Урок: Конституция- основной закон государства
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме
Разработка интегрированного урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstituciya_osnovnoy_zakon_gosudarstva.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка интегрированного урока
Тема: «Конституция РФ – основной закон государства».
Пояснительная записка.
Данный урок рассчитан на 11 класс, так как изучению Конституции РФ уделяется в старшей школе достаточно большое внимание в рамках изучения курсах обществознания, права, истории.
Тип урока – урок обобщения и коррекции знаний по теме Конституция РФ – основной закон государства с использованием Интернет ресурсов.
Линии интеграции: обществознание, право, информатика.
Урок рассчитан на 2 учебных часа, выстроен по технологии Интернет-урок, в его структуру включено использование Интернет-ресурсов.
Цель урока: создать условия на уроке для формирования у учащихся представление о Конституции РФ не только как об основном законе государства, но и как о нормативно-правовом акте прямого действия, опираясь на нормы которого можно реализовывать свои права и свободы.
Задачи: | 1) сформировать представления учащихся об основах конституционного строя РФ 2) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем; 3) способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства. |
Методы обучения:
Проблемный, частично-поисковый и исследовательский (анализ источников, подготовка и обсуждение сообщений, подготовка проектов и их презентация).
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Ожидаемый учебный результат:
На уроке ученики смогут выйти на официальные сайты органов государственной власти, увидеть их реальное действие, проиллюстрировать примерами полномочия того или иного органа власти
Работа в группах по заполнению заранее составленного шаблона презентаций позволит оптимально повторить основные положения Конституции России, сосредоточить внимание учеников на наиболее важных или сложных аспектах.
Особый интерес у учеников вызывает выход на официальный сайт Вести РТР, просмотр в режиме On-Lain репортажей о деятельности Президента РФ, Правительства РФ, такая работа позволяет проиллюстрировать основные полномочия органов государственной власти конкретными примерами.
После урока учащиеся смогут:
Характеризовать основные положения Конституции РФ
Самостоятельно работать с Интернет – ресурсами (официальными сайтами государственных органов власти, сайтом уполномоченного по правам человека в России, сайтом РТР «Вести»
Познакомятся с опытом применения статей Конституции РФ для решения конкретных социальных проблем.
Ресурсы к уроку:
Конституция РФ (печатный или электронный вариант)
Интернет ресурсы:
- http://www.kremlin.ru/ (официальный сайт Президента РФ)
- http://www.council.gov.ru/ (официальный сайт Совета Федерации)
- http://www.duma.gov.ru/ (официальный сайт Государственной Думы РФ)
- http://www.government.ru/content/ (официальный сайт Правительства РФ)
- http://www.vesti.ru/doc.html?id=229324 (официальный сайт Вести РТР: репортаж о выступлении Президента РФ Д. Медведева о судебной системе России 02.12.2008 год)
- http://www.vesti.ru/doc.html?id=229325 (официальный сайт Вести РТР: репортаж о посещении Председателем правительства Путиным В.В. завода в Ярославской области)
- http://ombudsman.gov.ru (официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ)
- http://www.garant.ru (Система Гарант: энциклопедия российского законодательства)
Приложение: тест
Ход урока
Мотивация. Учитель использует презентацию «Конституция РФ – 19 лет»
Слайд: учитель говорит о том, что на протяжении нескольких уроков мы изучали Конституции РФ, основной закон государства, которому 12 декабря 2012 года исполняется 19 лет, объявляет учащимся тему урока
Слайд: учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: Каким путем была принята Конституция РФ, ее основные признаки, охарактеризовать основы конституционного строя РФ, подумать: Почему о 1 статье Конституции говорят как о конституции внутри Конституции?
