методическая разработка к уроку по истории"Расцвет демократии в Афинах"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Разработка содержит презентацию и конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rascvet_demokratii________________v___afinah.ppt | 576.5 КБ |
tema_uroka.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План Путь Афин к демократии. Народное собрание в Афинах. «Век Перикла». Афинская Морская держава.
Демократия – «власть народа». Первая демократия в мире – афинская. Наивысший расцвет демократии наступил в конце греко-персидских войн.
Народное собрание созывалось каждые 8-9 дней и контролировало всё происходящее в государстве.
Распоряжа- лось казной Утверждало мирные договоры Объявляло войну Принимало законы Выбирало стратега Функции народного собрания
Голосование Поднятием рук Камешками или глиняными черепками Остракизм – особое голосование с помощью остраконов (черепков)
Древнегреческие остраконы
Голосование по жребию Жетоны для голосования по жребию. Жетон с отверстием означал «виновен».
- Народное собрание – свобода слова. - Важные в государстве должностные лица – 10 стратегов. - Главный – первый стратег (армия, флот, военное строительство и отношения Афин с другими государствами)
Народное собрание в Афинах
ПЕРИКЛ – первый стратег (14 лет)
Время правления Перикла – «Век Перикла» (афинская демократия достигла наивысшего расцвета). Перикл – Олимпиец Город – порт Пирей → Длинные стены (6 км)
478 год до н.э. – союз греческих полисов Казна – - на о.Делос в Эгейском море; - в Афинах (за 5 лет до окончания греко-персидских войн) Из равноправного союза полисов Афинский морской союз превратился в Афинскую морскую державу.
Гражданские права в Афинах Имели Полноправные граждане Не имели Женщины и дети (юноши до 20 лет) Метеки (свободные люди, не имевшие афинского гражданства) Рабы
Полисы, где у власти находились аристократы и олигархи, объединились в Пелопонесский союз во главе со Спартой.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Расцвет демократии в Афинах.
Цели: углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать об античной демократии во время правления Перикла; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы; прививать любовь к изучению истории.
Оборудование: карта «Древняя Греция в 5 в. до н.э.», учебник, атлас, мультимедийный проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Греко-персидские войны».
1.Проверка умений показывать на карте исторические объекты.
- На какие части разделена Греция? (Южная, Средняя, Северная)
- Какой полуостров считается Южной Грецией? (Полуостров Пелопоннес)
- Где находится город Афины? (В Аттике)
- Где находится Спарта? (На полуострове Пелопоннес, в местечке Лакония)
- Найдите на карте Геллеспонт, Фермопилы, Саламин, Платеи.
2. Решение исторических задач.
С. 192, мет
Среди принятых за обедом развлечений греков была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов-загадок Попытайтесь их разгадать.
— Я черное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе (дым.)
- Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. (Зеркало.)
- Не говори ничего и ты выразишь мое имя, но если ты назовешь меня, говоря мое имя, о чудо! Ты выразишь меня. (Молчание.)
3. Беседа с классом.
— Кто заложил основы демократии в Афинах? (Это был Солон.)
— Дайте определение понятию «демократия». (демократия - народовластие)
- Какие преобразования осуществил Солон? (Отменил долговое рабство, в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин, граждане могли присутствовать на судебном заседании.)
- Кто такой Фемистокл? (Умный и честолюбивый вождь демоса в Афинах)
-Кто такой Ксеркс? (Сын Дария I)
- Когда и где произошло Фермопильское сражение? Каков его итог? (480 г. до н.э., Фермопильское ущелье, победа персов)
- Когда и где произошло Саламинское сражение? Каков его итог? (479 г.до н.э., На о.Салами, бой при Платеях, победа греков)
4. Решение теста.
1. Где находится Спарта?
а) в Лаконии; б) на севере Греции; в) на о. Сицилия.
2. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»:
а) Гомер; б) Гесиод; в) Эсхил.
3. Как по-гречески назывался простой народ?
а) илоты; б) полис; в) демос.
4. В каком городе древней Греции было два царя?
а) в Спарте; б) в Афинах; в) в Фивах.
5. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490 г. до н. э.:
а) Ксеркс; б) Дарий 1; в) Кир.
