Деловая игра – как метод реализации проблемно-развивающего обучения
статья по биологии
«Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его…» - сказал Мишель де Монтень четыреста лет назад. Его рекомендации актуальны и сегодня, как верна и восточная мудрость, гласящая, что «обучаемый не сосуд, который следует наполнить, а факел, который надо зажечь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 38.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра – как метод реализации проблемно-развивающего обучения
Федеральные государственные стандарты, над претворением в жизнь которых сейчас работают все средние профессиональные заведения, обязывают преподавателей подготовить специалиста, умеющего принимать решения и нести за них ответственность.
Традиционные формы обучения, кроме, пожалуй, производственной практики, не обеспечивают приобретение студентами еще в стенах учебного заведения компетенций необходимых для предстоящей профессиональной деятельности.
Обучение в основе своей продолжает оставаться информативным, а не творческим. Традиционное изложение материала обращено лишь к механической памяти, не требующей мобилизации мысли, активной интеллектуальной работы, «думания», самостоятельного движения к истине.
Столь же непродуктивны и формы традиционного контроля, проверки знаний – проверяется только память, то есть фактологический объем знаний, а не их анализ, соотнесение, сопоставление, способность мыслить оказывается вне поля зрения преподавателя.
«Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его…» - сказал Мишель де Монтень четыреста лет назад. Его рекомендации актуальны и сегодня, как верна и восточная мудрость, гласящая, что «обучаемый не сосуд, который следует наполнить, а факел, который надо зажечь».
Одной из причин несоответствия уровня профессиональной подготовки требованиям, предъявляемым к специалистам в процессе их практической деятельности является то, что традиционные формы и методы обучения не всегда в достаточной степени активизируют творческое мышление студентов и способствуют овладению методикой подготовки, принятию и реализации самостоятельных решений. От того, как построен учебный процесс по данной специальности, какими методами он реализуется, зависит уровень квалификации будущего специалиста.
Создание проблемных ситуаций – одна из активных методик обучения. Активные методы обучения направлены на овладение знаниями, способствующими развитию творческого мышления, познавательных интересов и способностей. Используются наглядные и практические методы. Это и решение ситуационных задач, сигнальных карт, и решение учебных задач с использованием ЭВМ, и составление кроссвордов, и деловые игры, и поисковая лабораторная работа и т.д.
Проблемное обучение – это способ активного взаимодействия преподавателей и обучаемых, в процессе которого создается проблемная ситуация. При проблемном изложении студенты следят за ходом мысли преподавателя, высказывают предположения, обдумывают способы их проверки, осуществляют проверку посредством наблюдений, рассуждений, обдумывают и оформляют выводы, доказывают их истинность.
Цели создания проблемных ситуаций:
- Возникновение интереса к новой дисциплине
- Организация самостоятельного овладения новыми знаниями
- Закрепление и обобщение полученных знаний при постановке новых проблем
- Развитие познавательной активности студентов
Что такое проблемная ситуация? Это интеллектуальное эмоционально-психическое состояние, которое возникает при противоречивости суждений и побуждает к поиску ответа на возникший вопрос.
Педагогическая работа в этом направлении дает основание выделить среди прочих форм учебных занятий как наиболее эффективную – деловые игры. Их отличают особая структура, иные, чем на других занятиях, методы работы со студентами.
Организация деловой игры, как одного из методов проблемно-развивающего метода обучения, имеет целью максимальное приближение обучаемых к реальным условиям практической деятельности.
Игровые методы дают больший эффект при усвоении материала, так как в этом случае достигается существенное приближение учебного процесса к практической деятельности при высокой степени мотивации и активности студентов.
Как пример мною предложено занятие в форме деловой игры по теме «Конфликты в организации» по дисциплине «Менеджмент». Деловые игры позволяют моделировать на уроке практические ситуации, содержащие необходимую информацию.
Важным моментом разработки плана-сценария деловой игры является определение и формулирование целей игры. Например, по вышеуказанной теме возможно установление следующих целей:
1.
2.
3.
4. формирование у студентов умений работать в режиме коллективной мозговой деятельности
5. развитие познавательной активности, логического мышления и умения ориентироваться в информационном пространстве
6. выработка навыков делового общения;
А также:
- Привитие интереса к будущей профессии;
- Воспитание чувства ответственности за результаты аналитической работы и др.
В зависимости от установленных целей определяется регламент занятия. Особое внимание уделяется умению работать в команде, стилю и культуре делового общения и качеству оформления своих проектов . В ходе обсуждения участники принимают решения, адекватные ситуации.
