Элективный курс "Обществознание. Теория и практика"
элективный курс по обществознанию (10 класс)
Элективный курс "Обществознание . Теория и практика" направлен на повторение материала при подготовке к Единому Государственному Экзамену.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshch.teoriya_i_prakt._el.10_kl.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс "Обществознание: теория и практика". 10 класс
Пояснительная записка
Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».
В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают типичные задания ЕГЭ. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
- преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
- выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
- раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;
- применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
- формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
- воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.
В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:
- биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
- распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
- сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
- соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
- распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
- устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:
- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждением документов;
- беседы;
- практические занятия;
- анализ альтернативных ситуаций;
- работа в парах, группах, индивидуально;
- выполнение работ по заданному алгоритму;
- решение заданий части А, В, С.
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.
Предполагаемые результаты изучения курса:
- учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания;
- научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
- успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Программа курса
10 класс 34 часа
Введение 1 час
Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ
Модульный блок «Общество» 7 часов
Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни. Спецефические черты общества.
Общество и природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа». Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления о взаимосвязи общества и природы.
Общество и культура. Понятия «культура». Система взаимоотношений общества и культуры.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер.
Социальные институты. Социальный институт. Основные комплексы социальных институтов. Функции социальных институтов.
Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации.
Понятие общественного прогресса. Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии. Стагнация.
Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация. Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира. Основные факторы единства современного человечества.
Глобальные проблемы человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.
Контрольная работа по модульному блоку «Общество». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий ЕГЭ.
Модульный блок «Духовная жизнь общества» 9 часов
Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества.
Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.
Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ.
Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства. Функции искусства.
Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции современной науки.
Социальная и личностная значимость образования. Образование. Цель образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии образования.
Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии.
Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.
Тенденции духовной жизни современной России. Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.
Контрольная работа по модульному блоку «Духовная жизнь общества». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий ЕГЭ.
Модульный блок «Человек. Познание» 8 часов
Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Теории происхождения человека. Человек – биологическое существо. Основные отличия человека от животного. Человек – существо социальное. Бытие человека. Потребности и интересы человека.
Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Деятельность. Деятельность человека и активность животного. Основные компоненты деятельности. Виды действий. Игра как деятельность. Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд. Основные классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления.
Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Цель жизни. Смысл жизни. Проблема смысла жизни человека. Самореализация.
Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Индивид. Индивидуальность. Личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации.
Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Внутренний (духовный) мир человека. Структура духовного .о мира человека. Мировоззрение, структура мировоззрения. Типы мировоззрения. Менталитет. Сознание, структура сознания. Самосознание. Бессознательное. Отличие сознательного от бессознательного.
Самопознание. Свобода и ответственность личности. Самопознание. Самооценка. «Я»-концепция. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и ответственность личности.
Познание мира. Формы познания. Познание. Процесс познания. Агностицизм, скептицизм, оптимизм. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение.
Истина и ее критерии. Относительность истины. Что есть истина? Относительная истина, абсолютная истина. Критерии истины. Функции практики в процессе познания.
Виды человеческих знаний. Научное познание. Знание. Виды знания. Формы знания. Научное познание. Уровни научного познания. Структура теории. Методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстракция.
Социальные науки, их классификация. Социальные науки. Классификация социальных наук. Важнейшие социальные науки. Социальное познание. Особенности социального познания. Социальный факт.
Контрольная работа по модульному блоку «Человек. Познание». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий ЕГЭ.
Модульный блок «Политика» 9 часов
Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти. Компоненты власти. Классификации (типологии) власти. Политическая власть и ее признаки и разновидности. Типы политической власти. Государственная власть. Теория разделения властей.
Политическая система, ее структура и функции. Политическая система общества и ее структура. Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества. Функции политической системы. Основные теории происхождения государства. Государство. Признаки государства. Функции государства. Формы правления: монархия, республика. Формы государственно-территориального устройства: унитарное, федеративное, конфедерация. Политические режимы.
Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Избирательные системы. Политическая партия и ее черты Виды политических партий. Партийная система, типы партийных систем. Политические движения. Виды политических движений. Основные этапы становления многопартийности в России.
