Методическая разработка урока "Конституция РФ - основной закон государства".
методическая разработка по обществознанию (8 класс)
Методическая разработка открытого урока "Конституция РФ - основной закон государства".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План - конспект урока "Конституция РФ - осн. закон гос-ва" | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока «Конституция РФ – основной закон государства»
Предмет: Обществознание
Класс: 8 класс
-- Урок проведён в МБОУ СШ № 2 в 8М классе.
-- Форма проведения (тип урока): комбинированный урок
УМК: О. Б. Соболева, В. Н. Чайка, «Обществознание. 8 класс», - М.: Вентана-Граф, 2016 г.
Цель: знакомство с содержанием и структурой Конституции РФ.
Задачи:
Образовательные: учащиеся должны знать:
- Понятие «Конституция»
- Историю создания Конституции РФ и условия ее принятия
- Структуру и содержание Конституции
- Государственное устройство РФ
- Функции Президента РФ
- Права и свободы гражданина РФ
Развивающие: учащиеся должны развивать:
- умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- Навыки работы с документами и историческими источниками
- способности анализировать реальные социальные ситуации
- умения логических операций мышления (анализ, синтезе, обобщение, сравнение, конкретизация) в работе с историческими документами, иллюстративным материалом, видеоматериалом
- умения творчески применять полученные знания;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения
- художественные и выразительные свойства языка;
- умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости;
- навыка самооценки, создание ситуации успеха при работе в группах.
Воспитательные:
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка
- формирование основы правовой культуры и гражданского самосознания; воспитание сознательной гражданской позиции
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни
Оборудование: компьютер, проектор, текст Конституции РФ, раздаточный материал
Методы: частично-поисковый, критическое мышление, «мозговой штурм», разминка (здоровье сберегающие технологии), деловая игра, метод анаграммы, проблемный.
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, работа в парах.
Конспект урока
Содержание урока (этапы) | Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя | Ожидаемый результат со стороны ученика |
Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксирование отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. | Подготовка учащихся к работе. Активизация произвольного внимания. Создание благоприятного психологического климата. | Готовность класса к работе. Учащиеся поделены на 4 группы, их задачей на этом этапе является выбратьлидера группы. |
Задача: «В начале XX века самое маленькое в мире государство, существовавшее на одном из островов, называлось Таволару. В нем проживало 180 человек» . - Как вы считаете, нужен ли жителям этого государства сборник законов или он необходим только большим государствам? Объясните свое мнение. - Скажите, ребята, а какие сборники законов мы изучали с вами на уроках истории. (Законы Хаммураппи, «Русская Правда» Ярослава Мудрого). - Вспомните, зачем эти правители создавали подобные сборники законов? | Необходимость актуализации опорных знаний с помощью вопросов и понятий, на которых базируется новая тема. Учитель задает вводные вопросы учащимся, ведется беседа по имеющимся знаниям. Развитие способностей учащихся аргументировать свою точку зрения, вести диалог. | Учащиеся решают предложенную задачу. Аргументируют свои ответы. Для ответа на второй и третий вопросы ребятам необходимо использовать полученные знания из курса История России (6 класс) и всеобщая история (5 класс). |
Учитель: В современной России основной закон государства – это Конституция. Что же это такое? Какие разделы, статьи она содержит? Все это мы узнаем сегодня на уроке. | Необходимость показать учащимся, что предстоит изучить на уроке, предоставить план урока. Смотивировать учащихся на изучение новой темы, пробуждение познавательного интереса. | Учащиеся заслушивают задачи и цель урока, записывают тему урока. |
Метод «Мозговой штурм». Учитель: Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство). Сам термин происходит от латинского слова «установление», которым в Древнем Рим обозначали важнейшие указы императоров Конституция – Основной Закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий: - основы государственного строя; - организацию государственной власти; - отношения гражданина и государства. | Мотивация учащихся, привлечение их внимания. Развитие умения использовать знания социального опыта, умения систематизировать и анализировать полученные данные. Развитие умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы. | Учащиеся на листочках пишут все, что знают о конституции, любые ассоциации, связанные с ней. Через минуту группы обмениваются листочками, дополняя предыдущую информацию. Все это делают до тех пор, пока листочки не вернутся в свою группу. Затем все вместе выносят общую информацию на лист ватмана на доске. |
Работа с текстом. Учащимся предлагается выписать даты всех Конституций нашего государства в схему в правильном порядке (прил. 1). По окончании выполнения задания учитель показывает правильное заполнения и проверяет схемы учеников. | На данном этапе учащиеся не только получают информацию из текста, а выполняют перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему). При чтении документа они развивают умения работы с документом и поиска нужной информации в нем. | Учащиеся зачитывают текст и заполняют схему, затем проверяют правильность выполнения задания. |
Игра «Договор». Работа в парах. Учитель: Для выяснения, а как же все-таки проходило утверждение документа, предлагаю игру. У каждого на столе лежит подготовленный листочек с заголовком «власть» либо «народ». В течение 2 – 3 минут «власть» и «народ» работают над составлением списка своих прав и обязанностей, затем идет работа в парах – необходимо достичь единодушия при составлении списка, устраивающего обоих представителей. Если единодушие достигнуто – предлагаю пожать друг другу руки и озвучить всем результат. Учитель: Примерно так создавалась и Конституция – был достигнут некий договор между властью и народом. Конституция была принята всенародным голосованием, или референдумом. | Развитие коммуникативной деятельности учащихся. Учащиеся приобретают знания основных норм и правил, а также на собственном опыте понимают их роль как важных регуляторов жизни. Понятие «референдум» и процесс принятия Конституции учащиеся запомнят лучше, если попробуют сами это провести. | Учащиеся работают в парах, выписывают 2-3 права. Обмениваются информацией, общение заканчивается рукопожатием. |
