Методическая разработка интеллектуальной игры "Знатоки России" для 10-11 класса
методическая разработка по обществознанию (10, 11 класс)
Данная методическая разработка позволяет в игровой форме закрепить материал по конституционному устройсту, символике Российской Федерации, различным достижениям нашей страны в экономике и культуре. Последнее задание содержит региональный материал, что способствует формированию положительного отношения к истории Малой Родины. Главная цель игры - развитие патриотизма, чувства гордости за нашу страну и культуру, формирование чувства сопричастности к жизни своей Родины. Игровая форма внеурочного мероприятия позволяет активизировать интерес к обучению. Разноплановые задания позволяют обучающимся всесторонне раскрыть свои знания и навыки, в том числе и навыки работы с интеренет-ресурсами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка интеллектуальной игры "Знатоки России" | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
интеллектуальной игры «Знатоки России»
Автор: Лыскова Веста Юрьевна, учитель истории и обществознания
Школа: МБОУ «Коношеозерская СШ имени В.А. Корытова»
Класс: 10-11
Цели: развитие чувства гражданственности и патриотизма через изучение истории, культуры и достижений родного государства.
Задачи:
- формирование уважительного отношения к государственным символам и Конституции РФ
- знакомство с достопримечательностями России и формирование чувства гордости и ответственности за памятные места нашей Родины
- закрепление материала по темам «Государственные символы РФ» и «Основы Конституционного строя РФ»
Средства: бланки заданий, карточки с блиц-опросом, карта-схема «Россия», карточки «Мемо: достопримечательности», Конституция РФ, Мультимедиа проектор, презентация игры, бланки для жюри, ноутбуки с выходом в интернет по числу команд для 5 тура игры.
Форма: интеллектуальная игра
Ход мероприятия.
Этап мероприятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Организа-ционные момент (1 минута) | Приветствие, проверка готовности обучающихся, настрой на работу | Приветствие учителя, проверка готовности. |
Вступитель-ное слово ведущего (2 минуты) | Просим всех встать, звучит гимн Российской Федерации (звучит гимн) «С чего начинается Родина…» строчки этой известной песни заставляют задуматься. И ответ будет для каждого свой. Россия огромная страна, которая объединила миллионы людей разных культур и национальностей. Но, не смотря на это, есть то, что роднит всех нас – это любовь к Родине, к тому месту, где мы живем, это сопричастность к судьбе нашего великого государства и волнения о судьбе Малой Родины. Настоящий патриот - это человек который не просто на словах, а на деле проявляет любовь и заботу к своей стране. Это человек, который хорошо знает и живо интересуется историей, культурой и жизнью своей страны, уважает и соблюдает законы, заботься не только о своем благе, но и о том, чтобы быть полезным обществу и государству. Изучая свою страну на уроках истории и обществознания, вы учитель ее любить и быть сопричастными к судьбе Родины. Сегодня мы проверим ваши знания о России. | Прослушивание гимна и вступительного слова ведущего |
Инструктаж (2 минуты) | Представление команд и состава жюри. Знакомство с правилами игры: Правила игры: Игра состоит из 5 туров. Ответы на задания заполняются в специальный бланк. Проверку бланков осуществляет жюри. За выполнения заданий каждого тура игроки будут получать определенное количество баллов. Победителем является команда, набравшая большее количество баллов. Если после 5 туров количество баллов равное, то играется дополнительный «Блиц-тур» Желаем игрокам удачи! | Представление команды: название, девиз. Знакомство с правилами игры |
Тур 1. «Государственные символы России» (7 минут) | Важной часть. Государства являются его государственные символы. Это не просто отличительные знаки страны, в них заложен огромный смысл. Какой? Мы сейчас это и узнаем. Задание 1: Обозначите цвета флага РФ и подпишите, что они обозначают. (выдать комплекты задания – приложение 1) Время выполнения – 1 минута. Время подошло к концу, сдаем задание на проверку. Правильный ответ: В настоящее время используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий —цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. Задание 2: «Блиц-опрос»Перед вами ряд вопросов. Команды отвечают по очереди, получая по баллу за правильный ответ. Если у команды нет ответа, то право ответа переходит ко второй команде. На размышление дается 5 секунд. 