6. Битва, в которой греки окончательно разгромили персов (479 г. до н. э.):
а) при Марафоне; б) при Фермопильском ущелье; в) при Платеях.
7. Где находятся Афины?
а) в Атгике; б) на севере Греции; в) на о. Крит.
8. Как назывался Совет знати в Афинах?
а) ареопаг; б) демос; в) полис.
9. Чем занимались спартанцы?
а) ремеслом; б) военным делом; в) земледелием.
10. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшиеся жребием:
а) стратеги; б) архонты; в) Народное собрание.
3. Изучение новой темы. (Объяснение сопровождается презентацией, диском «Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир)
План.
- Путь Афин к демократии.
- Народное собрание в Афинах.
- «Век Перикла».
- Афинская морская держава.
Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. Демократия -это власть демоса. В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, когда наступил наивысший расцвет афинской демократии. Что изменилось в управлении государством в период правления Перикла.
Дальнейшую борьбу с персами возглавили Афины. Был создан Афинский морской союз.
Прошло 30 лет после битвы при Платеях, и Афины заключили победный мирный договор с Персидской державой от имени всей Эллады. Греческие полисы Малой Азии перестали платить дань персидскому царю, а флоту персов было запрещено появляться в Эгейском море. Грекам достались огромная добыча и множество рабов.
Больше всех от победы выиграли Афины. Но их процветание оказалось недолгим. Через 18 лет после окончания греко-персидских войн против Афинского морского союза выступил Пелопоннесский союз полисов, возглавляемый Спартой. Пелопоннесская война продолжалась 27 лет. В этой братоубийственной войне потерпела поражение вся Греция.
1. В каком году был заключён мир с персами?(479 г.до н.э.)
2. Сосчитайте, когда была Пелопоннесскал война.
1. Путь Афин к демократии. Слово демократия означает по-гречески «власть народа». Первой демократией в мире была афинская. Начало демократии положили реформы Солона и Клисфена. Безраздельное господство аристократов окончилось. Тиран Писистрат, вождь демоса, ещё более ослабил аристократию. Только после этого Афины стали демократическим полисом.
В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Это народное собрание, а не аристократы, заступилось за восставший Милет. Одним из десяти полководцев-стратегов, избранных народным собранием, был Мильтиад, победитель при Марафоне. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов, а не только на фалангу тяжеловооружённых гоплитов. И флот, в который брали бедняков, не имевших дорогого вооружения, превратился в опору демократии.
Наивысший расцвет афинской демократии наступил в конце греко-персидских войн. Демос через народное собрание определял политику государства.
2. Народное собрание в Афинах. Народное собрание созывалось каждые 8—9 дней и контролировало всё происходящее в государстве. Оно объявляло войну и утверждало условия мира, принимало законы, распоряжалось казной и назначало должностных лиц.
Голосовали афиняне поднятием рук. Тайное голосование осуществлялось камешками или глиняными черепками. С помощью остраконов (черепков) проводилось особое голосование — остракизм. Каждый мог написать на черепке имя человека, опасного, по его мнению, для власти народа. Если набиралось б тысяч черепков с именем одного и того же человека, его на 10 лет отправляли в изгнание.
Избирали афиняне и по жребию. Так выбирали б тысяч судей. Судебная комиссия состояла из 500 и более судей. Такую комиссию было невозможно ни подкупить, ни запугать. По закону, гражданин Афин не мог быть осуждён без судебного приговора. Афинская демократия защищала свободу личности каждого гражданина.
В народном собрании царила свобода слова. Любой мог предлагать законы и критиковать кого угодно, даже самых важных в государстве должностных лиц. Ими являлись 10 стратегов, которых избирали на год. Главный из них, первый стратег ведал армией и флотом, военным строительством и отношениями Афин с другими государствами. Самый знаменитый руководитель афинской демократии Перикл 14 лет подряд оставался первым стратегом. Это значит, что его действительно уважало большинство афинян.
3. «Век Перикла». При Перикле афинская демократия достигла наивысшего расцвета. Время его правления назвали Веком Перикла. Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большинства афинских граждан.
