Открытый урок в 5 классе по истории "Афинская демократия при Перикле"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
технологическая карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_afinskaya_demokratiya.doc | 116.5 КБ |
afinskaya_demokratiya_perikl_2.pptx | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА | |
Учитель | Седова Эмма Львовна |
Предмет | История Древнего мира |
Тема: | АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ПРИ ПЕРИКЛЕ |
Класс(ы): | 5 |
Тип урока: | Комбинированный |
Цель урока | Расширение и дополнение знаний учащихся о демократии в Древней Греции. |
Задачи урока: | Образовательные: усвоение учащимися достижений античной демократии в период правления Перикла Развивающие: способствовать развитию умений работать с текстом и документами, формулировать выводы Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: углубление знаний учащихся об античной демократии; знание основных составляющих демократии при Перикле: гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор, оплата работы выборных должностей. Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала, осмыслить опыт демократического устройства в Афинах. Метапредметные: Регулятивные УУД. Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
Содержание изучаемой темы | Афинская демократия в V веке до н.э., Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии, выборы на общественные должности в Афинах, оплата работы на выборных должностях, полномочия и роль народного собрания. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. |
Основные понятия | демократия, гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор. |
Межпредметные связи | Обществознание, |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Орг. момент |
|
| Быстрое включение в деловой ритм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания | 1.Проверку знаний рекомендуется провести в виде задания «Историческая разминка». | 1.Выполняют задания. | Познавательные УУД: Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Коммуникативные УУД: Умение работать в группе. Регулятивные УУД: Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. | 1. Кому принадлежат следующие слова: «Мать черна земля многострадальная, С которой сбросил я позорные столбы, Рабыня раньше, а теперь свободная» Солон. 2. Вспомните, какова заслуга Солона? 3.Что такое демократия? 4.Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия. 5.На слайде презентации изображение Солона и Перикла Вопрос: – Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время? Правильно, ребята, эти два имени связаны с развитием демократии, зарождение демократии связано с именем Солона, а вот расцвет с именем Перикла. 6. Какая будет тема урока? АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ПРИ ПЕРИКЛЕ Запишите тему урока: | 1.Солон (594г.д.н.э.) 2.Законы Солона заложили в Афинах основы демократии 3.Власть демоса 4.-Отмена долгового рабства –участие демоса в управлении государством: – в Народном собрании участвуют все граждане (свободные афиняне); – судьи избирались из числа всех граждан.
Записывают тему урока | Познавательные УУД: отбор необходимой информации из ранее изученного материала, выдвижение гипотез. Регулятивные УУД: самооценка качества выполнения заданий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание. | А сейчас, ребята, предлагаю сформулировать цели изучения темы в виде вопросов, на которые надо получить ответы в результате работы на уроке. Направляет и помогает учащимся в формулировке вопросов. 1.Углубить знания об античной демократии 2.Деятельность Перикла
| Формулируют вопросы: - Что означает расцвет демократии? -Какие события позволяют делать такие выводы? - Кто такой Перикл? Каким он был человеком? Что он сделал для расцвета демократии? Какова его роль в истории? | Познавательные УУД: выделение необходимой информации, анализ, сравнение, классификация обобщение фактов и явлений. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, ориентироваться в информационном потоке. Регулятивные УУД: выбор способа решения задания, определение последовательности действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное усвоение новых знаний. | 1.– В трагедии поэта Эсхила "Персы" хор, отвечая на вопрос: "Кто же над афинянами господин?", поёт: "Не рабы они у смертных, неподвластны никому!" Вопрос: Чем гордились афиняне? -Действительно, в Персии власть принадлежала царю, он распоряжался жизнью и смертью своих подданных, поэтому греки считали их рабами царя. ВОПРОСЫ: А кто управлял Афинами, как назывался этот орган? Народное собрание – Пользуясь текстом учебника, заполним схему «структура Народного собрания» (слайд № 14) – Кто участвовал в Собрании? – Как часто собиралось Народное собрание для решения государственных дел? Где собиралось? –Кого выбирало Собрание? –Как выбирало? 2.Пользуясь текстом учебника на стр. 182-184 заполните схему «Функции (задачи) Народного собрания». – Какие функции выполняло Народное собрание? Кто такой стратег? Стратег- (греч. στρατηγός — воевода, военачальник, полководец, от στρατός —войско и ἄγω — вести, веду). Знаменитым стратегом афинского народа на протяжении нескольких десятилетий был Перикл. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на главную в Афинах должность первого стратега. С 443г.д.н.э.-428 г.д.н.э. – Перикл был главным стратегом СЕЙЧАС МЫ ПОСМОТРИМ, КТО ЖЕ ТАКОЙ ПЕРИКЛ Работа по группам. Оценивается в группе: 1.Выполнение задания 2.Выступление (кратко, точно, не выходили за рамки установленного времени). 