1)Назовите полное название нашего государства. (Российская Федерация) 2)Что является государственными символами РФ? (герб, флаг, гимн) 3)Что представляет из себя герб РФ? ( четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона[) 4) Что означают три короны в гербе? (суверенитет государства) 5)Кто изображен на гербе РФ, что он означает? ( Георгий Победоносец, победа сил добра над злом) 6)Где согласно Конституции допустимо использование герба? ( Бланки государственных органов, на документах общегосударственного образца, печатях, в зданиях различных государственных органов. Возможно использование на одежде) 7) Назовите два символа власти, изображенные на гербе?(Скипетр и державу) 8) Назовите цвета флага в правильном порядке. (Белый, синий, красный) 9) Где допустимо использование флага?(На государственных зданиях, в кабинетах гос. служащих, во время торжественных церемоний) 10) Автор текста гимна?(Сергей Владимирович Михалков) 11) Автор музыки гимна? (Александр Васильевич Александров) 12) В каких случаях исполнятся гимн? (Государственные гимны исполняются на национальных праздниках и фестивалях, а также во время спортивных мероприятий). Молодцы! Подведем итоги первого тура. Слово председателя жюри. | Выполнение задания 1. Обозначить цвета флага на карточке и подписать значение цветов. Выполнение задания 2 – ответ на вопросы. |
Тур 2. Основы Конституционного строя Российской Федерации» (6 минут) | Настоящий патриот знает и соблюдает законы. Сейчас мы проверим ваши знания по основам конституционного строя РФ. Используя тексты Конституции, ответьте на 10 вопросов в бланке и укажите номер статьи. (выдать комплект заданий – приложение 2. ) Время выполнения 5 минут. Время вышло. Передайте бланки с ответами жюри на проверку. А мы переходим к следующему туру. | Выполнение задания, работа с текстом Конституции |
Тур 3. «Нам есть чем гордиться!» (5 минуты) | Россия – страна возможностей, которые открывают перед нами ее богатые природные ресурсы. Она полна удивительных мест и народов. Перед вами карта-схема, на которой изображено то, чем России может по праву гордиться. Выполните задания (комплект задания – приложение 3) работая с картой. Работа проходит в виде эстафеты, то есть искать ответ у карты может быть только один человек от команды. Найдя ответ на вопрос, он возвращается к команде, и его сменяет другой. Время выполнения – 4 минуты. Время вышло. Передаем бланки на проверку и переходим к следующему туру. | Выполнение задания. |
Тур 4. «Достопримечательности России» (5 минут) | Россия – удивительна своей красотой, огромными просторами и множеством памятных мест. Проверим, насколько хорошо вы знаете достопримечательности своей родной страны. (выдать комплект карточек «Мемо: достопримечательности» и комплект задания – приложение 4.) Время выполнения 4 минуты. Время вышло. Передаем бланки на проверку. | Работа с комплектом карточек, выполнение задания |
Тур 5. «Топонимы Коношского района» (тур содержит региональный материал) (7 минут) | Читает ученик 5 класса: «Столица Коношской земли» В стране снегов и непогоды От южных городов вдали Живет дочь северной природы, Столица коношской земли. Я за нее всегда в ответе, С охотой хоть куда пойду, Ее дороже нет на свете. Другой подобной не найду. Здравствуй, Коноша родная! Вместе жить нам суждено. Добродушная, простая, Я люблю тебя давно. (автор - Н. Гуляев) В этом году поселку Коноша исполняется 120 лет. Маленькая станция прошла трудный путь развития и стала центром района и важной узловой станцией. В Коношский район входят различные населенные пункты: одни являются довольно древними поседениями, другие - были как и Коноша основаны в связи со строительством железной дороги, третьи – возникли в 20 веке как поселки спецпереселенцев. Патриотизм и любовь к Малой Родине неразрывны.. (выдать комплект заданий – приложение 5) Задание: перед вами ребусы, в которых зашифрованы названия населенных пунктов Коношского района. Разгадайте ребусы и впишите ответы в бланк. Рядом с названием поселка укажите дату его основания или первого упоминания в источниках. Для поиска информации о дате образования воспользуйтесь предоставленными интернет -ресурсами . Время на подготовку 6 минут. | Выполнение задания, работа с ребусами и интернет -ресурсами |
Подведение итогов. (5 минут) | Пока уважаемые жюри подводят итоги, мы с вами немного отдохнем и посмотрим видео -ролик о самых красивых местах нашей Родины. (видео -ролик продолжительностью 2 минуты) Подведение итогов, награждение победителей. Сегодня все проявили себя как отличные знатоки своего государства. У вас на столах есть цветные стикеры. Зеленый – «я полностью доволен своей работой», желтый – «у меня возникли некоторые затруднения», красный –« я понял, что мне еще многое простоит узнать». Оцените, пожалуйста свою работу, наклеив стикер на карту России. Спасибо за игру. До новых встреч! | Просмотр видео-ролика. |
.
