Конспект урока по истории "Римская демократия"
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему

Конспект выполнен в форме технологической карты и соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rimskaya_respublika.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока по теме: Устройство Римской республики

Ф. И. О. педагога: Панфилова А.Г.
Предмет: история
Класс: 5
Тип урока: комбинированный

Форма урока: индивидуальная, фронтальная.

Методы: наглядно – иллюстративный, поисковый

Оборудование: интерактивная доска, проектор, текст учебника и дополнительного материала, презентация.

Цель урока:

- познакомить с устройством римского государства;

- выявить положение плебеев после двухсотлетней борьбы с патрициями;                                                                                                                 - рассмотреть порядок выборов консулов и круг вопросов, которые ими решались, роль народных трибунов;                                              - дать оценку деятельности сената и его роли в Риме;                                                                                                                                                     - охарактеризовать боевую подготовку римского войска;                                                                                                                                                                                  - на основе иллюстраций в учебнике и отдельных изображений сформировать образное мышление;                                                                                           - на основе  исторических источников сформировать навыки самостоятельной работы;                                                                                            - на основе схематических рисунков и сравнительного анализа развить навыки логического мышления;                                          - формирование патриотизма и чувства долга перед Отечеством;                                                                                                -- формирование уважения к заслугам и порядку народов древних цивилизаций;                                                                                                 - развитие творческой активности, качеств смелости и образованности.

Задача: выяснить, как осуществлялось  управление в римском государстве.

Проблема.  «Являлось ли римское общество поистине демократичным?»

Дидактическая структура урока*

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент (2 мин)

 Приветствие учащихся, гостей рассказ ФГОС

 Приветствие учителя, друг друга.

 

 

 Личностные УУД: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

Проверка домашнего задания

3-4 мин

-На прошлых уроках мы начали изучать новое государство. Напомните какое?

-Отлично. Попробуем вспомнить пройдённый материал. По традиции некоторым из вас даю индивидуальное занятие по карте-продолжаем готовиться к ВПР и отрабатывать знания на практике. Вопросы написаны внизу контурной карты. ( раздает)

-Следующая наша задача систематизировать знания, на доске, разложить по группам 3 человека

-(фронтальный опрос)

-На какой территории расположена Италия?

-какими морями омывается?

-какой климат?

-как называлось население ?

- в честь кого был назван Рим?

- в ком году?

- какие еще легенды мы знаем о Риме?

- Хорошо. Давайте посмотрим, что получилось у ребят.

 -Рим

 

- индивидуальная работа

3 чел у доски

Апенинский полуостров

-Средиземное, Тирренское, Адриатическое

-влажный, плодородная земля и тд

- италики, этрусски, галлы,латины

-Рэм

-753 г днэ

- как гуси Рим спасли

- проверка работы у доски

Индивид. – установить соответствие понятий и их определений; работа с картой

затем фронтальный.

 Вспомнят, где возник г. Рим, чем занимались жители Рима, а также каким было управление в Риме.

 Личностные: осознают важность учения, достижения народов прошлого.

Регулятивные: определяют  проблему и пути решения.

Коммуникативные: задают вопросы, обмениваются мнениями.

Мотивация 5 мин

Многие уже заметили, что у вас на партах лежит кроссворд. Попробуем отгадать его, вспомним пройденный материал. Если вы правильно отгадаете, у вас получится зашифрованное слово. Прошу не выкрикивать с места, а по окончании работы поднять руку

СЛАЙД 1

- решают кроссворд

Проверяем вместе на электронной доске

Изучение нового материала

15мин

И так главное слово ДЕМОКРАТИЯ. Кто подскажет что это такое?

В изучении какой темы мы познакомились с этим понятием? Хорошо, сегодня мы продолжаем изучать историю. Римского государства, как  может звучать наша тема?

-Запишите свою личную цель этого урока? Что вы хотите узнать?

Вот мои  СЛАЙД 2

План нашего урока таков:

  1. Римские консулы
  2. Народные трибуны
  3. Римский сенат
  4. Римская армия

- наш проблемный вопрос сегодня «Являлось ли римское общество поистине демократичным?»

СЛАЙД 3

В конце урока мы постараемся оценить свою работу и на наш воображаемый суд приклеить поставленною самому себе оценку

Нам известно, что римское общество было расколото на 2 лагеря патриции и плебеи. Кто они такие?Но были и цари, которые вели войны. Последний царь Тарквиний гордый многих патрициев казнил или выгнал из города. Тогда патриции изгнали жестокого царя и сделать управление государством общим делом. В 509 г. днэ в Риме установилась республика. Давайте попробуем дать определение этому  понятию  СЛАЙД 4

- молодцы! Сейчас я предлагаю вам поработать по рядам

1ряд из учебника стр.210 найдут и выпишут в тетрадь кто такие консулы и каковы их функции

2 ряд на стр.211

 кто такие народные трибуны и каковы их функции

3 ряд на стр.212 кто такие сенаторы и каковы их функции

- власть народа

Греция

-формулируют тему

-записывают

-коренные жители и пленные народы

- предлагают свои варианты и вместе дают определение, которое на электронной доске

- работают в тетрадях

 Активизируют пройденные знания, формулируют самостоятельно цели урока и тему

- отвечают на вопросы

Работают в парах с текстом учебника: вставляют слова в текст. Затем озвучивают.