До начала проведения деловой игры все участники должны быть подготовлены и:
- знать природу конфликтов;
- знать виды конфликтов;
- знать способы разрешения конфликтов
- уметь обосновывать свои решения
План деловой игры следует построить логически последовательно. Предусмотреть этапы ее подготовки и проведения. Например:
1 этап занятия
Преподаватель разъясняет цели, условия проведения игры, проводит инструктаж, в ходе которого разбивает учебную группу на две малые подгруппы. Каждая малая группа выбирает своего лидера (руководителя). Из числа студентов избирается экспертная группа, которая оценивает работу каждой группы.
2 этап занятия (самостоятельная работа студентов)
Студентам озвучивается проблемная ситуация:
Представьте, что вы получили на экзамене неудовлетворительную для вас оценку. Это положило начало межличностному конфликту между вами и преподавателем. Постарайтесь описать данный конфликт в соответствующих терминах, заполнив форму А
Форма А
Описание конфликта
Термины | Краткий ответ | Ситуационное объяснение |
Источник или причина конфликта | ||
Конструктивные начала конфликта | ||
Тип конфликта | ||
Уровень конфликта | ||
Наиболее эффективный стиль разрешения конфликта со стороны студента | ||
Наиболее эффективный стиль разрешения конфликта со стороны преподавателя (ваше мнение) |
3 этап (заключительный)
Экспертная группа подводит итоги деловой игры, оценивая работу каждой группы.
К критериям оценки играющих можно отнести:
- грамотность составления проектов;
- умение применять полученные знания к конкретной ситуации
- аргументированность и логика при защите своих проектов
- принципиальность и последовательность в принятии решений
- быстрота, оперативность, целесообразность в совершении определенных действий при разрешении конкретной конфликтной ситуации.
Экспертная группа оценивает проекты по бальной системе:
40-50 баллов – «5» (отлично)
30-40 баллов – «4» (хорошо)
20-30 баллов – «3» (удовлетворительно)
Участники должны продемонстрировать полученные компетенции, уметь анализировать и обобщать результаты анализа и делать самостоятельные выводы.
Функции преподавателя на уроке могут быть различны. Например, преподаватель вместе с экспертной группой анализирует поведение участников игры с точки зрения соблюдения правил делового общения и служебного этикета. В другом случае преподаватель может выступить в роли руководителя-координатора деловой игры. Он осуществляет не только контроль за ходом игры, работой малых групп, но и оказывает помощь, исправляет ошибки, на заключительном этапе оценивает и подводит итоги.
Кроме того, преподаватель анализирует работу экспертной группы и, в случае необходимости, корректирует оценки экспертов, затем обобщает результаты.
Предлагаемая деловая игра по решению проблемной ситуации имеет следующие положительные моменты:
- закрепляется изученный материал;
- активизируется творческое мышление;
- развиваются навыки устного выступления и ведения дискуссии;
- происходит обмен интересной информацией.
Воспитательный эффект в данном случае достигается не только активизацией творческого мышления, но и выработкой навыков самостоятельного изучения материала. Перед проведением занятия преподаватель может предварительно прочитать лекцию или дать домашнее задание по самостоятельной подготовке. В процессе игры все участники (даже имеющие плохую подготовку) усваивают материал, так как по условию игры они прослушивают весь материал темы.
Кроме того, находясь в обстановке раскованности (эмоционального комфорта), студенты усваивают материал не в результате общения с преподавателем, не под его давлением, а через групповое общение, под руководством своих товарищей.
Все эти факторы, присутствующие в игре, способствуют наилучшему усвоению материала.
Жанна Владимировна Протасова, методист, преподаватель Ванинского филиала КГБОУ СПО «Хабаровский промышленно-экономический техникум»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар «Деловая игра как метод активного обучения школьников»
В различного рода профессиональных конкурсах учителей и других работников системы образования одним из испытаний является проведение методического семинара за ограниченный промежуток времени (15-20 ми...
Реализация проблемно-развивающего обучения на уроках физики с целью активизации познавательной деятельности учащихся
Как необходимо организовать учебный процесс на уроке, чтобы учебная проблема послужила стимулом активизации мышления учащихся? Эти и другие проблемы затрагиваются в данной работе....
Деловая игра-активный метод обучения
В статье рассказывается о деловой игре- методе обучения,который очень эффективен для развития самостоятельности, познавательной активности, критического мышления,творческих способностей....
Деловая игра «Виды, методы и приемы при организации конструирования с детьми в детском саду»
деловая игра для проведения педсовета...
Методы проблемно-развивающего обучения биологии в условиях реализации ФГОС
Методы.Репродуктивный.Алгоритмический.Проблемно-эвристический.Проблемно-исследовательский...
Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания
Одной из наиболее эффективных форм проведения уроков становятся деловые игры с конкретными деловыми ситуациями. Деловые игры - это средство обучения, моделирующее ситуации, которые могут происходить в...
Игра, как метод игрового воспитания и обучения в ДОУ
Статья. Игра, как метод игрового воспитания и обучения в ДОУ...