Урок истории "Зарождение демократии в Афинах"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Гусева Татьяна Сергеевна

Презентация и конспект к уроку истории в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon solon.ppt677 КБ
Microsoft Office document icon zarozhdenie_demokratiiv_afinakh.doc180 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Открытый урок

по теме

«Зарождение демократии в Афинах».

учителя истории МОУ СОШ № 12

Гусевой Татьяны Сергеевны

Предмет:         История

Программа:    История Древнего мира. 5 класс (68 час.)

                    Программно-методические материалы. История. 5 класс.

                    М., Дрофа, 2006.

Учебник:        Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.  История древнего мира. М., 2006.  

г.  Саров

2011

Тема урока:   Зарождение демократии в Афинах.

Место урока в системе уроков:  второй урок в теме  «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование урока: доска, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», учебник Вигасина А.А. «История древнего мира», М. 2005; компьютерный мультимедийный проектор, презентация, дидактический материал (документ исторический).

Исходный уровень знаний, умений, навыков:

- ученики имеют представление о государстве. Законах, о неравенстве людей (знатные и незнатные. Богатые и бедные), о рабстве, о суде;

- умеют читать историческую карту,

- умеют оперировать историческими датами.

Цели урока:

1) Общеобразовательная:

- подвести учащихся к пониманию причин, содержания и значения преобразований Солона.

- обеспечить первичное усвоение понятий «гражданин», «демократия»;

- продолжить формирование умений анализировать ответы одноклассников;

- добиться осознания того, что такие современные понятия, как гражданство, законы, демократия, прошли долгий исторический путь развития.

2) Развивающая:

- развивать речевую активность;

- продолжить работу над формированием умений сравнивать, давать оценку исторической личности, событиям;

3) Воспитывающая:

- способствовать формированию уважения к народам древности, оставившим позитивный след в истории человечества;

- приобщать детей к таким гуманистическим ценностям, как уважение человеческого достоинства и прав человека.


Этап. время

Учитель

Ученики

Обоснование

I

Организа-

циионый

этап

1 мин.

Учитель приветствует учащихся, определяет отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание всех учащихся.

Дети приветствуют учителя, проверяют, все ли у них готово к началу урока.

Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Формирование умения себя мобилизовать, внутренне организоваться.

II

Проверка

знаний

по

домаш-

нему

заданию

12 мин.

  1. Учитель организует фронтальный опрос с помощью мультимедийного проектора:

1 Что называется полисом?

а) орган управления городом;

б) страна Греция;

в) самостоятельный город – государство в Древней Греции;

г) область в Южной Греции.

2. Кого называли демосом в Афинском полисе?

а) знать;

б) рабов;

в) должников;

г) простой народ.

3. Кого называли архонтами в Афинском полисе?

а) правителей;

б) купцов;

в) земледельцев;

г) народ.

4. Как называли совет знати в Афинском полисе?

а) демос;

б) ареопаг;

в) архонт;

г) каста.

  1. Учитель организует дифференцированную работу учащихся по карточкам и с заданиями рабочей тетради.

Задание № 21 из рабочей тетради, вып. 2

Земледельцы Древнего Египта часто запрягали в плуг не быков, а коров (более спокойными коровами легче было управлять). В Древней Греции, напротив, пахали исключительно на быках. Объясните, почему земледельцы разных стран использовали различных животных для пахоты.

Задание № 24 (1) из рабочей тетради вып. № 2:

Найдите ошибки в тексте: «Благодаря плодородным почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран».

Карточка № 1:

Выпишите недостающие слова в тексте: «В начале I тыс.до н.э. греки научились обрабатывать    …(1) После нашествия воинственных племен с севера история Греции как бы началась заново. В Греции стали возникать небольшие самостоятельные государства -     (2)

 В их состав входили –       (3)

В VIII в. до н.э. в Греции появилась новая письменность на основе                              (4) алфавита. Буквы греческого алфавита впервые в истории стали обозначать                    (5)  звуки.

Карточка № 2

Прочтите текст «Прославление труда» - отрывок из поэмы «Труды и дни» древнегреческого поэта Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.)

