Использование иллюстративного материала для формирования понятийного аппарата на уроках истории.
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Текст выступления на фестивале методических идей в Нефтегорске 2017 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_ideya.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая идея
Выполнила: Анфилогова А.А., учитель истори и обществознания ГБОУ СОШ № 12 г.о. Сызрань, г. Сызрань
Тема моего выступления – Использование иллюстративного материала для формирования понятийного аппарата на уроках истории.
Я работаю 2 год в школе учителем истории и столкнулась с такой проблемой, что учащиеся тяжело запоминают термины и понятия. А история примерно состоит на 50% из терминов. Поэтому чтобы улучшить запоминание терминов я решила применить один из приемов технологии критического мышления.
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление». Рассмотрим эти стадии подробно.
В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Приемами данной технологии стали – применение наглядности, с помощью которой формируется понятийное мышление.
Почему именно через наглядность я на уроках решила помогать формировать понятийный аппарат?
Знаменитый педагог Константин Дмитриевич Ушинский анализируя роль наглядности в обучении, рассматривает ее как средство развития наблюдательности, умения верно выражать словах результаты наблюдения и делать из них логические выводы, видеть предметы всесторонне. Он стремится показать, как совершается переход от непосредственных наблюдений конкретных предметов и явлений к абстрактному мышлению. Верное логическое мышление, по его словам, возникает из верных и точных наблюдений.
Цитаты:
- Детская природа ясно требует наглядности.
- Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе.
- Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово.
Данный прием я использую с детьми по окончанию раздела в момент закрепления изученного материала – например раздел в 5 классе – Первобытное общество, в конце мы с ними вспоминаем какие термины мы узнали с помощью иллюстраций из учебника, тех иллюстраций, которые я показывала при изучении новой темы.
Я хочу продемонстрировать данный прием на практике: показ слайдов с заданиями;
Я заметила, что данный прием помогает намного лучше запоминать новые понятия и термины. Ведь иллюстрации берутся не просто как отдельная прямая составляющая термина, а почти каждая несет в себе дополнительный пласт информации по изученному периоду. А современные дети в большинстве своем визуалы, и у них в памяти остаются яркие картинки, связанные с терминами и историей изучаемого периода
Вывод: данный прием не занимает много времени, и он универсален для всех предметов, потому что в каждом предмете есть свой понятийный аппарат, который можно укреплять. И детям становится интересно учить и запоминать.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование понятийного аппарата на уроках истории»
Стремительно меняется общественно-политическая обстановка в России и за её пределами. Изменяется не только традиционный уклад жизни народа, но и пополняется его словарный запас многими специальными те...
Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.
Данный материал содержит алгоритмы и приемы работы с понятиями на уроках истории и обществознания. Работа с понятиями используется и в заданиях ГИА и ЕГЭ....
«Использование понятийного аппарата на уроках истории в 5 классе через игровую технологию»
В данном материале можно найти разработку мастер- класса по теме «Использование понятийного аппарата на уроках истории в 5 классе через игровую технологию»...
Формирование понятийного аппарата на уроках математики
В работе представленной на РМО математиков представлено обобщение опыта работы по формированию понятийного аппарата на уроках геометрии. В представленный материал входит полная теоретическая часть выс...
Формирование понятийного аппарата на уроках обществознания: урок, мастер-класс
Представлена разработка урока по теме "Социальная структура общества. Социальная мобильность" с использованием методов и приемов по формированию понятийного аппарата....
Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.
Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания - один из важных моментов процесса обучения...