Методическая разработка интеллектуальной викторины по русскому языку «Умники и умницы» 5 – 6 классы
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Цель данной викторины воспитать любовь к родному языку через пробуждение у школьников интереса к предмету "Русский язык", так как викторина является средством вовлечения во внеклассную работу по предмету всех учащихся класса. Такая форма внеклассной работы предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка. Викторина состоит из двух частей. Первая часть презентация названия и эмблемы команд-участниц. Название и эмблема должны соответствовать теме викторины "Русский язык". Команда должна обосновать свой выбор. Вторая часть - викторина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка интеллектуальной викторины по русскому языку | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
интеллектуальной викторины
по русскому языку
«Умники и умницы»
5 – 6 классы
Цели: воспитать любовь к родному языку через пробуждение у школьников интереса к предмету "Русский язык", так как викторина является средством вовлечения во внеклассную работу по предмету всех учащихся класса.
Такая форма внеклассной работы предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка
Описание.
Викторина состоит из двух частей.
1. Презентация названия и эмблемы команд-участниц.
Название и эмблема должны соответствовать теме викторины "Русский язык"
Команда должна обосновать свой выбор.
2. Викторина.
Каждой команде предлагается выбрать цвет из 6 предложенных. Все вопросы команда будет получать на листах данного цвета, на доске будут вывешиваться результаты команд поэтапно на листах цвета команды.
Состоит из 10 вопросов по разделам:
вопросы №1-7; 11 - лексика, этимология;
вопросы № 8 - синтаксис;
вопросы № 9 - словообразование;
вопросы № 10 - морфология (имя существительное)
Система оценивания викторины:
1 часть
по пятибалльной системе:
"1" - участвовали не все члены команды, презентация была прочитана
"2" - участвовали все, но презентация была прочитана
"3" - участвовали не все члены команды. Творческий подход.
"4" - участвовали все, творческий подход, но плохо подготовлено
"5" - участвовали все, творческий подход, замечаний к выступлению нет.
2 часть
За каждый верный ответ команда получает "1" балл.
Максимальное количество баллов "15"
Вопросы ко 2 части викторины.
- Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях: живота не жалеть; живот положить. Укажите значение этих фразеологизмов.
2. Слова базар и рынок - синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?
3. У писателя С. Львова есть статья, которая называется " Смотреть и видеть". Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили? (ответ может быть творческим).
4. В книге К.И. Чуковского "От Двух до пяти" говориться: " Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха "собаку съела" в каких-то делах, он спрятал от нее любимого щенка. Может быть мальчик напрасно испугался? Докажите.
5. Каково значение и употребление выражения шаром покати?
6. Напишите слова, значения которых дано ниже:
1) Место на реке, где ее можно перейти;
2) отверстие вулкана;
3) наука о небесных светилах;
4) место, где скрещиваются улицы;
5) речь, произнесенная одним актером;
6) замороженное сладкое кушанье из сливок, сахара, сока ягод, ароматических веществ;
7) девушка, вступающая в брак (буквально "неизвестная, незнакомая");
8) скорбь, глубокая печаль (первоначально "то, что жжет, мучает");
9) тот, кто нарушает правила вежливости, приличия (в этом слове этимологический корень -вид-, -вис-, -вед-, -веж-, -вежд-, -вес-, -вещ-);
10) унизительное положение (первоначально "зрелище");
11) пища, еда ( в этом слове этимологический корень -в-, -ед-, -ес-, -я-, -яд- со значением "пища, продукты питания, питаться, кормить, кормиться".
7. Сколько слов здесь записано? как такие слова называются омонимы, омофоны, омографы?
Атлас, орган, кругом, жаркое, падать, обмер, парить, хлопок.
Что общего у слов и чем они отличаются?
8. Определите варианты прочтения фраз:
В эту ночь холодную печь растопили.
На утес одинокий орел садится.
9. Шарады
Корень мой находится в "цене",
в "очерке" приставку мне,
суффикс мой в "тетрадке" все встречали,
вся же - в дневнике я и в журнале.
В "списке" вы мой обнаружите корень,
суффиксы в "собрании" встретите вскоре,
в слове " рассказ" вы приставку найдете,
в целом - по мне на уроки пойдете.
10. Есть ли в русском языке существительные, у которых нет числа?
11. Какое слово в зависимости от значения может относиться к руке, винограду, скатерти, живописи?
Какой глагол в различных значениях может переносить действие на мяч, тесто, листы, валенки?