«Голод, тебе говорю я, всегдашний товарищ ленивца. Боги и люди по праву на тех негодуют, кто праздно жизнь проживает, подобно безжальному трутню, который, сам не трудясь, работой питается пчел хлопотливых. Так полюби же дела свои вовремя делать и с рвеньем. Будут ломиться тогда от запасов амбары. Труд человеку стада добывает и всякий достаток. Если трудиться ты любишь, то будешь гораздо милее Вечным богам, как и людям: бездельники всякому мерзки! Нет никакого позора в работе: позорно безделье. Если трудишься, - скоро богатым, на зависть ленивцам, ты станешь. А вслед за богатством идут добродетель с почетом.»

Какие качества людей осуждались в Древней Греции? Выделите качества человека, которые ценятся в людях и в наши дни.

3) Устный ответ ученика на вопрос: «Показать на карте территорию Афинского полиса. Определить его местоположение. Охарактеризовать природные условия и занятия жителей».

После ответа учитель предлагает ученикам дать отзыв. Комментирует, оценивает, при необходимости задает дополнительные вопросы для проверки прочности, глубины и осознанности знаний. Учитель должен прорефлексировать свою деятельность, дать ей самооценку.

Устный ответ ученика на вопрос: «В чем причины недовольства афинского демоса в VIII – VII вв. до н.э.?»

После ответа ученикам предлагается дать отзыв. Учитель комментирует, оценивает ответы ребят. Дает самооценку своей деятельности

(окончательные выводы делает после проверки письменных заданий).

Ученики отвечают на вопросы теста с помощью специальных карточек разного цвета.

1 - в

2 - г

3 – а

4 – б

Ученики письменно на листочках или в рабочих тетрадях выполняют задания.

Примерный ответ: «Благодаря тому, что после разлива Нила на полях оставались ил и влага, почва Египта в долине Нила  была не только плодородной, но и мягкой. Это позволяло земледельцам использовать коров, которые слабее быков. Каменистая почва Аттики требовала гораздо большие усилия для пахоты, поэтому там земледельцы использовали более выносливых быков.

Примерный ответ: «В Аттике было мало плодородных почв, в основном это были каменистые почвы, на которых плохо росли зерновые культуры, поэтому хлеба не хватало, но зато на этих почвах земледельцы Аттики с успехом выращивали виноград и оливы, могли заниматься виноделием и изготовлением оливкового масла».

Примерный ответ:

  1. железо;
  2. полисы;
  3. город, поселения земледельцев, усадьбы богачей, поля, оливковые рощи, виноградники;
  4. финикийского;
  5. гласные.

Примерный ответ: «В Древней Греции осуждали лень, безделье, стремление жить за счет других. И в Древней Греции, и в наши дни в людях ценят трудолюбие, уважение к любой работе, старательность, пунктуальность.

Класс внимательно слушает отвечающих. Ребята готовятся дать устный отзыв на ответ одноклассника, пользуясь планом-памяткой для оценки устного ответа на уроках истории.

Ученик показывает на настенной карте область Аттику.

Примерный ответ: «Аттика, главным городом которой были Афины, находится в Средней Греции, в Юго-восточной части Балканского полуострова. В Аттике нет полноводных рек. В западной части Аттики расположена равнина, где можно было заниматься земледелием, выращивать ячмень и пшеницу. Вся остальная Аттика покрыта горами. На их каменистых почвах зерновые плохо росли, но можно было выращивать оливки и виноград. Оливки ели, из них делали масло, которое шло в пищу, использовалось в светильниках, в лечебных целях, в спорте. Из сока винограда делали вино, которое перед употреблением разводили водой. Природные условия Греции благоприятствовали мореплаванию, рыбной ловле. В Аттике были развиты ремесла, торговля. Греки научились обрабатывать железо, у них были кузнечные мастерские, в которых изготавливали орудия труда и оружие. В Афинах были мастерские горшечников, сапожников. Таким образом, природные условия Аттики способствовали развитию сельского хозяйства, ремесла и торговли.

Ученики рецензируют ответы одноклассника по единой схеме.

Примерный ответ: «Демос, в состав которого входили крестьяне, ремесленники, купцы – все незнатные жители Афин, как бедные, так и богатые, был недоволен тем, что не мог управлять государством наравне со знатью. Полисом управлял ареопаг, он установил законы, охранявшие жизнь и имущество знати. Эти законы, получившие название драконовских по имени архонта Драконта, предусматривали очень жестокие наказания даже за незначительные преступления. Лучшими землями владела знать. Простые земледельцы имели небольшие участки с каменистой почвой. Частые неурожаи, вызванные засухой, приводили их к долговому рабству. Таким образом, злоупотребление знати властью вызывало недовольство демоса, который хотел отмены долгового рабства, передела земли и участия в управлении Афинами.

