Основной закон государства ВИКТОРИНА для 10-11 класса «Основной закон государства»
тренажёр по обществознанию

Благих Андрей Михайлович

викторина по бществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnoy_zakon_gosudarstva.docx332.29 КБ

Предварительный просмотр:

Основной закон государства

ВИКТОРИНА для 10-11 класса «Основной закон государства»

Цель: воспитание российской гражданской идентичности (идентификация себя в качестве гражданина России).

Задачи:

- в игровой форме закрепить знания, полученные в рамках изучения конституционного права (можно провести викторину в качестве подготовки к ЕГЭ);

- с помощью разных типов заданий развить умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;

- с помощью аналитических вопросов в начале и в конце викторины научить высказывать и аргументировать свое мнение.

Учитель: Название основного закона государства произошло от латинского слова соnstitutio – учреждение, устройство. Как думаете, почему основной закон государства получил название Конституция?

Учащиеся: определяет общественное и государственное устройство, основа всего законодательства страны.

Учитель: В современном понимании этого слова появление конституций в качестве основных законов государства и общества (актов, устанавливающих организацию государственной власти и гарантирующих определенные права и свободы граждан) относится к периоду буржуазных революций.

Впервые такое определение «конституция» - было дано в статье 16 знаменитой французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года: «Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции».

Конституция вошла в человеческую цивилизацию как носительница трех идеалов:

а) ограничение пределов власти государства, его органов и должностных лиц;

б) учреждение механизмов и процедур осуществления властных функций;

в) определение юридических границ вмешательства государства в сферу политической, экономической и социальной свободы индивида.

Сегодня мы вспомним, содержание Конституции РФ, и проиллюстрируем тот факт, что наша Конституция является носителем вышеназванных трех идеалов.

Учитель: Когда была принята Конституция РФ?

Учащиеся: 12 декабря 1993 г.

Какова структура Конституции РФ?

Учащиеся:

Раздел первый. Основные положения

Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)

Глава 7. Судебная власть и прокуратура (ст. 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Общие правила проведения викторины:

Учащиеся отвечают индивидуально: тот, кто первым поднял руку.

Ученик, давший правильный ответ, получает жетон.

Побеждает тот, у кого к концу викторины будет больше жетонов.

Тур 1 по Главе 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)

Учитель задает вопрос, учащиеся отвечают.

ВОПРОС

ОТВЕТ

Гуманистические основы конституционного строя

Что является высшей ценностью в РФ? 

            человек, его права и свободы (ст. 2)

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность…

                государства (ст. 2)

Назовите принципы гражданства РФ

Статья 6

1. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ

3. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Характеристики государства

Форма правления РФ?

Республика (ст. 1)

Политический режим в РФ?

      Демократический; правовое государство (ст. 1)

Форма государственного (территориального устройства)?

                  Федеративное (ст. 1)

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной – это значит, что РФ…

              светское государство (ст. 14)

Политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека – это значит, что РФ…

                 социальное государство (ст. 7)

Организация публичной власти

Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ?

         ее многонациональный народ (ст. 3)

Каковы формы осуществления власти народом?  

     - непосредственно,

   - а также через органы государственной власти

     - и органы местного самоуправления;

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3)

Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Перечислите субъекты РФ

       РФ состоит из республик, краев,    

    областей, городов федерального значения,

    автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ (ст. 5)

Органы местного самоуправления входят или нет в систему государственной власти?

 

     Органы местного самоуправления НЕ входят в систему органов государственной власти (ст. 12)

Социально-экономические и политические основы конституционного строя

Какие виды собственности в РФ признаются и защищаются равным образом

   частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8)

В чем выражается политический плюрализм в РФ?

   1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

  2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

   3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

    4. Общественные объединения равны перед законом (ст. 13)

Тур 2 по Главе 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)

На доске висят иллюстрации. Учащиеся должны определить, какое конституционное право или обязанность они символизируют.

Определив право, должны отнести его к одной из групп: гражданские права, политические права, экономические права, социальные права или культурные права.

Когда иллюстрации будут распределены, учащиеся называют, какие еще права и обязанности перечислены в Конституции РФ.

Правильные ответы:

Гражданские (личные) права

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5838_a.jpeg Жилище неприкосновенно (ст. 25)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5838_b.jpeg Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5838_c.jpeg Свобода совести и вероисповедания (ст. 28)

Право на жизнь (ст. 20)

Право на честь и достоинство (ст. 21)

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23)

Политические права

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5838_d.jpeg Право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5838_e.jpeg Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст. 32)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5838_f.jpeg Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33)

Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30)

Экономические права

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5838_g.jpeg Право частной собственности (ст. 35)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5838_h.jpeg Право наследования (ст. 35)

Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36)

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34)

Социальные права

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5838_i.jpeg Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца (ст. 39)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5838_j.jpeg Право на жилище (ст. 40)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5838_k.jpeg Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)

Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37)

Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ст. 37)

Право на отдых (ст. 37)

Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)

Право на образование (ст. 43)

Культурные права

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5838_l.jpeg Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5838_m.jpeg Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44)

Конституционные обязанности

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5838_n.jpeg Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5838_o.jpeg Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5838_p.jpeg Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5838_q.jpeg Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст. 59)

Соблюдать Конституцию и законы РФ (ст. 15)

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. (ст. 43)

Тур 3 по Главе 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)

Учитель задает вопросы, учащиеся поднимают одну руку, если считают, вопрос является в ведении РФ, две руки, если считают, что вопрос находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (жетон получает каждый правильно ответивший).

