Рабочая программа спецкурса по обществознанию в 9 классе "Сложные вопросы обществознания"
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
подготовка к ОГЭ по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_obshchestvo_9_klass.docx | 689.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа спецкурса по обществознанию для 9 класса «Трудные вопросы обществознания» составлена на основе:
- Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных школ М., Просвещение. 2006, допущенной Департаментом общего среднего образования МО РФ
- Программы курса «Обществознание» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М,, «Русское слово», 2006. Автор: А.И.Кравченко, допущенной МО РФ;
- П.А.Баранов. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ГИА 9 класс. М., Астрель
Программа спецкурса предназначена для учащихся 9 класса, мотивированных на сдачу экзамена в форме ОГЭ после 9 класса. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ОГЭ.
Кроме того, ОГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе индивидуально-групповых занятий уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.
Цель изучения предмета:
Углубление и расширение знаний учащихся в предметной области «Обществознание», необходимых для успешной сдачи ОГЭ.
Задачи изучения предмета:
повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера;
обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня
теоретического обобщения;
формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности учащихся к ОГЭ;
развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с
диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение спец
курса по обществознанию «Трудные вопросы обществознания» в 9 классе отводится 1 час в неделю, то есть 35 часов в учебный год.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Обществознание. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений: А.И.Кравченко, Е.А. Певцова. М.: Русское слово, 2012.
2. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ», М.: Астрель, 2014г.
3. О.В. Кишенкова. Сборник тематических тренировочных тестов. Обществознание 8-9 класс, М., Интеллект-Центр, 2012
4. О.А.Котова. Т.Е.Лискова. Обществознание ГИА – 2013. М., Астрель
5. Л.Е.Иркова. Обществознание. Тематический контроль.М., Национальное образование, 2012
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
мотивация на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.);
- выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами.
умение оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
умение и потребность выполнять в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
умение определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах;
умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умение находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 класс (35 ч.)
Введение (1 ч.) Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году.
Организация и методика подготовки к ОГЭ по обществознанию. Требования к ОГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2018. Кодификатор и спецификация ОГЭ по обществознанию – 2018.
Тема 1. Общество и человек (4 ч.) Общество- сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 2. Экономическая сфера жизни общества (5 ч.) Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная. Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
Тема 3. Социальная отношения (6 ч.) Социальная система. Социальные
отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 4. Политика(4 ч.) Политическая система. Структура
политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 5. Право (8 ч.) Право, система права. Источники права..
Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы
государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Тема 6. Культура (3 ч.) Формы и разновидности культуры.
Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 7. Решение заданий различных типов (2 ч.) Основные типы заданий.
Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Тема 8. Решение заданий части С. (2 ч.)Задания С1-С4. Характер заданий к тексту
документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответна вопрос. Задание С5 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса). Задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).Задание С7 (Решение познавательных задач).Задание С8 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана). Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против» Решение КИМов.
Формы, порядок и периодичность контроля успеваемости.
Основными формами контроля успеваемости являются: текущий и промежуточный
контроль знаний.
Осуществление контроля позволяет:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по
предмету (согласно учебного плана);
● осуществить контроль над реализацией программы учебного курсов.
1.Текущий контроль успеваемости осуществляется в форме групповых работ,
проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, устных ответов.
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся Изучение разделов завершается
занятиями (в форме тестирования, работы с текстами).
