«Формирование понятийного аппарата на уроках истории»
статья по истории по теме
Стремительно меняется общественно-политическая обстановка в России и за её пределами. Изменяется не только традиционный уклад жизни народа, но и пополняется его словарный запас многими специальными терминами и понятиями. И ими должен уметь правильно оперировать не только учёный, но и учитель, ученик. Поэтому проблема формирования понятийного аппарата учащихся в системе теоретических курсов истории, обществознания, правоведения весьма актуальна.
Работа с терминологией требует от учителя достаточно высокой эрудиции и знания основных методических приёмов, умения актуализировать каждое занятие по предмету, т.е. показать учащимся необходимость использования исторического опыта в современных условиях. В данной работе представлен личный опыт работы по данной проблеме на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.89 КБ |
Предварительный просмотр:
I Международная научно-практическая конференция
«Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
Секция: Современные образовательные технологии.
«Формирование понятийного аппарата на уроках истории»
Подготовила Смирнова Ольга Александровна, преподаватель истории высшей категории Оренбургского президентского кадетского училища.
Аннотация: Быстро меняется общественно-политическая обстановка в России и за её пределами. Изменяется не только традиционный уклад жизни народа, но и пополняется его словарный запас многими специальными терминами и понятиями. Поэтому проблема формирования понятийного аппарата учащихся в системе теоретических курсов истории, обществознания, правоведения весьма актуальна.
Работа с терминологией требует от учителя достаточно высокой эрудиции и знания основных методических приёмов, умения актуализировать каждое занятие по предмету, т.е. показать учащимся необходимость использования исторического опыта в современных условиях. В данной работе представлен личный опыт работы по данной проблеме на уроках истории.
Необходимость постоянной работы по формированию понятийного аппарата в процессе обучения истории обусловлена следующими причинами:
полное незнание сущности терминов, понятий исторической
направленности;
знания о терминах, полученные учащимися в первые годы
изучения истории, довольно быстро утрачиваются, а потому требуют
периодического возвращения в терминологический багаж школьников
старших классов;
содержание отдельных терминов в зависимости от времени,
исторической обстановки, места употребления может несколько или даже основательно меняться;
постоянное обогащение исторического языка новыми понятиями,
терминами;
выход из словарного обихода человека или редкое употребление в
современной литературе терминов, понятий, широко используемых авторами, особенно древних и средних веков.
Понятие, как отмечает М. М. Розенталь, выступает не только как форма отражения мира в мышлении, с помощью которого познаётся сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки; понятие вместе с тем есть форма мышления, основной строительный материал процесса познания мышления, основная логическая "клетка познания" (Философский словарь. /Под ред. М.М.Розенталь,– М., «Политическая литература»,1975г., стр.258).
Выбор приемов и средств обучения по формированию понятийного аппарата учащихся зависит от сложности понятий, изучаемого материала, типа урока, особенностей класса.
Прием объяснения для учащихся наиболее доступен, поэтому используется во всех классах. Это та часть информации, которая должна быть усвоена в виде понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов. Ученикам сообщается суть изучаемых событий и явлений, их связей в готовом, разъясненном виде, и им надо ее понять и запомнить. Таким образом, объяснение не требует от учеников поиска существенного, что ограничивает их самостоятельную познавательную деятельность и является минусом данного приема.
Для усвоения терминов и понятий важно раскрыть первоначальный смысл этих слов, генезис происхождения, добиваясь их одинакового понимая всеми учениками класса. Так, останавливаясь на происхождении слова царь, учитель поясняет, что оно произошло от латинского Цезарь - от имени Гая Юлия Цезаря. Со временем слово цезарь стало императорским титулом. Императоров Византии русские люди сначала называли цезарями, а потом царями.
Понять происхождение слова часто помогают однокоренные слова. Слово дворяне произошло от названия двора боярина, его дворных людей; оброк значит обречь на выполнение чего-либо, навязать обязательства.. Смысловое значение слова: воевода - тот, кто водит воинов; вече — вещать, говорить. Слово можно разъяснять по занятию: полюдье - сбор дани по людям; крепостной - крестьянин, крепко прикрепленный к земле. От занятий людей произошло слово деревня. Чтобы построить дома, надо было освободить место от деревьев и кустарников. Прилагая много усилий, их приходилось выдирать, драть (драть - деру ~ деревня).
Рассуждение (рассуждающее изложение) это вариант объяснения, применяемый при выявлении причинно-следственных связей, существенных черт понятий. Одновременно используются документы, статистический (диаграммы, графики) и картографический материал.
