программа элективного курса для 11 класса по истории "трудные и дискуссионные вопросы истории "
рабочая программа по истории (11 класс) на тему
программа элективоного курса по истории для 11 класса "Трудные и дискуссионные вопросы истории" содержит титульный лист, пояснительную записку, системно-деятельностную основу, календарно-тематическое планирование, график рубежных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_i_diskussionnye_voprsy_istori.rar | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА п. ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»
УТВЕРЖДАЮ Согласовано
Директора школы Зам. директора школы по НМР (УВР)
_______________________________ ____________________________
«_______» _________________2012 г. «_______» _________________2012 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2012-2013 учебный год
Название предмета _______элективный курс по истории «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России с древнейших времен до конца XX века»
Класс 11___
Учитель Крушельницкая Марина Анатольевна
Общее количество часов на предмет по учебному плану 34 часов
Из них на :
I полугодие 16 часов
II полугодие 18 часов
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель __34_
на лабораторные работы нет час
на практические работы 12 часов
контрольные работы 4 час
Предусмотрено 9 часов самостоятельной работы учащихся, из них
на занятиях 5 часов
Составлен в соответствии с программой Е.Н.Сорокина Профильное образование Сборник элективных курсов по истории 10 – 11 класс Издательство «Учитель» г. Волгоград 2007 г.
Методическое пособие:
Утвержден на заседании школьного научно-методического совета «_____»__________200_г Протокол № ___________
Председатель НМС ____
Пояснительная записка
Средняя (полная) общая школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке.
В итоге различия между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличения суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение навыками самостоятельного исследования.
Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории России с древнейших времен до конца XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями профильного обучения.
В программе выделены важнейшие периода отечественной истории – История России с древности до конца XVI – начала XVII в., история России XVII – XVIII в., Россия в XIX в.,Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (проблемы модернизации, войны и мира, революции и реформ, взаимоотношения власти, общества, личности, основных тенденций постсоветского развития).
Особенность данной программы заключается в том, что в ней предлагается анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.
Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
- обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно – политического, социально – экономического, культурного развития России с древнейших времен до конца в XX века;
- способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений отечественной истории , а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
- повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
- воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии, решения проблем и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Элективный курс рассчитан на 34 часа.
Системно–деятельностная основа календарно-тематического плана по истории 11 класс
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Цели по уровням усвоения знаний: - знать, -уметь, | Виды учебной деятельности учащихся на уроке | Формы контроля достижения целей | Материальное обеспечение |
1. | История России с древности до конца XVI – XVII в. | 8 | Знать: 1,2,3,4,5,6,8,9,10,12 Уметь: 15,16,17.18,19,20,21,22 | Групповая, индивидуальная; Анализируют, объясняют, оценивают исторические факты и явления; описывают исторические события и памятники культуры; Работают с историческими источниками; работают с исторической картой; формулируют понятия; составляют описание; обобщают, классифицируют, систематизируют, формулируют выводы; Составляют сюжетный рассказ, сообщения, доклады, готовят презентации и проекты. Составляют таблицы, схемы, аргументируют, приводят доказательства. | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Исторический диктант Тест Работа по карточкам Наблюдение Решение исторических задач Выполнение проблемных заданий Выполнение заданий по материалам ЕГЭ Презентации творческих работ | Учебник Атлас |
2. | История России XVII – XVII вв. | 7 | Знать: 1,2,3,4,5,6,8,9,10,12 Уметь: 15,16,17.18,19,20,21,22 | Групповая, индивидуальная; Анализируют, объясняют, оценивают исторические факты и явления; описывают исторические события и памятники культуры; Работают с историческими источниками; работают с исторической картой; формулируют понятия; составляют описание; обобщают, классифицируют, систематизируют, формулируют выводы; Составляют сюжетный рассказ, сообщения, доклады, готовят презентации и проекты. Составляют таблицы, схемы, аргументируют, приводят доказательства. | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Исторический диктант Тест Работа по карточкам Наблюдение Решение исторических задач Выполнение проблемных заданий Выполнение заданий по материалам ЕГЭ Презентации творческих работ | Учебник Атлас |
3. | Россия в XIX веке | 6 | Знать: 1,2,3,4,5,6,8,9,10,12 Уметь: 15,16,17.18,19,20,21,22 | Групповая, индивидуальная; Анализируют, объясняют, оценивают исторические факты и явления; описывают исторические события и памятники культуры; Работают с историческими источниками; работают с исторической картой; формулируют понятия; составляют описание; обобщают, классифицируют, систематизируют, формулируют выводы; Составляют сюжетный рассказ, сообщения, доклады, готовят презентации и проекты. Составляют таблицы, схемы, аргументируют, приводят доказательства. | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Исторический диктант Тест Работа по карточкам Наблюдение Решение исторических задач Выполнение проблемных заданий Выполнение заданий по материалам ЕГЭ Презентации творческих работ | Учебник Атлас Презентации видеофильмы |
