Методическая разработка интеллектуальной игры по теме "Литература и биология - мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии в 10 классе
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Я считаю, что предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности.
Праздники, вечера, ролевые игры, викторины, презентации, помогают расширять кругозор, применять умения и навыки школьников. Проекты, конкурсы, интеллектуальные игры помогают почувствовать успешность каждому ученику.
Проведение интеллектуальных игр по биологии повышает мотивацию к предмету, стимулирует детей к решению заданий. Игра вызывает интеллектуальный интерес: хочется догадаться, сделать задание раньше других.
Думаю, что игра развивает самостоятельность учащихся, их творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, развивает логическое мышление, способствует углублению знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya razrabotka_literatura_i_biologiya.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка интеллектуальной игры по теме
«ЛИТЕРАТУРА И БИОЛОГИЯ – МОИ ЛЮБИМЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
в рамках интегрированной декады биологии в 10 классе
Цели интеллектуальной игры:
способствовать формированию умений самостоятельно работать с источниками информации и интегрировать знания из различных областей наук.
Задачи интеллектуальной игры:
1. Расширять кругозор обучающихся.
2. Развивать познавательный интерес к предмету.
3. Воспитывать толерантное отношение друг к другу через формирование умений работать в кол-лективе.
Ведущий. Добрый день, ребята!
Вы знаете, что в школе проходит интегрированная декада по биологии. В рамках декады проводятся мероприятия по разным предметам. Это ролевые игры, викторины, проекты, конкурсы…Декада по биологии поможет вам проявить себя в разных формах деятельности.
Сегодня мы проводим интеллектуальную игру на литературно-биологическом поле для учеников 10 класса, для азартных, находчивых и весёлых эрудитов.
Отборочный тур
Литератор. Представляем вам 10 вопросов отборочного тура, по итогам которого формируются команды по наибольшему числу набранных баллов. Ребята выбирают карточки с вопросами.
Задания отборочного тура.
1. Какое животное из всех летающих является рекордсменом по частоте движений крыльев? (Комар.)
2. Какое растение является символом Шотландии: чертополох, можжевельник или папоротник? (Чертополох.)
3. Кто такой нетопырь? (Летучая мышь.)
4. Что такое прополис: вид страховки или пчелиный клей?
(Пчелиный клей.)
5. Что означает устаревшее слово «ланиты»? (Щёки.)
6. Завершите пословицу: «Куда конь с копытом, туда и …. .
(Рак с клешнёй.)
7. Какое заболевание передаётся комарами? (Малярия.)
8. Создатель Берлинского аквариума, автор книги «Жизнь животных». Кто это?
(А. Брем).
9. По подсчётам учёных, каждый 200-й землянин носит гены этого человека? Кого? (Наполеона, Чингисхана, А. Македонского.)
10. Это животное потребляет около 230 кг сена и 270 л воды каждый день. Назовите его. (Слон.)
По итогам тура происходит распределение команд по 6 человек, и выбираются капитаны в каждой команде.
Конкурс
«Найди ошибку!»
Биолог. Командам даётся 3 минуты на выполнение задания. Необходимо найти ошибки в тексте и объяснить их. Каждая найденная ошибка оценивается в 1 балл. [2].
Задание первой команде.
Рассказ охотника.
Это было в пустыне. Три дня мы гонялись за тигром, изнемогая от жажды и палящего зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, мы едва добрели до большой реки. Здесь мы утолили мучавшую нас жажду и, скинув одежду, бросились в воду. Долго плавали мы в тихой прозрачной воде, а затем укрылись в тени саксаулового леса. Стали думать: что же нам делать дальше?
Наконец, сообразили: построим из саксауловых брёвен плот. Мы благополучно достигли ближай-шего селения.
Задание второй команде.
Рассказ бывалого моряка
По небу плыли белые, кучевые облака, но вдруг полил сильный дождь. Громадная волна цунами то поднимала нас, то опускала в бездну. Вскоре море успокоилось. Наш вахтенный сообщил, что корабль следует по своему курсу, приближаясь к Антарктиде. Ночью яркая Полярная звезда была ориентиром. Увидев остров, мы решили выйти на берег и набрать пресной воды, но не успели сделать несколько шагов, как увидели белого медведя. Высадившись в другом месте, мы направи-лись к лесу, в котором родник и набрали пресной воды.
Конкурс
Загадки о природе.
Литератор. А сейчас попробуйте отгадать, о чём идёт речь в наших загадках. [4].