Учитель: Ребята, теперь я предлагаю познакомиться с содержанием нашей действующей Конституции. Давайте посмотрим ее текст. Скажите, сколько статей содержится в этом документе? (137 статей). Откройте статьи 1,7,14. Прочитайте вслух. Составьтесинквейн на тему «Российское государство», используя содержание этих статей. Найдите статью 80. В ней говорится о нашем президенте. Продолжите предложения: Президент РФ – это … Президент РФ – это …. Президент РФ – определяет … Президент РФ – представляет… | Учащиеся развивают умения работы с документом, знакомятся с содержанием Конституции. Следует учесть, что невозможно изучить полное ее содержание в течение одного урока, а также трудность понимания ее содержания для данной возрастной группы. Поэтому предложены такие методы, как синквейн, а также продолжение предложений для знакомства с содержанием статей. Синквейн прост для написания, а предложения о президенте запомнятся учащимся. | Ребята читают и работают с текстом конституции. Находят необходимые статьи, составляют синквейн и предложения. Затем обмениваются написанным. |
Учащимся дана схема государственного устройства России.(Приложение 2) В схеме перепутаны названия органов власти. Учащимся предлагается составить их правильные названия, используя подсказки в статьях 80, 95, 110, 125, 126, 127. | Работа с анаграммой развивает логические и мыслительные операции, позволяет работать и переводить информацию из одной знаковой системы в другую. На данном этапе урока важно активизировать внимание учащихся, что удается благодаря использованию этого метода. | Учащиеся читают предложенные статьи Конституции, исправляют препетунные слова в таблице. Обмениваются мнениями и догадками. |
Работа с интерактивной картой. Учитель: Ребята, наша страна представляет собой федерацию. Федерация – это союз. Она состоит из областей, краев, автономных округов и т.д. Давайте посмотрим и проверим, все ли ее субъекты присутствуют на карте? Учащиеся находят статью 65 и обводят на экране те субъекты, которые там названы. (Прил. 3) | Использование наглядного метода. Позволяет познакомить учащихся с территориальным устройством государства. А также акцентировать внимание учащихся. Развитие умения выполнять практические задания (работа с картой). | Зачитывают статью, несколько учащихся по очереди выходят и отмечают субъекты на интерактивной карте. |
Работа с документом по группам. (Прил. 4) Учитель: Глава 2 Конституции РФ посвящена правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. Я предлагаю вам сыграть в игру «Правоведы». Откройте Главу 2 На столе у вас различные ситуации, которые могут произойти с каждым из нас в любой момент. Используя текст Конституции, докажите, что в этих историях нарушены права человека. | Развитие познавательного интереса через изучение явлений и ситуаций социальной действительности. Изучение положений Конституции через конкретные примеры. Акцентирование на необходимости соблюдения прав и свобод человека как высшей ценности. Способность учащихся решать поставленные задачи, вести диалог и обмениваться мнениями. | Ребята изучают предложенные ситуации, находят нарушения прав, называют соответствующую статью. |
Учитель: Все права и свободы можно разделить на несколько групп: политические, личные, культурные, социальные, экономические. Давайте попробуем вместе разделить все права и свободы граждан. Для этого вам необходимо встать в круг.(Прил. 5) . | На данном этапе урока сосредоточить внимание учащихся, а также закрепить полученные знания, предлагается с помощью использования здоровье сберегающих технологий. Знакомство с видами прав и свобод граждан России. | Все дети встают вкруг в центре класса. На столах поставлены обозначение прав - личные - политические - социально-экономические, культурные Учитель зачитывает права человека по порядку. Учащиеся выбирают, за какой стол им сесть. Условие: учащиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор. |
Учитель: Ребята, так какое же значение для нас имеет Конституция? Выскажите свое мнение. Никто из нас не будет отрицать ведущую роль Конституции РФ как основного закона нашей страны. А мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию. Какие ждут нас в будущем дела? Об этом думать мы должны все чаще. И если гражданин ты настоящий, Большой отдачи ждет от нас страна! | Развитие умения находить нужную социальную информацию в видео источниках, преобразовывать ее в соответствии с решаемой задачей, соотносить с собственным мнением, давать оценку взглядам, одобряемых в современном российском обществе. | Учащиеся заслушивает выступление Д.А. Медведева. На основе высказанного им мнения о роли Конституции в обществе, формулируют свои высказывания. Зачитывают стихотворение в свое заключение. |
На листе ватмана проверяются составленные предложения и слова. | Рефлексия. Развитие способностей к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля. | Учащиеся смотрят заполненный в начале урока кластер, исправляют неверные записи, уточняют и объясняют, что нового узнали на уроке о Конституции РФ. |
Параграфы 8-9, написать мини-сочинение «Конституция РФ – основной закон государства». | Учитель комментирует домашнее задание, знакомит с правилами и критериями его оценивания. | Слушают учителя, записывают домашнее задание. |
-- Количество участников (обучающихся): 28 человек
-- Приглашённые юристы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: Конституция- основной закон государства
Разработка интегрированного урока...
учебно-методическая разработка урока "Конституция-основной закон государства"
Методическая раработка урока "Конституция-основной закон государства"...
Конституция - илнең төп законы. Конституция - основной закон государства.
Сценарий классного часа...
разработка урока обществознания 7 класс "Конституция - Основной закон государства"
Разработка урока обществознания для 7 класса по теме "Конституция - Основной закон государства"...
Методическая разработка на тему "Конституция - основной Закон государства"
Цель данной разработки - способствовать формированию у учащихся убежденности в демократическом характере основного Закона страны....
Основной закон государства ВИКТОРИНА для 10-11 класса «Основной закон государства»
викторина по бществознанию...