Рабочая программа учебного курса обществознание для 8 класса
рабочая программа по обществознанию (8 класс)

Гудукас Ирина Михайловна

рабочая программа Обществознание 8 класс (Боголюбов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_8_kl.docx286.68 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2021 г. № 354

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования

Протокол № 1 от 30.08.2021 г.

Руководитель кафедры ________________ /Попова И.И./

Согласовано

Заместитель директора по УВР_____________ /Тельнова И.С./ 30.08.2021 г.            

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание», интегрированный с курсом «Основы финансовой грамотности»

Базовый уровень, основное общее образование 8 класс, 35часов

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения
    Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287).
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
  3. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  4. Учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. Обществознание. учеб. для 8 класс, общеобразовательных учреждений/ ред. кол.: Л.Н. Боголюбов и др. – М.: Просвещение, 2015.
  5. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы общеобразоват.орг./ Е.Б. Лавренова, О.И. Рязанова, И.В. Липсиц – 4-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
  6. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2018. – 352 с. – (Учимся разумному финансовому поведению)

Составитель: Гудукас Ирина Михайловна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Пионерский, 2021 год 

  1. Содержание учебного предмета «Обществознание».

Глава I. Личность и общество.  

Человек, общество, природа. Биологическое существо, общественное существо. Мышление, речь, деятельность. Самореализация, целенаправленная творческая деятельность. Природа. Биосфера, ноосфера. Роль человека в историческом процессе. Биосоциальное существо. Проблема прогрессивной направленности эволюции. Общество как форма жизнедеятельности людей. Общество. Общественные отношения. Сферы жизни общества. Социальные нормы. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества.  Человек и общественные условия.

Развитие общества. Эволюция. Революция. Социальная революция. Информационная революция. Процесс ускорения общественного развития. Реформы. Глобализация. Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема. Перечень глобальных проблем. Влияние процесса глобализации на этнокультуры малых народов.

Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Профессиональный выбор. Семейные ценности. Мировоззрение. Фазы становления личности. Социализация, агенты социализации. Футурологический прогноз по вопросам профессиональных приоритетов ближайшего будущего.

Практикум № 1 по теме: «Личность и общество». Личность. Общество. Профессиональный выбор выпускников школы. Сравнивать понятия. Давать определения. Проводить анализ исторического события. Составлять таблицу. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме. Проводить анализ исторического периода. Подведение под понятие. Построение логической цепи рассуждений. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Глава II. Сфера духовной культуры.  

Сфера духовной жизни. Духовная сфера жизни общества. Духовные ценности. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России. Памятники культуры – хранители коллективной памяти об исторических событиях.

Мораль.  Долг и совесть. Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали.  Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Обязанности, ответственность. Общественный долг, моральный долг. Моральные ценности в религиозных и философских учениях.

Моральный выбор. Свобода. Ответственность. Моральные нормы. Самооценка.

Образование. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Конкурентоспособность образования, личности. Общее и профессиональное образование РФ. Непрерывность образования. Самообразование. Изменения системы образования в основной школе.

Наука в современном обществе. Естествознание, технознание, обществознание, человековедение. Научные факты, законы, теории. Наука как сфера деятельности и система организаций и учреждений. Нравственные принципы труда учёного. Инновационный центр «Сколково». Инновационно – территориальные кластеры ХМАО – Югры. АУ ХМАО – Югры «Технопарк высоких технологий».

Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести. Атеизм. Проблема вовлечения детей в религию.

Практикум № 2 по теме: «Сфера духовной культуры». Культура. Образование. Наука. Религия. Выдающиеся научные достижения последних 2-х десятилетий российских учёных.

Проект - «Основные идеи и символы наиболее распространённых в округе религий».

Проект - «Памятники культуры – хранители коллективной памяти об исторических событиях». Задание повышенного уровня.

Опыт проектной деятельности – умение самостоятельно поставить цели, проявлять инициативность, ответственность, повышать мотивацию и эффективность учебной деятельности.  