Ученики дают рецензию на ответ по схеме.

Проверка правильности выполнения  домашнего задания  классом, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, навыках, умениях. Мотивировать силы и способности учеников, формировать способность самооценки и самоконтроля.

Коллективная познавательная деятельность всех учащихся, в результате которой знания всего класса совершенствуются, у  части учащихся аттестуются.

Развитие индивидуальных способностей.

Развитие умения сравнивать, сопоставлять.

Развитие умения доказывать и опровергать.

Развитие смысловой памяти, отработка новых понятий.

Формирование уважения к позитивным человеческим качествам.

Развивается умение анализировать ответы товарищей. Развивается внимание и память. Улучшаются знания учащихся, слабо приготовивших урок дома. Осуществляется активное обучение устной речи. Развитие навыков монологической речи. Развитие произвольного внимания. Развитие слуховой памяти. Закрепление умений работы с исторической картой.

Развитие самоконтроля и самооценки, чувства товарищества. Обеспечивается полнота знаний в результате дополнений.

Развитие навыков монологической речи и мышления, правильного воспроизведения своих знаний.

Развитие произвольного внимания, слуховой памяти.

Повышение прочности знаний.

Обучение принципам отбора наиболее важного.

Развитие чувства товарищества, самоконтроля, самооценки.

Обеспечивается полнота знаний в результате дополнений.

III Этап подготов-ки учащихся к активному и сознатель-ному усвоению нового материала

4 мин.

Большую часть демоса составляли бедняки, но среди них были те немногие, кто разбогател и не хотел уже мириться со своим положением.

В чем выражалось недовольство богатых слоев демоса нам продемонстрируют ребята, подготовившие небольшую сценку из жизни Афин VI в. до н.э.

Чем недоволен афинский владелец кораблей, купец Дракил? Что он хочет изменить?

Итак, и богатые и бедные люди из демоса хотели, чтобы власть в Афинах принадлежала не только знатным, но и простому народу.

Власть народа называется демократией.

Большинство современных государств, в том числе и Россия, являются демократическими.

Тема нашего урока: «Зарождение демократии в Афинах».

Появление демократии в Афинах связано с одним из величайших мудрецов древности - Солоном.

Наша задача сегодня выяснить, действительно ли благодаря преобразованиям Солона в Афинах стала устанавливаться демократия.

Для решения этой задачи мы будем следовать плану:

  1. Архонт Солон.
  2. Реформы Солона.
  3. Значение реформ Солона.

Ученики слушают учителя.

Двое ребят показывают небольшую сценку:

- Интересно, чей это корабль входит в гавань?

- Охотно отвечу тебе, Марилад! Это мой корабль, как и те два, что готовы к отплытию, так как уже заполнены амфорами с оливковым маслом и вином. На моих складах много товара и подходящий к пристани корабль тоже скоро будет наполнен и отправлен в путь.

- Ах, это ты, Дракил! Мне с тобой некогда разговаривать, я спешу на заседание ареопага.

- Марилад, я тоже хотел бы войти в состав ареопага, ведь я богаче тебя и не хуже тебя знаю, какие законы надо записать и как надо судить!

- Да ты, Дракил, не понимаешь о чем говоришь! Ты стал богатым, а знатным нужно родиться! Я напомню тебе, что твой дед был простым мужиком и гнул спину на моего деда! А кто был твой прадед, ты и сам не знаешь! А мои предки известны всей Аттике, мы ведем свой род от самих богов! Поэтому только мы, благородные, можем управлять Афинами!

_ Это неправильно! Пора менять старые порядки!

Примерный ответ:

«Он хочет участвовать в управлении страной».

Ученики слушают учителя.

Смотрят презентацию.

Ученики записывают в рабочие тетради число, тему урока.

Ученики записывают план урока в тетрадь.

Организация целенаправленной познавательной деятельности учащихся.

Подготовка и усвоение нового материала.

Повышение уровня осмысление нового материала.

Отработка навыка применять полученные знания в новых ситуациях.

Развитие наглядно-образного мышления.

Эмоциональное восприятие, включение воображения. Создание исторически наглядной картины Древних Афин.

Развитие познавательного интереса к предмету.

Формирование творческого мышления.

Формирование умения обобщать, сравнивать.

Актуализация знаний, создание мотивации.

Связь с современностью.

Постановка проблемы.

