Разработка урока по истории: "Афинская демократия" (5 класс)
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Разработка урока для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_5kl_afinskaya_demokratiya.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Сергиево – Посадского района, д. Березняки
Открытый урок по истории Древнего мира
в 5 классе на тему:
«Афинская демократия при Перикле»
Учитель истории и ОПК
Гречнева Любовь Викторовна
Тема урока:
«Афинская демократия при Перикле».
Тип урока: «Урок открытия новых знаний».
Цель урока:
− углубить знания учащихся об античной демократии в правлении Перикла;
− продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.
Планируемые результаты:
А) предметные:
- научиться овладевать целостным представлением о предмете;
- изучать и систематизировать информацию, формировать собственные гипотезы, выводы.
Б) метапредметные УУД:
− коммуникативные:
- слушать и слышать друг друга;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
− регулятивные:
- самостоятельно выделять и формировать познавательную цель;
- искать и выделять необходимую информацию
− познавательные:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
− личностные:
- формирование стартовой мотивации к изучению нового материала.
Технология здоровье сбережения: педагогики сотрудничества, развивающего обучения, исследовательских навыков, критичности мышления.
Виды деятельности:
− формирование умений построения и реализации новых знаний;
− умение пересказывать близко к тексту (2-е учащихся);
− работа в рабочих тетрадях (2-е учащихся);
− работа в тестовых тетрадях (2-е учащихся);
− составление рассказа по картине (1 учащийся);
− рабата с картой у доски - проверка знаний (1 учащийся);
− работа с текстом учебника (весь класс);
− составление блок-схем (весь класс);
− умение обобщать и делать выводы (индивидуальные отв.);
− игровой прием (весь класс);
− мозговой штурм (индивидуальные ответы учащихся);
− чтение вслух (отработка и закрепление техники чтения.
Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.», картины: «Греческий театр», «Народное собрание».
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний по теме «Культура Древней Греции». Опрос класса по вопросам:
- Назовите тему нашего предыдущего урока.
- Откройте учебник и повторите.
- Составление устного рассказа у доски по картине «Греческий театр».
- Индивидуальные задания в рабочей тетради.
- Индивидуальное задание в тестовых тетрадях.
- Чем занимались мальчики из зажиточных семей до семи лет?
(Гоняли обруч или мяч, строили домики из глины, лепили из воска фигурки людей и животных).
- Что означает слово педагог с древнегреческого языка? (Сопровождающий ребенка).
- В чем состояла их обязанность и кем они были?
(Педагог водил мальчика в школу, нес его принадлежности и музыкальные инструменты. Дома он обучал его хорошим манерам).
- Индивидуальный рассказ учащегося о занятиях в школе.
- Какую школу начинали посещать мальчики, когда им исполнялось двенадцать лет и чем они там занимались?
(Начинали посещать палестру, занимались гимнастикой, борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска).
- Сравните обучение в афинской школе и в нашей, что вам нравится, а что нет и почему?
- Почему в афинских школах учили только мальчиков, а сейчас всех учат?
(Считалось, что женщина должна владеть только домоводством).
- Где взрослые афиняне могли пополнять свои знания? (Посещали одну из трех гимнасиев).
- Проверка рассказа учащегося по картине.
- Оценки учащимся.
- Переход к изучению новой темы.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с афинской демократией при Перикле, узнаем, какими вопросами занималось народное собрание в Афинах, как распределялись должности.
- Ребята, вспомните, кто заложил основы демократии в Афинах? (Это был Солон).
- Дайте определение понятию демократия? (Власть народа).
- Какие преобразования совершил Солон в Афинах? (Отменил долговое рабство, выкупил всех граждан, в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин, могли присутствовать на судебном заседании).
- Рассказ учителя. (В V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Афиняне считали, что любой гражданин – богат он или беден, знатен или не знатен – способен участвовать в управлении государством).
- Власть в Афинах принадлежала демосу. В Народном собрании участвовали граждане, мужчины начиная с двадцатилетнего возраста. Для решения государственных дел они собирались 3-4 раза в месяц на пологом холме в западной части города. (Приходили ремесленники и торговцы, гребцы и лодочники, земледельцы, если сельские работы не были в разгаре).
- Давайте рассмотрим картину «Народное собрание в Афинах». Мы видим, как поднятием рук собрание выбирало десятерых стратегов сроком на год. Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами. Пятнадцать раз, начиная с 443 года до н. э. Собрание выбирало Перикла первым стратегом.
- Работа учащихся с таблицей:
А) Прочитать текст.
Б) Ответить на вопрос:
− чем занималось Народное собрание в Афинах? (Выбирало стратега,
принимало законы, объявляло войну, утверждало мирные договоры,
распоряжалось казной).
В) Заполнить таблицу (схема на доске).
- Рассказ учителя об обвинение Перикла.
- Ребята, а как вы думаете, какие еще должности существовали в Афинах? (Судьи, сборщики налогов, смотрители рынка). Обычно на одну и ту же должность претендовало много желающих. Поэтому тянули жребий: кому достанется белый боб, тот и считается избранным.
Игровой момент
Учащиеся выбирают себе должности и тянут боб.
- Ребята, а как вы думаете, почему стратега выбирали поднятием рук, а не по жребию? (Афиняне считали, что не каждый человек обладает талантом полководца).
- Занятие должностей было почетным, и никакой оплаты за это первоначально не полагалось.
- А как вы думаете, какие слои населения будут не заинтересованы в этих должностях и почему? (Беднейшие слои т. к. им необходимо зарабатывать себе на жизнь). Поэтому по предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам платили деньги. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.
- Учащиеся читают раздел «Перикл, его друзья и враги».
- Рефлексия.
1. Кто из жителей Афин обладал правом участвовать в управлении государством?
2. Кто таким правом не обладал?
3. Как звали самого знаменитого вождя афинского демоса?
4. Какую государственную должность он занимал много лет?
5. В чем состояли его должностные обязанности?
6. Кому из граждан было выгодно введение платы за исполнение выборных должностей?
Домашнее задание:
1. Подготовить сообщения об Анаксагоре, Геродоте, Сократе, Фидии.
2. П.- 40, вопросы.
3. Р. – т. № 41,42.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
разработка урока 5класс "Зарождение афинской демократии"
Конспект урока истории в 5 классе....
Методическая разработка урока "Расцвет и закат демократии в Древней Греции"
Вариативная методическая разработка урока в рамках темы "Древняя Греция"...
Методическая разработка урока по теме " Афинская демократия при Перикле"
Методическая разработка урока по теме " Афинская демократия при Перикле".В данной разработке представлены цели и задачи урока.Различные формы опроса и закрепления нового материала в соответс...