Глава III. Социальная сфера

Социальная структура общества. Страты. Социальная мобильность. Социальные лифты. Горизонтальная и вертикальная социальная мобильность. Социальный статус. Социальная группа, её признаки. Большие и малые, формальные и неформальные социальные группы. Социальные конфликты (локальные, масштабные, глобальные) и пути их разрешения. Причины конфликтов между родителями и детьми.

Социальные статусы и роли. Приписанный (предписанный) и достигаемый, прирождённый и приписываемый статусы. Социальная роль. Санкции. Социальные роли. Гендерное воспитание. Классификация социальных групп.

Нации и межнациональные отношения. Этнос, нация, национальность. Межнациональные отношения. Межнациональные отношения в современном обществе. Норма международного права по вопросам дискриминации.

Отклоняющееся поведение. Позитивное и негативное отклоняющееся поведение. Алкоголизм. Наркомания. Причины отклоняющегося поведения. Криминализация общества. Проблема детского алкоголизма и наркомании.

Проект – «Изменения профессиональной структуры в нашем регионе».

Проект – «Вредные привычки и борьба с ними».

Опыт проектной деятельности – умение самостоятельно поставить цели, проявлять инициативность, ответственность, повышать мотивацию и эффективность учебной деятельности.  

Глава IV. Экономика.*  

Безграничность потребностей ограниченность ресурсов.  Свободные (условно свободные) и экономические блага. Предметы потребления, средства производства. Экономический выбор и альтернативная стоимость. Воздействие рекламы на потребительский спрос.

Главные вопросы экономики. Экономическая эффективность. Способы повышения экономической эффективности. Экономическая система и её функции. Типы экономических систем. Экономическая система современной России.

Собственность. Имущественные отношения. Купля-продажа. Экономический и юридический аспекты собственности.  Право собственности. Субъекты права собственности. Формы собственности. Защита права собственности. Объекты собственности своей семьи.

Рыночная экономика. Конкуренция. Диктатура цен. Спрос и предложение. Система цен. Рыночное равновесие, равновесная цена. Главный принцип рынка. «Невидимая рука рынка». Роль государства в экономике.

Производство – основа экономики. Отрасль экономики. Виды деятельности российской экономики. Товар. Потребительская и меновая стоимость. Средства производства, предметы потребления. Услуга. Факторы производства. Разделение труда и специализация.  Специализация российских компаний.

Предпринимательская деятельность. Роль предпринимательства в экономике. Отличительные признаки предпринимательства. Функции предпринимательской деятельности. Цели фирмы, основные организационно – правовые формы. ИП, товарищество, АО. Малое предприятие. Формирование госбюджета.

Роль государства в экономике. Функции государства в рыночной экономике. Налоги прямые, косвенные. Госбюджет, доходная, расходная части, статьи дохода, статьи расхода. Государственный внешний и внутренний долги. Дефицит бюджета. Профицит бюджета.

Распределение доходов. Доходы граждан. Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры поддержки населения. Прожиточный минимум и потребительская корзина региона.

Потребление. Производственное и непроизводственное потребление. Семейное потребление. Сбережения. Обязательные и произвольные доходы. Страховые услуги. Экономические основы прав потребления. Статьи расходов разных социальных групп.

Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы.  Формы сбережений граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Расходные статьи бюджета семьи при высоких темпах инфляции.  

Безработица, её причины и последствия.  Трудоспособные граждане. Занятость. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Свобода экономического выбора: плюсы и минусы.

Практикум № 3 по теме: «Экономика». Типы экономических систем. Рынок. Предпринимательство.

Проект – «Мировое хозяйство и международная торговля».

Проект – «Стратегия экономического развития региона до 2020 г.»

Опыт ведения дискуссии – умение самостоятельно поставить цели, подготовить вопросы для обсуждения, проявлять, повышать мотивацию и эффективность учебной деятельности.