Ответы:
1. Смерть. Не жалеть жизни. В старославянском живот-жизнь 2. Место, где собираются птицы различных видов, место, где продают птиц. 3. смотреть - направлять взгляд; видеть - замечать что - либо; смотреть не значить видеть 4 . Хорошо знает, то о чем говорит, большой опыт. 5. Ничего нет, пусто. 6 1) брод, 2) кратер, 3) астрономия, 4) монолог, 5) невеста, 7) печаль, 8)невежда, 9) позор, 10) яства. 7. оценка, расписание, 9. 16 слов, омографы 10. заимствованные, обозначающие вещества: кофе, какао: 11.кисть, катать
Вопрос №1
ШАРАДЫ
Корень мой находится в "цене",
в "очерке" приставку мне,
суффикс мой в "тетрадке" все встречали,
вся же - в дневнике я и в журнале.
В "списке" вы мой обнаружите корень,
суффиксы в "собрании" встретите вскоре,
в слове " рассказ" вы приставку найдете,
в целом - по мне на уроки пойдете.
Вопрос №2
Напишите слова, значения которых дано ниже:
Место на реке, где ее можно перейти; 2) отверстие вулкана; 3) наука о небесных светилах; 4) место, где скрещиваются улицы; 4) речь, произнесенная одним актером; 5) замороженное сладкое кушанье из сливок, сахара, сока ягод, ароматических веществ; 6) девушка, вступающая в брак (буквально "неизвестная, незнакомая"); 7) скорбь, глубокая печаль (первоначально "то, что жжет, мучает"); 8) тот, кто нарушает правила вежливости, приличия ( в этом слове этимологический корень -вид-, -вис-, -вед-, -веж-, -вежд-, -вес-, -вещ-); 9) унизительное положение (первоначально "зрелище"); 10) пища, еда ( в этом слове этимологический корень -в-, -ед-, -ес-, -я-, -яд- со значением "пища, продукты питания, питаться, кормить, кормиться".
Вопрос №3
Какое слово в зависимости от значения может относиться к руке, винограду, скатерти, живописи?
Какой глагол в различных значениях может переносить действие на мяч, тесто, листы, валенки?
Вопрос №4
Слова базар и рынок - синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?
Вопрос №5
Сколько слов здесь записано? Что общего у слов и чем они отличаются?
как такие слова называются омонимы, омофоны, омографы?
Атлас, орган, кругом, жаркое, падать, обмер, парить, хлопок.
Вопрос №6
У писателя С. Львова есть статья, которая называется " Смотреть и видеть". Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили? (ответ может быть творческим).
Вопрос №7
Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях: живота не жалеть; живот положить. Укажите значение этих фразеологизмов.
Вопрос №8
Определите варианты прочтения фраз:
1) В эту ночь холодную печь растопили.
2) На утес одинокий орел садится.
Вопрос №9
В книге К.И. Чуковского "От Двух до пяти" говориться: " Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха "собаку съела" в каких - то делах, он спрятал от нее любимого щенка. Может быть мальчик напрасно испугался? Докажите.
Вопрос №10
Каково значение и употребление выражения шаром покати?
Ответы:
- Вопрос №1 оценка, расписание
- Вопрос №2 1) брод, 2) кратер, 3) астрономия, 4) монолог, 5) невеста, 7) печаль, 8)невежда, 9) позор, 10) яства.
- Вопрос №3 кисть, катать
- Вопрос №4 Место, где собираются птицы различных видов, место, где продают птиц
- Вопрос №5 16 слов, омографы
- Вопрос №6 смотреть - направлять взгляд; видеть - замечать что - либо; смотреть не значить видеть
- Вопрос №7 Смерть. Не жалеть жизни. В старославянском живот-жизнь
- Вопрос №8 1)5; 2)4
- Вопрос №9 Хорошо знает, то о чем говорит, большой опыт.
- Вопрос №10 Ничего нет, пусто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Умники и умницы" (5 класс)
Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5 класса....
Игра - конкурс по русскому языку «Умники и умницы» предназначен для учащихся 5 класса
С помощью игры можно проверить степень овладения программным материалом учащимися 5-х классов; развить познавательный интерес к русскому языку; воспитать навык взаимодействия во в...
Интеллектуальная игра по русскому языку "Умники и умницы" (тема "Фонетика")
Данная интеллектуальная игра предназначена для учащихся 5 класса с целью закрепления темы "Фонетика". Она позволяет в доступной для детей форме закрепить полученные учащимися знания по фонетике; приви...
презентация внеклассного мероприятия по русскому языку «Умники и Умницы»
«Умники и Умницы»Цели урока:1. Обучающая: познакомить учащихся с понятием языка международного общения, его сферами функционирования и особенностями, определить место русского языка в круг...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ « УМНИКИ И УМНИЦЫ».
игра для 5-х классов...
Игра-конкурс по русскому языку "Умники и умницы" для 5-6 классов
Методическая разработка интеллектуальной игры «Умники и умницы» рассчитана на обучающихся 5-6 классов.Цели мероприятия:с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения прог...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку "Умники и умницы" для 5-6 классов.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку "Умники и умницы" для 5-6 классов....