Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.
методическая разработка по истории (5 класс)
Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания - один из важных моментов процесса обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ponyatiynogo_apparata_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.
учитель истории и обществознания Евграфова надежда Анатольевна
«Определяйте значение слов и Вы избавите мир от половины его заблуждений»
Рене Декарт
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Системно - деятельностный подход, лежащий в основе стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курсов истории и обществознания в новых стандартах обучения указывают на необходимость достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. Они подразумевают знание ряда ключевых понятий, определение сущностных характеристик объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объекта, исследование реальных связей и зависимостей, использование элементов причинно-следственного анализа.
В связи с этим особую актуальность приобретает работа педагога над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления – одного из видов мышления, который характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Работа с понятийным аппаратом, проводимая преподавателем в системе и в ходе всего учебного процесса, позволит сформировать прочную основу для понимания и изучения предмета в целом, а также способствовать формированию политической культуры учащихся.
«Обучение понятиям – первейшее дело, касающееся всех учителей» (Стоунс.Э.)
Необходимость обучения владению понятийным аппаратом определяется и прохождением государственной итоговой аттестации: ГИА и ЕГЭ, где учащиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.
Одним из главных итогов работы учителя является успешная аттестация учащихся, что доказывают и результаты итоговой аттестации моих выпускников.
Таким образом, нет дальнейшей необходимости доказывать какую важную роль играет овладение учащимися понятийным аппаратом, в том числе и для дальнейшей жизни. Задача ясна, но ее осложняет целый ряд обстоятельств:
- большое количество понятий, предлагаемых для запоминания;
- многие понятия используются достаточно редко
- небольшой словарный запас у большинства учащихся и другие.
Находясь в состоянии терминологической неграмотности, учащиеся теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа и т.д.
Хочется отметить, что в учебнике, по истории Древнего мира, представлены разные виды заданий для формирования понятийного аппарата:
1.словесное описание - выделение признаков;
2. описание по рисунку (родовая община – что представлено на первом плане, что изображено на втором плане), здесь, кстати, уместно использовать в работе прием «Выглядит, как… звучит как…»;
3.работу с понятиями можно построить через красочное эмоциональное объяснение, выделяя существенные признаки; через представленные вопросы на сравнение ( в чем различие между копьем и гарпуном, и т.д.).
Сегодня мы с вами попробуем провести урок контроля знаний и умений по истории Древнего мира по теме «Древний Египет» с использованием методов и приемов по работе с историческими терминами.
Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
- На доске расположены термины. Которые учащиеся уже знают с предыдущих уроков.
Задание: построить логическую цепочку, в цепочке должно быть не менее 3-х терминов.
- РАБОТА С МАРШРУТНЫМ ЛИСТОМ - РАЗМИНКА
Как же работать над понятийным аппаратом?
Как вариант предлагаю следующий алгоритм:
- обращение к этимологии слова
- выстраивание ассоциаций
- выделение существенных признаков (признака
- сравнение (если возможно с другими понятиями, выделение общего и отличия, использование литературных приемов: подбор антонимов, синонимов)
- выстраивание логических взаимосвязей (построение предложений, содержащих информацию о понятии), приведение конкретных примеров.
Пример: монархия
1.в переводе с греческого «mono» - один, « archia» - власть.
2. король, наследство, тиран.
3. единоличный правитель, передача власти по наследству.
4. монархия и республика
5. Существуют различные виды монархии: парламентская, дуалистическая и др.
- ТЕРМИН ФАРАОН
Примером формирования всех видов УУД можно служить учебная деятельность по усвоению понятий. Понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. Об этом замечательно писал выдающийся российский психолог Василий Давыдов - основатель деятельностного подхода в отечественном образовании. За каждым понятием можно восстановить способ его порождения, если учитель раскрывает для учащегося такой способ и передает его последнему как средство его собственного действия, то можно утверждать, что учитель работает с понятием как с деятельностной единицей содержания образования. В качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели, схемы, системы знаний, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования. Все они имеют универсальный (метапредметный) характер. Если учитель, работая с определенным предметным историческим понятием, передает учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием или с моделью как с особого типа мыследеятельным образованием, то он поднимается с предметного уровня на метапредметный. Передаваемый преподавателем способ является универсальным, то есть он применим в случае работы с понятием, с моделью или схемой к разным предметным областям, как и представленный мной алгоритм. Метапредметный подход позволяет не запоминать, а промысливать прослеживать происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, как бы заново открывать понятия.
