Статья "Проблема усвоения понятийного аппарата на уроках истории"
статья по истории на тему

Фоменко Мария Сергеевна

Статья "Проблема усвоения понятийного аппарата на уроках истории"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Проблема усвоения понятийного аппарата на уроках истории

«Обучение понятиям – первейшее дело,

касающееся всех учителей»

Э. Стоунс «Психопедагогика»

Сегодня одной из главных сложностей, с которой сталкиваются учителя истории в процессе преподавания своего предмета и подготовки учеников к итоговой аттестации, стала проблема плохого усвоения учащимися понятийного аппарата.

Причины терминологической неграмотности видятся в следующем:  

1. Чрезмерное обилие терминов для запоминания

2. Многие понятия редко используются, поэтому отсутствует их систематическое повторение

3. Выход из словарного обихода современного общества некоторых терминов, широко используемых авторами при описании древних цивилизаций и средних веков

4. Небольшой словарный запас у большинства учащихся

5. Недостаточное чтение художественной литературы

6. Слишком сложно сформулированные определения терминов в учебнике, отсюда непонимание учащимися их значений

7. Отсутствие у учащихся мотивации к обретению терминологической грамотности

Плохое усвоение учащимися понятийного аппарата отрицательно сказывается на качестве знаний. Не обладая терминологической грамотностью, учащиеся не могут полноценно участвовать в уроке: им сложно сориентироваться в тексте источника, ученики плохо воспринимают рассказ учителя. Таким образом, отсутствие владения специальной терминологией ведет к потере интереса учащихся к конкретному уроку, а впоследствии и к предмету в целом.  

При выявлении у учащихся дифференцированного уровня терминологической грамотности, отмечается ряд допускаемых ими ошибок:

  • Частое смешение близких по звучанию, но далеких по смыслу терминов, например «теократия», «автократия»; 
  • Житейско-бытовое понимание терминов, например, понятие периода изучения Киевской Руси «урок» часто понимается как форма организации обучения в школах;
  • Систематическое обогащение истории как обществоведческой дисциплины новыми терминами, например «глобализация», «конъюнктура»;
  • Непонимание смысла понятий, если по ним не выработаны чёткие научные определения, например «смерд»;
  • Выход из словарного обихода современного общества или редкое употребление терминов, например «постельничий»;  

Сложность проблемы усвоения понятийного аппарата на уроках истории заключается, прежде всего, в особой сложности самих исторических понятий, их большом количестве и многообразии.

Приемы и средства раскрытия исторических понятий в школьном обучении истории

  • Формирование понятия путем простого описания изучаемого явления или краткого рассказа о нем (одна из примитивных систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений – подсечно-огневое земледелие)
  • Формирование понятия путем перечисления явлений, охватываемых данным понятием (понятия «образование», «религия», «искусство», «наука» - составляющие духовной сферы жизни общества)
  • Формирование понятия путем примера (ЛДПР, КПРФ, Яблоко – оппозиция Единой России)
  • Формирование понятия через картинные изображения, иллюстрации, т.е. живое созерцание всех признаков нового понятия (изображение здания в романском стиле: узкие окна-бойницы, толстые стены, отсутствие вычурности, строгость форм)
  • Формирование понятия с помощью элементов наглядности: графики, схемы, таблицы, кроссворды

В методике формирования исторического понятия заслуживает особого внимания прием рефлексии:

  • выработка умения использовать новое понятие, применять его для анализа исторического материала

В заключение необходимо подчеркнуть, что, так как для учителя истории одним из важнейших планируемых предметных результатов является умение учащихся оперировать терминами, очень важно неуклонно добиваться формирования мотивации к овладению понятийным аппаратом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование понятийного аппарата на уроках истории»

Стремительно меняется общественно-политическая обстановка в России и за её пределами. Изменяется не только традиционный уклад жизни народа, но и пополняется его словарный запас многими специальными те...

Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.

Данный материал  содержит алгоритмы и приемы работы с понятиями на уроках истории и обществознания.  Работа с понятиями  используется и в заданиях ГИА и ЕГЭ....

Использование иллюстративного материала для формирования понятийного аппарата на уроках истории.

Текст выступления на фестивале методических идей в Нефтегорске 2017 г....

«Использование понятийного аппарата на уроках истории в 5 классе через игровую технологию»

В данном материале можно найти разработку мастер- класса по теме  «Использование понятийного аппарата на уроках истории в 5 классе через игровую технологию»...

Формирование понятийного аппарата на уроках обществознания: урок, мастер-класс

Представлена разработка урока по теме "Социальная структура общества. Социальная мобильность" с использованием методов и приемов по формированию понятийного аппарата....

Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.

Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания - один из важных моментов процесса обучения...

Обществознание - усвоение понятийного аппарата предмета

Никакую науку и никакой предмет нельзя понять и запомнить, не усвоивв его основные термины и понятия. Первейшим и самым доступным источником таких знаний является учебник, но нужно помнить, что также ...