Развитие зрительной, кинестетической памяти.

IV Этап

усвоения новых знаний.

1. Сообще-

ние ученика

4 мин.

2. Работа с докумен-

том

4 мин.

3. Самосто-ятельная работа учащихся

с текстом учебника по группам

10 мин.

Решение историчес-ких задач

3 мин.

V Этап закрепле-ния новых знаний

4 мин.

VI Контроль-но- оценочный этап

1 мин.

Недовольство демоса всевластием знати привело к тому, что на улицах Афин начались кровавые столкновения. Когда государство оказалось на краю гибели, афиняне смогли остановиться.

В 594 году до н.э. знать и демос сообща на Народном собрании избрали архонтом Солона, наделив его большой властью с тем, чтобы он примерил враждующих.

Почему такая важная роль была поручена Солону? Выслушаем сообщение о нем и ответим на этот вопрос.

Итак, почему кандидатура Солона в качестве законодателя устраивала и знать, и богачей из демоса, и бедняков?

Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы. Они были записаны на деревянных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади.

Что говорил сам Солон о своих законах, мы узнаем, прочитав стихотворение в учебнике на стр. 139.

Итак, что же изменилось в положении земледельцев? Используйте при ответе иллюстрацию на стр. 138.

Законы Солона отменили самые жестокие из законов Драконта и изменили управление Афинами. Работая в группах выяснить:

1 группа – какую роль стало играть народное собрание?

2 группа – кто мог стать архонтом?

3 группа – кто мог стать судьей?

4 группа – как изменилось судебное заседание?

Деятельность Солона, его законы очень изменили многие стороны жизни и знати, и демоса. Такие преобразования принято называть реформами. В тексте учебника нам встретилось слово «гражданин». Кого называли гражданами в Афинах?

Какими правами они обладали?

Обладание такими правами накладывало на граждан и большую ответственность. Как вы думаете, почему?

Одним из законов Солон запретил продавать хлеб за пределы Аттики. Какой части населения был выгоден этот закон, против кого направлен?

Солон издал и такой закон: «Сын не обязан содержать старого отца, потерявшего работоспособность, если отец в свое время не позаботился о том, чтобы сын научился какому-либо ремеслу. Какие цели преследовал Солон этим законом? Справедлив ли он?

Солон сказал о себе: «Я, точно волк, вертелся среди стаи псов». После проведения своих реформ Солон был вынужден покинуть Афины на 10 лет, уехать в Египет. Почему?

Сосчитайте, в каком году исполнилось 2500 лет со времени реформ Солона?

А теперь найдем ошибки в текстах:

  1. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в Афинах больше не стало.
  2. Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди.

Солон, выбранный архонтом и демосом, и знатью не сумел примирить эти враждующие стороны. Смог ли Солон своими реформами заложить основы демократии?

Учитель по количеству и качеству ответов определяет пробелы в понимании нового материала.

Без гражданства, демократии немыслима современная жизнь. Основы народовластия, заложенные реформами Солона, нашли дальнейшее развитие в Афинах в V в. до н.э., об этом мы поговорим через несколько уроков.

Учитель предлагает ученикам дать самооценку своей деятельности на уроке, оценивает свою деятельность, взаимодействие с учениками, окончательные выводы делает после изучения листов рефлексии, заполненных учениками. Учитель выставляет оценки, комментирует их, характеризует работу класса в целом. Подводит итог урока, уточняет , есть ли вопросы. Обращает внимание на тот материал, который, возможно, не все хорошо усвоили.

Ученики слушают учителя, смотрят презентацию.

Ученики записывают дату в тетрадь.

Ученики слушают ученика, обдумывают ответ на поставленный вопрос.

Солон принадлежал к знатному роду, из которого вышли афинские цари. Он был известен не только в Аттике, но и во всей Греции. Особенно прославился Солон во время борьбы афинян с соседним городом Мегарами за остров Саламин. Благодаря ему Афины добились победы. Солон был не только видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. О себе он говорил: «Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь». Чтобы поправить свое расстроенное состояние. Солон вынужден был заняться торговлей. Это занятие принесло ему богатство. Но Солон дороже денег ценил честное имя, он писал: «Также стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно я не хочу: наконец, правда ведь все же придет».

Примерный ответ: «Все надеялись, что Солон учтет именно их интересы: знать так думала, потому что он тоже из царского рода, богатые люди из демоса, потому что он занимался тем же , что и они, и разбогател тем же путем; а бедные почитали его за честность, мудрость и трудолюбие, так как богатство он добился своим трудом».