3.Ответили на дополнительный вопрос 4. Поведение (не шумели во время обсуждения, не мешали другим отвечать) Задания для групп 1 группа. Характеристика Перикла. Приложение №2 («Сравнительные жизнеописания» Плутарха). Приём «Инсерт, или условные значки» (работая с текстом документа, учащиеся делают пометки над словами, которые можно отнести к характеристике Перикла). 2 группа Приложение №3 Прочитать учебник стр. 192. О каких качествах Перикла говорит этот отрывок? Дополняют ответ первой группы Дополнительный вопрос Как талант Перикла помог ему? 3 группа Деятельность Перикла и его вклад в развитие города Афины. Приложение №4 1.Что делал Перикл для развития города? (стр.192) 2.А какие изменения в управление Афинами внес Перикл? ( п.2 стр. 193) 3. Какое это имело значение? ( п.2 стр. 193) Дополнительный вопрос от учителя или от других групп. Кто был недоволен принятием такого закона и почему? 4 группа. Друзья Перикла Приложение №5
Дополнительный вопрос от учителя или от других групп. Как вы считаете, почему друзья помогали Периклу? 5 группа. Враги Перикла. Приложение №6 Прочитать стр. 195 Кто были враги Перикла? Кого обвиняли враги Перикла
Дополнительный вопрос от учителя или от других групп. Как поступал Перикл, если его друзей обвиняли? О чем говорят его действия? Этапы: 1)объяснить задания по группам и его выполнение учениками в группе. 2)выступление с сообщениями представителей от групп, проверка по слайдам 18-22 | Тем, что они свободный народ, принимают участие в управлении государством. Демос, Народное собрании. Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами Заполняют схему: Заполняют схему Проверяют схему по ходу ответа учеников Тайным голосованием – подачей белых или чёрных камешков – собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной, утверждало расходы стратегов Стратег руководил войском и флотом, переговоры с другими государствами. Запись в тетрадь Предполагаемые ответы: 1 группа Характеристика Перикла: он был человеком спокойным, обладал выдержкой, целеустремлённый, неподкупный, бескорыстный, осторожный. 2 группа. Хороший оратор- умел выступать перед гражданами, произносить речи. Ответ на доп. вопрос. Когда его обвинили в растрате и отдали под суд, смог убедить граждан в целесообразности траты денег. 3 группа 1.В Афинах возводились храмы, портики, статуи 2.Впервые была введена плата за исполнение выборных должностей. 3. Должности могли занять и беднейшие граждане Ответ на доп. вопрос. Знать, богатые, так как раньше только богатые могли позволить себе занимать эти должности, бедным надо было работать. 4 группа.
Ответ на доп. вопрос. Заботились о развитии государства, ценили дружбу с Периклом 5 группа Враги - знать Обвиняли самого Перикла и его друзей: Перикла в неумелой трате громадных денег, Анаксагора - не верил в бога, Фидия - утайка золота Своих друзей не давал в обиду, даже если его враги пытались их оклеветать. | Познавательные УУД: осмысление прочитанной информации, выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: произвольное внимание, определение последовательности действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичная проверка понимания | Задание «Проверь себя».
|
| Познавательные УУД: выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, ориентироваться в информационном потоке. Регулятивные УУД: Выделение учащимися того, что уже усвоено, самооценка качества выполнения заданий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление | Давайте вернемся к проблемным вопросам, поставленным в начале урока Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин | Плата за выборные должности Выборные должности могли занимать все граждане. Важнейшие вопросы решало народное собрание Строительство храмов, портиков, скульптур | Познавательные УУД: Осознанно строить речевое высказывание в устной форме; обосновывать и доказывать своё мнение. Коммуникативные УУД: Участвуют в коллективном обсуждении. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока. Рефлексия. | Выставляются оценки и за проделанную работу на уроке ПРИЕМ « Синквейн» Учитель предлагает каждому ученику сделать вывод по уроку, продолжив предложения: На уроке я узнал? На уроке я познакомился? Я понял, что? Учитель: Достигнуты ли те цели, которые ставили на урок? Ребята, как вы считаете, стиль общения на нашем уроке можно назвать демократичным? Дайте краткое объяснение. | Предполагаемый ответ: Перикл. Я узнал о развитии демократии при Перикле. Я познакомился с Периклом… Я понял, что демократия при Перикле достигла расцвета. Ученики отвечают. | Познавательные УУД: выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: Позитивно относиться к процессу общения. Регулятивные УУД Выделение учащимися того, что уже усвоено, самооценка качества выполнения заданий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание. | П.40 вопросы и задания стр. 194 По желанию, подготовить сообщение о друзьях Перикла | Записывают в дневниках | Познавательные УУД: выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: ориентироваться в информационном потоке. Регулятивные УУД определение последовательности действий при выполнении заданий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Орг. окончание урока | Орг. окончание урока | Орг. окончание урока |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Историческая разминка Расстояние от Афин до Марафона. Эллада – это…? Как назывался боевой строй афинских воинов в Марафонской битве? Как называлось главная площадь Афин? Назовите главный порт Афин?
