программа элективного курса для 11 класса по истории "трудные и дискуссионные вопросы истории "
рабочая программа по истории (11 класс) на тему

Крушельницкая Марина Анатольевна

программа элективоного курса по истории для 11 класса "Трудные и дискуссионные вопросы истории" содержит титульный лист, пояснительную записку, системно-деятельностную основу, календарно-тематическое планирование, график рубежных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_i_diskussionnye_voprsy_istori.rar28.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА  п. ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                         Согласовано

Директора школы                                                                                                                    Зам. директора школы по НМР (УВР)

_______________________________                                                                                    ____________________________

«_______»  _________________2012 г.                                                                                «_______»  _________________2012 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН      на 2012-2013 учебный год

Название предмета _______элективный курс по истории «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России с древнейших времен до конца  XX века»

Класс        11___                                                                                                                            

Учитель         Крушельницкая Марина Анатольевна    

Общее количество часов на предмет по учебному плану            34           часов

Из них на :

I   полугодие      16      часов

II  полугодие       18       часов

По      1        часу в неделю. Всего учебных недель __34_                                             

на лабораторные работы     нет      час

на практические работы     12    часов

контрольные работы       4          час

Предусмотрено      9    часов самостоятельной работы учащихся, из них

на занятиях           5       часов

Составлен в соответствии с программой  Е.Н.Сорокина Профильное образование Сборник элективных курсов по истории 10 – 11 класс Издательство «Учитель» г. Волгоград 2007 г.

Методическое пособие:    

Утвержден  на заседании школьного научно-методического совета   «_____»__________200_г  Протокол № ___________

Председатель НМС ____        

Пояснительная записка

      Средняя (полная) общая школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке.

      В итоге различия между существующими ступенями исторического образования  должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличения суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение навыками самостоятельного исследования.

       Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории России с древнейших времен до конца XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями профильного обучения.

       В программе выделены важнейшие периода отечественной истории – История России с древности до конца XVI – начала XVII в., история России XVII – XVIII в., Россия в XIX в.,Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (проблемы модернизации, войны и мира, революции и реформ, взаимоотношения власти, общества, личности, основных тенденций постсоветского развития).

      Особенность данной программы заключается в том, что в ней предлагается анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.

     Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.

        Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

- обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях  и проблемах общественно – политического, социально – экономического, культурного развития России с древнейших времен до конца в XX века;

- способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений отечественной истории , а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;

- повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

- воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

      Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии, решения проблем и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Элективный курс рассчитан на 34 часа.

Системно–деятельностная основа календарно-тематического плана по истории 11 класс

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Цели по уровням усвоения знаний:

- знать,

 -уметь,

Виды учебной деятельности

учащихся на уроке

Формы контроля

достижения целей

Материальное обеспечение

1.

История России с древности до конца XVI – XVII в.

8

Знать: 1,2,3,4,5,6,8,9,10,12

Уметь: 15,16,17.18,19,20,21,22

Групповая, индивидуальная;

Анализируют, объясняют, оценивают исторические факты и явления; описывают исторические события и памятники культуры;

Работают с историческими источниками; работают с исторической картой; формулируют понятия; составляют описание;  обобщают, классифицируют, систематизируют, формулируют выводы;

Составляют сюжетный рассказ, сообщения, доклады, готовят презентации и проекты. Составляют таблицы, схемы, аргументируют, приводят доказательства.

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Исторический диктант

Тест

Работа по карточкам

Наблюдение

Решение исторических задач

Выполнение проблемных заданий

Выполнение заданий по материалам ЕГЭ

Презентации творческих работ

Учебник

Атлас

2.

История России XVII – XVII вв.

7

Знать: 1,2,3,4,5,6,8,9,10,12

Уметь: 15,16,17.18,19,20,21,22

Групповая, индивидуальная;

Анализируют, объясняют, оценивают исторические факты и явления; описывают исторические события и памятники культуры;

Работают с историческими источниками; работают с исторической картой; формулируют понятия; составляют описание;  обобщают, классифицируют, систематизируют, формулируют выводы;

Составляют сюжетный рассказ, сообщения, доклады, готовят презентации и проекты. Составляют таблицы, схемы, аргументируют, приводят доказательства.

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Исторический диктант

Тест

Работа по карточкам

Наблюдение

Решение исторических задач

Выполнение проблемных заданий

Выполнение заданий по материалам ЕГЭ

Презентации творческих работ

Учебник

Атлас

3.

Россия в XIX веке

6

Знать: 1,2,3,4,5,6,8,9,10,12

Уметь: 15,16,17.18,19,20,21,22

Групповая, индивидуальная;

Анализируют, объясняют, оценивают исторические факты и явления; описывают исторические события и памятники культуры;

Работают с историческими источниками; работают с исторической картой; формулируют понятия; составляют описание;  обобщают, классифицируют, систематизируют, формулируют выводы;

Составляют сюжетный рассказ, сообщения, доклады, готовят презентации и проекты. Составляют таблицы, схемы, аргументируют, приводят доказательства.

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Исторический диктант

Тест

Работа по карточкам

Наблюдение

Решение исторических задач

Выполнение проблемных заданий

Выполнение заданий по материалам ЕГЭ

Презентации творческих работ

Учебник

Атлас

Презентации

видеофильмы

4.

Россия в XX веке

14

Знать: 1,2,3,4,5,6,8,9,10,12,13,14

Уметь: 15,16,17.18,19,20,21,22

Групповая, индивидуальная;

Анализируют, объясняют, оценивают исторические факты и явления; описывают исторические события и памятники культуры;

Работают с историческими источниками; работают с исторической картой; формулируют понятия; составляют описание;  обобщают, классифицируют, систематизируют, формулируют выводы;

Составляют сюжетный рассказ, сообщения, доклады, готовят презентации и проекты. Составляют таблицы, схемы, аргументируют, приводят доказательства.

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Исторический диктант

Тест

Работа по карточкам

Наблюдение

Решение исторических задач

Выполнение проблемных заданий

Выполнение заданий по материалам ЕГЭ

Презентации творческих работ

Учебник

Атлас

Презентации

Календарно – тематический план

№ п/п

Дата

Коррек- ка

Тема занятия

1

2

3

4

5

6

Тема 1. История России с древности до конца XVI – XVII в. (8 часов)

1.

02.09.

Возникновение государственности у восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства 

2.

09.09.

Принятие христианства. Роль церкви в истории Древней Руси 

3.

16.09.

Категории населения «Русская правда»

4.

23.09.

Монгольское завоевание и его влияние на историю нашей страны. Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики. Образование Золотой Орды. Русь и Орда.

5.

30.09.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Московские князья и их политика. Роль церкви в консолидации русских земель. Куликовская битва и ее значение.

6.

14.10.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Судебник 1497 г. Формы землевладения и категории населения. Начало закрепощения крестьян.

7.

21.10.

Лики Ивана Грозного

8.

28.10.

Смута конца XVI – XVII вв. (причины, сущность, последствия). Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Начало династии Романовых.

Рубежная работа № 1

Тема 2. История России XVII – XVII вв. (7 часов)

9.

28.10.

Ликвидация последствий Смуты. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Общественно-политическое устройство. Соборное уложение 1649 г. система крепостного права.

10.

04.11.

Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения в XVII в.

11.

11.11.

Реформы Петра I: движение России вперед или….

12.

25.11.

Реформы Петра I: движение России вперед или….

13.

02.12.

Россия в период дворцовых переворотов.

14.

09.12.

«Золотой век дворянства»

15.

16.12.

Внешняя политика России во второй половине XIX столетия

Рубежная работа № 2

Тема 3. Россия в XIX веке (6 часов)

16.

23.01.

«Сфинкс на разгаданный до гроба»

17.

30.01.

Социально-экономическое развитие дореформенной России. Начало промышленного переворота. Аграрный вопрос в середине XIX века.

18.

13.01.

Формирование либерально-демократического движения в России. Время исканий.

19.

20.01.

Русское крестьянство после реформы 19 февраля 1861 г.

20.

27.01.

Внешняя политика России в первой половине XIX в.

21.

03.02.

Внешняя политика России во второй половине XIX века.

Тема 4. Россия в XX веке (14 часов)

Триумфальное поражение? (Размышление о советско – финской войне) (1 час)

22.

10.02.

Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма – серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов.

Рубежная работа № 3

Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии (3 часа)

23.

17.02.

Официальная историография о внезапности нападения Германии на Советский Союз.

24.

24.02.

Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 г.

25.

03.03.

Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.

Страх или свобода? (2 часа)

26.

10.03.

Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227. психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом.

27.

17.04.

Цена победы – большая кровь. Боевая мощь советского искусства. Не страх, а свобода – главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм – залог Победы.

От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое (4 часа)

28.

24.03.

Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Сравнительный анализ версий и предложений советских и западных историков и политологов о виновниках «холодной войны». Взгляд современных отечественных историков на проблемы «холодной войны».

29.

31.03.

Истоки «холодной войны». Противники (создание военных блоков). Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм – миф или реальность?

30.

07.04.

Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением.

31.

21.04.

Сегодня мир, а что дальше? Размышление о предотвращении трагических последствий войны.

 Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года… (3 часа)

32.

28.04.

Хроника августовских событий. Версия М.С. Горбачева о причинах и начале путча.

33.

05.05.

Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы…

34.

12.05.

Неосуществленные сценарии августа 1991 года.

35.

19.05.

Повторение по курсу «Россия с древнейших времен до конца XX».

Рубежная работа № 4

График выполнения рубежных работ по ___истории_______учащихся ___11____ класса

Учебный блок

Вид

рубежной работы

Дата проведения

Дата проведения

Дата проведения

по плану

по факту

по плану

по факту

по плану

по факту

  1. История России с древности до конца XVI – XVII в.

28.10.

  1. История России XVII – XVII вв.

16.12.

  1. Россия в XIX веке

10.02.

  1. Россия в XX веке

19.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс

Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Рабочая программа элективного курса по подготовке к ГИА-9 "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....

Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"

Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...