - Тестирование online: 5 - 11 классы
http://eqworld.ipmnet.ru - Мир математических уравнений
http://www.video-repetitor.ru/index.php/2009-12-15-13-44-17 - видеорепетитор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "За страницами учебника математики"
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что предусматривает безусловную практическую значимость, возможностьразвития и формирования мышле...
Программа элективного учебного предмета "Трудные вопросы математики" (10 класс)
Программа элективного учебного предмета по математике в 10 классе организуется в целях подготовки выпускников школы к сдаче единого государственного экзамена по мат...
Элективный курс "Биология в вопросах и ответах"
Рабочая программа элективного курса «Биология в вопросах и ответах» для 10 класса рассчитана а 18 часов и составлена на основании:- примерной государственной программы среднего (полного) о...
Элективный курс "Чисто женские вопросы"
Курс «Чисто женские вопросы» поможет найти ответ на вопрос – о женственности и роли женщин в семье. Очень важно в потоке информации от СМИ и ответов подруг, нравоучений родителей и так далее найти рац...
элективный курс по обществознанию «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания»
данный материал содержит элективный курс для 10 класса, который поможет в подготовке к ЕГЭ....
Занятие элективного курса по обществознанию «Вопросы текущего законодательства Российской Федерации»
Районный семинар директоров школ «Система работы школы по подготовке к итоговой аттестации» занятие элективного курса по...
Рабочая программа по элективному учебному предмету "Избранные вопросы математики" для учащихся 10-11 классов
Программа элективного учебного предмета "Избранные вопросы математики"расчитана для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению математики. Элективный ...