Игра как средство физического и нравственного воспитания школьников
статья по физкультуре на тему
В статье раскрывается роль подвижных игр в жизни ребенка. Во время игры активизируется двигательная и познавательная деятельность школьников, происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверенность в себе, застенчивость, робость и развиваются такие качества, как самостоятельность, контактность, коммуникабельность. Материал указывает также воспитательное значение подвижных игр. Статья будет полезна учителям и воспитателям группы продленного дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_fizicheskogo_i_nravstvennogo_vospitaniya_shkolnikov.docx | 31.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средство физического и нравственного воспитания школьников
О. Морозова, учитель физической культуры
Дети любят играть и с удовольствием играют в разные игры. Во время игры активизируется двигательная и познавательная деятельность, происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверенность в себе, застенчивость, робость и развиваются такие качества, как самостоятельность, контактность, коммуникабельность. Игра позволяет повысить активность на уроках, вовлечь каждого в работу, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Подвижные игры повышают интерес к физической культуре, вызывают удовольствие и положительные эмоции. В игре проявляется смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля и стремление к победе.
Передовые представители культуры, русские учёные П.Ф.Лесгафт, Е.А.Покровский, К.Д.Ушинский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребёнка, в приобретении им определённых навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их исполнения. В третьих сюжет и действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
При отборе игр, способствующих физическому воспитанию школьников, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которым понимается прежде всего сюжет, правила игры и двигательные действия. Именно содержание определяет образовательную и воспитательную значимость игры и соответственно игровые действия детей.
По содержанию все игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям любого возраста. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ, например: «Гуси-лебеди», «Лиса и куры», «У медведя во бору» и т.д.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а встречающиеся в некоторых играх диалоги характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх, построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребёнок должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату, например: «Палочки-выручалочки», «Пятнашки» и т.д.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведения детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости. Правила игры - главный организующий элемент работы. Умело, объясняя их, учитель помогает ученикам понять свои обязанности и действия, ограничения и возможности. Важное условие игры - высокая эмоциональность. Оценивая результаты, учитель акцентирует внимание на характере отношений между детьми, взаимопомощи в команде, активности, честности, дружбе, доброжелательности к товарищам и соперникам.
Обязательное условие в организации игр дифференцированный подход к детям. Одних надо подбодрить, убедить в собственных возможностях, успокоить, других сдержать от излишнего рвения, третьих заинтересовать. Широко применяются и методы поощрения, словесные одобрения, убеждение ребенка в способности активно участвовать в практической деятельности, приносить пользу. Всё это вместе взятое формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий в игре, создаёт основу для общественной активности.
Используемая литература
1. Богданов Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников.- М.: 1972.
2. Яковлев В.Г., Ратников, В.П. Подвижные игры.- М.,1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Баскетбол как средство физического и нравственного воспитания учащихся.
В данной статье раскрываются возможности использования на уроках физической культуры игры баскетбол для развития физических и нравственных качеств учащихся....
Методическая разработка "Подвижные игры как средство физического развития и воспитания младшего школьника"
Предмет исследования: подвижная игра на уроках физической культуры как фактор повышения физических качеств учащихся начальной школы.Цель: изучение влияния подвижных игр на развитие физических качеств ...
Спортивные игры, средство всестороннего влияния на физическое и нравственное воспитание школьника.
Мой педагогический опыт основан на спортивных играх, которые входят в программу подготовки учащихся с 1-11 классы, используются во внеклассной работе с детьми, как средство дополнительного образования...
Баскетбол как средство физического и нравственного воспитания
Материал о краткой характеристике баскетбола, можно использовать для начального знакомства с игрой....
"Осетинские народные игры - как неотъемлемая часть физического и нравственного воспитания школьников"
laquo;Подвижные игры, как традиционные средства обучения школьников.»...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»
С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...
Музей - важное средство патриотического и нравственного воспитания школьников
Музей - важное средство патриотического и нравственного воспитания школьников...