Методический семинар «Деловая игра как метод активного обучения школьников»
методическая разработка по теме

В различного рода профессиональных конкурсах учителей и других работников системы образования одним из испытаний является проведение методического семинара за ограниченный промежуток времени (15-20 мин.). Предлагаю коллегам мою разработку «Деловая игра как метод активного обучения школьников» В семинаре рассматриваются основные характеристики игровой технологии и деловой игры как одной из её рановидностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodicheskiy_seminar_delovye_igry.zip798.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар «Деловая игра как метод активного обучения школьников»

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Для достижения поставленных целей огромные возможности предоставляет игровая деятельность. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.

Игровая деятельность выполняет следующие функции: коммуникативную, самореализации, игротерапевтическую, диагностическую, коррекции, межнациональной коммуникации, социализации.

При организации игры необходимо учитывать, что любая игровая деятельность – это единство шести структурных элементов:

  1. Выбор игры
  2. Подготовка игры
  3. Введение в игру
  4. Ход игры
  5. Подведение итогов игры
  6. Анализ игры.

Существует достаточно много критериев для классификации игровой деятельности. Приведу лишь некоторые из них:

  1. по дидактическим целям (обобщение; изучение нового; первичное закрепление; комбинированные уроки; релаксационные паузы);
  2. по количеству участников (массовые; парные; групповые; индивидуальные);
  3. по сущности игровой основы (игры с правилами; комплексные игровые системы; ролевые игры).  

Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра – условное воспроизведение, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры. Деловая игра позволяет создавать производственные ситуации, в ходе которых играющему необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы, соответственно реальным обстоятельствам производства, имитированным в игре. В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, пробуждается стремление к поиску новых идей, а это уже шаг к творчеству. Я абсолютно убеждена, что этот вид деятельности может и должен применяться при обучении школьников, ведь учащиеся 6-11 классов в условиях игры охотно перевоплощаются в тех или иных специалистов и выступают в адекватной роли в моделируемой обстановке.

Структуру деловой игры мне бы хотелось продемонстрировать на конкретном примере. Деловая игра «Банковская деятельность» проводится в рамках изучения темы «Проценты» на уроках математики. Учащиеся класса делятся на группы по 3-4 человека. Каждая группа представляет собой определённый отдел банка: кредитный, консультационный, отдел кадров и т.д. В зависимости от профиля деятельности каждая группа получает своё задание. Продемонстрируем это на примере консультационного отдела.

Задача  консультационному  отделу.
Используя данные таблицы, рассчитайте наиболее оптимальный вариант вклада для Вашего клиента (срок вклада-3 года, сумма вклада-20000 руб.):

п/п

Наименование

вклада

Ставка в

рублях

(в % годовых)

Дополнительные действия вкладчика

1.

Вклад «Сохраняй»

5,9

снять 1000 руб. по прошествии 2 лет

2.

Вклад «Накопляй»

5,2

              -------

3.

Вклад «Управляй»

5,1

пополнить счёт на  1000 руб. по прошествии 2 лет

  1. Предложить желающим из слушателей семинара сформировать 3 группы из 2-3 человек (для сокращения времени работы), каждая из которых просчитает сумму по каждому вкладу. По окончании подсчётов – сделать вывод о преимуществах данных вкладов и о качествах, которыми должен обладать работник консультационного отдела банка.

Использование деловых игр на других уроках:

  1. «Избирательная комиссия» (право, математика, экономика);
  2. «Банковская деятельность» (математика, экономика);
  3. «Суд над …» (практически каждый школьный предмет предмет)
  4. «Учёный совет» и т. д.

Достоинства деловых игр:

  1. мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы школьников - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;
  2. задействуется “ближняя перспектива” в обучении;
  3. позволяют гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания;
  4. дают возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем;
  5. позволяют радикально сократить время накопления предметного и профессионального опыта;
  6. позволяют приобрести социальный опыт.

  1. Ответ работавших в группах.

Вклад «Сохраняй»                                           Вклад «Накопляй»

20000•1,059=21180                                          20000•1,052=21040

21180•1,059=22429,62                                     21040•1,052=22134,08

22429,62-1000=21429,62                                 22134,08•1,052=23285,05216

21429,62•1,059=22693,96758

                                     

                                             Вклад «Управляй»

                                        20000•1,051=21020

                                        21020•1,051=22092,02

                                        22092,02+1000=23092,02

                                        23092,02•1,051=24269,71302

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: игра предоставляет  участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (ученик-учитель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показывает, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.

А закончить своё выступление мне хотелось бы словами Василия Александровича Сухомлинского: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка... Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка деловый игры по теме "Клетка - элементарная единица живого" с использованием активных методов обучения

В методической разработке по теме "Клетка - элементарная единица живого" приведены 2 варианта деловых игр с использованием активных методов обучения - дискуссий, упражнений-энергизаторов, коопера...

Дидактическая игра как метод активного обучения

ГОУ МО Центр «Ариадна»Методическая разработкаДидактическая игра как метод активного обученияСубботина М.Н.п. Октябрьский    СодержаниеКлассификация методов активного обучения.Особе...

Игра как метод активного обучения на уроках технологии.

“Игра имеет важное значение в жизни ребенка,  каков ребенок в игре, таков во многом он   будет в работе, когда вырастет, поэтомувоспитание будущего деятеля происходит,...

Семинар -практикум " Формы и методы активного обучения в контексте введения ФГОС"

Семинар -практикум " Формы и методы активного обучения в контексте введения ФГОС"...

«Деловая игра как форма активного обучения»

laquo;Деловая игра как форма активного обучения»...

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания

Одной из наиболее эффективных форм проведения уроков становятся деловые игры с конкретными деловыми ситуациями. Деловые игры - это средство обучения, моделирующее ситуации, которые могут происходить в...

Деловая игра – как метод реализации проблемно-развивающего обучения

laquo;Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его…» - сказал Мишель де Монтень четыреста лет назад. Его рекомендации актуальны и с...