Музей - важное средство патриотического и нравственного воспитания школьников
статья по обществознанию
Музей - важное средство патриотического и нравственного воспитания школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«МУЗЕЙ – ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.» Руководитель музея- Полынов Ф.Ф. - учитель истории Шумбратада, КЕЛЬГОМА ЯЛГАТ! В 2009 году в жизни нашей Муниципальном общеобразовательном учреждении «Трускляйская средняя общеобразовательная школа» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия произошло знаменательное событие –открылся школьный краеведческий музей . Открытие состоялось 20 мая 2009 года ,когда на базе нашей школы прошла конференция , посвящённая созданию в районе первичной межрегиональной общественной организации мордовского народа и выборам делегатов на 5 съезд мордовского народа. Это мероприятие состоялось в преддверии 1000-летие единения мордовского народа с народами многонационального Российского государства, и в нем приняли участие более 50-ти делегатов- представителей промышленности ,образования, культуры, главы сельских поселений, гости из столицы республики. На конференции также присутствовал директор Поволжского центра финно-угорских культур Ю. А.Мишанин,глава администрации Рузаевского муниципального района Н.В.Иняткина,зам.главы администрации Рузаевского муниципального района Н.Е.Самаевская и много других замечательных людей. Кажется, создавался наш музей быстро: в течение одного учебного года. Но за этим стоит долгий кропотливый труд сбора экспонатов. Краеведением я занимаюсь всю свою трудовую деятельность :собирал с детьми экспонаты, сам оформлял экспозиции .Но никогда никаких материальных средств на содержание музея не выделялось ,руководство относилось равнодушно к моей работе. Совсем по -другому отнеслись к этому в Трускляйской школе (здесь я работаю один год). Директор школы Иляева Любовь Петровна горячо поддержала идею создания музея Сознавая, что без материальных затрат настоящего музея не создать ,сразу стала искать спонсоров .Хочу отметить ,что в нашем Рузаевском районе равнодушных и чёрствых руководителей нет .Пользуясь случаем от имени администрации школы, педагогического коллектива хочу выразить слова огромной благодарности : Главе Рузаевского муниципального района Нине Васильевне Иняткиной, начальнику Управления образования Овечкиной Валентине Серафимовне - за их душевность и понимание важности задуманного нами дела. И конечно нашим спонсорам 1.Генеральному директору ОАО «Нефтегазмаш»,депутату Государственного собрания РМ –Николаю Васильевичу Бурмистрову. 2.Руководителю хозяйства «Ключ –Сузгарьевский»-Амбаеву Николаю Борисовичу -депутату Государственного собрания РМ 3.Главе администрации Трускляйского поселения –Девяткиной Елене Николаевне. Эта помощь в рамках нашего родного района. А когда мы обратились в предприятия Саранска, чтобы заказать стеллажи ,нам отдали их бесплатно, узнав для чего они нам нужны.(ОГРОМНОЕ СПАСИБО директору ДОМА НАУКИ И ТЕХНИКИ г. Саранска Зюзину Алексею Михайловичу. Для музея был отведён самый светлый и просторный класс. Работа кипела весь учебный год . Были задействованы педколлектив ,родители и учащиеся. Я убеждён ,что без музея такая цель трудно достижима: единым делом объединить детей ,учителей, родителей. Вот ,например ,нужны были муляжи женщины крестьянки, старика , то за дело взялись учителя под руководством Долговой Елизаветы Алексеевны –муляжи получились на славу. Учителя родного языка Юртайкина Валентина Петровна , Тестова Е.Б. вместе с детьми перерыли все словари и нашли правильное мордовское название каждому экспонату. Старшеклассники заготавливали прутья ранней весной, а сторожил села Шкаев Николай Григорьевич приходил плести новый плетень. Старшая пионервожатая собирала материал о трудовых достижениях односельчан, делала фотографии. Я глубоко убежден, что краеведение - важное средство связи школы с жизнью, и его значение трудно переоценить Особенно в наши дни в условиях кризиса и нестабильности. Нередко в средствах массовой информации опошляются духовные и нравственные святыни народа. Это нарушает преемственность поколений, ведет к нравственному разрыву между родителями и детьми! В этих условиях очевидны огромные воспитательные возможности школьного музея, который позволяет растить гражданина на примерах из жизни родителей, односельчан, событий из истории своего села, района, республики. Беспокоит внедрение в школы разрушительных новаций, направленных на взращивание индивидуализма и отказ от традиций русского народа: духа коллективизма, от естественной для классической русской педагогики принципа коллективного воспитания. Реально противостоять разрушению может лишь созидание, которое немыслимо в отрыве от коренных достижений традиционной культуры народа, в данном случае – мордовской Хранителем же человеческой памяти и культуры является музей, ибо экспонаты музея тесно связаны с историей родного края. А для детей нет ничего ближе , понятнее и милее чем родной край с его прошлым и настоящим. Музей систематизирует и углубляет знания школьников о большой и малой родине, соединяет историю с практической деятельностью. Это помогает детям по-новому взглянуть на место своего проживания, осознать ответственность за будущее своей земли . С этого и начинается гражданственность ,о недостатке которой в наших людях говорил в своем выступлении об образовании Д.А.Медведев. Музей выполняет и одно из направлений образовательной стратегии «Наша новая школа» , в которой президент А.В.Путин отмечает :Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно ,и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством. Ведь экспозиции музея позволяют обеспечить наглядность и интерактивность в процессе освоения материала практически на каждом уроке по самым разным дисциплинам . В музее оживают сюжеты старинных сказок и страницы русской литературной классики, через музейные экспонаты расширяется словарный запас школьников. В уютном интерьере музея можно увлекательно провести уроки ИЗО, родного языка, трудового обучения. Ведь в любой момент можно подойти к витрине и внимательно рассмотреть узоры на расписной прялке или орнамент на вышитом полотенце , рубашке. Но более всего помогают экспозиции музея на уроках истории и краеведения. Краеведение, как известно , тесно связано с поисковой деятельностью. А любой поиск выливается в исследовательскую работу. Главное исследование этого года- работа Юлии Наркаевой «Ушедшие в вечность», посвященная выпускнику нашей школы , воину-интернационалисту, погибшему в Афганистане –Захарову Анатолию Михайловичу .