Тематическая линейка как средство патриотического и гражданского воспитания школьников
статья по истории
Очень эффективными по степени воздействия на учащихся являются школьные тематические линейки. Объясню, почему. На линейку, по звонку, собирается вся школа. Ученики, учителя чувствуют себя единым большим коллективом, той самой русской общиной, которая объединена не только стенами школы, но идеями, мыслями, взглядами, чувствами, переживаниями. Мы чувствует себя тем самым единым русским народом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематическая линейка как средство патриотического и гражданского воспитания школьников
О.И.Ненашева
учитель истории
МБОУ «Новокараканская средняя общеобразовательная школа»
Беловский район, Кемеровская область
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. Речь пойдёт об инновации в воспитании.
Обратимся к модифицирующим инновациям, которые направлены на улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм.
Требования новых стандартов образования заставляют пересмотреть не только традиционный подход к обучению, но и организацию воспитательной деятельности в образовательном учреждении. В новом законе «Об образовании в РФ» под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, на создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социо- культурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. В условиях сложнейшего геополитического положения России на современном этапе, мы, педагоги должны неустанно работать над гражданским и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
Думаю, что в каждом образовательном учреждении проводятся митинги, вечера памяти и уроки-мужества, создаются и пропагандируются материалы экспозиций школьного музея, проводятся встречи с представителями отдельной эпохи, профессии.
Очень эффективными по степени воздействия на учащихся являются школьные тематические линейки. Объясню, почему. На линейку, по звонку, собирается вся школа. Ученики, учителя чувствуют себя единым большим коллективом, той самой русской общиной, которая объединена не только стенами школы, но идеями, мыслями, взглядами, чувствами, переживаниями. Мы чувствует себя тем самым единым русским народом.
Тематические линейки необходимо проводить регулярно, вовлекая по очереди все классы в их организацию. Каждый класс имеет возможность продемонстрировать не только определенную тему, но выразить своё отношение к тем или иным событиям, поставить определённую проблему, увлечь всю школу в диспуты по данной тематике, к желанию отыскать факты, доказать правоту. Тематическими мероприятиями невозможно охватить все классы школы, особенно сельские, где обучаются дети из разных населённых пунктов, находятся на подвозе. Линейка имеет преимущество в том, что на неё приглашаются все классы школы, и по времени она занимает 10-12 минут. В условиях городской школы на линейки можно приглашать классы по параллелям.
Цель таких линеек: патриотическое и гражданское воспитание школьников. Задачи: информационная - расширение знаний обучающихся о ряде важных исторических событий России; социализация школьников – приобщение к ценностям, нормам, образцам поведения россиянина; мобилизационная – побуждает к активным действиям в стремлении решить определённые социальные проблемы; коммуникативная – приобщает к взаимодействию со сверстниками и общественными организациями; креативная – развивает творческие способности.
Линейки проводятся в форме путешествий, заочных экскурсий, устных журналов. Что можно предложить в лабораторию? Во-первых, устное сообщение темы линейки, актуальность этой темы, можно указать имеющуюся проблему для активизации познавательной деятельности школьников. Во-вторых, презентации с использованием фотографий, картин, плакатов, графиков, схем, таблиц и т.д. В-третьих, использование видеофрагментов (1,5-2 минуты), если есть возможность, то документальных фильмов или художественных. В-четвёртых, художественное оформление через стихи, песни, мелодии, которые показывают определённое событие или эпоху. В-пятых, не будет лишней небольшая инсценировка фрагмента события. В-шестых, мобилизующие призывы приобщиться к данному событию через определённые действия.
В пример можно привести линейку к 70-ой годовщине Великой Победы «Год 1944-ый. Полное освобождение территории СССР от фашистских захватчиков» (линейка к 9Мая 2014 года).