Программно-тематическое планирование спецкурса по обществознанию «Трудные вопросы обществознания»
№ | Тема | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Вид контроля | Дата | |
Введение (1ч.) | |||||||
1 | Введение. Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году | комбинированный | Структура ОГЭ. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определённые в государственном образовательном стандарте по обществознанию | Знакомство с бланками ОГЭ, правилами заполнения. Анализ типов заданий. | |||
Тема 1. Общество и человек (4ч.) | |||||||
2 | Понятие «общество». Сферы общества. Типы обществ | комбинированный | Смысловые значения понятия «общество». Сферы общества. Типы обществ, характеристика. | Знать понятия: общество, сферы общества, аграрное общество, индустриальное общество, информационное общество, глобализация | Тестовые задания по теме | ||
3 | Глобальные проблемы человечества. | комбинированный | Глобальные проблемы человечества. Пути решения проблем | Знать глобальные проблемы современности, объяснять почему проблемы глобальные, уметь называть пути решения проблем | Тестовые задания по теме | ||
4 | Человек, личность. Деятельность человека, ее основные виды. Духовная жизнь человека. | комбинированный | Человек – биосоциальное существо. Индивид. Индивидуальность. Личность. Виды деятельности. Познание человеком мира и себя самого. Духовная жизнь человека. Самооценка. | Знать и объяснять: индивид, индивидуальность, личность. Деятельность, структура деятельности, виды деятельности Знать: знание – познание, истина, «образ Я», самосознание, пути осуществления самосознания, самооценка, уровни самооценки; духовный мир личности, духовность, бездуховность. Уметь применять знания при решении тестовых заданий | Тестовые задания по теме | ||
5 | Потребности и способности человека. Человек в группе. Свобода и ответственность. Межличностные отношения. | комбинированный | Виды потребностей. Разумные потребности. Способности. Малая группа. Положительное воздействие малой группы на человека. Свобода и ответственность. Межличностные отношения. | Знать: виды потребностей человека, разумные потребности; способности, способности общие и специальные; группа, группа малая и большая, классификация малых групп, положительное воздействие малой группы на человека; свобода и ответственность; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения | Тестовые задания по теме | ||
Тема 2. Экономическая сфера жизни общества (5ч.) | |||||||
6 | Факторы производства. Экономические системы. Собственность. | комбинированный | Роль экономики в жизни общества. Типы экономических систем. Виды собственности. | Знать: экономика, значение понятия, роль экономики, факторы производства, типы экономических систем, признаки, собственность, виды собственности в РФ | Тестовые задания по теме | ||
7 | Потребитель. Производство. Производитель. Решение теста | комбинированный | Потребитель. Производство. Производитель | Знать: потребитель, спрос, производитель, предложение применять понятия темы при решении тестовых заданий | Тестовые задания по теме | ||
8 | Предпринимательская деятельность. Рыночная экономика. Роль государства в экономике. | комбинированный | Предпринимательская деятельность. Рыночная экономика. Роль государства в экономике. | Знать: предприниматель, роль государства в экономике | Тестовые задания по теме | ||
9 | Государственный бюджет. Налоги. Деньги. Безработица. | комбинированный | Государственный бюджет. Налоги: прямые и косвенные. Деньги, функции денег. Безработица: фрикционная, циклическая, структурная. | Знать: государственный бюджет, налоги прямые и косвенные, деньги, функции, безработица: фрикционная, циклическая, структурная | Тестовые задания по теме | ||
10 | Решение теста по теме «Экономика» | применять знания при решении тестовых заданий, уметь составлять предложения с понятиями темы | |||||
Тема 3. Социальные отношения (6ч.) | |||||||
11 | Социальная структура. Социальные группы. Социальные роли. | комбинированный | Социальная структура. Социальные группы. Социальные роли | Знать: социальная структура, стратификация, критерии выделения социальных групп. социальные роли | Тестовые задания по теме | ||
12 | Социальный статус. Социальный конфликт и пути его решения. | комбинированный | Социальный статус. Социальный конфликт и пути его решения. | Знать: социальный статус, статус предписанный, приобретенный; социальный конфликт и пути его решения | Тестовые задания по теме | ||
13 | Решение и разбор теста по теме | Решение правовых задач | |||||
14 | Семья. Правовые основы брака и семьи. | комбинированный | Семья: нуклеарная, многопоколенная, патриархальная, партнерская. Правовые основы брака и семьи. | Знать: семья, нуклеарная, многопоколенная, патриархальная, партнерская, правовые основы брака и семьи | Тестовые задания по теме | ||
15 | Этнос. Нация. Межнациональные отношения. Социальная политика. | комбинированный | Этнос. Нация. Межнациональные отношения. Социальная политика. Тенденции в развитии межнациональных отношений. | Знать: этнос, нация, межнациональная интеграция, межнациональная дифференциация | Тестовые задания по теме | ||
16 | Решение и разбор теста по теме «Социальные отношения» | Составление плана текста, ответы на вопросы к тексту | |||||
Тема 4. Политика(4ч.) | |||||||
17 | Политика, ее роль в обществе. Политическая власть. Разделение властей. | комбинированный | Политика, ее роль в обществе. Политическая власть. Разделение властей. | Знать: политика, политическая власть, разделение властей, государственная власть в РФ | Тестовые задания по теме | ||
