Мастер-класс "Формирование понятийного аппарата на уроках обществознания".
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Формирование понятийного аппарата»
«Определяйте значения слов и Вы избавите мир от половины его заблуждений».
Рене Декарт.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курсов в условиях ФГОС указывают на необходимость достижения учащимися метапредметных и предметных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. Несомненно, что работа над понятийным аппаратом курса должна вестись системно, начиная с 5 го класса. Изучение понятий не должно сводиться к элементарному заучиванию терминов.
В связи с этим особую актуальность приобретает работа педагога над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления
Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ обучающиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.
Формирование этой компетенции осуществляется через разнообразные приёмы.
-подчеркивание (поиск ключевых признаков)
-составление кластеров
- «Четвертый лишний» (исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три).
- «Продолжи ряд» (написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова).
- С проверяемым термином надо составить предложение (или – с определенным количеством терминов составить рассказ). Проверяется уместность употребления слова, понимание контекста.
- Среди предложенных фраз с проверяемыми терминами ученик должен найти неверные, зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами.
- Самостоятельное составление кроссворда.
- Дается текст с пропусками терминов, под ним - список понятий, их надо вставить в нужное место текста
- Распределение: дается список понятий, имен, названий, надо распределить их по группам однородных слов.
- Объяснение значения приставок «про», «анти», «экс», «ин», «де»,
- Игра Алиас («Скажи иначе»)
Не понимая смысл терминов, ученики быстро утрачивают интерес к предмету, перестают работать на занятиях, не могут быстро сориентироваться в тексте учебника. В заданиях ЕГЭ, ОГЭ с этого года появляются задания на определение понятия, определять понятия надо и в эссе при раскрытии теоретического материала.
Определение понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина.
Как в 9 классах мы учимся составлять определения.
- Подбираем родовое понятие.Понятие является частью более общего понятия, более широкого по смыслу Родовое понятие- понятие, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов. Родовое понятие нечто статичное.К статичным родовым словам относятся:явление, положение, компонент, совокупность, форма. часть, элемент, составляющая, один из, видов , институт, организация.
и т.д. Пример: ряд понятий: инфляция, глобализация, маргинализация, мышление, познание, социальная мобильность…. Все эти термины объединяет то, что они являются некими процессами (в данном примере, процесс - это родовое понятие) - «Федерация» родовое понятие «Форма государственно-территориального устройства».
мораль – это группа (совокупность) социальных норм
Для отработки данных навыков я использую следующие упражнения:
Подведение под родовое понятие
2 Подбор видовых признаков
.Установите, какие существенные признаки отличают определяемый предмет, явление и др. от других, относящихся к этому же классу. Обычно пишется как причастный оборот или вводится с помощью слова "который". (могут использоваться связки- клише: в основе которого…., характеризующийся….., основным содержанием которого….,
Предлагается ассоциативный ряд: приводятся примеры любых ассоциаций, связанных с понятием.
Федерация - К видовым особенностям можно отнести такой признак федерации как наличие определенной самостоятельности отдельных частей государства.
На что обратить внимание при определении понятий.
- определение не было отрицательным
Тем не менее часто очень трудно или даже невозможно избежать использования отрицательных признаков в определяющей части. Понятие "несовершеннолетний" является отрицательным и по названию, и по содержанию: не достигший определенного возраста
- определение было соразмерным, т.е. не слишком подробным, но и не слишком общим. Как правило, чем более конкретное понятие, тем более узкими будут формулировки;
Например, существенными признаками глобальных проблем является то, что они сложились во второй половине 20 века и требуют совместного решения в ходе международного сотрудничества и грозят гибелью цивилизации. Уберите угрозу гибели, и ваше понятие уже не полно и не раскроет смысл. А вот добавлять в определение виды глобальных проблем не имеет смысла.
Это правило часто нарушается, в результате чего возникают логические ошибки в определении.
Типы этих логических ошибок:
- а) широкое определение, когда определяющее понятие по объему шире, чем определяемое понятие. Такая ошибка содержится в следующих определениях:
- «Безработный – это человек, у которого нет постоянного места работы».
