Рабочая программа по курсу «Обществознание» 5-9 класс
рабочая программа по обществознанию (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа по курсу «Обществознание» 5-9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по курсу «Обществознание» 5-9 класс | 72.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Караваевская основная школа
Рассмотрено пед.советом Протокол № 1 от .08. 2020 | Согласовано зам.директора по УВР И.И.Нечаева | Утверждено Приказом директора № от .08.2020 О.И.Кузенкова |
Рабочая программа
по курсу «Обществознание»
5-9 класс
Программу составил:
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Федоров Евгений Михайлович.
д. Караваево
2020 год
1.Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- примерной образовательной программы ООО;
- примерных программ по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2015;
- авторской программы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2015;
- образовательной программы ООО МКОУ Караваевской ОШ;
- учебного плана МКОУ Караваевской ОШ;
- федерального перечня учебников;
- положения о рабочей программе МКОУ Караваевской ОШ.
Актуальность.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Программа ориентирована на УМК:
Обществознание: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2015;
Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание . Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.: Просвещение, 2015
Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2015;
Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание . Рабочая тетрадь. 6 класс. - М.: Просвещение, 2015
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2015;
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Просвещение, 2015;
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой - М.: Просвещение, 2015;
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. - М.: Просвещение, 2015;
Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева, Е.И. Жильцова - М.: Просвещение, 2017;
Котова О.А., Лискова Т. Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
- формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: здоровьесбережения, игровые, обучение в сотрудничестве, развивающего обучения, развития критического мышления, личностно ориентированного обучения, информационно-коммуникационные, проблемно-диалогического обучения, элементы технологии групповой проектной деятельности и др.
Формы и средства контроля.
Основной формой контроля является текущий контроль знаний, что позволяет:
- определить фактический уровень обученности обучающихся по предмету;
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Виды и формы контроля.
Текущий контроль по обществознанию можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в месяц в форме самостоятельной работы или терминологического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, работа с понятиями, фактами и др.).
Тематический контроль по обществознанию проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания конкретных фактов и понятий. Для обеспечения самостоятельности обучающихся подбирается несколько вариантов работы.
Итоговый контроль по обществознанию проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат 2-3-х уровневые задания).
Адресность.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 5-9 классов.
Логика изложения и содержание и структура рабочей программы соответствуют требованиям ФГОС.
В рабочую программу изменения не внесены.
2. Планируемые результаты изучения учебного курса.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1). Использование элементов причинно-следственного анализа;
2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
По годам обучения
5 класс
Выпускник научится:
- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
- описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
- сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
- выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
- характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
- давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
- демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
- характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
- характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Выпускник получит возможность научиться:
- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
- описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
6 класс
Выпускник научится:
- распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
- характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
- применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
- характеризовать глобальные проблемы современности;
- раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
- называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
- формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
- находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.
- характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
- показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
7 класс
Выпускник научится:
- использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
- на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
- использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
- характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
- объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
- моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
- использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
8 класс
Выпускник научится:
- понимать и правильно использовать основные экономические термины;
- распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
- объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
- характеризовать функции денег в экономике;
- анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
- получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
- характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
- применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
- использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
- характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
- характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
- давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
- характеризовать собственные основные социальные роли;
- объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
- извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;
- использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
- проводить несложные социологические исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
- наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
- характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
- анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
- решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
- использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
- ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
- адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
9 класс
Выпускник научится:
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
- правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
- сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
- описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
- характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
- различать факты и мнения в потоке информации.
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
- распознавать и различать явления духовной культуры;
- описывать различные средства массовой информации;
- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
- видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.
- характеризовать явление ускорения социального развития;
- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
- описывать многообразие профессий в современном мире;
- характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
- извлекать социальную информацию из доступных источников;
- применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
- осуществлять рефлексию своих ценностей.
- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
- оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.
