Разработка урока "Конституция - Основной закон государства"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок обществознания 6 класс.
Тема: Конституция – Основной закон государства.
Цели и задачи: познакомить учащихся с Основным законом нашего государства, признаками Конституции; проследить историю конституций в мире и в России; охарактеризовать основные разделы Конституции РФ; познакомить с терминами и понятиями: право, нормативный правовой акт, конституция, референдум.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть признаки Конституции; объяснять причины принятия Конституции; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Формируемые УУД: метапредметные: осуществлять планирование сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; структурировать полученные знания; анализировать результат исследований, фиксировать их; личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; воспитание ответственности за свои решения.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: исследование
Ход урока
- Организационный момент
- Мотивационно-целевой этап
Китайский философ IVв. До н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец нашелся человек, который согласился проделать эту операцию – взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно было вручено при всём народе 50 золотых монет. Всё это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.
Вопросы к классу:
- Как вы поняли смысл притчи?
- Какое отношение она имеет к теме нашего сегодняшнего урока?
(Ответы учеников)
План урока.
- Что такое Конституция?
- Из истории Конституции нашей страны
- Введение в новый материал.
История о маленьком человечке.
- В одном большом городе жил Маленький Человек. Был он маленький-маленький. И дом у него был маленький. И сад у него был маленький.
Днём Маленький Человек ходил на работу, а вечерами сажал в своём саду тюльпаны или сидел на скамейке у ворот, курил маленькую трубочку и радовался тому, что всё вокруг такое большое: и люди были такие большие, и дома были такие большие, и деревья были такие большие, и даже собаки были такие большие!
Огорчало Маленького Человека только то, ЧТО большим людям всё это казалось маленьким: и люди им казались маленькими, и дома им казались маленькими, и деревья им казались маленькими, и даже собаки им казались маленькими…
А уж Маленького Человека большие люди и вовсе не замечали. Они могли толкнуть его на улице и не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад, топча своими слоновьими ногами цветы.
— Что вы делаете? — кричал им Маленький Человек. — Пожалуйста, будьте внимательны…
Но большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам.
Тогда Маленький Человек купил себе собаку. Собаку он купил себе, конечно, очень маленькую. Но с таким громким голосом, что все стали обходить его дом стороной.
«Странно, — думал Маленький Человек. — Большие люди боятся, когда на них кто-нибудь ЛАЕТ, но они совершенно никого НЕ УВАЖАЮТ…»
Однажды Маленький Человек нашёл в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась «Конституция маленького городка».
В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. Книжка эта очень понравилась Маленькому Человеку. Но у кого он ни спрашивал, никто в городе даже не слышал о Правах Человека.
«Большие люди удивительно безграмотны, — подумал Маленький Человек. — Надо это исправить».
И однажды он вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках:
ВСЕ ЛЮДИ РОЖДАЮТСЯ СВОБОДНЫМИ И РАВНЫМИ, ВСЕ ИМЕЮТ ОДИНАКОВОЕ ДОСТОИНСТВО И ПРАВА. BCE НАДЕЛЕНЫ РАЗУМОМ И ДOЛЖНЫ OТНОСИТЬСЯ К ДРУГ ДРУГУ КАК БРАТЬЯ И CЁCТPЫ
Задание:
- Объясните словосочетание «рождаются равными»
- Что означает относиться друг к другу «как братья и сестры»?
2. Однажды вечером Маленький Человечек прогуливался в сквере со своей собакой. И вдруг он увидел, как через сквер бежит мальчишка, а за ним гонится здоровенный верзила с палкой в руке.
- остановитесь. – крикнул Маленький Человечек верзиле. Но тот даже не взглянул в его сторону. Тогда Маленький Человечек. Не раздумывая, бросился ему под ноги – и верзила, перекувыркнувшись, полетел на землю…
- А знаешь ли ты, - грозно сказал Маленький Человечек, - что написано в Конституции маленького городка?
НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ОБИЖАТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, УНИЖАТЬ ЕГО И ЖЕСТОКО НАКАЗЫВАТЬ!
- Однажды перед маленьким домом остановился бульдозер.
- Это чья тут конура? – крикнул водитель из кабины. Потом увидел вышедшего к нему хозяина и объявил:
- Собирай поскорей свои пожитки! Здесь будет проложена трасса нового скоростного трамвая!