Звучат выступления о том, какой властью обладали консулы и Сенат.

- развивают понятийный аппарат

Работают в группах с текстом учебника: вставляют слова в текст. Затем озвучивают.

Звучат выступления о том, какой властью обладали консулы и Сенат,чем занимались народные трибуны

 Узнают, что в государстве произошли изменения и власть пожизненно уже не принадлежит одному человеку. Узнают значение понятия республика и год ее образования. Овладевают знаниями о том, как проходили выборы, где проходили; какой властью обладали консулы и Сенат, для чего были созданы народные трибуны

 Познавательные: умение привлекать жизненный опыт учащихся; умение выделять нужную информацию из текста.

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы и слушать ответы  товарищей.

Регулятивные: умение формулировать свои мысли.

Личностные: самоопределение,

формулирование своего понимания, высказывание свей позиции, видение, оценка факта относительно своего видения

Физкультминутка

2 мин

- После такого мозгового штурма  предлагаю нам размяться и провести физкультминутку под веселую итальянскую песенку. Гости могут к нам присоединиться

Проводят разминку

Личностные УУД: проявление эмоционального отношения к творческой деятельности.

Познавательные: узнают о классической итальянской музыке

Теперь посмотрим что получилось по каждому заданию, одновременно и пополним наш терминологический словарь

Записывают в тетрадь плд диктовку

1 ряд-консул

2 ряд народные трибуны

3 ряд сенат

Коммуникативное УУД: владение устной и письменной речью

Регулятивные: умение формулировать свои мысли.

Личностные: самоопределение,

формулирование своего понимания, высказывание свей позиции, видение, оценка факта относительно своего видения

Изучение нового материала

4 +3 мин

Мы с вами помним, что Рим сильное государство, а что является признаками государства?

Конечно, армия и наше представление о римском государстве были бы не полными, если бы мы не поговорили о римском войске. Предлагаю вам посмотреть видео ролик и обсудить строение римских легионов

-закон, налоги, армия

-смотрят видео и обсуждают

Закрепление нового материала

3 мин

 Подводит итог  урока, задает вопросы: где проходили выборы? Как проходили? Кого выбирали?

Как называется такая форма правления?  А в нашем государстве  выбирают? Кого? Значит, как называется форма правления в России?  А в  чем отличия выборов в Риме и в России? ВОЗВРАТ   К ПРОБЛЕМЕ!!!

 Отвечают на вопросы.

 Возврат к проблеме «Являлось ли римское общество поистине демократичным?»

 Узнают, что сегодня большинство стран мира, включая Россию, существует республиканская форма правления.

 Коммуникативное УУД: владение устной и письменной речью.

Личностные:  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в Риме

и современной жизни

Контроль

5 мин

 Озвучивает задание (тест)Теперь проверим знания полученные на уроке. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать цветные карточки, которые лежат на парте. Если ответ верный поднимаем зеленую карточку, если нет-розовую

Игра «Верные и неверные утверждения». Задание: ответьте ДА  или НЕТ.

 Народный трибун – это защитник прав патрициев.

Консулы – это 2 правителя, избираемые на год.

Плебеи могли стать консулами.

«Вето» по латински   разрешаю.

 Один консул был главнее другого.

Выборы проходили на марсовом поле.

В итоге урока вернемся к своим целям. Какие они были у вас и смогли ли вы их достичь? Что узнали сегодня на уроке?

Работают в парах. 

Задание: ответить ДА  или НЕТ. 

 

 

Рефлексия

2 мин

 Мы с вами неплохо поработали. У вас на партах лежат знаки, положительный класс и отрицательный. Подумайте, как вы показали себя на уроке и выставим эти значение на доску, в соответствии с лучшими традициями Рима

По рядам

 

 

 

 

Подведение итогов выставление оценок

Выставляет оценки

На память о нашем сегодняшнем уроке хочу сделать вам маленькие подарки

Домашнее задание

Записываем задание творческое сочинение рассказ об управлении республикой выбирайте сами что вам по плечу от чьего имени писать перечень на стр. 214 вопрос 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 5 классе на тему: «Афинская демократия и спартанские нравы».

Задачи урока:  Познакомить учащихся с особенностями Спартанского государства, сравнить с Афинским государством с использованием дидактических игр и познавательных заданий....

Опорный конспект урока "Развитие демократии при Перикле"

Конспект урока составлен с учётом ФГОС . Учащиеся сами определяют о ком будет идти речь на уроке:  на слайде Солон, Фемистокол и Перикл.  Легко определяют с кем из них они ещё не знакомы. К ...

Интегрированный урок по теме "Демократия - будущее человечества или явление западной демократии?"

Данный урок-дискуссия - это интегрированный урок, который даёт возможность как учителю,  так и ученикам  проверить знания, полученные на уроках обществознания и основ правоведения. Кроме тог...

План-конспект урока по истории в 5 классе по теме "Демократия в Афинах"

План -конспект урока истории в 5 классе по теме "Демократия в Афинах"...

Конспект урока по обществознанию 9 класс ТЕМА: «Политические режимы. Демократия».

Разработка урока по обществознанию 9 класс по теме «Политические режимы. Демократия»....

Конспект урока по теме "Афинская демократия при Перикле"

Материал достаточно сложный для восприятия 5-классников, но опорные схемы помогли...