Он сделал оплачиваемыми государственные должности, и потому они стали доступны любому бедняку. В дни театральных представлений он ввёл раздачу денег нуждающимся. Он стремился превратить Афины в самый прекрасный город Греции и не жалел денег на обширное строительство. Величественные храмы и общественные здания свидетельствовали о богатстве и процветании Афин, об успехах афинской демократии. Хорошо оплачиваемую работу получил демос — скульпторы, художники, архитекторы, каменотёсы, строители, землекопы. При Перикле отстроили заново афинский акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира. (фильм)
Весь город обнесли крепостными стенами. Был построен и окружён стенами порт Пирей. На случай войны даже дорогу, связывавшую город и порт, заключили в коридор из стен. Эти две стены вдоль дороги получили название Длинные стены, ведь их протяжённость составляла б км.
4. Афинская морская держава. В 478 году до н.э. для завершения войны с персами возник союз греческих полисов. Руководящая роль в союзе принадлежала Афинам. На содержание общего флота союзники платили взносы. Казна находилась на острове Делос в Эгейском море. Там же собирались представители союзных полисов для решения всех вопросов. За 5 лет до окончания греко-персидских войн афиняне перенесли казну к себе в Афины. Пока шли военные действия против персов, союзники получали немалые доходы от военной добычи. Но когда война закончилась, не стало и добычи, а взносы союзники продолжали выплачивать.
Из равноправного союза полисов Афинский морской союз превратился в Афинскую морскую державу. Афины установили своё господство в союзе. Совет перестал собираться. Афинское правительство не отчитывалось перед союзниками, на что расходуются общие средства. Взносы, которые раньше шли на борьбу с персами, тратились на нужды Афин. В союзных полисах раздражённо говорили, что Перикл на их деньги отстроил и украсил Афины.
Выйти из союза было невозможно. Против тех, кто пытался это сделать, правительство Перикла направляло флот и войска. После подавления мятежа у союзников отбирали земли и селили на них афинских граждан. Так внутренние проблемы Афин решались за счёт других полисов.
Афинская демократия сыграла огромную роль в истории человечества, но её не следует переоценивать. Ограбление союзников было не единственным её недостатком. Правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, дети, метеки (свободные люди, не имевшие афинского гражданства) и рабы ими не обладали.
Перикл стремился включить в Афинскую морскую державу как можно больше греческих полисов. Там устанавливали демократический строй. Полисы, где у власти находились аристократы или олигархи, пугало усиление Афин. Такие полисы объединились в Пелопоннесский союз во главе со Спартой.
- Закрепление изученного материала.
— Каковы различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте? (В Древнем Египте существовала так называемая деспотия, отличительным признаком которой являлись централизация управления и обоготворение царя с целью укрепления его верховной власти. В Древних Афинах существовала система коллективного решения государственных вопросов, хоть и не для всех жителей государства. Должность первого стратега была выборной.)
- Можно ли считать Афинское государство образцовым? (Нет, нельзя, так как правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу.)
- Объясните значение слов: остракизм, стратег, метек.
- Найдите в тексте информацию и сосчитайте, когда казна Афинского морского союза была перенесена с Делоса в Афины.
6. Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
7. Домашнее задание.
§ 30, стр. 165 вопр. № 1,2,4, повторить определения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."
Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений. Ключевые понятия урока: война и Вера...
Методическая разработка к уроку по истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"
Урок по истории "Отечественная война 1812 года" разработан с использованием ИТ обучения....
Методическая разработка. Обобщающий урок по истории и культуре Санкт-Петербурга. «Античные боги на берегах Невы»
Конспект урока по истории Санкт-Петербурга....
Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Спартанский полис" для учащихся 5 классов.
Урок по типу комбинированный, в форме беседы, с использованием технологии дифференцированного обучения....
Методическая разработка итогового урока по истории в 11 классе
Повторение, обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных при изучении тем «Советский Союз первые послевоенные десятилетия 1945-1964» как средство подготовки к ЕГЭ...
Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».
Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...
Методическая разработка интегрированного урока по истории России и истории Санкт-Петербурга в 9 классе
Данный урок составлен с использованием технологии критического мышления по теме " Культура России в первой половине XIX века"...
Комментарии
Спасибо!!!
Спасибо!!!