Конституция - история российской демократии
статья по обществознанию (11 класс)
Краткий очерк развития демократии в России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_konstitutsii_osnova_demokratii.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
История Конституции – основа демократии в России
66 лет назад, именно 11 ноября в своем выступлении в палате общин Уинстон Леонард Спенсер Черчилль произнес очень интересные слова: «Демократия — наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени». Действительно на протяжении многих столетий человечество вело поиск оптимальной, формы существования государства. В современном мире в процессе упорной борьбы за лидерство демократия все чаще одерживает уверенную победу. Так что же такое – демократия?
Демократия (греч. dеmokratía, буквально — народовластие, от dеmos — народ и krátos — власть), форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Свое начало она берет своё начало в Древней Греции и Древнем Риме, традициях средневековых городов-государств и развитии представительных органов власти в Европе и некоторых британских колониях в новое время. В античных городах-государствах верховной законодательной, исполнительной и судебной властью обладало собрание, включающее в себя всех граждан. Это было возможно потому, что население этих городов редко превышало 10000 человек, а женщины и рабы не имели политических прав. Граждане имели право занимать различные исполнительные и судебные должности, некоторые из которых были выборными, а другие назначались по жребию.
В средневековой Европе ключевую роль в зарождении принципов демократического правления сыграли концепции религиозного, естественного и обычного права как ограничений произвола власти. Большое значение имело распространение практики, когда монархи стремились получить одобрение своих распоряжений со стороны различных сословий. Съезды представителей этих сословий были прообразами современных законодательных собраний.
Эпоха просвещения, Американская и Французская революции стимулировали интеллектуальное и общественное развитие, в особенности развитие представлений о гражданских правах и политическом равенстве. Начиная с XIX века, собрания депутатов, избранных на свободных выборах, стали центральными институтами демократического правления. Во многих странах демократия также стала включать состязательность избирательного процесса, свободу слова и верховенство права.
До XX века демократия предполагала, что полноправным гражданством обладает меньшинство населения, в то время как остальные фактически исключены из процесса принятия политических решений. К началу XXI века всеобщность выборов получила мировое признание как один из важнейших критериев демократии.
На сегодняшний день число функционирующих демократических режимов в мире является самым большим за всю историю. По мнению ряда политологов, на рубеже XXI века демократические институты в более трети стран мира были сравнимы с институтами старейших демократий.
Непременным условием существования демократии является наличие Конституции – основного закона государства, важнейшего документа, определяющего основные моменты жизни государства. Ныне действующая Конституция Российской Федерации открывается преамбулой, то есть вводной частью, предшествующей тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако, она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание.
Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого акта для дальнейшего развития государства и общества. В этом и проявляется главный признак демократии – народовластие.
Интересно, что изначально «конституциями» от латинского «constitutio» (установление, построение) назывались указы римских императоров. Так нет ли здесь противоречия? Оказывается нет. Римляне обосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народ посредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю свою власть. Принцепс пожизненно воплощает в себе волю народа.
Идея о даровании первых Конституционных проектов «сверху», прослеживается и в России. Документы конституционного содержания появляются здесь в первой половине XVIII века.
В 1730 году Дмитрий Михайлович Голицын попытался ввести в России конституционную монархию, ограничив власть Анны Иоанновны «кондициями, однако полноценная конституция не была введена.
В 1773 году была предпринята вторая попытка - дипломат Никита Иванович Панин и литератор Денис Иванович Фонвизин попытались осуществить переворот, возвести на престол царевича Павла Петровича и ввести в России конституцию. В этом проекте прослеживались черты демократического устройства: политические свободы (правда сначала только для дворянства), выборность Верховного Совета, наличие органов местного самоуправления дворянские собрания, губернские, уездные, которым предоставлялось право совещаться в общественных интересах и местных нуждах), разделение властей (законодательная власть – Сенату, исполнительная – императору). Заговор был раскрыт, текст Конституции был уничтожен, но его авторы не подверглись репрессиям со стороны Екатерины II.
Александр I, в начале своего царствования имевший идею о введении Конституции в России, в итоге от нее отказался и даровал Конституцию только Царству Польскому в 1815 году. Русское общество отреагировало на создавшуюся ситуацию созданием тайных обществ и разработкой уже в их недрах конституционных проектов. Проекты, предлагавшиеся декабристами были разнообразны, от умеренных («Конституция» Никиты Муравьева), до радикальных («Русская правда» Павла Пестеля). Однако в них можно найти и общие черты – освобождение крестьян, выборность некоторых государственных органов, разделение властей. Осуществление своих идей декабристы видели также во введении Конституции «сверху», точнее о ее даровании.
Манифест 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» продолжает эту линию. Введение гражданских прав и свобод, распределение единоличного права Российского Императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой исходило от монарха, как представителя народа, которому тот делегировал свою власть. Этот манифест можно считать первой российской Конституцией, так как он получил поддержку государства и стал официальным документом. Именно после введения Манифеста «17 октября», в России появляется еще один признак демократии, как политический плюрализм. Однако нерешенность некоторых вопросов, попытки царя нарушить положения манифеста привели к революциям 1917 года.
Переход власти в руки Советов, как представителей трудящегося народа, открыло новый этап в истории Конституции и демократии в России. 10 июля 1918 года была принята Конституция (Основной Закон) РСФСР. Она была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Акценты теперь были смещены в сторону трудового народа - Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав.