Вопрос находится в ведении РФ или в совместном ведении РФ и субъектов РФ:

вопрос

в чьем ведении

федеративное устройство и территория РФ 

             РФ

защита прав и свобод человека и гражданина; 

 защита прав национальных меньшинств; 

 обеспечение законности, правопорядка, 

 общественной безопасности; режим пограничных зон;

Совместное ведение

вопросы владения, пользования и распоряжения 

землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

Совместное ведение

природопользование; охрана окружающей среды 

и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры

Совместное ведение

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

                РФ

федеральная государственная собственность и управление ею

                РФ

разграничение государственной собственности

Совместное ведение

установление правовых основ единого рынка

               РФ

общие вопросы воспитания, образования, науки, 

культуры, физической культуры и спорта

Совместное ведение

внешнеэкономические отношения РФ

               РФ

установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ

Совместное ведение

координация международных и внешнеэкономических 

 связей субъектов РФ, выполнение международных договоров Российской Федерации

Совместное ведение

оборона и безопасность

             РФ

внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира

              РФ

Тур 4 по Главам 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)

5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)

6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)

На доске начерчена данная таблица, но она не заполнена. Содержимое ячеек распечатано на листах. Ученики по очереди вытягивают листы и размещают их в ячейки таблицы. Если правильно, получают жетон. Если нет, одноклассники или учитель исправляют.

ВОПРОСЫ

Президент РФ

Федеральное собрание

Правительство

Совет Федерации

Гос дума

Срок полномочий

6 лет

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

5 лет

Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия.

Состав

---

170 человек

(по 2 чел от 85 субъектов)

по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

450 депутатов

состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров

Кто может быть избран

гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет; не более двух сроков подряд

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

 

Полномочия

НАЗНАЧАЕТ:

- с согласия ГД Председателя Правительства РФ;

- по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

- назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

- назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

ПРЕДСТАВЛЯЕТ КАНДИДАТУРЫ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ и ОСВОБОЖДЕНИЯ:

- Гос Думе – на должность Председателя Центрального банка РФ (и об освобождении)

- Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов;

- Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ДРУГИЕ ПОЛНОМОЧИЯ

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

- принимает решение об отставке Правительства РФ;

- формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

- утверждает военную доктрину РФ;

- формирует Администрацию Президента РФ;

- назначает выборы Государственной Думы

- распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ

- назначает референдум

- вносит законопроекты в Государственную Думу;

- подписывает и обнародует федеральные законы;

- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

осуществляет руководство внешней политикой РФ;

- ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

-подписывает ратификационные грамоты;

- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

- в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

- вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе

- решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;

- награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания;

- осуществляет помилование.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

НАЗНАЧАЕТ:

- судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов

ДРУГИЕ ПОЛНОМОЧИЯ:

- утверждение изменения границ между субъектами РФ;

- утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

- утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

- назначение выборов Президента РФ;

- отрешение Президента РФ от должности;

НАЗНАЧАЕТ:

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ДРУГИЕ ПОЛНОМОЧИЯ:

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

- заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

- объявление амнистии;

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

- обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- осуществляет управление федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Издает НПА

указы и распоряжения

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой

Постановления и распоряжения

Тур 5 по Главам 7. Судебная власть и прокуратура (ст. 118-129)

8. Местное самоуправление (ст. 130-133)

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.

ВОПРОС

ОТВЕТ

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и …

                             уголовного судопроизводства.

Судьи независимы и подчиняются только …

                    Конституции РФ и федеральному закону

Кто может быть судьей?

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности

     Советом Федерации по представлению Президента   Российской Федерации.

Кем определяется структура органов местного самоуправления?

                     населением самостоятельно.

Какие вопросы решают органы местного самоуправления?

управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Учитель: Предлагаю вам определения конституции, данные знаменитыми историческими деятелями и мыслителями. Какое определение, по вашему мнению, отражает сущность действующей Конституции РФ?

В.И. Ленин (российский революционер, советский политический и государственный деятель): «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе» (http://lomonosov- fund.ru/enc/ru/encyclopedia :0132650).

Н.А. Михалев (росс. государствовед): «Конституция – это «форма выражения народных, а не классовых интересов, правовой регулятор общесоциальных процессов» (http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=173412).

Б. Шантебу (фр. ученый): «Конституция — это «хартия, которая ограничивает власть в рамках государства и власть государства в рамках общества» (http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=173412).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВИКТОРИНЫ, НАГРАЖДЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «основной закон государства»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ  ИГРА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.В игре принимают участие три команды из учащихся старших классов. В каждой команде по 5-6 человек. Участники игры: учащиеся 10-11 класса....

Викторина "Основной закон государства"

Цель проведения викторины "Основной закон государства" - воспитание российской гражданской идентичности (идентификация себя в качестве гражданина России).Задачи: 1.      ...

разработка урока обществознания 7 класс "Конституция - Основной закон государства"

Разработка урока обществознания для 7 класса по теме "Конституция - Основной закон государства"...

Викторина по обществознанию "Основной закон государства"

Материал подготовлен Степанцовой Е.В., учителем  истории и обществознания...

классный час для учащихся 5 класса "Конституция - Основной закон государства"

Средняя школа - время новых открытий и более глубокого погружения учеников в законы мироздания. А с чего же еще начинать новый путь, если не с законов собственной страны и общества в котором живешь?...

Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс.

Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской  Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс....