Основной закон государства ВИКТОРИНА для 10-11 класса «Основной закон государства»
тренажёр по обществознанию
Предварительный просмотр:
Основной закон государства
ВИКТОРИНА для 10-11 класса «Основной закон государства»
Цель: воспитание российской гражданской идентичности (идентификация себя в качестве гражданина России).
Задачи:
- в игровой форме закрепить знания, полученные в рамках изучения конституционного права (можно провести викторину в качестве подготовки к ЕГЭ);
- с помощью разных типов заданий развить умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;
- с помощью аналитических вопросов в начале и в конце викторины научить высказывать и аргументировать свое мнение.
Учитель: Название основного закона государства произошло от латинского слова соnstitutio – учреждение, устройство. Как думаете, почему основной закон государства получил название Конституция?
Учащиеся: определяет общественное и государственное устройство, основа всего законодательства страны.
Учитель: В современном понимании этого слова появление конституций в качестве основных законов государства и общества (актов, устанавливающих организацию государственной власти и гарантирующих определенные права и свободы граждан) относится к периоду буржуазных революций.
Впервые такое определение «конституция» - было дано в статье 16 знаменитой французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года: «Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции».
Конституция вошла в человеческую цивилизацию как носительница трех идеалов:
а) ограничение пределов власти государства, его органов и должностных лиц;
б) учреждение механизмов и процедур осуществления властных функций;
в) определение юридических границ вмешательства государства в сферу политической, экономической и социальной свободы индивида.
Сегодня мы вспомним, содержание Конституции РФ, и проиллюстрируем тот факт, что наша Конституция является носителем вышеназванных трех идеалов.
Учитель: Когда была принята Конституция РФ?
Учащиеся: 12 декабря 1993 г.
Какова структура Конституции РФ?
Учащиеся:
Раздел первый. Основные положения
Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)
Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)
Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)
Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)
Глава 7. Судебная власть и прокуратура (ст. 118-129)
Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)
Раздел второй. Заключительные и переходные положения
Общие правила проведения викторины:
Учащиеся отвечают индивидуально: тот, кто первым поднял руку.
Ученик, давший правильный ответ, получает жетон.
Побеждает тот, у кого к концу викторины будет больше жетонов.
Тур 1 по Главе 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)
Учитель задает вопрос, учащиеся отвечают.
ВОПРОС | ОТВЕТ |
Гуманистические основы конституционного строя | |
Что является высшей ценностью в РФ? | человек, его права и свободы (ст. 2) |
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность… | государства (ст. 2) |
Назовите принципы гражданства РФ | Статья 6 1. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ 3. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. |
Характеристики государства | |
Форма правления РФ? | Республика (ст. 1) |
Политический режим в РФ? | Демократический; правовое государство (ст. 1) |
Форма государственного (территориального устройства)? | Федеративное (ст. 1) |
Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной – это значит, что РФ… | светское государство (ст. 14) |
Политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека – это значит, что РФ… | социальное государство (ст. 7) |
Организация публичной власти | |
Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ? | ее многонациональный народ (ст. 3) |
Каковы формы осуществления власти народом? | - непосредственно, - а также через органы государственной власти - и органы местного самоуправления; Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3) |
Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Перечислите субъекты РФ | РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ (ст. 5) |
Органы местного самоуправления входят или нет в систему государственной власти? |
Органы местного самоуправления НЕ входят в систему органов государственной власти (ст. 12) |
Социально-экономические и политические основы конституционного строя | |
Какие виды собственности в РФ признаются и защищаются равным образом | частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8) |
В чем выражается политический плюрализм в РФ? | 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. 4. Общественные объединения равны перед законом (ст. 13) |
Тур 2 по Главе 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)
На доске висят иллюстрации. Учащиеся должны определить, какое конституционное право или обязанность они символизируют.
Определив право, должны отнести его к одной из групп: гражданские права, политические права, экономические права, социальные права или культурные права.
Когда иллюстрации будут распределены, учащиеся называют, какие еще права и обязанности перечислены в Конституции РФ.
Правильные ответы:
Гражданские (личные) права | Жилище неприкосновенно (ст. 25) Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23) Свобода совести и вероисповедания (ст. 28) Право на жизнь (ст. 20) Право на честь и достоинство (ст. 21) Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23) |
Политические права | Право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст. 32) Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30) |
Экономические права | Право частной собственности (ст. 35) Право наследования (ст. 35) Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36) Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34) |
Социальные права | Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца (ст. 39) Право на жилище (ст. 40) Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37) Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ст. 37) Право на отдых (ст. 37) Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) Право на образование (ст. 43) |
Культурные права | Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44) Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44) |
Конституционные обязанности | Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44) Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58) Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст. 59) Соблюдать Конституцию и законы РФ (ст. 15) Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. (ст. 43) |
Тур 3 по Главе 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)
Учитель задает вопросы, учащиеся поднимают одну руку, если считают, вопрос является в ведении РФ, две руки, если считают, что вопрос находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (жетон получает каждый правильно ответивший).