Политический режим. Типы политических режимов. Политический режим. Демократический , тоталитарный, авторитарный режимы.
Политическая идеология. Политическая идеология. Основные этапы формирования идеологии. Уровни политической идеологии и функции. Типы политических идеологий.
Политическая культура. Политическая культура. Компоненты политической культуры. Функции политической культуры.
Гражданское общество. Основные подходы к определению сущности гражданского общества. Соотношение государства и гражданского общества. Предпосылки гражданского общества. Структура и функции гражданского общества.
Правовое государство. Правовое государство. Признаки (принципы) правового государства. Предпосылки создания правового государства. Пути формирования правового государства.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Содержание политической жизни. Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических ролей. Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация типов политических лидеров. Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы политической деятельности.
Контрольная работа по модульному блоку «Политика». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий ЕГЭ..
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем курса | всего часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата проведения | |
1 | Введение | 1 | Вводная лекция | Планируемая | Фактическая | |
Модульный блок «Общество» 7 часов | ||||||
2 | Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальные институты | 1 | Лекция | Решение практических заданий | ||
3 | Общество и природа. Общество и культура | 1 | лекция | Решение практических заданий | ||
4 | Многовариантность общественного развития. Типология обществ. | 1 | лекция | Решение практических заданий | ||
5 | Понятие общественного прогресса. | 1 | лекция | Решение практических заданий | ||
6 | Процессы глобализации и становление единого человечества Глобальные проблемы человечества | 1 | лекция | Решение практических заданий | ||
7-8 | Контрольная работа по модульному блоку «Общество» | 2 | Практическая контрольная работа | Решение практических заданий | ||
Модульный блок «Духовная жизнь общества» 9 часов | ||||||
9 | Культура и духовная жизнь | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
10 | Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
11 | Средства массовой информации | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
12 | Искусство, его формы, основные направления. Наука | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
13 | Социальная и личностная значимость образования | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
14 | Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. | 1 | Практическая работа | Решение практических заданий | ||
15 | Мораль. Нравственная культура | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
16 | Тенденции духовной жизни современной России | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
17 | Контрольная работа по модульному блоку «Духовная жизнь общества» | 1 | Практическая контрольная работа | Решение практических заданий | ||
Модульный блок «Человек. Познание» 8 часов | ||||||
18 | Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
19 | Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
20 | Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
21 | Самопознание. Свобода и ответственность личности | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
22 | Познание мира. Формы познания. | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
23 | Истина и ее критерии. Относительность истины | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
24 | Виды человеческих знаний. Научное познание | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
25 | Контрольная работа по модульному блоку «Человек. Познание.» | 1 | Практическая контрольная работа | Решение практических заданий | ||
Модульный блок «Политика» 9 часов | ||||||
26 | Власть, ее происхождение и виды | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
27 | Политическая система, ее структура и функции | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
28 | Политические партии и движения. Становление многопартийности в России | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
29 | Политический режим. Типы политических режимов | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
30 | Политическая идеология Политическая культура | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
31 | Гражданское общество Правовое государство | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
32 | Человек в политической жизни. Политическое участие | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий | ||
33 -34 | Контрольная работа по модульному блоку «Политика» | 2 | Практическая контрольная работа | Решение практических заданий |
Литература
- Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2013.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2011: Обществознание / авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М.: Астрель, 2011. (Федеральный институт педагогических измерений)
- Обществознание. 11 класс. Модульный триактив-курс. / О. А.Котова , Т. Е.Лискова. – М.: Национальное образование,2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка. Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»
Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 час...
Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"
Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...
Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"
Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...
Электронная библиотека к программе элективного курса «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса
Электронная библиотека, собранная к программе элективного курса «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса включает в себя тексты произведений рус...
Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".
Материал содержит планирование элективного курса для учащихся 9 класса....
ПРОГРАММА И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕРЕВОДА"
Качественный перевод играет важную роль во взаимопонимании людей разных стран. От правильности и точности перевода зависят их взаимоотношения. Перевод – это «мост» между народами. Практическая значимо...