1. Корни её незримы.
Всех деревьев выше – вершина;
Вверх, всё вверх идёт,
Но не растёт. (Гора.)
2. Тридцать белых коней в красном стойле живут, вместе скачут и вместе останавливаются. (Зубы во рту.)
3. Без голоса кричит,
Без крыльев, а порхает,
Без зубов кусает,
Без рта, а ворчит. (Ветер.)
4. Жёлтое на синем видит белое на зелёном и говорит: «Похоже на меня, только я вверху, а оно внизу». Что это?
(Солнце и ромашка.)
5. В беленькой бочечке два разных пива: болтаются, болтаются, никак не смешиваются. (Яйцо.)
6. Холодное, как лёд:
Не дышит, но живёт,
Всегда кольчугу носит
И пьёт, хоть не просит. (Рыба.)
7. Безногое на одноногом,
Двуногое на трёхногом,
А четвёртое рядом.
( Рыба на столе, человек на табурете, кошка рядом.)
8. Всё без пощады съедаешь ты:
Птиц и зверей, деревья, цветы;
Точишь железо, сталь поедаешь,
Твёрдые скалы в прах обращаешь,
Здания рушишь, царей убиваешь.
Гордую гору с долиной равняешь! (Время.)
Конкурс переводчиков.
Биолог. Переведите термины. Нужно найти необходимый термин. Работаем командой. [2].
1. На греческий – «струна». (Хорда.)
2. На греческий – «учение о жилище». (Экология.)
3. На латинский – «восстановление». (Регенерация.)
4. На латинский – «отражённый». (Рефлекс.)
5. На латинский – «окраска». (Пигмент.)
6. На латинский – «помесь». (Гибрид.)
7. На греческий – «совместная жизнь». (Симбиоз.)
8. На латинский – «народ, население». (Популяция.)
9. На греческий – «учение о животных». (Зоология.)
10. На латинский – «площадь, пространство» (Ареал.)
Конкурс
Что? Где? Когда?
Литератор. Посмотрим, кто самый эрудированный в данном конкурсе. [1].
Задания командам.
1. Этот всем известный атрибут современной одежды пришёл из ботаники. Швейцарский изобретатель Жорж де Местраль как-то обратил внимание на плоды растения дурнишника и запатентовал своё изобретение. Какое? (Застёжку-липучку.)
2. В настоящее время по численности они занимают 2-е (после человека) место на земле – их 1,2 млрд. особей. В Латинской Америке их приходится 9 на каждые 10 человек. В Австралии их на 40% больше, чем людей. За два года жизни организм каждого из них выделяет в атмосферу примерно 200000 литров метана. О каком животном идёт речь? (О коровах.)
3. Они являются своеобразной визитной карточкой Америки. Слоны, львы, антилопы любят об них чесаться. О чём идёт речь?
(О термитниках.)
4. Она является самым распространённым заболеванием, от неё страдает каждый пятый житель Земли. При этом наиболее частой её формой является сенная лихорадка. Что это за заболевание?
(Аллергия.)
5. Нормальный пульс человека в спокойном состоянии 70-80 ударов в минуту, а у кого из пере-численных животных частота пульса наибольшая: у собаки, кошки, кролика, мыши.
(У мыши.)
6. Так называется и тигр, и залив, и огонь? (Бенгальский.)
7. Из-за неё в 1812 году русские солдаты убивали иногда своих же офицеров, особенно ночью.
Из-за чего?
(Из-за французской речи.)
8. Это существо является одним из лучших борцов с ядовитыми змеями, яд которых на него почти не действует. К тому же его ловкость и увёртливость лучше, чем у мангуста. Кто это?
(Ёж.)
Викторина.
Биолог. Вашему вниманию предлагаем вопросы викторины. Команды отвечают по очереди, предлагая свои варианты ответов. Засчитываются самые точные ответы.
1. Древние римляне говорили – «…там, где лежит заяц», а мы говорим….. (Где собака зарыта.)
2. Этот цветок называется «царским», хотя на вид он очень скромный. (Василёк.)
3. Какой породы были собаки в литературных произведениях?
4. Какую песенку пела белка из сказки Пушкина?
5. Назовите фамилии художников, написавших картины (в названии картины – названия живот-ых, растений, биотопов…)
6. Как называется танец, который надо танцевать, чтобы вылечиться от болезни, вызванной укусом паука с таким же названием? (Тарантелла – тарантул.)
7. У розы их два, у ромашки три, у традесканции целых пять. А сколько их у георгина? (Столько же, сколько и у ромашки – три слога.)