3.Содержание учебного предмета
5 класс
Введение – 1 час.
Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук.
Тема 1. Человек – 4 часа.
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Тема 2. Семья – 7 часов.
Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Тема 3. Школа – 7 часов.
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Тема 4. Труд – 5 часов.
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Тема 5. Родина – 8 часов.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан.
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») – статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.
Итоговое повторение - 2 часа
Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.
6 класс
Введение – 1 час.
Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук.
Тема 1. «Человек в социальном измерении» - 11 часов
Введение. Как работать с учебником.
Человек - личность. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо?
Сильная личность – какая она?
Человек познает мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты
способен.
Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека – по работе».
«Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна (основные формы
деятельности человека).
Потребности человека. Какие бывают потребности. Мир мыслей. Мир чувств.
На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду
помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха.
Выбор жизненного пути.
Тема 2. «Человек среди людей» - 9 часов
Межличностные отношения. Какие отношения называются межличностными.
Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений. Человек в группе. Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто
может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. О поощрениях и
наказаниях. С какой группой тебе по пути.
Общение. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются.
Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро,
молчание - золото».
Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный
конфликт. Семь раз отмерь… как не проиграть в конфликте.
Тема 3. «Нравственные основы жизни» - 7 часов
Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым.
Доброе – значит хорошее. Главное правило доброго человека.
Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу
«нет».
Человек и человечность. Что такое гуманизм. Прояви внимание к старикам.
Итоговое повторение – 6 часов
Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.
7 класс
Введение – 1 час.
Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук.
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (13 ч).
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 часов).
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Тема 3. Человек и природа (4 часа).
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговое повторение (2 часа). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого. Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.
8 класс
Введение – 1 час.
Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук.
Тема 1. Личность и общество – 6 часов
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний
самоконтроль человека.Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества.
Основные элементы системы образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и
объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Социальная сфера – 5 часов
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика – 12 часов
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции
экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав
собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда
и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-
правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции
государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов.
Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы
валют. Внешнеторговая политика.
Итоговое повторение – 2 часа
Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.
9 класс
Введение – 1 час.
Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук.
Тема 1. Политика – 9 часов
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные
направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические
ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления
правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования
гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум.
Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь
общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право – 22 часа
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие
нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система
законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права.
Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и
виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав
человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам
человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита.
Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды
гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус
несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права
и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное
правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления.
Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право
на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского
населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Итоговое повторение – 2 часа
Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.
КТП обществознание 5 класс 2020-2021 уч. год
№ урока | Дата | Тема урока |
Введение (1 час) | ||
1 | Введение | |
Глава I. Человек (4 часа) | ||
2 | Загадка человека | |
3 | Наследственность человека | |
4 | Отрочество — особая пора жизни. Самостоятельность. | |
5 | ПОУ по теме «Семья» | |
Глава II. Семья (7 часов) | ||
6 | Семья и семейные отношения | |
7 | Какие бывают семьи | |
8 | Семейное хозяйство | |
9 | Как хозяйствовать по правилам | |
10 | Свободное время. | |
11 | Здоровый образ жизни | |
12 | ПОУ по теме «Семья» | |
Глава III. Школа (7 часов) | ||
13 | Образование в жизни человека | |
14 | Чему учит школа | |
15 | Образование и самообразование | |
16 | Новые возможности | |
17 | Одноклассники, сверстники, друзья | |
18 | Дружба в жизни человека | |
19 | ПОУ по теме «Школа» | |
Глава IV. Труд (5 часов) | ||
20 | Труд - основа жизни | |
21 | Богатство и бедность. Материальная обеспеченность | |
22 | Труд и творчество | |
23 | Что такое творчество | |
24 | ПОУ по теме «Труд» | |
Глава V. Родина (8 часов) | ||
25 | Наша Родина — Россия | |
26 | Что значит быть патриотом | |
27 | Государственные символы России | |
28 | Государственные символы России | |
29 | Гражданин России | |
30 | Права и обязанности граждан России | |
31 | Мы - многонациональный народ . Многонациональная культура России. Толерантность. | |
32 | ПОУ по теме «Родина» | |
Повторение (2 часа) | ||
33 | Промежуточная аттестация | |
34 | ПОУ по теме «Человек и общество» |
КТП обществознание 6 класс 2020-2021 уч. год
№ урока | Дата | Тема урока |
Введение (1 час) | ||
1 | Введение | |
Глава I. Человек в социальном измерении (11 часов) | ||
2 | Человек – личность | |
3 | Сильная личность - какая она? | |
4 | Человек познает мир | |
5 | Что такое самосознание | |
6 | Человек и его деятельность | |
7 | Основные формы деятельности человека | |
8 | Потребности человека | |
9 | Многообразие потребностей | |
10 | На пути к жизненному успеху | |
11 | Готовимся выбирать профессию | |
12 | ПОУ по теме «Человек в социальном измерении» | |
Глава II. Человек среди людей (9 часов) | ||
13 | Межличностные отношения | |
14 | Виды межличностных отношений. | |
15 | Человек в группе | |
16 | О поощрениях и наказаниях | |
17 | Общение | |
18 | Особенности общения со сверстниками | |
19 | Конфликты в межличностных отношениях | |
20 | Как не проиграть в конфликте | |
21 | ПОУ по теме «Человек среди людей» | |
Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов) | ||
22 | Человек славен добрыми делами | |
23 | Главное правило доброго человека | |
24 | Будь смелым | |
25 | Имей смелость сказать злу «нет» | |
26 | Человек и человечность | |
27 | Прояви внимание к старикам . Гуманизм | |
28 | ПОУ по теме «Нравственные основы жизни» | |
Итоговое повторение (6 часов) | ||
29 | ПОУ по теме «Человек и общество» | |
30 | ПОУ по теме «Человек и общество» | |
31 | ПОУ по теме «Человек и общество» | |
32 | Промежуточная аттестация | |
33 | Итоговое повторение | |
34 | Итоговое повторение |
КТП обществознание 7 класс 2020-2021 уч. год
№ урока | Дата | Тема урока |
Введение (1 час) | ||
1 | Введение | |
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе. (13 ч). | ||
2 | Что значит жить по правилам? Правила этикета и хорошие манеры. | |
3 | Права и обязанности граждан | |
4 | Права ребенка и их защита | |
5 | Почему важно соблюдать законы | |
6 | Закон стремится установить справедливость | |
7 | Защита Отечества | |
8 | В чем заключается военная служба | |
9 | Для чего нужна дисциплина | |
10 | Внешняя и внутренняя дисциплина | |
11 | Виновен-отвечай | |
12 | Противозаконное поведение | |
13 | Кто стоит на страже закона | |
14 | ПОУ по теме: «Регулирование поведения людей в обществе» | |
Глава 2. Человек в экономических отношениях (14 часов). | ||
15 | Экономика и ее основные участники | |
16 | Основные участники экономики | |
17 | Мастерство работников | |