- И не подумаю, - сказал Маленький Человечек. – Это мой дом, и я в нём живу!
Он вынес из дома скамеечку и уселся прямо перед носом бульдозера. Бульдозерист долго ругался. А потом развернулся и уехал. Но через некоторое время вернулся, а с ним приехали Главный Строитель, Главный Планировщик и Начальник Полиции.
Маленький Человечек встал и произнёс: «В Конституции маленького городка сказано: КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО ВЛАДЕТЬ ИМУЩЕСТВОМ, И НИКТО НЕ МОЖЕТ ОТОБРАТЬ У НЕГО ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ЕМУ ВЕЩИ.
- У Маленького Человечка в деревне жила бабушка, которую он очень любил и которой каждую неделю писал письма. Письма он писал большие.
Получив письмо от бабушки, Маленький Человечек страшно рассердился, он-то отлично помнил, что запечатал свой конверт. Он всегда аккуратно запечатывал свои конверты. Но конверты всегда приходили распечатанными.
Маленький Человечек решил проучить почтальонов. Он купил большой конверт, залез в него, запечатал себя изнутри и послал по почте.
Почтальоны, увидев подозрительный конверт, понятно. Обрадовались.
- Сейчас почитаем, - захихикали они.
Но только они начали распечатывать конверт, как изнутри послышался сердитый голос:
НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ВМЕШИВАТЬСЯ В ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ВХОДИТЬ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ В ЧУЖОЙ ДОМ И ЧИТАТЬ ЧУЖИЕ ПИСЬМА!
- В городе должны были состояться выборы нового Мэра. Горожане подумали, посовещались и решили, что лучшего Мэра, чем Маленький Человечек им не найти.
Но в городе была ещё одна кандидатура – это судья.
Жители города разделились на два лагеря: сторонники Маленького Человека и сторонники судьи.
Наступил день выборов. И как на зло сломались избирательные урны. И кто-то предложил голосовать по старинке, а проще говоря – кричать. Тот, за кого громче прокричат горожане, и становится Мэром города.
Конечно, судья переманил на свою сторону много народа.
Тогда Маленький Человечек взял рупор и сказал:
- КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО ВЫБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМ! ВЫБОРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВСЕОБЩИМИ, СВОБОДНЫМИ И РАВНЫМИ!
- Маленький Человечек сажал в своём саду цветы, рассказывал людям об их правах, и у него появилось много больших друзей.
– Я мечтаю отправиться в другие страны, где люди неграмотны и даже не могут прочесть, что
КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО ХОДИТЬ В ШКОЛУ И УЧИТЬСЯ БЕСПЛАТНО!
И вот однажды Маленький Человечек исчез из города. И никто его больше не видел. Может быть, он ходит по большой стране. А может быть, он просто вырос…
Почему бы и нет?
Ведь никто не знает, отчего маленькие люди бывают маленькими. И может быть, у людей. Которые знают свои права и чувствуют себя свободными, распрямляются плечи, появляется красивая осанка…
И маленькие люди постепенно превращаются в Больших.
- Можно ли жить в обществе и поступать так, как тебе заблагорассудится? (Ответы учеников)
Действительно, жизнь в обществе возможна только при условии, что мы будем подчиняться определённым правилам и нормам. Поэтому многие поступки человека регулируются правом – совокупностью правил (норм), за нарушение которых наступает юридическая ответственность.
- Как вы думаете, какую роль играет право в жизни человека?
Задание: предлагаю сыграть в игру «Ромашка». Правила игры простые: вы называете глагол, который определяет значение и роль права в жизни человека. Эти глаголы мы напишем на лепестках ромашки. (Ответ. Восстанавливает, защищает, помогает, обеспечивает, регулирует, учит, заставляет, отстаивает и т.д.)
Но право не передается устно, а фиксируется в источниках, например в нормативно-правовых актах:
- законах;
- указах;
- постановлениях
Задание: работая с текстом рубрики «Советуем запомнить!» на стр.161 учебника, познакомьтесь с понятием «правовые нормы».
(По ходу проверки выполнения задания составляется мини-схема.)
Правовые нормы - правила поведения людей и их объединений. |
↓ ↓ ↓
Устанавливаются государством | Санкционируются государством | За нарушение наступает юридическая ответственность |
Недавно я стала свидетелем разговора между подростками.