Этот прием позволяет показать ученикам ход рассуждений учителя, его размышлений, дать образцы анализа фактов.
Вместе с приемом рассуждения применяются такие средства обучения, как логические схемы, учебные памятки, аппликации, текстовые таблицы. Прием рассуждающего изложения допускает деятельность учащихся на преобразующем уровне, когда по ходу объяснения учителя они составляют смысловые планы, логические схемы, сравнительно-сопоставительные таблицы.
Понятия усваиваются при использовании такого логического приема познания как сопоставление - установления сходства и различия отдельных понятий.
При использовании данного приема соблюдаются два условия:
- сравнивать необходимо только однородные понятия: например, родовые общины и соседские общины, мануфактура и фабрика, мастерские и цех, республика и монархия и т.п.;
- сравнивать понятия надо по признакам, имеющим существенное значение.
Так на уроке на тему "Англия в XVIII. Промышленный переворот» организуется работа над понятиями «фабрика», «промышленный переворот», повторяется понятие «мануфактура».
После того, как дается определение понятия «промышленный переворот как переход от ручного труда к машинному, от мануфактурного производства к фабричному», раскрываются сходство и различия между мануфактурой и фабрикой.
мануфактура | фабрика | |
сходство | ||
Крупные капиталистические предприятия с разделением труда | ||
различия | ||
Способ труда | ручной | машинный |
Количество рабочих | больше | меньше |
Производительность труда | ниже | высокая |
Качество продукции | ниже | более высокое |
Итоги этой работы фиксируются в форме таблицы:
Обобщающая характеристика подводит итог изученному теоретическому материалу, формирует понятия. Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляют основные черты явления, самое существенное в нем. Например, рассказав о коллективизации, называют характерные черты колхозного строя: директивное планирование; изъятие производственного продукта; прикрепление работника к земле; отсутствие его социальной защиты.
Описание. Описать предмет - это значит перечислить ряд признаков, которые более или менее раскрывают его. В описание включают существенные и несущественные признаки. Очень эффективно описание с использованием наглядности: рисунков, иллюстраций, картин и т.п. Например, опишите православный храм, используя опорные слова: купол, барабан, аркатурный пояс, алтарь, неф, столпы, иконостас.
Использование альтернатив. Альтернатива - необходимость выбора между двумя или несколькими исключающими друг друга возможностями, понятиями. Так, при изучении темы «Новые идейно-политические явления» в 7 классе, может быть дано следующее задание: найти термин – антоним: эволюция(революция),либерализм(консерватизм), реформация(контрреформация),монархия(республика…) и т.п.
При формировании понятийного аппарата используются игровые моменты, ролевые и деловые игры. Как известно именно в игре лучше идет усвоение нового материала. Например, игра "Переводчик".
Трудностью в усвоении различных понятий является сложность научного языка. В данной игре детям предлагается сказать какую-либо историческую фразу другими словами, перевести с "научного" языка на "доступный". Например: "Социальные реформы способствуют общественному прогрессу» - «Постепенные ненасильственные преобразования способствуют развитию общества, движению вперед».
Подготовка любого урока требует от учителя детального обдумывания не только основного содержания объяснения нового материала, но и правильного использования методических приемов в структуре урока. Можно вести работу с понятиями перед объяснением нового материала, по ходу урока заострять внимание учащихся на терминологии, термины давать перед этапом закрепления. Каждый учитель сам решает, когда и как применить различные формы и методы работы.
Таким образом, работа по формированию понятийного аппарата учащихся должна учитывать многие факторы: возраст, специфику класса, тип, форму урока и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.
Данный материал содержит алгоритмы и приемы работы с понятиями на уроках истории и обществознания. Работа с понятиями используется и в заданиях ГИА и ЕГЭ....
Статья "Проблема усвоения понятийного аппарата на уроках истории"
Статья "Проблема усвоения понятийного аппарата на уроках истории"...
Использование иллюстративного материала для формирования понятийного аппарата на уроках истории.
Текст выступления на фестивале методических идей в Нефтегорске 2017 г....
Формирование понятийного аппарата на уроках математики
В работе представленной на РМО математиков представлено обобщение опыта работы по формированию понятийного аппарата на уроках геометрии. В представленный материал входит полная теоретическая часть выс...
Формирование понятийного аппарата на уроках обществознания: урок, мастер-класс
Представлена разработка урока по теме "Социальная структура общества. Социальная мобильность" с использованием методов и приемов по формированию понятийного аппарата....
Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.
Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания - один из важных моментов процесса обучения...