Казачья хоровая культура как средство патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи
материал
Доклад раскрывает вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи посредством хоровой культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_1_zh.v.obraztsovoy.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Казачья хоровая культура как средство
патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи
Дорогие друзья, уважаемые гости и участники форума!
В своём выступлении мне хотелось бы затронуть вопрос патриотического и в целом духовно-нравственного развития и воспитания молодежи посредством казачьей традиционной культуры, и в частности, хоровой культуры.
В народе говорят: «Если твои планы рассчитаны на год – сей хлеб, если на десятилетия – сажай деревья, а если на века – воспитывай детей!».
Новая эпоха, которая характеризуется существенными изменениями в сознании и мышлении людей, требует качественно новых форм работы с детьми. Именно мы – педагоги должны научить подрастающее поколение любить свою Родину. Эта работа, по моему глубокому убеждению, должна начинаться с возрождения исторической памяти русского народа, с восстановления народных традиций, утраченных за последние годы.
На территориях, где испокон веков проживали казаки, до сего времени сильны их традиции и сохраняются культурные ценности, ведь казачий уклад жизни – это не только ратное дело, но и сам быт казаков, который всегда был наполнен красивыми обычаями, песнями и рассказами. Народная казачья культура является одной из основополагающих в общей системе культуры и обладает такими устойчивыми характеристиками, как традиционность, этничность, полисоциальность и включенность в нее духовной и материальной основ жизнедеятельности людей.
Нельзя не отметить тот факт, что в настоящий момент идёт бурный процесс возрождения казачества, современная жизнь украшается яркими красками казачьей самобытности. Созданы региональные, общероссийские и даже всемирные казачьи объединения, действуют историко-культурные и военно-патриотические казачьи общества. Подъем и развитие казачьей идеи осуществляется через воскрешение культуры, силы чувства, характера казачьей общности. Ибо эта культура наполнена энергией, по своей внутренней природе направлена на диалог – и потому способна сплотить массы, передавая им свою живительную силу. Идеал мужчины-воина – отважного защитника отечества, родной земли и очага – запечатлён в казачьих песнях и привлекает внимание молодежи.
Все перечисленные ценности казачьей культуры нашли свое выражение и в Пуровском районе нашего Округа, где одной из сторон патриотического воспитания является кадетское казачье образование подрастающего поколения. Современная жизнь ставит перед нами задачу духовного возрождения наследия казаков, и важной частью такого воспитания выступает привитие хоровой культуры. Актуальным и востребованным в деле духовного воспитания становится привлечение юных казаков к участию в традиционных праздниках, крестных ходах, распространение знаний о быте и культурных традициях казаков. В числе важных составляющих патриотического воспитания юных казаков средствами хорового искусства отмечается знание истории, говора, песен, владение традиционными военными навыками: шашкой, нагайкой, борьбой, а также ношение военной формы.
Возраст участников хоровой студии, которой я руковожу с 2006 года, охватывает от 3 до 17 лет. Такой возрастной диапазон объясняется тем, что ребенку легче научиться петь, чем говорить, ибо слуходвигательная функция ребенка проявляется не только в речи, но и в пении. Поэтому мы считаем, что освоение основных языковых структур должно начинаться как можно раньше. Об этом же свидетельствуют акустические исследования и педагогические наблюдения известных ученых и педагогов Б.Асафьева, Г.П.Стуловой, Ф.Лысека, В.И.Петрушина и других.
Как показало время, хоровые занятия решают и другую, довольно серьезную проблему современного общества, связанную с компьютеризацией, автоматизацией, появлением смартфонов, планшетов, разного рода электронных игр, когда возникает проблема дефицита общения не только между взрослыми, но и детьми. Подрастающее поколение, проводя свой досуг за компьютерными играми и лишенное возможности общаться со своими сверстниками, становится эмоционально глухим и неспособным проникнуться болью и радостью другого человека.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что дети, посещающие хоровые занятия с раннего возраста, более успешно приспосабливаются к условиям школы и довольно легко проходят так называемый «адаптационный период» в начале школьного обучения. Коллективная хоровая деятельность способствует полноценной эмоциональной и духовной подготовке ребенка к школе, помогает справиться с высоким уровнем эмоциональной нагрузки, ощущением тревожности, неумением общаться со сверстниками и прочими негативными проявлениями, такими как низкий уровень культуры, непатриотическое настроение некоторых детей. Именно хоровое коллективное пение, являющееся самой демократичной и доступной формой музицирования, пробуждает и развивает в детях такие чувства, как соучастие, сострадание, взаимовыручка, взаимопомощь – столь необходимые человеку наших дней.
Говоря о патриотическом и духовно-нравственном воспитании, нельзя обойти тот факт, что в настоящее время наблюдается дефицит коммуникативной функции у детей школьного возраста. В этом смысле уместно привести высказывание главного психиатра Минздрава России, директора Федерального центра психиатрии им. Сербского Зураба Кекелидзе о том, что на сегодняшний день среди дошкольников психические расстройства и аномалии развития наблюдаются у 60% от общего числа детей. При этом, по словам психиатра, у 40% учеников первого класса имеется «школьная дезадаптация», при которой наблюдается снижение способностей к обучению. Причиной такого явления называется «уход в себя», гиперактивность, недостаточность коммуникативной функции.
На фоне этих удручающих показателей решение проблемы мы видим в казачестве, точнее, в недрах казачьей традиционной хоровой культуры. Именно здесь мы можем черпать тот интеллектуальный и нравственный потенциал, который по сей день является хранителем высоких нравственных и духовных ценностей.
Как подтверждение сказанному, я хотела бы привести небольшие выдержки из текстов хоровых произведений. В песне «Слава Богу, что мы – казаки!» есть такие слова:
«…Так решили казаки по уму:
Душу – Богу, сердце – людям,
Жизнь – Отечеству, а честь – никому…».
Или другой пример из песни «Казачеству - добрая слава!»:
«…Не одолеет мироед
многострадальное славянство,
пусть на пути его побед встает казачье наше братство…».
Включение ребенка в глубоко нравственные аспекты хорового коллективного пения благотворно влияет на становление личности, это, прежде всего, положительные эмоции, чувство братства, единство в выражении патриотических чувств – все это создает условия не только для полноценного вокального развития учащихся, но прежде всего для оздоровления душевного состояния, формирования стойкости духа.
В воспитании гражданственности, чувства национального единства и интернационального братства, безусловно, важное место отводится личности руководителя. Руководитель хорового коллектива – это не только наставник, организатор, но прежде всего, его душа, создатель дружеской атмосферы сплоченности. От степени гражданской и нравственной позиции руководителя зависит подбор репертуара, патриотическое содержание исполняемых произведений, воспевание подвигов во имя жизни людей и страны. Он создает «живой» поток энергии, которая оказывает колоссальное воздействие как на слушателя, так и самих поющих. Благодаря единовременно прожитой эмоции рождается вдохновение, прививается вкус к прекрасному.
Подводя итог сказанному, хочу еще раз подчеркнуть, что одной из форм духовно-нравственного и особенно патриотического воспитания подрастающего поколения, вне всяких сомнений, является обращение к казачьей традиционной культуре через коллективное хоровое пение. Опыт российского казачества по культурному и патриотическому воспитанию молодежи поможет преодолеть разобщенность людей, сгладить национальные и религиозные расхождения, найти правильные ориентиры и сплотить наше общество и, прежде всего, молодёжь.
Ж.В.Образцова – вахмистр, заместитель Атамана Обско-Полярного отдельского казачьего общества по культуре, руководитель ансамбля казачьей песни «Здравица».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Хоровое пение как способ духовно-нравственного развития и воспитания ребенка
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4264438","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Использование православного компонента на уроках мировой художественной культуры как средства духовно-нравственного воспитания обучающихся.
На своих уроках я всё чаще использую православный компонент, позволяющий погрузить ученика в мир Православной культуры, помогающей понять человеку смысл жизни, как высочайшего откровения о бытии, знак...
Основы Православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания
Иܰнтерес к дуܰхоܰвܰно-ܰнрܰаܰвстܰвеܰнܰноܰму восܰпܰитܰатеܰлܰьܰноܰму потеܰнܰцܰиܰаܰлу прܰаܰвосܰлܰаܰвܰиܰя яܰвܰлܰяܰютсܰя дܰвܰиܰжуܰщеܰй сܰиܰлоܰй нܰаучܰнܰыܰх поܰисܰкоܰв в рܰазܰлܰичܰнܰыܰх отрܰасܰлܰяܰх зܰнܰаܰнܰ...
Роль хорового пения в процессе духовно-нравственного развития детей.
Что такое "духовно-нравственное воспитание", Как же духовно и нравственно воспитать ребёнка с помощью вокального искусства и в частности хорового пения?...
Роль хорового пения в процессе духовно-нравственного развития детей
Роль хорового пения в процессе духовно-нравственного развития детей...
Православная тематика в культуре как важный участник процесса духовно-нравственного становления современной молодежи
Православная тематика в культуре как важный участник процесса духовно-нравственного становления современной молодежи...