Ученики слушают учителя.

Ученики смотрят презентацию,  внимательно читают стихотворение, отвечают.

Примерный ответ: «Солон запретил долговое рабство. Были сброшены позорные долговые камни, что означало прощение долгов. Ставшие рабами должники были освобождены, а проданные на чужбину возвращены в Афины».

Ученики смотрят презентацию.

Ученики, работая в группах, знакомятся с текстом учебника п. 3, с. 138-139, отбирают необходимый материал. Готовят ответы:

«Народное собрание стало играть главную роль в управлении Афинами. В нем участвовали все свободные афиняне, они решали важнейшие государственные дела. Архонтом мог стать не только знатный человек, но и представитель демоса, обладавший значительным богатством: кораблями, домами, землей, рабами.

Судьей мог стать любой гражданин не моложе 30 лет, не замеченный в плохих поступках. Даже бедный простолюдин мог стать судьей. Судей выбирали по жребию ежегодно.

На судебное заседание мог прийти любой и услышать выступления обвинителя, обвиняемого, свидетеля. Решение суда определялось по результатам тайного голосования. Бросая в специальный сосуд черный или белый камешек, судья высказывался за осуждение или за оправдание. Решение суда было в пользу обвиняемого, даже если голоса разделились поровну».

Ученики смотрят презентацию, записывают основные выводы.

Ученики записывают в тетрадь новое понятие «реформы».

Примерный ответ: «Всех свободных афинян. Граждане могли участвовать в Народном собрании, быть выбранными судьями, а если владели состоянием – архонтами».

Ученики записывают новое понятие «гражданин».

От решения судьи зависела судьба другого человека, а от решения архонта или народного собрания – судьба всего полиса.

Ученики смотрят презентацию.

Примерный ответ: «В Аттике не хватало хлеба, закон был выгоден бедным. Закон был направлен против богатых и знатных, они продавали часть хлеба за пределы Аттики».

Примерный ответ: «Солон хотел сделать так, чтобы каждый человек умел что-либо делать. Отец должен позаботиться о сыне, научившись ремеслу, сын сможет содержать себя и семью. Это справедливо».

Примерный ответ: ««Солон не смог угодить всем:

- богатых, знатных он озлобил уничтожением долговых обязательств,

- бедных из демоса тем, что не произвел передела земли, не установил полного равенства жизненных условий.

Поэтому настроил против себя всех и был вынужден покинуть Родину».

Ученики смотрят презентацию.

Ученики решают задачу, чертят линию времени, отмечают даты. В 1906 г. исполнилось 2500 лет со времени реформ Солона.

Примерный ответ: «На волю были отпущены только рабы-должники, рабами остались чужеземцы».

«Нет, судьями могли стать люди из демоса, и не обязательно богатые».

Примерный ответ: «Демократия- это власть народа. Благодаря реформам Солона все граждане стали участвовать в выборах главного органа власти и судей. Даже самый бедный афинянин чувствовал себя гражданином, так как знал, что его за долги не отдадут в рабство».

Ученики смотрят презентацию.

Ученики заполняют листы рефлексии.

Эмоциональное восприятие оценки.

Задают вопросы.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Развитие кинестетической зрительной памяти

Развитие слуховой и зрительной памяти, произвольного внимания, аналитического мышления. Отработка умения делать выводы по ходу изложения нового материала.

Отработка умения выступления перед аудиторией, развитие монологической речи, коммуникативных свойств.

Развитие умения давать оценку историческим личностям.

Развитие речевой активности.

Переключение внимания на другой вид деятельности.

Отработка навыков работы с документами.

Развитие внимания, логического мышления.

Развитие зрительной памяти.

Развитие групповой сплоченности, умения прислушиваться к мнению одноклассников во время работы с учебным текстом, анализировать, выбирать из текста необходимый материал. Развитие устной речи.

Развитие зрительной памяти.

Развитие кинестетической памяти.

Проверка понимания новой информации. Развитие речевой активности. Развитие кинестетической памяти.

Воспитание гражданских, нравственных качеств.

Повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Оперирование знаниями, решение на их основе проблемного задания.

Выяснение уровня осознанности знаний учащихся.

Развитие зрительной памяти.

Развитие зрительной памяти.

Развитие умения оперировать историческими датами.

Развитие кинестетической памяти.

