Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания
статья по обществознанию (11 класс)
Одной из наиболее эффективных форм проведения уроков становятся деловые игры с конкретными деловыми ситуациями. Деловые игры - это средство обучения, моделирующее ситуации, которые могут происходить в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_delovaya_igra_konyaeva_n.a.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания
Коняева Наталья Анатольевна,
Учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ №13 г.Пугачева имени М.В. Ломоносова»
Вы талантливые дети!
Когда-нибудь вы сами удивитесь,
какие вы умные, как много хорошего
вы еще сумеете, если постоянно
работать над собой, ставить новые цели
и стремиться к их достижению…
Ж. Ж. Руссо
Изменения, происходящие в нашей стране и в мире, отражаются и на образовании. Уже в школе дети должны получать возможности расширять свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире. Исходя из сказанного, одной из основных задач современного образования становится создание условий развития школьника, которые помогут ему успешно адаптироваться в современном обществе.
Эту задачу успешно помогает решать обществознание, так как на уроках ученики получают не только знания в области обществоведческих наук, но и приобщаются к различным сферам общественной жизни, расширяют способности и приобретают жизненные навыки.
Одной из наиболее эффективных форм проведения уроков становятся деловые игры с конкретными деловыми ситуациями. Деловые игры - это средство обучения, моделирующее ситуации, которые могут происходить в современном мире. Они помогающие решать практические задачи, связаны с умением коллективно искать оптимальное решение, формировать деловые качества. В советской педагогической науке проблема деловых игр стала активно разрабатываться начиная с 60-х гг. На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Что это? Модное веяние, или в самом деле перспективная форма обучения, вписывающаяся в современные тенденции развития образования? Появились две противоположные тенденции ее осмысления. Позитивная, подтверждает возможности деловых игр как инструмента формирования личности учащегося и активизации учебного процесса. Негативная связана с недостаточно глубоким пониманием сущности деловой игры.
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:
- происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание, какой-то сферы человеческой реальности;
- процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности;
- игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.
- в деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе;
- деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)
Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности деловой игры и методике ее конструирования, то нет и общепринятого представления о структуре игры. Но, чтобы игра не протекала стихийно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой игры:
- Целевая установка проведения игры.
- Формирование групп.
- Критерии оценки, полученных в ходе игры результатов.
- Моделирование реальной ситуации.
- Работа в группах.
- Подготовка к публичному выступлению.
- Выступления групп.
- Подведение итогов.
Группы формируются двумя способами:
- по желанию
- назначается или выбирается лидер, который формирует группу (такой способ используется в случае, когда роль лидера в деятельности группы особенно важна)
Каждая группа получает свое задание, и оговаривается время для подготовки и выступлений.
По итогам игры необходимо оценить работу учащихся. Оценивается работа и группы и каждого ученика. При такой системе оценка соотносится с действительным участием ученика в деятельности группы. Содержание, ход игры и участие в ней обговариваются с учащимися заранее. Можно выбрать группу экспертов (3–4 человека), которая, внимательно наблюдая за ходом игры, оценивает участников.
Использую деловые игры: в 10-м классе «Общественное развитие: прогресс или регресс?», в 11м классе – «Создание своего бизнеса», «Глобальные проблемы современности», «Выборы в парламент». Большинство деловых игр в старших классах требует предварительной подготовки и со стороны учеников. Например, при организации игры «Создание своего бизнеса», класс заранее поделен на 3 группы. Каждая получает задание изучить перспективы развития предпринимательства в своем городе, выбрать направление и создать рекламу (видеоролик). Во время урока ребята разрабатывают бизнес – план и представляют его.
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты и тем самым смоделировать условия формирования личности ученика.
Литература:
1. Гельфман, Е. М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. — М., 1971. 2. Платонов, В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. — М., 1991.
2. Эльконин, Д. Б. Психология игры. — М., 1978. 4. Сальцберг, Е. К. Формирование информационно-коммуникативных компетенций студентов с использованием интерактивных методов обучения // http:// pravmisl.ru/ index.php?option=соm_content&task= view&id=1255& Itemid=76
3. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций//http:// technomag. edu. ru/doc/172651.html.
4. Деловая игра как метод активного обучения //http//do.gendocs.ru/ docs/index-213074.html.http://www. akvobr.ru/delovaja_igra_v_processe_obrazovania.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар «Деловая игра как метод активного обучения школьников»
В различного рода профессиональных конкурсах учителей и других работников системы образования одним из испытаний является проведение методического семинара за ограниченный промежуток времени (15-20 ми...
Деловая игра-активный метод обучения
В статье рассказывается о деловой игре- методе обучения,который очень эффективен для развития самостоятельности, познавательной активности, критического мышления,творческих способностей....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...
Деловая игра «Виды, методы и приемы при организации конструирования с детьми в детском саду»
деловая игра для проведения педсовета...
Деловая игра – как метод реализации проблемно-развивающего обучения
laquo;Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его…» - сказал Мишель де Монтень четыреста лет назад. Его рекомендации актуальны и с...
Игра как метод интерактивного обучения
Игровая стратегия одна из самых сложных и самых творческих образовательных технологий, а потому и самых увлекательных в плане применения и усвоения материала. Игра эффективно допол...