- Никита, скажи мне, почему конституция какой-то особый закон? – спросила Лена. – Я слышала, что конституция – это основной закон. А почему?
- Естественно, основной, это ясно как дважды два! – убежденно произнёс Никита. – Почему…
И мальчик растерянно умолк, так и не найдя ответа.
- Так почему же это основной закон? Как и когда он появился? Каковы его признаки? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.
- Работа по теме урока.
- Что такое Конституция?
Термин «конституция» произошёл от латинского слова constitution – устройство, постановление
(По ходу объяснения на доске составляется схема)
Конституция определяет |
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
Общественное и государственное устройство | Порядок и принципы образования органов власти | Избирательную систему | Права граждан | Обязанности граждан |
Задание: работая с текстом рубрики «Интересные факты» на стр.161 учебника, ответьте на вопросы:
- В каких видах может существовать конституция?
- Что такое «неписаные» конституции?
- В каких странах действуют «неписаные» конституции?
- Какова история их возникновения?
- Приведите примеры действия Конституции как единого закона.
(Проверка выполнения задания)
Конституция как важнейший документ государства имеет особые признаки.
Задание: работая с текстом п.1 §19 учебника, назовите и охарактеризуйте особые признаки Конституции.
- (По ходу проверки составляется схема, работа по вариантам)
Особые признаки Конституции |
↓ ↓ ↓
Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что все нормативные правовые акты в стране должны создаваться в строгом соответствии с основным законом, не противореча ему ни в чём. | Конституция носит основополагающий характер. Она устанавливает основы государственного и общественного строя, права, свободы и обязанности граждан, систему органов власти, порядок их образования и компетенцию. Конституция является базой для всего законодательства. На её основе принимаются другие законы. | Конституция имеет прямое действие. Каждый гражданин, чьи конституционные права нарушены, могут обратиться в суд за их защитой, напрямую ссылаясь на Основной закон страны. |
- Из истории Конституции нашей страны.
12 декабря 2013г. исполнилось 20 лет Конституции Российской Федерации, основному закону нашей Родины, по которому мы с вами живём.
- Когда и как появилась наша Конституция?
Первые попытки создать конституцию, в которой бы закрепились права и обязанности всех, появились много столетий тому назад. Ещё в Древнем Риме словом «конституция» называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров. В современном виде первые конституции появились в 1787г. в США и в 1791г. во Франции. Конституция в нашей стране появилась только в ХХв., хотя проекты её создания были известны задолго до этого.
Первой конституцией (её называют протоконституцией) было Соборное уложение 1649г. – кодекс законов, принятых Земским собором и утверждённым царём Алексеем Михайловичем. В 1825г. декабристы, вышедшие на Сенатскую площадь, предложили варианты Конституции: «Русская правда» П.Пестеля и «Конституция» Н.Муравьева.
Первый шаг от абсолютной монархии к конституционной, к разделению властей был сделан в октябре 1905г. прообразом Конституции стал царский Манифест 17 октября 1905г. В нём провозглашались неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов. Были изданы законы о выборном парламенте, принятые 23 апреля 1906г. Но продолжить демократические преобразования не удалось – в России началась революция. В 1917г. монархия в России была свергнута.