В 1934 году в государствах Европы усилилась угроза прихода к власти ультра-правых партий и установления их лидерами диктатуры. Эта угроза вынудила коммунистические партии сблизиться с социалистическими партиями, это в свою очередь вынудило коммунистические партии отказаться от требования передачи власти рабочим советам и признания ими необходимости сохранения власти парламентов. Это в свою очередь дало основания для отказа от системы советов рабочих и крестьянских депутатов и создания постоянного парламента. Решение о составлении новой конституции было принято XVI Всероссийским Съездом Советов рабочих и крестьянских депутатов и она была принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР».
Конституция 1937 года учреждала в стране постоянный парламент - Верховный Совет России состоящий из одной палаты, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет, без различия пола, религии и национальности, сроком на 4 года. Верховный Совет принимал законы, устанавливал размеры налогов и пошлин, принимал государственный бюджет. Провозглашая Верховный Совет высшим органом государственной власти конституция 1937 года имела оговорку что Верховный Совет осуществляет все полномочия кроме тех полномочий которые предусмотрены конституцией за Президиумом Верховного Совета и Советом Народных Комиссаров. При этом Верховный Совет, вопреки формальному конституционному положению фактически не являлся единственным законодательным органом - Президиум Верховного Совета мог издавать указы и давать толкование законов. Постоянными представительными органами местного самоуправления становились советы депутатов трудящихся, избираемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет сроком на 2 года. Заседания совета депутатов трудящихся вели председатель совета депутатов трудящихся и секретаря совета депутатов трудящихся, избираемые советом депутатов трудящихся. С момента принятия Конституции 1937 года существовали следующие уровни местной власти - областной уровень (областные советы депутатов трудящихся и областные исполнительные комитетов), районный уровень (районные советы депутатов трудящихся и районные исполнительные комитеты), сельский уровень в крупных сёлах и посёлках (сельские советы депутатов трудящихся и сельские исполнительные комитеты, в городах - городские советы депутатов трудящихся и городские исполнительные комитеты, в посёлках - поселковые советы и поселковые исполнительные комитеты), сельский уровень в мелких сёлах (сельские собрания и сельские комитеты, в городах уличные собрания и уличные комитеты, у крупных улиц - квартальные собрания и квартальные комитеты, в средних сёлах не имевших исполнительных комитетов, разница между сельским советом и сельским комитетов только в обязательности решений). Несмотря на то что прилагательное "советская" осталось в названии российского государства (при этом Россия теперь называлась не Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой а Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой) советы рабочих и крестьянских депутатов не были предусмотрены Конституцией России 1937 года, выборы в них больше не проводились, а съезды советов рабочих и крестьянских больше не созывалась, заседания Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета советов рабочих и крестьянских депутатов и его президиума также больше не собирались, а выборы в него не проводились. Формально декларировалась правопреемственность советов депутатов трудящихся советам рабочих и крестьянских депутатов.
Конституция 1977 года с своей преамбуле оценила исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после Октябрьской революции и дала характеристику советского общества как «развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму». Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества. Статья 1 обозначала, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций: в Конституции 1936 года ВКП(б) была «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 126), а в Конституции 1924 года не упоминалась вовсе. О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51). В 90-е годы, в связи с демократическими преобразованиями в стране в Конституцию был внесен ряд поправок: установлена многопартийная система, внесен текст Декларации о государственном суверенитете, расширены права органов местного самоуправления.
В связи с конституционным кризисов и распадом СССР 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования была принята новая Конституция. Она закрепила все основные принципы построения демократического общества: приоритет прав и свобод человека и гражданина, признание народа – основным источником власти, принцип разделения властей и политический плюрализм.
Для того, чтобы эти принципы нашли не только свое документальное закрепление, но и реальное воплощение, России пришлось проделать трудный пусть постепенного строительства демократии: начиная от идеи получения Конституции свыше и заканчивая принятием этого документа всем Российским народом.
Плакат 1917 года, изображающий Россию послеФевральской революции и США как союзников
Эпоха просвещения, Американская и Французская революции стимулировали интеллектуальное и общественное развитие, в особенности развитие представлений огражданских правах и политическом равенстве[11][12]. Начиная с XIX века, собрания депутатов, избранных на свободных выборах, стали центральными институтамидемократического правления. Во многих странах демократия также стала включатьсостязательность избирательного процесса, свободу слова и верховенство права. В
Демократия как форма правления известна нам с глубокой древности.
Конституция является Российской Федерации открывает преамбула, то есть вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако, она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание.
Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого акта для дальнейшего развития государства и общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка к уроку по истории"Расцвет демократии в Афинах"
Разработка содержит презентацию и конспект урока...
Урок истории "Зарождение демократии в Афинах"
Презентация и конспект к уроку истории в 5 классе...
История российских немцев. Переселение, миграция российских немцев на территории Сибири в XVIII-XXI столетиях.
В процессе многолетнего изучения и преподавания немецкого языка возникает закономерный вопрос: каким образом немецкий язык распространился на территории Госсударства Российского и, в частности, ...
Конспект урока по истории "Римская демократия"
Конспект выполнен в форме технологической карты и соответствует требованиям ФГОС...
Открытый урок в 5 классе по истории "Афинская демократия при Перикле"
технологическая карта...
Разработка урока по истории: "Афинская демократия" (5 класс)
Разработка урока для 5 класса...
Областная акция "История Конституции - история страны"
Викторина "Россия - Родина моя", посвящена юбилейной дате - 30-летию со дня принятия всенародным голосованием Конституции Российской Федерации....