Вопрос находится в ведении РФ или в совместном ведении РФ и субъектов РФ: | |
вопрос | в чьем ведении |
федеративное устройство и территория РФ | РФ |
защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; | Совместное ведение |
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; | Совместное ведение |
природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры | Совместное ведение |
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; | РФ |
федеральная государственная собственность и управление ею | РФ |
разграничение государственной собственности | Совместное ведение |
установление правовых основ единого рынка | РФ |
общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта | Совместное ведение |
внешнеэкономические отношения РФ | РФ |
установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ | Совместное ведение |
координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров Российской Федерации | Совместное ведение |
оборона и безопасность | РФ |
внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира | РФ |
Тур 4 по Главам 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)
5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)
6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)
На доске начерчена данная таблица, но она не заполнена. Содержимое ячеек распечатано на листах. Ученики по очереди вытягивают листы и размещают их в ячейки таблицы. Если правильно, получают жетон. Если нет, одноклассники или учитель исправляют.
ВОПРОСЫ | Президент РФ | Федеральное собрание | Правительство | |
Совет Федерации | Гос дума | |||
Срок полномочий | 6 лет | Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" | 5 лет | Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. |
Состав | --- | 170 человек (по 2 чел от 85 субъектов) по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. | 450 депутатов | состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров |
Кто может быть избран | гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет; не более двух сроков подряд | Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" | гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. |
|
Полномочия | НАЗНАЧАЕТ: - с согласия ГД Председателя Правительства РФ; - по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; - назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; - назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; - назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. ПРЕДСТАВЛЯЕТ КАНДИДАТУРЫ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ и ОСВОБОЖДЕНИЯ: - Гос Думе – на должность Председателя Центрального банка РФ (и об освобождении) - Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов; - Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров; ДРУГИЕ ПОЛНОМОЧИЯ - имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; - принимает решение об отставке Правительства РФ; - формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; - утверждает военную доктрину РФ; - формирует Администрацию Президента РФ; - назначает выборы Государственной Думы - распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ - назначает референдум - вносит законопроекты в Государственную Думу; - подписывает и обнародует федеральные законы; - обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. осуществляет руководство внешней политикой РФ; - ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; -подписывает ратификационные грамоты; - принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. - является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. - в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. - вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе - решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; - награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; - осуществляет помилование. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. | НАЗНАЧАЕТ: - судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; - назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; - назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов ДРУГИЕ ПОЛНОМОЧИЯ: - утверждение изменения границ между субъектами РФ; - утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; - утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; - решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; - назначение выборов Президента РФ; - отрешение Президента РФ от должности; | НАЗНАЧАЕТ: - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; - назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; ДРУГИЕ ПОЛНОМОЧИЯ: - дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; - решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; - заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; - объявление амнистии; - выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. | - разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; - обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; - обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; - осуществляет управление федеральной собственностью; - осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; - осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; - осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. |
Издает НПА | указы и распоряжения | Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. | Федеральные законы принимаются Государственной Думой | Постановления и распоряжения |
Тур 5 по Главам 7. Судебная власть и прокуратура (ст. 118-129)
8. Местное самоуправление (ст. 130-133)
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.
ВОПРОС | ОТВЕТ |
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и … | уголовного судопроизводства. |
Судьи независимы и подчиняются только … | Конституции РФ и федеральному закону |
Кто может быть судьей? | Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. |
Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности | Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. |
Кем определяется структура органов местного самоуправления? | населением самостоятельно. |
Какие вопросы решают органы местного самоуправления? | управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. |
Учитель: Предлагаю вам определения конституции, данные знаменитыми историческими деятелями и мыслителями. Какое определение, по вашему мнению, отражает сущность действующей Конституции РФ?
В.И. Ленин (российский революционер, советский политический и государственный деятель): «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе» (http://lomonosov- fund.ru/enc/ru/encyclopedia :0132650).
Н.А. Михалев (росс. государствовед): «Конституция – это «форма выражения народных, а не классовых интересов, правовой регулятор общесоциальных процессов» (http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=173412).
Б. Шантебу (фр. ученый): «Конституция — это «хартия, которая ограничивает власть в рамках государства и власть государства в рамках общества» (http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=173412).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВИКТОРИНЫ, НАГРАЖДЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина «основной закон государства»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.В игре принимают участие три команды из учащихся старших классов. В каждой команде по 5-6 человек. Участники игры: учащиеся 10-11 класса....
Конституция - илнең төп законы. Конституция - основной закон государства.
Сценарий классного часа...
Викторина "Основной закон государства"
Цель проведения викторины "Основной закон государства" - воспитание российской гражданской идентичности (идентификация себя в качестве гражданина России).Задачи: 1. ...
разработка урока обществознания 7 класс "Конституция - Основной закон государства"
Разработка урока обществознания для 7 класса по теме "Конституция - Основной закон государства"...
Викторина по обществознанию "Основной закон государства"
Материал подготовлен Степанцовой Е.В., учителем истории и обществознания...
классный час для учащихся 5 класса "Конституция - Основной закон государства"
Средняя школа - время новых открытий и более глубокого погружения учеников в законы мироздания. А с чего же еще начинать новый путь, если не с законов собственной страны и общества в котором живешь?...
Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс.
Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс....