Работа с понятийным аппаратом на уроках обществознания
презентация к уроку по обществознанию

Завьялова Александра Арефьевна

Работа с понятийным аппаратом на уроках обществознания 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с понятийным аппаратом на уроках обществознания Выполнили: учитель высшей категории Завьялова А.А преподаватель, кандидат исторических наук Завьялова С.В. . Нижний Новгород 2015 г.

Слайд 2

Мы можем столько, сколько мы знаем.

Слайд 3

Содержание 1.Задания ЕГЭ № 32, № 33. Сущность, модели и критерии оценивания. 2.Методика работы над понятийным аппаратом. 3.Практикум по составлению моделей заданий № 32, № 36; их оцениванию и подготовке пакета ДМК (дидактического методического комплекса) для отработки понятия.

Слайд 4

Какие задания ЕГЭ проверяют усвоение учащимися понятийного аппарат а? Задания на сравнение Например, Нравственные нормы в отличие от правовых: 1) возникли позднее 2) отражают сложившиеся в обществе представления о добре и зле 3) поддерживаются государством 4) являются способом регулирования общественных отношений

Слайд 5

Задания на классификацию , основанные на логической процедуре деления понятий Научное познание Теория ? Закон Определите недостающий элемент схемы

Слайд 6

Задание № 32 Это задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса и на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания в свободно конструируемом фрагменте текста № 32.

Слайд 7

Модели заданий № 32 Задания № 32 среди заданий ЕГЭ представлены двумя моделями . За полное и правильное выполнение заданий каждой из них выставляется 3 балла . При неполном правильном ответе – 1-2 балла.

Слайд 8

Модели заданий № 32 Первая модель дает возможность оценить знание признаков основных понятий обществоведческого курса, различных социальных явлений, порождающих их причин и возможных последствий Вторая модель позиции № 32 представляет собой задания, направленные на проверку понимания смысла основных обществоведческих понятий и на умение применять эти понятия в контексте обществоведческого знания в свободно конструируемом фрагменте текста

Слайд 9

Модели заданий № 32 Пример модели2. Пример модели 1. Назовите любые три характерных признака массовой культуры. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономической системе.

Слайд 10

Задание № 33 Это задание на раскрытие какого-либо теоретического положения (понятия) на примере

Слайд 11

Задание Это тип задания высокого уровня сложности. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать , подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

Слайд 12

Две модели заданий № 33 Требование «раскрыть» теоретическое положение на примере» (первая модель) Требование «проиллюстрировать» теоретическое положение примерами» (вторая модель).

Слайд 13

1 модель - оцениваются указанные ( перечисленные) требуемые положения и приведенные примеры, характеризующие (иллюстрирующие) их. 2 модель - оценивается количество корректно приведенных примеров или наличие обеих частей требования – перечня объектов и соответствующих примеров

Слайд 14

Первая модель («раскройте на примерах…..») не задает алгоритм выполнения заданий. - В отличие от заданий первой модели, эти задания « разворачивают» проверяемый вид деятельности, операционализируют его, детально прописывая пошаговость выполнения требования, предъявляемого заданиями № 33.

Слайд 15

Пример1 . Задания, требующие раскрыть на примере сущность объекта или его признаки На конкретном примере раскройте три признака трудового правонарушения. Задания, требующие раскрыть на примере связь объектов (процессов) Раскройте на трех примерах различные проявления воздействия политики на культуру - Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите … и проиллюстрируйте примером», «Подтвердите конкретным примером …», «Приведите положение … с соответствующим примером», «Проиллюстрируйте примером …

Слайд 16

Примеры 2 модели заданий № 33 Пример 1. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером. Пример 2. Назовите любые три признака государства и проиллюстрируйте каждый из них примером. Пример 3. Подтвердите тремя примерами действие принципа разделения властей в государственной системе РФ.

Слайд 17

ВЫВОДЫ Задания № 32 и № 33 направлены на проверку знания понятийного аппарата и умения им оперировать.

Слайд 18

Что такое понятие ? Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Понятие наряду с суждениями, умозаключениями является логической формой мышления . А.В. Петровский. Понятие – логически оформленная общая мысль о предмете. С.И.Ожегов.

Слайд 19

Что такое суждение, умозаключение? Суждение – это отражение связей между понятиями, предметами и явлениями действительности или между свойствами и признаками. Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение.

Слайд 20

Виды понятий По объему - общие -единичные -пустые По содержанию: -конкретные и абстрактные -относительные и безотносительные, собирательные, несобирательные, родовые и видовые

Слайд 21

Роль понятий Овладение основами любой науки означает освоение системы её понятий. Обучаясь в школе, ученики овладевают системой обществоведческих понятий. В общей системе процесса познания формирование понятий – важное звено. Изучение понятий – основа подготовки к ЕГЭ.

Слайд 22

Методы формирования понятий И Изучение фактов , формирование представлений Выделение существенных Признаков понятий Определение понятия Применение понятия Индуктивный Дедуктивный

Слайд 23

В работе над понятиями формируются следующие умения: -выделять понятия из письменного текста или устной речи; -определять понятия; -квалифицировать понятия по степени их значимости и по тематике; -находить общие черты и различия в разных определениях одного и того же понятия;

Слайд 24

В работе над понятиями формируются следующие умения: -сравнивать различные понятия; -подбирать к одному понятию одноуровневые термины; -составлять небольшие тексты с использованием данного понятия; -рассказывать о той или иной проблеме с использованием понятия;

Слайд 25

Алгоритм работы 1.Вычленить в определении понятия или термина ключевые признаки; 2.Проанализировать каждый признак, определить его объем и содержание; 3.Привлечь контекстные знания учащихся для понимания содержания признака; 4.Выявить характер признаков: общий, необходимый и отличительный.

Слайд 26

Действие алгоритма при определении понятия «общество» Общество- обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, исторически развивающаяся совокупность человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения. Ключевые признаки: -часть материального мира историческое развитие(изменение во времени совокупность человечества(единство и взаимозависимость) способы взаимодействия людей и формы их объединения

Слайд 27

На составление схемы Типы заданий с понятиями По развитию речевых навыков игровые лексические С использованием текстов грамматические

Слайд 28

Варианты работы с понятиями « Выпадающее» понятие Одно из списка понятий относится к другому смысловому ряду. Задание: определить «выпадающее» понятие, предложить к нему смысловой ряд терминов.

Слайд 29

Какие понятия выпадают из следующих логических рядов? -Перечень основных подсистем общества: экономика- культура- религия- политика. -Перечень форм общественного сознания: мораль-искусство- политика- наука. -Перечень идеалов индустриального общества: вера- добро-красота- истина.

Слайд 30

«Выпадающее» понятие Религия Политика Вера

Слайд 31

Варианты работы с понятиями Использование ассоциаций при введении нового понятия (Что пришло вам в голову, когда вы увидели понятие?)

Слайд 32

Варианты работы с понятиями Задания лексического характера на использование антонимов, синонимов, однокоренных слов (подбор слов осуществляется в группах, происходит нарастание фактического материала).

Слайд 33

Варианты работы с понятиями Составление смысловых рядов или цепочек. Задание: назвать общее понятие к определенному ряду терминов. 1)буддизм, христианство, ислам. 2)война, драка, ссора, спор

Слайд 34

Варианты работы с понятиями Впиши правильные буквы вместо пропусков Например, С- пар-тизм Ко-фо -мизм

Слайд 35

Варианты работы с понятиями Угадай понятие по признакам: А)предназначенность для купли – продажи Б)обладает потребительской стоимостью В)обладает меновой стоимостью Г)имеет цену

Слайд 36

Варианты работы с понятиями Сгруппируй понятия по темам Определи тему по ряду понятий, представляющих смысловое единство. Выбери наиболее удачное определение понятия из ряда определений данного понятия и аргументируй свой выбор.

Слайд 37

Варианты работы с понятиями «Слова, слова…» Учитель выбирает длинное слово, являющееся ключевым для изучаемой темы. Ученики записывают это слово в тетрадь и получают задание – написать как можно больше слов, начинающихся с букв, составляющих данное слово.

Слайд 38

Варианты работы с понятиями «Верно и неверно!» Учащиеся получают парные карточки, на которых написаны обществоведческие понятия. Одна карточка содержит правильный вариант ответа, а в другой допущены ошибки. Учащиеся отбирают карточки с правильными ответами.

Слайд 39

Рассказ о событиях Вариант 1. На основе списка понятий, взятых из текста предлагается составить рассказ. Составленный рассказ можно сравнить с оригиналом.

Слайд 40

Вариант 1 Система Подсистема Культура Экономика Политика Функции Не было и не может быть общественной системы, где не существовали бы соответствующие подсистемы- культура, экономика, политика. Даже если когда-то они строились и выглядели совсем не так, как в наше время, они все равно выполняли те же самые функции.

Слайд 41

Рассказ о событиях Вариант 2. Дается текст рассказа, в котором пропущены понятия. Задание: восстановить рассказ, включая пропущенные понятия.

Слайд 42

Вариант 2. Мы, люди, живем в постоянном …….с себе подобными. Это называется термином «…….». Вся история человечества- это появление, развитие и разрушение ……..самых разных видов. Однако у всех можно найти постоянные свойства и признаки, без которых ни одно общество не может существовать, воспроизводя себя и сохраняя собственную ……….. .

Слайд 43

Вариант 2. Мы, люди, живем в постоянном ОБЩЕНИИ с себе подобными. Это называется термином «ОБЩЕСТВО». Вся история человечества- это появление, развитие и разрушение ОБЩЕСТВ самых разных видов. Однако у всех можно найти постоянные свойства и признаки, без которых ни одно общество не может существовать, воспроизводя себя и сохраняя собственную ИДЕНТИЧНОСТЬ .

Слайд 44

лингвистический конструктор Предложение установить правильную последовательность в определении, данном вразнобой (для слабых) – лингвистический конструктор (определение термина и составление его характеристики из предложенных слов и словосочетаний). Из приведенных слов и словосочетаний составьте и запишите определение понятия: освоение мира, культуры, в образах, и связанная, человека, к эстетическому, со способностью, форма, к его, символах, воспроизведению. Назовите это понятие.

Слайд 45

Варианты работы с понятиями Определение обществоведческого термина на основе анализа источника. В приведенных ниже предложениях все выделенные курсивом словосочетания замените понятиями. 1) любовь к мудрости включает в себя и теорию познания. 2) Искусство возделывания почвы представляет собой нечто соединенное, составленное из частей.

Слайд 46

Символы Вариант 1.Учащиеся называют 2-3 ассоциации или изображают символ данного понятия. Вариант 2. Определить понятие по рисунку или символу (возможно с нескольких попыток)

Слайд 47

Рисунок 1вариант Группам дается задание нарисовать понятие. Понятие в группе рисуется по кругу. Затем группы могут обменяться рисунками и дорисовать свои элементы в уже готовые рисунки. Нарисовать понятие «глобализация»

Слайд 48

Рисунок 2вариант «Возьмем в руки карандаш» На доске выписывается перечень слов, относящихся к определенной теме, например, «власть», «сила», «авторитет», «иерархия». Ученик получает задание изобразить в виде рисунка данное понятие. Цель: выработать умение переводить содержание обществоведческого понятия из рациональной плоскости в эмоционально – образную.

Слайд 49

«Драматизация» Работа над понятием проводится без использования слов (через сценку, миниатюру и т.д.). Возможна как индивидуальная, так и групповая работа.