- «Инфляция – это повышение цен» ( не всякое повышение цен служит показателем инфляции)
- Характер - это основа поведения человека
основа поведения человека создается не только его характером, но и многим другим: мировоззрением, воспитанием, условиями жизни и т.п
б) узкое определение, когда определяющее понятие по объему уже, чем определяемое понятие. Например, «Прожиточный минимум – это такой уровень доходов, который нужен работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм»
“Менеджер – это специалист по управлению производством». руководитель, управляющий, начальник, т.е. наемный специалист, занятый управлением процессами и персоналом на определенном участке предприятия, организации
- в определении не должно быть круга и тавталогии т.е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми. Пример: “Логика — наука о правильном мышлении”; “Правильное мышление — логичное мышление”. При определении соотносительных понятий избежать логического круга невозможно. Их довольно много: причина и следствие, материя и сознание, добро и зло и многое другое.
Добро — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.
Ло́гика — раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности
- определение не должно быть двусмысленным, т.е. в нём нельзя употреблять термины в переносном значении. Примеры: “Повторение — мать учения”; “Лев — царь зверей”.
- определение было ясным и понятным.
– необходимо подбирать наиболее близкое родовое понятие
Например, называя демократию не политическим режимом, а формой государства мы рискуем запутаться и составить неверное определение.
- избегать отсутствия родовых понятий. Например: это такое или это когда
- избегать тавтологии. Например, . Банки, это организации, осуществляющие банковские операции».
синквейн
Государство: (Заголовок)
Независимое, правовое.(Два прилагательных)
Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)
Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)
Защита. (Резюме)
Типы логических ошибок:
- определение не должно быть отрицательным суждением и не раскрывает существенных признаков понятия
- определение не должно быть широким, когда определяющее понятие по объему шире, чем определяемое понятие.
- определение не должно быть узким , когда определяющее понятие по объему уже, чем определяемое понятие
- в определении не должно быть круга, т.е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми; избегать тавтологии.
- определение не должно быть двусмысленным, т.е. в нём нельзя употреблять термины в переносном значении.
– необходимо подбирать наиболее близкое родовое понятие
- необходимо избегать отсутствия родовых понятий
Найдите ошибки в следующих определениях
1.Демократия – форма государства, основанная на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти.
2.Республика – это форма правления, не являющаяся монархией
3.Банки, это организации, осуществляющие банковские операции».
4.Инфляция – это повышение цен
5.Мораль – особые духовные правила, регламентирующие поведение человека.
6.Кража - это уголовно наказуемое преступление
7..Характер - это основа поведения человека
8..Менеджер- специалист по управлению производством
Найдите ошибки в следующих определениях
1.Демократия – форма государства, основанная на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти.
– необходимо подбирать наиболее близкое родовое понятие
2.Республика – это форма правления, не являющаяся монархией
Тем не менее часто очень трудно или даже невозможно избежать использования отрицательных признаков в определяющей части. Понятие "несовершеннолетний" является отрицательным и по названию, и по содержанию: не достигший определенного возраста
3.Банки, это организации, осуществляющие банковские операции».
определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми
4.Инфляция – это повышение цен
не всякое повышение цен служит показателем инфляции
- Мораль – особые духовные правила, регламентирующие поведение человека.
определяющее понятие по объему шире, чем определяемое понятие.
- Его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.
- Кража - это уголовно наказуемое преступление
определяющее понятие по объему шире, чем определяемое понятие.
7/Характер - это основа поведения человека
основа поведения человека создается не только его характером, но и многим другим: мировоззрением, воспитанием, условиями жизни и т.п
8.Менеджер- специалист по управлению производством
руководитель, управляющий, начальник, т.е. наемный специалист, занятый управлением процессами и персоналом на определенном участке предприятия, организации
Памятка
-родовое понятие:
положение, взаимодействие, явление, способ…, совокупность, процесс, организация, объединение, форма….., период…элемент…, вид…, часть…, этап…, уровень…
- видовые признаки (подбор разных ассоциаций, связанных с этим понятием и отбор двух главных признаков)
-клише-связки: который…, в основе которого…, основным содержанием которого…., характеризующий…, определяющий
Составить определение- кластер
- Республика
- Экономика
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования к результатам обучения в условиях ФГОС указывают на необходимость достижения учащимися предметных и метапредметных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. Понятийное мышление – мышление, которое характеризуется использованием понятий и логических конструкций.
Приемы формирования понятий - подчеркивание (поиск ключевых признаков) - составление кластеров - «четвертый лишний»- исключение одного слова из четырех, определив основание, по которому объединены другие три) - «продолжи ряд» -написаны три слова, необходимо найти основание, по которому они подобраны и подобрать подходящее слово - составить предложение с проверяемым термином - среди предложенных фраз найти неверные термины и зачеркнуть их - составление синквейна, настольная игра «Алиас» («Скажи иначе») - текст с пропусками терми нов и списком понятий. Необходимо вставить понятия в нужное место текста - распределение : даётся список понятий, названий. Необходимо распределить их по группам однородных сло в.
«Определяйте значения слов и Вы избавите мир от половины его заблуждений». Рене Декарт. Не понимая смысл терминов, учащиеся утрачивают интерес к предмету, не могут сориентироваться в тексте учебника. Определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает содержание понятия или устанавливает значение термина.
1. Подбираем родовое понятие (понятие, которое является более общим , являющегося родом каких-либо видов) . Статичные родовые понятия: -положение -взаимодействие -явление - совокупность - процесс -институт -организация Инфляция,глобализация,познание, социализация - элемент -форма…. -вид -часть -этап -уровень период
Термин Родовое понятие Познание Статус Мораль Наука Государство Процесс положение Форма общественного сознания социальный институт Система теоретических знаний Вид деятельности Институт политической системы
2.Подбор видовых понятий Выделение существенных признаков, отличающих определяемый предмет от других, относящихся к этому же классу Может вводиться с помощью слов - который -в основе которого -основным содержанием которого -характеризующийся -направленный
Использование этимологического метода (вспомогательного). Например: анархизм (греч. An – без, archia – власть) – идея безвластия демократия (народ, власть); мажоритарный (большинство) Объяснение значения приставок - про,-анти,-экс,-ин,-де
Понятие Что такое? (Родовое слово) Существенные признаки = + Схема определения понятия Основной закон Основы общественного и государственного строя Основы правового статуса - принципы организации и деятельности государства Конституция - = + Конституция – основной закон государства, закрепляющий основы общественного и государственного строя, основы правового статуса личности, принципы организации и деятельности государства
На что обратить внимание при определении понятий -чтобы определение не было отрицательным (не сообщает существенной информации) -чтобы определение было соразмерным Логические ошибки : а) определяющее понятие по объему шире, чем определяемое : «Безработный-это человек, у которого нет постоянного места работы» б) узкое определение, когда определяющее понятие по объему уже, чем определяемое : «Прожиточный минимум – это такой уровень доходов, который нужен работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм»
На что обратить внимание при определении понятий - в определении не должно быть круга и тавталогии, т.е. нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми. -определение не должно быть двусмысленным , т.е.в нем нельзя употреблять термины в переносном значении -необходимо подбирать наиболее близкое родовое понятие : (Федерация – не форма государства, а форма территориально-государственного устройства) - избегать отсутствия родового понятия :иначе переходим на «это когда…» «такое…»
Найти ошибки в определениях и исправить их. Демократия –форма государства, основанная на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти Республика – это форма правления, не являющаяся монархией Банки, это организации, осуществляющие банковские операции». Инфляция – это повышение цен Мораль – особые духовные правила, регламентирующие поведение человека. Кража – это уголовно-наказуемое преступление Характер – основа поведения человека Менеджер – специалист по управлению производством.
Составление синквейна Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное , означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Процесс формирования понятия будет эффективен только при активной познавательной деятельности школьников. Необходимо помнить, что усвоение понятий требует постоянного к ним обращения как на уроке, так и в домашних заданиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование понятийного аппарата на уроках истории»
Стремительно меняется общественно-политическая обстановка в России и за её пределами. Изменяется не только традиционный уклад жизни народа, но и пополняется его словарный запас многими специальными те...
Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.
Данный материал содержит алгоритмы и приемы работы с понятиями на уроках истории и обществознания. Работа с понятиями используется и в заданиях ГИА и ЕГЭ....
Статья "Проблема усвоения понятийного аппарата на уроках истории"
Статья "Проблема усвоения понятийного аппарата на уроках истории"...
Использование иллюстративного материала для формирования понятийного аппарата на уроках истории.
Текст выступления на фестивале методических идей в Нефтегорске 2017 г....
Формирование понятийного аппарата на уроках обществознания: урок, мастер-класс
Представлена разработка урока по теме "Социальная структура общества. Социальная мобильность" с использованием методов и приемов по формированию понятийного аппарата....
Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.
Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания - один из важных моментов процесса обучения...
Работа с понятийным аппаратом на уроках обществознания
Работа с понятийным аппаратом на уроках обществознания...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Мастер класс "Формирование понятийного аппарата"
Коллега, наши предметы очень отличаются друг о друга. Но есть общее то, что в биологии тоже много понятий и определений. Благодаря Вашим приемам, можно легко запомнить термин. Скачала и уже попробовала применить. Спасибо