Рабочая программа ФГОС по обществознанию 6-9 классы.
рабочая программа по обществознанию
МБОУ Ширинская ОШ №17 Республика Хакасия.
Рабочая программа ФГОС по предмету "Обществознание" 6-9 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fgos_po_obshchestvoznaniyu_6-9_klassy.docx | 64.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Ширинская ОШ №17 Республика Хакасия.
Рабочая программа ФГОС по предмету «Обществознание» 6-9 классы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета – обществознание.
Личностные результаты 6 – 9 класс:
- формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося;
- усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
- воспитание уважения к наследию народов России; восприятие традиций обществоведческого диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);- формирование представления о территории и границах России, его достижений и культурных традиций;
- формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну;
- формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам
- уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;
- формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
- развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
- формирование готовности к выбору профильного образования.
Метапредметные результаты 6- 9 класс:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
6.Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
3. Смысловое чтение. Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
5.Умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сообщения, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты).
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
4.Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог.
6 класс
Предметные результаты:
Ученик научится:
- характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
- описывать явления духовной культуры;
- оценивать роль образования в современном обществе;
- различать уровни общего образования в России;
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности;
- приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей;
- применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
- в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
- приводить примеры основных видов деятельности человека;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов;
- характеризовать основные нормы морали.
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
- оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
- -выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов;
- выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
7 класс.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
- различать отдельные виды социальных норм;
- характеризовать основные нормы морали;
- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
- характеризовать специфику норм права;
- сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
- раскрывать сущность процесса социализации личности;
- объяснять причины отклоняющегося поведения;
- описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
- характеризовать функции денег и их роль в экономике;
- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- характеризовать экономику семьи;
- анализировать структуру семейного бюджета;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;
- оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
- осознанно содействовать защите природы.
8 класс.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
- характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
- характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
- конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
- оценивать роль образования в современном обществе;
- различать уровни общего образования в России;
- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
- объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
- называть и конкретизировать примерами виды налогов;
- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
- обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
- характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
- выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
- приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
- описывать основные социальные роли подростка;
- конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
- характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
- объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
- характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
- раскрывать основные роли членов семьи;
- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Ученик получит возможность научиться:
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
- раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
- находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.
9 класс.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- объяснять роль политики в жизни общества;
- различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
- давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
- различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
- раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
- называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
- характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
- объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
- раскрывать достижения российского народа;
- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- характеризовать конституционные обязанности гражданина;
- характеризовать систему российского законодательства;
- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
- характеризовать гражданские правоотношения;
- раскрывать смысл права на труд;
- объяснять роль трудового договора;
- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
- характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
- раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Ученик получит возможность научиться:
- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
- аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
6 класс. Содержание учебного предмета обществознание.
Название темы (раздела) | Краткое содержание учебной темы (раздела) |
6класс. Введение. | Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника. Значение общества в жизни человека: различные сферы человеческой жизни. |
Тема 1. Загадка человека. | Человек – личность. Биологическое и социальное в человеке. Индивидуальность, неповторимость, уникальность – черты человека. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных, наследственность. Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и младшими по возрасту партнёрами. |
Тема 2. Человек и его деятельность. | Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Формы самообразования. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. Школа в жизни человека и общества. «Век живи век учись». Учись учиться. Мои соученики (одноклассники). Познание мира и себя. Самосознание. Способности. Деятельность, основные формы деятельности. Потребности. Виды потребностей. Духовный мир человека. Мышление, чувства, эмоции человека. Слагаемые жизненного успеха. Выбор жизненного пути. |
Тема 3. Человек среди людей. | Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Виды межличностных отношений. Человек в группе. Лидер – кто это? Нормы и санкции. Общение. Цели и средства общения. Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные конфликты, стадии развития конфликта, стратегии поведения в конфликте. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Я и моя семья. Семейный досуг и здоровый образ жизни. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. |
Обобщение. | Подведём итоги. |
6 класс. Тематическое планирование.
Название темы (раздела) | Количество часов |
Введение | 1час. |
Тема 1. Загадка человека. | 12 час. |
Тема 2. Человек и его деятельность. | 8 час. |
Тема 3. Человек среди людей. | 11 час. |
Обобщение. | 2 час. |
Всего: | 34 часа. |
7 класс. Содержание учебного предмета обществознание.
Название темы (раздела) | Краткое содержание учебной темы (раздела) |
7 класс. Введение | Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника. Значение общества в жизни человека: различные сферы человеческой жизни. |
Тема 1. Мы живём в обществе. | Социальные нормы. Соблюдение и нарушение установленных правил. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, традиции, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. Экономика и её основные участники. Экономика и её роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные стадии движения продукта: производство, распределение, обмен, потребление. Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство: затраты, выручка, прибыль. Что и как производить. Затраты производства. Бизнес. Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Формы торговли. Понятие деньги. Функции и формы денег. Экономика семьи. Имущество и доходы семьи. Семейный бюджет. На что расходуются деньги. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Закон и границы свободы поведения. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. |
Тема 2. Наша Родина-Россия. | Россия – федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданин – Отечества достойный сын. Конституция Российской Федерации. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Наша Родина – Россия. «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности. Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина, внешняя и внутренняя. Дисциплина, воля и самовоспитание. |
Обобщение. | Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого. |
7 класс. Тематическое планирование.