Историческая разминка На каком полуострове находится Греция? Кто автор поэмы « Одиссея» и «Илиада»? Главный бог в греческой мифологии? Объясните полис – это…? Как назывался греческий военный корабль?
Как афиняне называли управление в своем полисе? Что означает демократия в переводе с греческого? Из кого состоял демос?
Кто и когда заложил основы демократии в Афинах? Какие преобразования осуществил Солон?
1 .Отменил долговое рабство. 2 .Регулярный созыв Народного собрания, в котором могли участвовать все свободные афиняне - они назывались граждане. 3.Все афинские граждане получили право присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьей. 4.Богатые выходцы из демоса могли занять должность архонта.
« Мать черная , земля многострадальная , С которой сбросил я позорные столбы , Рабыня раньше , а теперь свободная …» СОЛОН
Население Аттики в V веке до н. э. Рабы- чужеземцы Свободные люди Граждане (аристократы и демос Переселенцы (метеки)
Проблема Можно ли Афинскую государство во времена Перикла считать образцовым?
443 г. до н.э. – Перикл избран стратегом
Перикл был величайшим государственным деятелем Греции. Перикл принадлежал к знатному роду. Природа щедро наградила Перикла. Стройный, крепкий телом, он обладал к тому же проницательным умом. Его стремление учиться в полной мере могло быть удовлетворено в Афинах, ставших центром притяжения лучших умов со всей Греции. Перикл получил воспитание у прославленных учителей музыки, риторики, философии, в том числе у Анаксагора, который стал его другом.
Народное собрание Казна Законы Война Мир 3-4 раза в месяц на пологом холме место народных собраний Стратег на 1 год Военачальник, руководил войском и флотом, ведал отношениями с другими государствами Чем занималось Народное собрание
ФУНКЦИИ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ 1. 5. 4. 3. 2.
ФУНКЦИИ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ Выбирало стратега 5. Распоряжалось казной 4. Утверждало м ирные договоры 3. Объявляло войну 2. Принимало законы
Реформа государственного управления, проведенная Периклом В отличие от стратегов претенденты на другие должности выбирались жребием. В начале должности были бесплатными и их занимали только богачи. Перикл, бывший стратегом 15 лет, провел реформу, и теперь за исполнение должности платили жалование. Выборы. Миниатюра на древнегреческой вазе.
Перикл и его друзья Аспасия - жена Геродот Сократ Скульптура работы Фидия.
Положительные и отрицательные стороны афинской демократии Власть народа, равноправие граждан Жребий при голосовании (должность может занять недостойный) Отчетность должностных лиц Плата за исполнение должностных обязанностей Законы защищали только граждан Женщины не участвовали в управлении Афинами Должности выборные Граждане – меньшинство населения Афин Бондарь Ирина Михайловна
1. Перикл начал управлять в Афинах: А) в 420 г. до н. э. Б) в 443 г. до н. э. В) в 476 г. до н. э. 2. Перикл занимал высшую должность: А) 5 лет Б) 10 лет В) 15 лет 3. Перикл происходил из семьи: А) аристократа Б) торговца В) ремесленника 4. Перикл думал: А) о покорении персов Б) о могуществе Афин В) о создании мощного войска 5. По предложению Перикла в Афинах: А) платили за государственную службу Б) строили водопроводы В) обучали женщин в школе Проверь себя
Народное собрание Стратеги Совет пятисот Народный суд Рассмотрение судебных дел и вынесение решений Обсуждение предложенных законов, наблюдение за порядком в городе Объявление войны, заключение мира, утверждение законов, распоряжение казной Руководство войском и флотом, ведение переговоров с другими государствами Задание. С помощью стрелок соотнесите органы управления и функции, которые эти органы выполняют.
Вывод: Во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром.
Синквейн про Перикла. Перикл Знаменитый, древнегреческий Атаковал, совершал, боролся Афинский государственный деятель Стратег
Домашнее задание. Параграф 40 прочитать, ответить на вопросы, сочинить синквейн про Перикла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”
Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»
Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....
Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".
Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....
Открытый урок по обществознанию по теме "Демократия, ее основные ценности и признаки"
Методическая разработка будет полезна преподавателям истории...