- учащийся 1: Вспоминаем сегодня события 1944 года! В 1944 году вся наша Родина, Советский Союз, была освобождена силами Красной Армии от фашистских захватчиков;
- учащийся 2: 27-го января была снята блокада Ленинграда в ожесточённых боях Северо-западного, Западного и Волховского Фронтов (чтение стихов на фоне презентации «Блокадный Ленинград»);
- учащийся 3: В мае 1944 силами 4-го Украинского Фронта был освобождён Севастополь ( чтение стихов, показ фрагмента документального фильма);
- учащийся 4: 28 июля 1944 года в ходе операции «Багратион», освобождена Белоруссия и крепость-герой «Брест» (рассказ о героях Брестской крепости);
- Минута молчания…
- ученик 5: «Стареют быстро ветераны …» (чтение стихотворения Л. Полыковского; просмотр слайдов с современными фотографиями ветеранов на фоне песни И. Саруханова «Постарели мои старики»);
- ученик 6 : Уважаемые учителя и учащиеся нашей школы! Весь наш (7 класс) поздравляет вас с Днём Победы! Наша главная задача – окружить вниманием и заботой тех людей, кто ковал эту Победу, ветеранов войны и тружеников тыла! Поздравляйте ветеранов, представителей поколения «Дети войны», не пройдите мимо пожилых людей, поздравляйте пожилого человека, которого встретите в эти дни, желайте им здоровья и долголетия!
Другую лабораторию линейки можно представить по теме «Отечественная война 1812 года»:
- использовать театрализованную постановку (война глазами двух полководцев), в ролях представить великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова и императора Франции Наполеона Бонапарта (говорящего на французском языке с переводчиком), представить Отечественную войну как национально-освободительную;
- стихами показать героизм русских воинов на Бородинском поле во время сражения (на фоне презентации портретов генералов, карты войны, плана-карты сражений, и материалов музея - панорамы «Бородинская битва»);
- предложить небольшой диалог участников партизанского отряда крепостных крестьян под руководством Герасима Курина;
- организовать для обучающихся викторину по представленной теме (с выводом вопросов на экран, чтобы все желающие могли участвовать).
К 100-летию начала Первой мировой войны использовать следующий материал на тематической линейке:
- сделать центральным вопрос: «А можно ли было войны избежать?»; призывать все конфликты регулировать мирным путём;
- представить через фрагменты документальных фильмов Первую мировую как первую войну техники и войну с использованием оружия массового поражения - химического оружия; обратить внимание на число погибших в годы войны;
- пропагандировать деятельность русских учёных (Зелинского Николая Дмитриевича, изобретателя противогаза) и изобретателей (Сикорского Игоря Ивановича, изобретателя самолётов - бомбардировщиков «Русский витязь» и «Илья Муромец»);
- использовать презентацию с фотографиями времён Первой мировой войны на фоне песни военных лет «Мы смело в бой пойдём»);
- предложить организовать выставку семейных фотографий, сохранившихся с 1914-1918 годов.
Литература
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольная программа патриотического и гражданского воспитания " Я - гражданин России"
Цель создания данной прогаммы- создание единого образовательного и воспитательного пространства школы и микрорайона, воспитание личности в каждом ребенке, воспитание человечности. гражданственности и ...
Гражданско-патриотическое и правовое воспитание школьников, как залог устойчивого развития будущего страны.
Концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их ...
Гражданско- патриотическое и правовое воспитание школьников, как залог устойчивого развития будущего страны.
Представлен опыт педагогической работы по формированию гражданско-патриотического и правового воспитания школьников в МОУ Большенагаткинской СОШ МО "Цильнинский район"...
Школьные музеи и их роль в патриотическом и гражданском воспитании школьника
Сегодня включение форм и средств музейной деятельности в образовательный процесс может рассматриваться как «внутренняя новация, новизна» которая определяет место новых методик образо...
Скульптуры города Колпино как средство патриотического и культурного воспитания школьников
Проект представляет собой экскурсию по скульптурам города Колпино, воспитывает чувство патриотизма и гордости за свое настоящее....
Музей - важное средство патриотического и нравственного воспитания школьников
Музей - важное средство патриотического и нравственного воспитания школьников...
Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника
Современное школьное образование многогранно и включает в себя не только образовательную, но и обширную воспитательную работу по развитию личности. Одной из основных задач школы — формирование г...