Название темы (раздела) | количество часов |
Введение | 1 час |
Тема 1. Мы живём в обществе. | 20 часов |
Тема 2. Наша Родина-Россия. | 12 часов |
Обобщение. | 1 час |
Всего: | 34часа |
8 класс. Содержание учебного предмета обществознание.
Название темы (раздела) | Краткое содержание учебной темы (раздела) |
8 класс. Введение. | Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника. |
Тема1. Личность и общество. | Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и их формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. |
Тема 2. Сфера духовной культуры. | Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. |
Тема 3 . Социальная сфера. | Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство. Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. |
Тема 4. Экономика. | Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Мировое хозяйство. Международная торговля. Внешнеторговая политика. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики: что, как, и для кого производить. Роль собственности и государства в экономике. Формы собственности. Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие. Потребление. Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве. Экономические цели и функции государства. Инфляция. Экономическое развитие России в современных условиях. Безработица как социальное явление. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами. |
Обобщение. |
8 класс. Тематическое планирование.
Название темы (раздела) | количество часов |
Введение. | 1ч. |
Тема 1. Личность и общество. | 5 ч. |
Тема 2. Сфера духовной культуры. | 8 ч. |
Тема 3. Социальная сфера. | 7 ч. |
Тема 4 . Экономика. | 12 ч. |
Обобщение. | 1 ч. |
9 класс. Содержание учебного предмета обществознание.
Название темы (раздела) | Краткое содержание учебной темы (раздела) |
9 класс. Введение. | Формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к предмету. |
Тема 1. Политика. | Анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти. Знать причины зарождения государства, его функции (уметь их анализировать), основные признаки государства. Уметь анализировать виды монополии государств. Знать конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения. Объяснять процесс создания централизованных государств. Объяснять причины и особенности распада национальных государств. Сравнивать две формы правления: республику и монархию. Разъяснять сущность демократической формы правления. Анализировать политическую систему государства; объяснять особенности политических режимов (аргументировать фактами из всеобщей истории и истории России). Объяснять сущность явлений, процессов (гражданское общество, правовое государство). Формулировать и отстаивать свою позицию. Объяснить особенности форм участия граждан в политической жизни страны. Высказывать суждении о политике. Сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий. |
Тема2. Гражданин и государство. | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Полиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних. |
Тема 3. Основы российского законодательства. | Объяснять особый статус права в системе социальных норм. Объяснять особенности возраста и зависимость от возраста степени дееспособности. Работать с текстом учебника, выделять главное, причинно – следственные связи. Объяснять особый статус правоохранительных органов в системе органов власти. Объяснять особенности правового статуса гражданина России. Соотносить правовой статус жителя области с правовым статусом гражданина России. Анализировать текст, отвечая на поставленные вопросы. Называть основные документы по защите прав детства. Характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты ребенка в республике. Приводить примеры деятельности государственных органов и общественных организаций по защите несовершеннолетних в республике. Называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения. Характеризовать институт права собственности. Приводить примеры прав потребителя и способов их защиты. Характеризовать трудовое право как отрасль права, трудовой контракт. Характеризовать правовой статус несовершеннолетних в трудовых отношениях. Называть виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения трудовых отношений. Давать правовую характеристику брачно-семейных отношений. Приводить примеры правового регулирования семейных отношений. Давать правовую характеристику административным правоотношениям. Приводить примеры правового регулирования административных правоотношений. Характеризовать основу правового регулирования в сфере образования. Оъяснять с какой целью государство регулирует образовательную деятельность. Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением. Давать оценку изученным правовым явлениям. Называть основные нормы, регулирующие социальные права. Характеризовать институт права собственности. Называть основные международные документы, регулирующие гуманитарное право. Называть основные государственные документы, регулирующие образовательное право. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. |
Обобщение. | Находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные. |
9 класс. Тематическое планирование.
Название темы (раздела) | количество часов |
Введение. | 1ч. |
Тема 1. Политика. | 10 ч. |
Тема 2. Гражданин и государство. | 9 ч. |
Тема 3. Основы российского законодательства. | 13 ч. |
Обобщение. | 1 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...
Рабочая программа ООО по обществознанию 5-9 классы по ФГОС
Рабочая программа ООО по обществознанию 5-9 классы по ФГОС...
Рабочая программа учебного курса «обществознание» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровн
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, ...
Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" для 7 класса (ФГОС)
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание » в 7 классе Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовате...
Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" для 6 класса (ФГОС)
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание » в 6 классе Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовате...
Рабочая программа спецкурса по обществознанию в 9 классе "Сложные вопросы обществознания"
подготовка к ОГЭ по обществознанию...
Рабочая программа ФГОС по обществознанию
Аннотация к рабочей программе курса «Обществознание» 5 – 9 классыРабочая программа учебного курса «Обществознание» для 5-9 класса составлена в соответствии с...