Ее работа заняла 1 место на республиканской олимпиаде по краеведению. Если обобщить значение нашего историко - краеветческого музея, то можно сделать вывод, что поиково - краеведческая работа с учащимися в целом помогает: -сплочению, единению учителей, родителей, учащихся; -изучать и передавать опыт предков следующим поколениям; -приобщать учащихся к ценностям национальной мордовской культуры; -сохранять для потомков историю села, школы; -прививать любовь учащихся к своей малой и большой родине; -приобщать учащихся к научно- исследовательской работе; -углублять знания по школьным предметам; -развивать общий кругозор школьников. Уважаемые коллеги , предлагаю посмотреть некоторые экспозиции нашего музея. Начинается музей с ивового плетня. На нем сушатся глиняные горшки. Видны желтые головы подсолнухов. Это сразу переносит посетителей в реальный мир 18-20 веков. Далее макет крытой соломой крестьянской избы. Здесь каждому предмету отведено свое выверенное место. Макет русской печи. Печь имела большое значение для крестьянской семьи: она обогревала избу, в ней готовили пищу, грели воду для скота, мылись те, у кого не было бани.. Расставлена кухонная утварь: лошкарница, горшки, миски, лохань, старинные утюги, деревянная лопата, чтобы сажать хлеб в печь, старинные бутыли для спиртного. Обеденный стол с семейным самоваром .Над ним полочка-божница, на ней иконы, перед которыми весит лампадка. Сундук, в котором хранилась семейная одежда. Зыбка. Вот муляж старика крестьянина, плетущего лапти. Праздничная и повседневная одежда женщины-мордовки. Лапти-старинная обувь мордвы. Старинные орудия труда: цепь, серп, весы, коромысло, пила, жернова, ступа, корыто и т.д. У нашего музея есть замечательная возможность отразить на своих экспозициях и историю, и современную жизнь села, района, Республики. Заставляет задуматься и склонить головы список односельчан погибших в великую отечественную войну и наших земляков уроженцев Рузаевского района погибших в Афганистане и Чечне. Из Рузаевского района в Афганистане погибло шесть ребят. О четырёх из них собран богатый материал и написаны исследовательские работы. В нашем музее есть экспонаты привезённые из Демянска (Новгродская область),где в 1942 году были ожесточённые бои. Богатая экспозиция из истории русских денег. А вот экспозиция отражающая современную жизнь села и района.
Работа в музее никогда не может остановится она продолжается. Собираем экспонаты, документы о военном времени, заполняем анкеты о ветеранах войны, поддерживаем связь с военкоматом, архивами, с музеем боевой и трудовой славы, с поисковым отрядом «Поиск» во главе с Н.А.Кручинкиным. В этом году напишем исследовательскую работу об оставшихся двух земляках из шести ,погибших в Афганистане. Будем оформлять экспозиции: «Летопись родной школы», «Село в годы Великой Отечественной войны» «Наши выпускники» «Его имя носит школа» «Руководители школы» «Золотой и серебряный фонд школы» «Современное село Трускляй» Таким образом наш музей стал живым пульсирующим сердцем школы. Он задаёт ритм школьной жизни, теснейшим образом связан с событиями жизни села, района, Республики. И когда читаешь в работах учащихся такие строчки: «Я горжусь ,что я мордовка, что живу в моей замечательной Республике. Люблю мой мордовский язык- ласковый, певучий. Хочу быть достойной родителей моих, моих земляков. И приложу все силы, чтобы принести пользу любимой Родине.»,- то думаешь ,что немалую роль в воспитании высоких патриотических чувств сыграл и наш историко -краеведческий музей . И нам очень хотелось бы, чтобы он был подлинным центром патриотического и нравственного воспитания школьников и молодёжи села.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Знакомство с праздничными и знаменательными датами России как средство патриотического и нравственного воспитания дошкольников"
Серия занятий объединена общей целью – знакомство детей с праздничными и знаменательными датами России, не входящими в календарь официальных государственных праздников, но имеющих важное значени...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС и расширения внеурочного пространства МОБУ «Еленовская СОШ»
Патриотическое, духовно - нравственное воспитание в условиях современного российского общества приобрело особое значение. Это связано с его глубинными изменениями, необходимостью коренного пересмотра ...
Статья по русскому языку "Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка - одно из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника "
Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника, формирования его национального самосознания и ста...
Школьный музей – как средство патриотического и нравственного воспитания учащихся.
Патриотическое воспитание в школе - одно из основных направлений воспитательной работы. Первая школа в г. Новом Осколе является старейшим учебным заведением города. С 1995 года унас работает музей "ис...
Скульптуры города Колпино как средство патриотического и культурного воспитания школьников
Проект представляет собой экскурсию по скульптурам города Колпино, воспитывает чувство патриотизма и гордости за свое настоящее....
Казачья хоровая культура как средство патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи
Доклад раскрывает вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи посредством хоровой культуры...
Тематическая линейка как средство патриотического и гражданского воспитания школьников
Очень эффективными по степени воздействия на учащихся являются школьные тематические линейки. Объясню, почему. На линейку, по звонку, собирается вся школ...