Слайд: используя вопросы и иллюстрации на слайде, учитель создает условия для того, чтобы учащиеся дали характеристику Российского государству, опираясь на статьи Конституции (I Главу)
Интерактивная часть урока. Учащиеся работают в группах по 3-4 человека с заготовленными шаблонами презентаций, наполняя их необходимой информацией, используя текст Конституции РФ и Интернет-ресурсы, готовят презентацию своей работы, определяют роли в группе: кто выступает от группы, кто управляет презентацией, кто вносит в нее дополнения
Задание группам | Интернет-ресурсы | Основные вопросы, на которые ученики должны найти ответ |
1 группа Права и свободы человека и гражданина | (сайт уполномоченного по правам человека РФ) | - показать взаимосвязь прав и обязанностей гражданина РФ - привести примеры реализации прав и свобод человека в РФ - Рассмотрите иллюстрации на 3 слайде вашей презентации, о нарушении каких прав и свобод идет в них речь? |
2 группа. Органы государственной власти РФ | (сайт Президента РФ) (сайт Совета Федерации) (сайт Государственной Думы РФ) http://www.government.ru/content/ (сайт Правительства РФ) | - заполните пропуски в схеме Государственные органы власти РФ (2 слайд презентации); - какие формы разделения властей иллюстрируют стрелки на схеме (2 слайд презентации) - выйдите по ссылке на официальные сайты Президента РФ, Государственной Думы РФ, Правительства РФ, найдите примеры, иллюстрирующие действие принципа разделения властей в РФ (4 слайд) - какие примеры проявления принципа разделения властей вы можете привести? - в чем значимость для демократии принципа разделения властей РФ? |
3 группа Президент РФ | (сайт Президента РФ) | - охарактеризуйте политический статус президента РФ (1 слайд) - с опорой на Конституцию РФ назовите и впишите в схему статьи, в которых нашли отражение данные полномочия Президента (2 слайд) - выйдите на сайт Президента РФ, познакомьтесь с его графиком работы за неделю, о реализации каких полномочий Президента РФ можно говорить, опираясь на полученные данные (3 слайд) |
4 группа Совет Федерации (презентации Федеральное Собрание РФ) | (сайт Совета Федерации) | - охарактеризуйте статус Федерального собрания (1 слайд) - дополните предложение: В Совет Федерации входят____ ? - выйдите на сайт Совета Федерации, выясните: кто является Председателем Совета Федерации? Найдите примеры законодательной деятельности Совета Федерации узнайте, кто представляет РХ в Совете Федерации (3 слайд) - для какой формы территориально –государственного устройства характерно наличие двухпалатного парламента, проиллюстрируйте на примере РФ |
5 группа Государственная Дума РФ | (сайт Государственной Думы РФ) | - как формируется государственная дума РФ? - кто может быть депутатом Государственной думы? - основные полномочия государственной думы РФ - кто является председателем Государственной думы РФ? (4 слайд) - выйдите на сайт Государственной Думы РФ, узнайте, какие законопроекты рассматривает Государственная Дума, какие из них вам кажутся наиболее значимыми для России, |
6 группа Правительство РФ | http://www.government.ru/content/ (сайт Правительства РФ) | - кто возглавляет правительство РФ - назовите основные полномочия Правительства РФ (2 слайд) - как вы думаете, почему большинство инициатив по принятию новых законов или внесение изменений в уже имеющиеся принадлежит правительству РФ? |
7 группа Судебная система РФ | http://www.vesti.ru/doc.html?id=229324 (сайт Вести РТР, репортаж о заявлении Президента РФ о реформировании судебной системы России от 02.12.2008 года) | - какие требования к судьям прописаны в Конституции РФ? (2 слайд) - основные требования демократического судопроизводства (3 слайд) - какими требованиями к судьям вы бы могли дополнить перечень? - о каких изменениях в судебной системе РФ идет речь в репортаже Вести РТР |
Выступления групп с результатом своей работы. Подведение итогов, беседа по вопросам:
Почему гражданину РФ необходимо знание основных положений Конституции РФ?
Можете ли вы привести примеры, когда гражданин воспользовался или может воспользоваться статьями Конституции для защиты своих прав?
В качестве рефлексии и подведения итогов работы предлагаю учащимся тест по данной теме. (Тест по данной теме – прилагается)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»
сценарий для 9 классов, в игровой форме...
учебно-методическая разработка урока "Конституция-основной закон государства"
Методическая раработка урока "Конституция-основной закон государства"...
Сценарий брейн-ринга, посвященного ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»
Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада...
Сценарий классного часа к 20 - летию Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»
Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить адаЦели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования уч...
Конституция - илнең төп законы. Конституция - основной закон государства.
Сценарий классного часа...
Презентация к уроку "Конституция - Основной закон государства"
Презентация к уроку "Конституция - Основной закон государства"...