8. В Европе это насекомое называется солнечный телёнок, а как у нас? (Божья коровка.)
Конкурс
Знатоки мифологии
Литератор. Вспомним мифологию. Что означают эти слова? Командам раздаются карточки с мифологическими терминами.
Задание первой команде.
Объясните значение слов Дракон, Протей, Сирены.
Драконы - род ящериц семейства агам; имеют по бокам тела широкие складки кожи, которые позволяют им пролетать расстояние до 20 м.
Протеи – семейство отряда хвостатых земноводных с вытянутым телом и наружными жабрами, сохраняющимися в течение всей жизни, в мифологии - морское божество, прорицатель, меняющий свой вид.
Сирены – отряд водных млекопитающих, к которым относятся ламантины, морские коровы.
Задание второй команде.
Объясните значение слов Ехидна, Молох, Сатир.
Ехидна – в мифологии чудовище в облике полуженщины, полузмеи; в биологии – семейство яйцекладущих млекопитающих.
Молох – в мифологии – бог солнца, огня и войны, которому приносились человеческие жертвы.
Сатир - в мифологии одно из божеств, развратный спутник бога вина и веселья Дионисия; в биологии – бархатница из семейства крупных дневных бабочек с пятнами на крыльях в виде глазков.
Конкурс
Знаменитые имена
Биолог. Определите, о каком учёном идёт речь? [2].
1. Русский биолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии. Создал теорию фаго-цитоза. (И.И. Мечников.)
2. Советский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Установил, что в ос-нове психической деятельности лежат материальные физиологические процессы, происходящие
в коре головного мозга. (И.П. Павлов.)
3. Шведский естествоиспытатель, создатель системы растительного и животного мира. Впервые применил бинарную номенклатуру; создал искусственную классификацию растений и животных.
(К. Линней.)
4. Советский учёный, основоположник учения об основах селекции, о центрах происхождения культурных растений.
(Н.И. Вавилов.)
5. Русский учёный - физиолог растений. Открыл закономерность фотосинтеза. (К.А. Тимирязев.)
6. Австрийский (чешский) учёный - натуралист, основоположник учения о наследственности. (Г.И. Мендель.)
Итог игры. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. Награждается лучшая команда-победитель, а также выявляются наиболее активные и находчивые эрудиты.
Литература
1. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклас-
сным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах. Волгоград. 2007.
2. Галеева Н.Л. «Интегрированные биологические декады», Москва, 2008.
3. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. Москва. 2006.
4. Толкиен Джон Р.Р. «Властители колец» (Хоббит, или Туда и обратно. Содружество, ч.I.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биолого-лингвистический марафон "Русский язык и биология-мои друзья в рамках интегрированной декады биологии
Биолого - лингвистический марафон являлся одним из мероприятий интегрированной декады биологии. Марафон призван развивать интерес учащихся к предметам, углублять, расширять и закреплять ...
Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 9-10 классов «Что ты знаешь о войне?»
Интеллектуальная игра, посвящённая Великой Отечественной войне, может быть проведена как внеурочное мероприятие на параллели учащихся 9-10 классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, пос...
Методическая разработка. Интеллектуальная игра "Знатоки".
Игра проводится между командами 5-7 классов и посвящена 65-летию Сахалинской области. Игра организуется как конкурс, включающий несколько этапов с различными заданиями. Итоги подводятся по сумме ...
Методическая разработка интеллектуальной игры по дисциплине "Обществознание"
Интеллектуальная игра содержит познавательный, информационный, занимательный материал по учебной дисциплине «Обществознание». Игра поможет углубить и систематизировать знания п...
Методическая разработка интеллектуальной игры по русскому языку "Своя игра"
Цель игры: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации заданий.Ход игры. Принцип проведения игры тот же, что ...
Методическая разработка интеллектуальной игры "Знатоки России" для 10-11 класса
Данная методическая разработка позволяет в игровой форме закрепить материал по конституционному устройсту, символике Российской Федерации, различным достижениям нашей страны в экономике и культуре. По...
Методическая разработка интеллектуальной игры «Знатоки Российской Федерации», проводимой в рамках Недели английского языка
Вашему вниманию представленаМетодическая разработка интеллектуальной игры «Знатоки Российской Федерации», проводимой в рамках Недели английского языка. Проведение мероприятия в игровой фор...
Комментарии
Замечательный материал!
Замечательный материал! Некоторые задания возьму себе в копилочку.