4. | Россия в XX веке | 14 | Знать: 1,2,3,4,5,6,8,9,10,12,13,14 Уметь: 15,16,17.18,19,20,21,22 | Групповая, индивидуальная; Анализируют, объясняют, оценивают исторические факты и явления; описывают исторические события и памятники культуры; Работают с историческими источниками; работают с исторической картой; формулируют понятия; составляют описание; обобщают, классифицируют, систематизируют, формулируют выводы; Составляют сюжетный рассказ, сообщения, доклады, готовят презентации и проекты. Составляют таблицы, схемы, аргументируют, приводят доказательства. | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Исторический диктант Тест Работа по карточкам Наблюдение Решение исторических задач Выполнение проблемных заданий Выполнение заданий по материалам ЕГЭ Презентации творческих работ | Учебник Атлас Презентации |
Календарно – тематический план
№ п/п | Дата | Коррек- ка | Тема занятия | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема 1. История России с древности до конца XVI – XVII в. (8 часов) | |||||
1. | 02.09. | Возникновение государственности у восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства | |||
2. | 09.09. | Принятие христианства. Роль церкви в истории Древней Руси | |||
3. | 16.09. | Категории населения «Русская правда» | |||
4. | 23.09. | Монгольское завоевание и его влияние на историю нашей страны. Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики. Образование Золотой Орды. Русь и Орда. | |||
5. | 30.09. | Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Московские князья и их политика. Роль церкви в консолидации русских земель. Куликовская битва и ее значение. | |||
6. | 14.10. | Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Судебник 1497 г. Формы землевладения и категории населения. Начало закрепощения крестьян. | |||
7. | 21.10. | Лики Ивана Грозного | |||
8. | 28.10. | Смута конца XVI – XVII вв. (причины, сущность, последствия). Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Начало династии Романовых. | Рубежная работа № 1 | ||
Тема 2. История России XVII – XVII вв. (7 часов) | |||||
9. | 28.10. | Ликвидация последствий Смуты. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Общественно-политическое устройство. Соборное уложение 1649 г. система крепостного права. | |||
10. | 04.11. | Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения в XVII в. | |||
11. | 11.11. | Реформы Петра I: движение России вперед или…. | |||
12. | 25.11. | Реформы Петра I: движение России вперед или…. | |||
13. | 02.12. | Россия в период дворцовых переворотов. | |||
14. | 09.12. | «Золотой век дворянства» | |||
15. | 16.12. | Внешняя политика России во второй половине XIX столетия | Рубежная работа № 2 | ||
Тема 3. Россия в XIX веке (6 часов) | |||||
16. | 23.01. | «Сфинкс на разгаданный до гроба» | |||
17. | 30.01. | Социально-экономическое развитие дореформенной России. Начало промышленного переворота. Аграрный вопрос в середине XIX века. | |||
18. | 13.01. | Формирование либерально-демократического движения в России. Время исканий. | |||
19. | 20.01. | Русское крестьянство после реформы 19 февраля 1861 г. | |||
20. | 27.01. | Внешняя политика России в первой половине XIX в. | |||
21. | 03.02. | Внешняя политика России во второй половине XIX века. | |||
Тема 4. Россия в XX веке (14 часов) | |||||
Триумфальное поражение? (Размышление о советско – финской войне) (1 час) | |||||
22. | 10.02. | Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма – серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. | Рубежная работа № 3 | ||
Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии (3 часа) | |||||
23. | 17.02. | Официальная историография о внезапности нападения Германии на Советский Союз. | |||
24. | 24.02. | Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 г. | |||
25. | 03.03. | Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии. | |||
Страх или свобода? (2 часа) | |||||
26. | 10.03. | Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227. психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом. | |||
27. | 17.04. | Цена победы – большая кровь. Боевая мощь советского искусства. Не страх, а свобода – главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм – залог Победы. | |||
От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое (4 часа) | |||||
28. | 24.03. | Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Сравнительный анализ версий и предложений советских и западных историков и политологов о виновниках «холодной войны». Взгляд современных отечественных историков на проблемы «холодной войны». | |||
29. | 31.03. | Истоки «холодной войны». Противники (создание военных блоков). Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм – миф или реальность? | |||
30. | 07.04. | Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением. | |||
31. | 21.04. | Сегодня мир, а что дальше? Размышление о предотвращении трагических последствий войны. | |||
Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года… (3 часа) | |||||
32. | 28.04. | Хроника августовских событий. Версия М.С. Горбачева о причинах и начале путча. | |||
33. | 05.05. | Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы… | |||
34. | 12.05. | Неосуществленные сценарии августа 1991 года. | |||
35. | 19.05. | Повторение по курсу «Россия с древнейших времен до конца XX». | Рубежная работа № 4 |
График выполнения рубежных работ по ___истории_______учащихся ___11____ класса
Учебный блок Вид рубежной работы | ||||||
Дата проведения | Дата проведения | Дата проведения | ||||
по плану | по факту | по плану | по факту | по плану | по факту | |
| 28.10. | |||||
| 16.12. | |||||
| 10.02. | |||||
| 19.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса 9 класса
Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс
Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
Программа элективного курса 9 класса. Химические вещества в повседневной жизни.
Химические вещества в повседневной жизни...
Рабочая программа элективного курса по подготовке к ГИА-9 "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....
Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"
Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...