Закрепление в памяти учащихся основных идей урока.

Проверка понимания сущности новых понятий учащимся.

Развитие зрительной памяти.

Создание мотивации на дальнейшее изучение темы.

Рефлексия.

Обратная связь.

Мотивация домашнего задания.

VII Домашнее

Задание

1 мин.

  1. § 30.
  2. Ответить устно на вопросы после  § 30.
  3. Выучить новые понятия «гражданин», «демократия», «реформа».
  4. Творческое задание:

Составить рассказ по иллюстрации учебника с. 138.

Ученики смотрят презентацию, слушают учителя, записывают домашнее задание в тетради.

Разъяснение методики выполнения домашнего задания. Мотивация его необходимости. Формирование познавательного интереса к предмету.


Список литературы

  1. Арсланова О.В. История Древнего мира. 5 класс. Поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой и Ф.А.Михайловского. М., ВАКО, 2004.
  2. Аствацатуров Г.О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории обществознания. Волгоград, «Учитель», 2009.
  3. Биберина А.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Древнего мира. 5 класс. М., ТЦ «Сфера», 1999.
  4. Буланова-Топоркова М.В., Дуавнева А.В., Кукушкин В.С. педагогические технологии. М., Изд. центр «Март», 2006.
  5. Вигасин А.А. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2006.
  6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей. М., ООО «Русское слово – учебная книга», 2002.
  7. Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. Пособие для учителей. М., Просвещение, Учебная литература, 1996.
  8. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Выпуск 2. Древняя Греция. Древний Рим. М., Просвещение, 2006.
  9. Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Древний мир. 5 класс. Краткие конспекты уроков для учителя истории. М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  10. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М., Центр «Педагогический поиск», 2003.
  11. Кочергина Л.А. История Древнего мира. Поурочные планы (по учебнику А.А.Вигасина, И.И.Годера, И.С.Свенцицкой). Волгоград, Учитель, 2004.
  12. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Практическое пособие для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений. Ростов-на-Дону, Т.Ц. «Учитель», 2004.
  13. Лазукова Н.Н., Кузин Д.В. Учимся приобретать и осмыслять знания. С-Пб., Кронапринт, 1999.
  14. Поташник М.М., Левит М.В. как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. М., Педагогическое общество России., 2003.
  15. Северина О.А. История Древнего мира. 5 класс. Поурочные планы по учебнику «История Древнего мира». 5 класс. Вигасина А.А., часть 2, Волгоград, «Учитель», 2003.
  16. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  17. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. Дидактические материалы. М., Дрофа, 2000.
  18. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 класс. М., Издательство ВЛАДОС-Пресс, 2003.
  19. Чернова М.Н. Настольная книга учителя истории. 5 – 11 классы. М., Эксмо, 2006.
  20. Я иду на урок истории. Древнейшая и древняя история. Книга для учителя. М., Издательство «Первое сентября», 2001.
  21. Ярославцева М.Ю. Методика работы с текстовой информацией на уроках истории. «1 сентября. История.», №22, 2009.
  22.  http://www.helldos.ru

Приложение 1

План-памятка

для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе

  1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.
  2. Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник?
  3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена. Фамилии.
  4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.
  5. Есть ли вывод в конце выступления?
  6. Попробуй оценить ответ.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.


Приложение 2

Рефлексия

Вопросы / урок №

1

2

3

4

5

6

7

  1. Сумел ли ты получить новые знания?

  1. Сумел ли ты показать свои знания?

  1. Был ли ты активен на уроке?

  1. Было ли тебе интересно?

  1. Будешь ли ты выполнять домашнее задание с интересом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка к уроку по истории"Расцвет демократии в Афинах"

Разработка  содержит презентацию и конспект урока...

Открытый урок в 5 классе по теме"Зарождение демократии в Афинах"

Урок с использованием ИКТ, интерактивных методов, ролевой игры...

Урок "Зарождение демократии в Афинах" с использованием РНС оценивания.

Урок с использованием технологии рейтинго накопительной системы оценивания . К уроку прилагается технологическая карта ученика для самооценки....

Урок "Зарождение демократии в Афинах"

Урок по всеобщей истории в 5 классе...

Презентация к уроку "ЗАРОЖДЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ В АФИНАХ" (5 класс)

Презентация к теме: "Зарождение демократии в Афинах" (5 класс), учебник: Вигасин А.А.Всеобщая история. История Древнего мира.М, 2014....