- Игра «Что лишнее?»
Играющим раздаются карточки с группами анаграмм.
- Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к определенной теме. Все буквы должны быть использованы.
2.Определить, какое слово в группе лишнее.
1.Норафа. 2.Дашуф. 3.Голина. 4. Цыпис.
2. Фараон. 2. Шадуф. 3.Налоги. 4. Писцы.
МОЖНО ДОБАВИТЬ - "Четвертый лишний" (исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три).
- Конструирование понятия - из приведенных слов составить обществоведческое определение:
Командовал войсками, знатный человек, сбор налогов, опора фараона - вельможа
- Составление вопросов к кроссворду.
Приемы работы с понятиями и терминами на уроках истории и обществознания
Работа с понятиями и терминами является важной составляющей на каждом уроке истории, обществознания, поэтому необходимо осуществлять проверку не знания учениками терминов, а умения их применять. С этой целью можно использовать разнообразные приемы работы с понятиями и терминами, например:
1. Проблемно-поисковое изучение терминов. Учащиеся сами, при помощи учителя дают определение термину, а потом сравнивают с определением, данным в учебнике, в словаре. Анализируя, записывают в свой словарь, наиболее точное определение. Например. Учитель называет раздробленность: «Что такое раздробленность? Затем использую карту, попытаемся дать ответ, учитель записывает на доске ответы учащихся и задает другие уточняющие, наводящие вопросы. В результате рассуждений получается ответ. Сравниваем. А как в словаре?
Встречается ли этот термин в других предметах?
2."Продолжи ряд" (написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова).
3. С проверяемым термином надо составить предложение (или – с определенным количеством терминов составить рассказ). Проверяется уместность употребления слова, понимание контекста.
4. Среди предложенных фраз с проверяемыми терминами ученик должен найти неверные, зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами.
5. Самостоятельное составление кроссворда. Самый простой вид кроссворда: одно слово по вертикали, остальные – по горизонтали отходят от него параллельно друг другу. Тот же прием – составление чайнворда (последняя буква первого слова есть первая буква второго); ученики могут соревноваться, у кого получится длиннее цепочка или занятнее фигура, которую сделали из этой цепочки.
6. Дуэль. Учащиеся в парах выстраивают ряд ассоциативных понятий. Пример: Преступление – наказание, Виновность – юридическая ответственность.
7. Карточки-задания. Например, на карточке написано название одной из недавно изученных тем, а отвечающий должен сам вспомнить и написать значение терминов, относящихся к заданной теме.
8.Построение кластеров.
Задача учителя состоит не просто в том, чтобы научить учеников работе с понятийным аппаратом, а заинтересовать их, пробудить у них интерес к изучению понятийного аппарата. Ведь процесс обучения - это встречный процесс. Необходимо направить усилия на формирование у учеников своей гражданской позиции по вопросам, рассматриваемым в рамках любого предмета. Ученики должны не просто ориентироваться в понятийном аппарате и многочисленных подходах к тем или иным понятиям, у них должно сформироваться свое мнение по отношению к этим понятиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникотивности на уроках истории и обществознания
Коммуникотивность на уроках истории и обществознания...
Формирование УУД на уроках истории и обществознания
Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены ...
Формирование УУД на уроках истории и обществознания
Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены ...
Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания над формированием у обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....
Формирование УУД на уроках истории и обществознания
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
Презентация "Формирование УУД на уроках истории и обществознания в 5 классе"
В презентации на тему "Формирование УУД на уроках истории и обществознания" представлены методы и приемы формирования УУД, которые можно применить на уроках истории и обществознания....
Формирование УУД на уроках истории и обществознания
Данная методическая разработка является результатом работы по изучению и применению УУД на уроках истории в школе, служит инструментом изучения процесса, использования пр...