Слайд 50

Без использования слов изобразить Общество Мораль Религия Сознание

Слайд 51

Мнемотехника Игра предназначена для закрепления или повторения материала. По определенной теме необходимо заранее подготовить 30 слов (фамилий, названий, терминов). Эти слова учителю необходимо рассортировать по степени мнемонической сложности: в первом десятке - достаточно простые для запоминания, во втором - сложнее, в третьем - наиболее трудные для запоминания слова или словосочетания. Игра проводится в 3 тура. Учитель зачитывает слова для первого тура, ученики внимательно слушают, ничего не записывая. Когда учитель перечислил все 10 слов, учащимся дается время (3 минуты) для записи слов, которые они запомнили. По прошествии времени учитель выявляет победителя - того, кто запомнил больше всех: «Поднимите руки, кто записал 10 слов?» (или 9,8 и т.д., пока не выяснится, кто является автором самого длинного списка). Подобным образом проводятся 2-й и 3-й туры. Тот, кто победил во всех 3 турах, получает оценку «5».

Слайд 52

Мнемотехника Общество Мораль Подсистема Сознание Функция Система Добро Красота Истина Экономика Культура Политика Наука Искусство Эволюция Социализация Глобализация Идеология Идентичность Адаптация Координация Целеполагание Индустриальное общество Постиндустриальное общество Аграрное общество Разумная способность Технотронное общество

Слайд 53

снежный ком В игре могут участвовать как несколько учеников, так и весь класс. Задается тема например: «Основные функции и подсистемы общества». Первый участник игры называет термин, относящегося к данной теме, например, «адаптация». Следующий участник должен сначала повторить сказанное первым, затем назвать слово, словосочетание, имя, тесно связанное по смыслу с уже сказанным, например: «адаптация, координация». Следующий повторяет слова первого и второго участников, добавляя свое: «адаптация, координация, целеполагание ». Новый участник увеличивает ряд новым словом . В конце концов получается длинный ряд, относящийся к определенной теме. Если участник игры ошибается или делает длинную паузу, то он выходит из игры. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку слов.

Слайд 54

Точка зрения Одно и то же понятие рассматривается с разных точек зрения (например, с позиций различных социальных групп и слоев). Учащиеся образуют 4 группы.2 группы предлагают элементы того и другого понятия с точки зрения подростков, две другие-с точки зрения взрослых. Подводя итоги, можно обсудить общие вопросы.

Слайд 55

Крестословица В игре может принимать участие весь класс, разбившись на пары (объединяются учащиеся, сидящие за одной партой). Для игры понадобится листок в клетку. Объявляется время (10 мин.). Первое слово записывается в середине листа по горизонтали, оно должно быть длинным (не менее 5 букв, причем каждая буква записывается в отдельной клетке). Затем каждый по очереди пишет историческое слово, которое пересекается с предыдущими словами по горизонтали или по вертикали (по типу кроссворда). При этом записываются очки по числу пересечений. Игра развивает смекалку, память, внимание, позволяет осуществить терминологическое повторение материала. Массовый вариант игры возможен с помощью графопроектора,интерактивной доски.

Слайд 56

Кроссворд Вариант 1. Разгадать предложенный кроссворд. Вариант 2.Составить кроссворд, используя понятия из текста учебника.

Слайд 57

«Аукцион» Вариант 1 К теме подбирается максимальное количество понятий. Вариант 2 Называют одно понятие. Учащиеся перечисляют темы, в которых оно встречалось. Эффективно для повторительно-обобщающих уроков

Слайд 58

Понятия темы Общество Подсистема Сознание Функция Система Эволюция Социализация Глобализация Экономика Культура Политика Мораль Искусство Наука Индустриальное общество Добро Красота Истина

Слайд 59

Алгоритм работы: 1. Берется понятие 2. Составляется ассоциативный ряд 3. Понятия ранжируются по степени важности 4. Учащиеся делятся на группы и доказывают, почему их понятие самое важное (критерий доказательства выбирает сама группа) 5.Группа показывает связь понятий друг с другом 6. Жюри выбирает лучшую команду, находя достоинства в работе других групп.

Слайд 60

Аргументированное эссе «Человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные » (Аристотель). Задание: написать эссе, философское письмо, мини – сочинение на заданную тему с обязательным использованием предложенных понятий.

Слайд 61

Задание на составление схемы на основе предложенных терминов и понятий . Составьте схему, используя предложенные понятия, отразив их соотношение между собой. В схему запишите порядковые номера понятий и терминов. 1) Республика; 2) монархия; 3) парламентская республика; 4) дуалистическая монархия; 5) президентская республика; 6) абсолютная монархия; 7) смешанная республика; 8) ограниченная монархия; 9) формы правления; 10) парламентская монархия; 11) современные республики.

Слайд 62

9 2 1 6 8 4 10 11 3 5 7

Слайд 63

Задание на составление схемы отношений обществоведческих понятий. Изобразите взаимоотношения окружающего мира и общества с помощью взаимоположения двух окружностей. Окружность, обозначающую окружающий мир, обозначьте цифрой 1, а окружность, обозначающую общество, - цифрой 2.

Слайд 64

Окружающий мир общество

Слайд 65

Словарная работа Словарь понятий и терминов ТЕРМИН СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ Тема урока : Общественное сознание и его формы Разумная способность Способность человека с помощью мышления воспроизводить окружающий мир, устанавливать причинно-следственные связи и вырабатывать планы деятельности в соответствии с закономерностями мира

Слайд 66

ИМЯ КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ Тема урока : Общественное сознание и его формы Сократ (469-399 до н. э.), древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики. КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович (1841-1911), российский историк, академик (1900), почетный академик (1908) Петербургской АН. Труды: «Курс русской истории» (ч. 1-5, 1904-22), «Боярская дума Древней Руси» (1882), по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии. Словарная работа Словарь биографий

Слайд 67

Словарная работа Словарь афоризмов Афоризм Автор Смысл афоризма Тема урока: Общественное формы сознание и его «Самый непобедимый человек- это тот, кому не страшно быть глупым » В.О. Ключевский ?

Слайд 68

Выводы: 1.Овладение учащимися понятийным аппаратом – основа подготовки к ЕГЭ. 2.В работе по формированию понятийного аппарата лучше использовать индуктивные методы: от частного к общему, от формирования представлений к формированию понятий и отработке их в ходе упражнений. 3. Использовать в работе с понятийным аппаратом как можно больше разных типов заданий: лексических, со схемами, игровых.

Слайд 69

Практикум: Работа в группах 1.Составить задания С-5 иС-6 (2 модели). 2. Подготовить ДМК для отработки понятия.

Слайд 70

ДМК ДМК - научно-методическая система разнообразных вопросов и заданий, объединенных общей целевой установкой и темой учебного занятия. В процессе обучения обществознанию ДМК выступает как специально созданное учителем дидактическое средство для организации работы над понятием, проектно-исследовательской деятельности школьников на семинарских и лабораторных занятиях (О.Ю. Стрелова).

Слайд 71

Выводы 1.Овладение учащимися понятийным аппаратом – основа подготовки к ЕГЭ. 2.В работе по формированию понятийного аппарата лучше использовать индуктивные методы: от частного к общему, от формирования представлений к формированию понятий и отработке их в ходе упражнений. 3. Использовать в работе с понятийным аппаратом как можно больше разных типов заданий: лексических, со схемами, игровых. 4.Дифференцировать модели заданий С5 и С6.

Слайд 72

Спасибо за работу, творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование понятийного аппарата на уроках истории»

Стремительно меняется общественно-политическая обстановка в России и за её пределами. Изменяется не только традиционный уклад жизни народа, но и пополняется его словарный запас многими специальными те...

Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.

Данный материал  содержит алгоритмы и приемы работы с понятиями на уроках истории и обществознания.  Работа с понятиями  используется и в заданиях ГИА и ЕГЭ....

Статья "Проблема усвоения понятийного аппарата на уроках истории"

Статья "Проблема усвоения понятийного аппарата на уроках истории"...

Использование иллюстративного материала для формирования понятийного аппарата на уроках истории.

Текст выступления на фестивале методических идей в Нефтегорске 2017 г....

Формирование понятийного аппарата на уроках обществознания: урок, мастер-класс

Представлена разработка урока по теме "Социальная структура общества. Социальная мобильность" с использованием методов и приемов по формированию понятийного аппарата....

Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.

Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания - один из важных моментов процесса обучения...