*Выделенные элементы содержания учебного предмета «Обществознание» совпадают с элементами учебного курса «Основы финансовой грамотности»

  1. Планируемые результаты.

1. Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

1.1. Гражданского воспитания:

  1. готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
  2. активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
  3. неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  4. понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  5. представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
  6. представление о способах противодействия коррупции;
  7. готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
  8. готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).

1.2. Патриотического воспитания:

  1. осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
  2. ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  3. уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

1.3. Духовно-нравственного воспитания:

  1. ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  2. готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
  3. активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

1.4. Эстетического воспитания:

  1. восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
  2. понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
  3. стремление к самовыражению в разных видах искусства.

1.5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  1. осознание ценности жизни;
  2. ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  3. осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
  4. соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
  5. способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
  6. умение принимать себя и других, не осуждая;
  7. умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
  8. сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

1.6. Трудового воспитания:

  1. установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
  2. интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
  3. осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
  4. готовность адаптироваться в профессиональной среде;
  5. уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
  6. осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

1.7. Экологического воспитания:

  1. ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  2. повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  3. активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  4. осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  5. готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

1.8. Ценности научного познания:

  1. ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  2. овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
  3. овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

2. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:

  1. освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
  2. способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
  3. способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
  4. навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
  5. умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
  6. умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
  7. умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
  8. способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
  9. воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
  10. оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
  11. формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  12. быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

2. Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны отражать:

2.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

2.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

2.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

3. Предметные результаты освоения программы основного общего образования:

Сфера духовной культуры:

  1. характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
  2. описывать явления духовной культуры;
  3. объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
  4. оценивать роль образования в современном обществе;
  5. различать уровни общего образования в России;
  6. находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
  7. описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
  8. объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
  9. учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
  10. раскрывать роль религии в современном обществе;
  11. характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
  12. описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
  13. характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
  14. критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера:

  1. описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
  2. объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
  3. характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
  4. выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
  5. приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
  6. описывать основные социальные роли подростка;
  7. конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
  8. характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
  9. объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
  10. характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
  11. раскрывать основные роли членов семьи;
  12. характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
  13. выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
  14. раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
  15. выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
  16. выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
  17. формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
  18. использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
  19. находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Экономика:

  1. объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
  2. различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  3. раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
  4. характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
  5. характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
  6. объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
  7. называть и конкретизировать примерами виды налогов;
  8. характеризовать функции денег и их роль в экономике;
  9. раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
  10. анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
  11. формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
  12. раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  13. характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
  14. использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
  15. обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
  16. анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
  17. выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
  18. анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
  19. решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
  20. грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  21. сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

  1. Тематическое планирование

Наименование раздела

Кол-во часов

Модуль программы воспитания «Школьный урок»

ЭОР / ЦОР

Форма текущего контроля

Кол-во часов КР

Количество практических работ

Кол-во часов проектной / исследовательской деятельности

Промежуточная аттестация

(форма)

1

Личность и общество

5

  1. День знаний.
  2. Безопасность дорожного движения.
  1. https://resh.edu.ru/
  2. https://www.yaklass.ru/?ru
  3. https://edu.skysmart.ru

Тест, устный опрос, словарный диктант, решение обществоведческих задач

1

2

Сфера духовной культуры

8

  1. День пожилых людей
  2. Международный день толерантности
  1. https://resh.edu.ru/
  2. https://www.yaklass.ru/?ru
  3. https://edu.skysmart.ru

Тест, устный опрос, словарный диктант, решение обществоведческих задач

1

1

2

3

Социальная сфера

6

День Героев России и День неизвестного солдата

  1. https://resh.edu.ru/
  2. https://www.yaklass.ru/?ru
  3. https://edu.skysmart.ru

Тест, устный опрос, словарный диктант, решение обществоведческих задач

1

2

4

Экономика

16

  1. Космос – это мы. Гагаринский урок.
  2. Чистый поселок – чистая планета
  1. https://resh.edu.ru/
  2. https://www.yaklass.ru/?ru
  3. https://edu.skysmart.ru 

Тест, устный опрос, словарный диктант, решение обществоведческих задач

1

1

2

Комплексная работа

ИТОГО

35

3

3

6

4. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ в теме

Тема

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

1. Личность и общество (5 часов)

1

1

Что делает человека человеком? Связь человека с природой.

День знаний.                                                            

01.09

2

2

Общество как форма жизнедеятельности людей.

08.09

3

3

Входная контрольная работа

15.09

4

4

Развитие общества. Безопасность дорожного движения.

22.09

5

5

Практикум №1 по теме: «Личность и общество»

29.09

2. Сфера духовной культуры (8 часов)

6

1

Сфера духовной жизни.

06.10

7

2

Мораль и моральный выбор.

13.10

8

3

Долг и совесть.

День пожилых людей.

20.10

9

4

Образование.

27.10

10

5

Практикум №2 по теме: «Сфера духовной культуры»

10.11

11

6

Наука в современном обществе.

Международный день толерантности.

17.11

12

7

Религия как одна из форм культуры.

24.11

13

8

Контрольная работа №1 по теме: «Сфера духовной культуры»

01.12

3. Социальная сфера (6 часов)

14

1

Социальная структура общества.

08.12

15

2

Социальные статусы и роли

15.12

16

3

Промежуточная контрольная работа.

22.12

17

4

Нации и межнациональные отношения.

День Героев России и День неизвестного солдата.

29.12

18

5

Отклоняющееся поведение.

12.01

19

6

Контрольная работа №2 по теме: «Социальная сфера»

19.01

4. Экономика (16 часов)

20

1

Экономика и её роль в жизни общества.

26.01

21

2

Главные вопросы экономики.

02.02

22

3

Типы экономических систем.

09.02

23

4

Собственность.

16.02

24

5

Рыночная экономика

02.03

25

6

Практикум №4 по теме: «Экономика. Типы экономических систем».

09.03

26

7

Производство – основа экономики.

16.03

27

8

Предпринимательская деятельность.

23.03

28

9

Роль государства в экономике. 

Космос – это мы. Гагаринский урок.

06.04

29

10

Распределение доходов.

Чистый поселок – чистая планета.

13.04

30

11

Потребление.

20.04

31

12

Инфляция и семейная экономика.

27.04

32

13

Безработица, её причины и последствия.

04.05

33

14

Мировое хозяйство и международная торговля.

11.05

Промежуточная аттестация.

Приказ № _____ от __________

34

15

Итоговая контрольная работа №3  за курс: «Обществознания» в 8 классе.

18.05

35

16

Анализ контрольной работы. Повторение и обобщение по теме «Экономика»

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «обществознание» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровн

Рабочая программа конкретизирует содержание пред­метных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, ...

Рабочая программа учебного курса "Обществознание" 8 класс

Рабочая программа учебного курса "Обществознание" 8 класс под редакцией Боголюбова. Расчитана на 34 часа....

Рабочая программа учебного курса "Обществознание" (9 класс)

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы  Л. Н. Боголюбо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Обществознание» в 6-х классах на 2019-2020 учебный год

Цели курса:способствовать развитию духовно-нравственной сферы личности, становлению социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, соблюдении закона и правопорядка, а также разви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Обществознание» в 7-х классах на 2019-2020 учебный год

Цели курса:сформировать начальное представление о сферах общества;экономической, политической, социальной, духовной;воспитание социально активной личности;интеллектуальному развитию учащихся;гуманизац...

Рабочая программа Учебный курс – обществознание 10 класс (базовый уровень)

Календарно-тематическое планированиеКласс ________10________Количество часов   в год   __70___ ...

Рабочая программа учебного курса "Обществознание" 7 класс

Рабочая программа по обществознанию 2019-2020...