Приложение 1.
Обозначьте на карточке цвета флага Российской федерации и подпишите, что они символизируют.
Приложение 2.
Тур 2. «Основы Конституционного строя РФ»
Работая с текстом конституции, дайте ответы на вопрос, и укажите номер соответствующей статьи.
Вопрос | Ответ | Номер статьи |
1)Укажите форму правления Российской Федерации | ||
2)Укажите тип политического режима Российской Федерации | ||
3) Кто является единственным источником власти в РФ? | ||
4) Россия – федеративное или унитарное государство? | ||
5) Сколько субъектов входит в состав РФ? | ||
6) Россия – социальное государство. Что это значит? | ||
7) Права и свободы человека неотчуждаемы . Что это значит? | ||
8) Кто является главой государства? | ||
9) Какой орган осуществляет законодательную власть в РФ? | ||
10) Кто осуществляет исполнительную власть в РФ? |
Приложение 3.
Тур 3. «Нам есть чем гордиться!»
№ | Вопрос | Ответ | Баллы |
1 | Освоение космоса | ||
2 | Кружево | ||
3 | «Ласточкино Гнездо» | ||
4 | Пути сообщения | ||
5 | Янтарь | ||
6 | Самое глубокое озеро | ||
7 | Полезные ископаемые | ||
8 | Ярмарки | ||
9 | Культура малых коренных народов | ||
10 | Пряники и самовары | ||
11 | Памятники Войны | ||
12 | Памятники архитектуры |
Приложение 4.
Тур 4. «Достопримечательности России»
№ | название | № | название |
1 | 14 | ||
2 | 15 | ||
3 | 16 | ||
4 | 17 | ||
5 | 18 | ||
6 | 19 | ||
7 | 20 | ||
8 | 21 | ||
9 | 22 | ||
10 | 23 | ||
11 | 24 | ||
12 | 25 | ||
13 |
Приложение 5.
Тур 5. «Топонимы Коношского района»
№ | Название населенного пункта | Год основания | Баллы |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 | |||
16 | |||
Итог |
Приложение 6.
Материалы для жюри
Тур 1. «Государственные символы РФ»
Задание 1. В настоящее время используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий —цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
(1 бал за правильность цвета, 1 бал за каждое верно указанное значение)
Задание 2: (1 балл за правильный ответ)
№ | Ответ |
1 | Российская Федерация |
2 | Флаг, герб, гимн |
3 | представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона[ |
4 | Суверенитет государства. |
5 | Георгий Победоносец, победа сил добра над злом |
6 | Бланки государственных органов, на документах общегосударственного образца, печатях, в зданиях различных государственных органов. Возможно использование на одежде |
7 | Скипетр и державу |
8 | Белый, синий, красный |
9 | На государственных зданиях, в кабинетах гос. служащих, во время торжественных церемоний |
10 | Сергей Владимирович Михалков |
11 | Александр Васильевич Александров |
12 | Государственные гимны исполняются на национальных праздниках и фестивалях, а также во время спортивных мероприятий). |
Тур 2 «Основы Конституционного устройства»
Вопрос | Ответ (1 бал) | Номер статьи (1 бал) |
1)Укажите форму правления Российской Федерации | Республика | 1 |
2)Укажите тип политического режима Российской Федерации | Демократический | 1 |
3) Кто является единственным источником власти в РФ? | Многонациональный народ | 3 |
4) Россия – федеративное или унитарное государство? | Федеративное | 1 |
5) Сколько субъектов входит в состав РФ? | 85 | 65 |
6) Россия – социальное государство. Что это значит? | Политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека | 7 |
7) Права и свободы человека неотчуждаемы . Что это значит? | Их невозможно отнять у человека | 17 |
8) Кто является главой государства? | Президент РФ | 80 |
9) Какой орган осуществляет законодательную власть в РФ? | Федеральное Собрание | 94 |
10) Кто осуществляет исполнительную власть в РФ? | Правительство РФ | 110 |
Тур 3. «Нам есть чем гордиться!»
По 1 баллу за каждый привальный ответ.
№ | Вопрос | Ответ | Баллы |
1 | Освоение космоса | Космодром «Восточный», «Плесецк» | |
2 | Кружево | Вологда | |
3 | «Ласточкино гнездо» | Крым | |
4 | Пути сообщения | Транссиб, Северный морской путь, | |
5 | Янтарь | Калининград | |
6 | Самое глубокое озеро | Байкал | |
7 | Полезные ископаемые | Янтарь, золото, драгоценные камни, нефть, газ, | |
8 | Ярмарки | Нижегородская | |
9 | Культура малых коренных народов | Пермский звериный стиль, Бурятский орнамент, Чукотский орнамент, Вологодские кружева, Шаманский бубен, СОБАЧЬИ УПРЯЖКИ, | |
10 | Пряники и самовары | Тула | |
11 | Памятники войны | «Родина мать», мамаев курган, | |
12 | Памятники архитектуры | Кижи, Московский Кремль, Новгород, Ласточкино гнездо, мечеть Кул-Шариф, |
Тур. 4. «Достопримечательности России»
(по 1 баллу за каждый ответ)
- Санкт-Петербург 13. Владивосток
- Московский кремль 14. Саяно-Шушенская ГЭС
- Казанский кремль, со спуска 15. Петергоф
- Нижний Новгород 16. Мамаев курган
- Большой Гатчинский дворец 17. Грозный
- Ивангород 18. Кижи
- Калининград 19. Валаам
- Новодевичий монастырь 20. Выборг
- Хабаровск 21. Псков
- Троице-Сергиева Лавра 22. Иволгинский дацан
- Суздаль 23. Мурманск
- Великий Новгород 24. Соловецкие острова . 25.Кисловодск
Тур 5. «Топонимы Коношского района»
(по 1 баллу за правильно разгаданное название, по 1 баллу за найденное упоминание)
№ | Название населенного пункта | Год основания | Баллы |
1 | Вадья | Упоминание 1711 | |
2 | Валдеево | Упоминание 1612 | |
3 | Вандыш | Упоминание в 19 веке | |
4 | Вересово | Станция, 1937 | |
5 | Волошка | 1939 | |
6 | Вохтома | Упоминание, 18 век | |
7 | Ерцево | 1937 | |
8 | Климовская | Упоминание, 18 век | |
9 | Коноша | 1898 | |
10 | Кремлево | Упоминание 1624 | |
11 | Норинская | Упоминание 1624 | |
12 | Подюга | Упоминание, 1765 | |
13 | Синцибино | 20 век | |
14 | Сосновка | 20 век | |
15 | Тавреньга | Упоминание 1782 | |
16 | Хмельники | Упоминание 1782 | |
Итог |
Итоговая таблица.
Тур | Команда 1 | Команда 2 | |
Тур 1. Задание 1 | |||
Тур 1. Задание 2 | |||
Тур 2 | |||
Тур 3 | |||
Тур 4 | |||
Тур 5 | |||
Общий итог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интеллектуальной игры по теме "Литература и биология - мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии в 10 классе
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Я считаю, что предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои спо...
Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 9-10 классов «Что ты знаешь о войне?»
Интеллектуальная игра, посвящённая Великой Отечественной войне, может быть проведена как внеурочное мероприятие на параллели учащихся 9-10 классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, пос...
Методическая разработка интеллектуально – развлекательной игры по русскому языку и литературе «Великолепная семёрка» 6 – 7 классы.
Цель данного мероприятия формировать интерес учащихся к углубленному изучению филологических наук. Игра состоит из пяти конкурсов. Первый конкурс "Головоломка". Необходимо, опираясь на смысл, стихотво...
Методическая разработка интеллектуальной викторины по русскому языку «Умники и умницы» 5 – 6 классы
Цель данной викторины воспитать любовь к родному языку через пробуждение у школьников интереса к предмету "Русский язык", так как викторина является средством вовлечения во внеклассную работу по предм...
Методическая разработка уроков математики для 5-6 классов с использованием приемов для интеллектуального и духовного развития, посвященная 70 - летию Великой Победы
Вокруг нас дети, независимо от того педагоги мы или родители. А дети нуждаются, прежде всего, в духовном питании, ведь так с латыни переводится слово воспитание. Современные условия ...
Методическая разработка по русскому языку для 5 класса Интеллектуальная игра " Родной язык"
разработка...
Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры по истории 10 класс
Интеллектуально- познавательная игра "От Кремля до Рейхстага" - - повторение,обобщение, систематизация исторических фактов и событий Великой Отечественной войны....