18 | Количество и качество труда | |
19 | Производство: затраты, выручка, прибыль | |
20 | Все ли выгодно производить | |
21 | Что такое бизнес | |
22 | Виды и формы бизнеса | |
23 | Обмен, торговля, реклама | |
24 | Реклама - двигатель торговли | |
25 | Деньги, их функции | |
26 | Как изменялись деньги | |
27 | Экономика семьи | |
28 | ПОУ по теме: «Человек в экономических отношениях | |
Глава 3. Человек и природа (4 часа). | ||
29 | Воздействие человека на природу | |
30 | Охранять природу – значит охранять жизнь | |
31 | Закон на страже природы | |
32 | ПОУ по теме: «Человек и природа» | |
Итоговое повторение (2часа) | ||
33 | Промежуточная аттестация | |
34 | Итоговое повторение |
КТП обществознание 8 класс 2020-2021 уч. год
№ урока | Дата | Тема урока |
Введение (1 час) | ||
1 | Введение | |
Глава 1. Личность и общество. (6 ч). | ||
2 | Что делает человека человеком | |
3 | Человек, общество, природа | |
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей | |
5 | Развитие общества | |
6 | Как стать личностью | |
7 | ПОУ по теме: «Личность и общество» | |
Глава 2. Сфера духовной культуры (8 часов). | ||
8 | Сфера духовной жизни. | |
9 | Мораль. | |
10 | Долг и совесть | |
11 | Моральный выбор - это ответственность | |
12 | Образование | |
13 | Наука в современном обществе | |
14 | Религия как одна из форм культуры | |
15 | ПОУ по теме: «Сфера духовной жизни» | |
Глава 3. Социальная сфера (5 часов). | ||
16 | Социальная структура общества | |
17 | Социальные статусы и роли | |
18 | Нации и межнациональные отношения | |
19 | Отклоняющееся поведение. | |
20 | ПОУ по теме: «Социальная сфера» | |
Глава 4. Экономика (12 часов) | ||
21 | Экономика и ее роль в жизни общества. | |
22 | Главные вопросы экономики | |
23 | Собственность | |
24 | Рыночная экономика | |
25 | Производство - основа экономики | |
26 | Предпринимательская деятельность | |
27 | Роль государства в экономике. | |
28 | Распределение доходов. | |
29 | Потребление. | |
30 | Инфляция и семейная экономика | |
31 | Безработица, ее причины и последствия | |
32 | Мировое хозяйство и международная торговля. | |
Итоговое повторение (2часа) | ||
33 | Промежуточная аттестация | |
34 | Итоговое повторение |
КТП обществознание 9 класс 2020-2021 уч. год
№ урока | Дата | Тема урока |
Введение (1 час) | ||
1 | Введение | |
Глава 1. Политика. (9 ч). | ||
2 | Политика и власть | |
3 | Государство | |
4 | Политические режимы | |
5 | Правовое государство | |
6 | Правовое государство | |
7 | Гражданское общество и государство | |
8 | Участие граждан в политической жизни | |
9 | Политические партии и движения | |
10 | ПОУ по теме «Политика» | |
Глава 2. Право (22 часа) | ||
11 | Право, его роль в жизни общества и государства | |
12 | Правоотношения и субъекты права | |
13 | Правонарушения и юридическая ответственность | |
14 | Правонарушения и юридическая ответственность | |
15 | Правоохранительные органы | |
16 | Конституция Российской Федерации. | |
17 | Основы конституционного строя РФ | |
18 | Права и свободы человека и гражданина | |
19 | Права и свободы человека и гражданина | |
20 | Гражданские правоотношения | |
21 | Гражданские правоотношения | |
22 | Право на труд. | |
23 | Трудовые правоотношения | |
24 | Семейные правоотношения | |
25 | Семейные правоотношения | |
26 | Административные правоотношения | |
27 | Уголовно-правовые отношения | |
28 | Уголовно-правовые отношения | |
29 | Социальные права | |
30 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | |
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | |
32 | ПОУ по теме: «Право» | |
Итоговое повторение (2часа) | ||
33 | Промежуточная аттестация | |
34 | Итоговое повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу обществознания в 8 классе на 2011-2012 учебный год.
рабочая программа по обществознанию 8 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Обществознание» в 6 классе Составитель: Шпак О.М.
Рабочая программа составлена по учебнику Корольковой Е.С. в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа учебного курса «обществознание» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровн
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, ...
Рабочая программа учебного курса "Обществознание" для 8 класса
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерств...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» для 6 класса
Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой куль...
Рабочая программа учебного курса обществознание для 8 класса
рабочая программа Обществознание 8 класс (Боголюбов)...
Рабочая программа учебного курса Обществознание для 9 класса
Рабочая программа Обществознание 9 класса (Боголюбов)...