18 | Государство. Признаки. Формы государства. Решение теста по теме «Политика» | комбинированный | Государство. Признаки. Формы государства. Формы правления, формы территориально-государственного устройства, политические режимы | Знать: государство, признаки государства, формы правления, формы территориального устройства, политические режимы Применять знания при решении тестовых заданий | Тестовые задания по теме | ||
19 | Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Партии и движения. Многопартийность. | комбинированный | Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Партии и движения. Многопартийность | Знать: активное, пассивное избирательное право, электорат, выборы, референдум Знать: политическая партия, партия массовая и кадровая, партии правящие и оппозиционные, общественные движения, институты гражданского общества, многопартийность | Тестовые задания по теме | ||
20 | Решение теста по теме «Политика» | Применять знания при решении тестовых заданий | |||||
Тема 5. Право (8ч.) | |||||||
21 | Право. Нормы права. Отрасли права. | комбинированный | Право. Нормы права. Отрасли права. | Знать: право, отличия права от других социальных норм, норма права, отрасли права: конституционное, гражданское, уголовное, семейное, административное, процессуальные отрасли | Тестовые задания по теме | ||
22 | Конституция – основной закон государства. | комбинированный | Конституция – основной закон государства. | Знать: Конституция – основной закон государства, основы конституционного строя в РФ | Тестовые задания по теме | ||
23 | Законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ. Местное самоуправление. | комбинированный | Законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ. Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный суд | Знать: законодательная власть в РФ по Конституции, исполнительная власть в РФ, высшая судебная власть; полномочия Президента РФ Практическая работа с текстом Конституции РФ | Тестовые задания по теме | ||
24 | Международное гуманитарное право. Права ребенка. | комбинированный | Международное гуманитарное право. Права ребенка. | Знать: международное гуманитарное право и права человека; Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка | Тестовые задания по теме | ||
25 | Гражданское общество и правовое государство. Решение теста ОГЭ | комбинированный | Гражданское общество и правовое государство | Знать: правовое государство, гражданское общество Применять знания при решении тестовых заданий | Тестовые задания по теме | ||
26 | Преступление. Уголовная ответственность. | комбинированный | Преступление. Уголовная ответственность | Знать: правонарушение, преступление, проступок, виды юридической ответственности | Тестовые задания по теме | ||
27 | Виды юридической ответственности. Административный проступок. | комбинированный | Виды юридической ответственности Административный проступок. | Знать: правонарушение, преступление, проступок, виды юридической ответственности Знать: виды административных проступков | Тестовые задания по теме | ||
28 | Правоохранительные органы. Решение теста ОГЭ | комбинированный | Правоохранительные органы. | Знать: правоохранительные органы Применять знания при решении тестовых заданий | Тестовые задания по теме | ||
Тема 6. Культура (3ч.) | |||||||
29 | Понятие культура. Духовная жизнь общества. Образование, самообразование. Искусство, его виды, место в жизни человека. | комбинированный | Понятие культура. Духовная жизнь общества. Пути получения образования. Тенденции в развитии образования. Искусство, его виды, место в жизни человека | Знать : культура, духовная жизнь общества, образование, ступени школьного образования, самообразование Знать: искусство, виды | Тестовые задания по теме | ||
30 | Наука и религия в современном мире. | комбинированный | Наука в современном обществе. Религия, ее роль в обществе. | Знать: наука, религия, монотеизм, политеизм, фетишизм, анимизм, тотемизм, буддизм, христианство, ислам | Тестовые задания по теме | ||
31 | Мораль, основные ценности и нормы. Гуманизм, патриотизм, гражданственность. | Комбинированный | Мораль, основные ценности и нормы. Гуманизм, патриотизм, гражданственность | Знать: мораль, гуманизм, патриотизм, гражданственность | Тестовые задания по теме | ||
32 | Решение заданий различных типов | Применять знания при решении тестовых заданий | Тестовые задания по теме | ||||
33 | Решение заданий различных типов | Применять знания при решении тестовых заданий | Тестовые задания по теме | ||||
34 | Решение заданий части С | Комбинированный | Применять знания при решении тестовых заданий | Тестовые задания по курсу | |||
35 | Решение заданий части С | Применять знания при решении тестовых заданий | Тестовые задания по курсу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...
Рабочая программа спецкурса «Сложные вопросы современного обществознания»
Цель курса «Сложные вопросы современного обществознания»: освоение системой обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки...
Рабочая программа спецкурса по обществознанию «Подготовка к ОГЭ» 9 класс (17 часов)
Настоящая рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» обучающихся 9 класса составлена на основе Федерального к...
Рабочая программа спецкурса по обществознанию 10 класс «Подготовка к ЕГЭ» (17 часов)
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ являет...
Рабочая программа спецкурса "Эрудит" (обществознание, экономика, право)
Программа курса призвана повысить интерес к изучению предметов социально-гуманитарного цикла и предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке участников олимпиадного движения по пр...
рабочая программа спецкурса "Практикум подготовки к ЕГЭ по обществознанию"
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Программа составлена с учетом личного опыта...