Задание: работая с текстом п.2 §19 учебника, познакомьтесь с историей создания Конституции нашей страны и заполните таблицу (работа по группам)
Документ | Характеристика |
Конституция РСФСР 1918г. | Всероссийский съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов принял документ с названием «Конституция РСФСР». Конституция закрепила власть рабочих. Государство провозглашалось республикой. Органы государственной власти представлял Всероссийский съезд Советов и Высший Центральный исполнительный Комитет, который избирался на съезде. Труд был признан обязанностью всех граждан России. В документе было записано: «Не трудящийся да не ест!» |
Конституция 1924г. | Была принята в связи с образованием СССР. В 1922г. За каждой республикой было закреплено право свободного выхода из Союза. |
Конституция 1936г. | Была плодом коллективного труда видных деятелей партии и Советского государства. Её проект широко обсуждался населением, различными общественными, государственными организациями, внесшими большое количество поправок, дополнений и предложений, определенная часть которых была учтена при окончательном редактировании текста закона в ходе работы VIII Чрезвычайного Всесоюзного съезда Советов. На съезде проект также обсуждался по-деловому, по существу. Очевидно, в силу всех этих обстоятельств второй Основной закон Союза отличался большим совершенством и являлся наиболее удачным из всех. В Конституции прописаны основы общественного строя, правового статуса граждан, избирательного права и пр. Отдельная глава документа посвящалась правам и обязанностям граждан страны. Эта Конституция провозглашала право на труд с гарантией предоставления работы, право на отдых, социальное обеспечение по старости, свободу слова, печати и др.. но была принята на фоне всеобщего беззакония. Многие положения Конституции, особенно касающиеся прав человека, на деле не имели механизма реализации, поэтому бездействовали и мирно сосуществовали с безжалостной репрессивной машиной, массовыми арестами, расстрелами. Конституция, как бы в насмешку над реальностью, провозглашала тайну переписки и неприкосновенности личности. Содержащиеся в ней демократические принципы гласили: правосудие осуществляется судами, судьи независимы и подчиняются только закону. Из ст.6 мы узнаем, что «земля, её недра, воды, леса, заводы и фабрики, шахты и многое другое является государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием». Опять же в первую очередь государство, а затем народ. И так почти везде, разбирая статьи Конституции 1936г., мы видим, что упор делается на советское правительство, государство, а о народе говорится в последнюю очередь. Сейчас главным является народ, а второстепенным правительство. |
Конституция 1977г. | В 1977г. была принята новая Конституция СССР. В ней были закреплены основные права и свободы граждан. В том числе закреплялось право граждан СССР на бесплатное образование всех видов. Статья 6 Конституции определяла, что КПСС является главной и направляющей силой общества, ядром политической системы. |
Конституция Российской Федерации 1993г. | В 1991г. прекратил своё существование СССР. Возникла необходимость в создании новой Конституции. Она была принята 12 декабря 1993г. в ходе референдума – всенародного голосования. В Конституции РФ было провозглашено, что власть в нашей стране принадлежит народу. Именно народ выбирает президента государства. Возлагая на него полномочия главы государства, который обязан соблюдать Конституцию РФ и осуществлять руководство страной во имя народа. Именно народ выбирает своих представителей в органы власти. |
(Проверка выполнения задания)
Физкультминутка.
Раз - подняться, подтянуться,
Два нагнуться, разогнуться
Три в ладоши, три хлопка
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать
Шесть - на место сесть опять.
Задание: у вас на столах лежат экземпляры Основного закона страны. Откройте их.
- С чего начинается Конституция? (с Преамбулы)
- Из каких частей она состоит? (из двух разделов)
- Сколько глав и статей она включает? (9 глав, 137 статей)
(Проверка выполнения задания)
Вводная часть Конституции называется Преамбулой (предисловием).
Задание: прочитайте Преамбулу Конституции и определите:
- цели Основного закона страны;
- задачи Основного закона страны.
Проблемное задание. Как вы думаете, почему эти слова помещены в Преамбуле Конституции? Свой ответ обоснуйте.
(Проверка выполнения задания)
Президент, вступая в должность, даёт следующую клятву:
«Клянусь при осуществлении полномочий президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
Задание: выделите в данной клятве ключевые слова.
(Проверка выполнения задания)
- Подведение итогов урока
– Согласны ли вы с утверждением: «Конституцию государства должен знать каждый гражданин»? Аргументируйте своё мнение.
Домашнее задание
§ 19
- вспомнить и записать в тетрадь литературные произведения, где нарушены права героев.
- мини-сочинение «Как я пользуюсь своими правами»
- Реклама на тему «Конституция – основной закон страны» (по парам)
Самоанализ урока
обществознания в 6-ом классе
по теме «Конституция – Основной закон государства».
Класс: ____6______
Тема урока: «Конституция – Основной закон государства».
Тип урока: исследование, на котором применяются:
- индивидуальная работа
- работа по вариантам
- самостоятельная работа
- игра
- дискуссия
- работа с документами
В классе 22 ученика: 5 человека учатся на «5», 14 человек на «4» и 3 человека на «3». Средний балл класса – 4. Ребята дружные, на уроке активные, любят нетрадиционные уроки. Учащиеся могут помочь и поддержать друг друга.
Цель этого урока – познакомить учащихся с Основным законом нашего государства, признаками Конституции; проследить историю конституций в мире и в России; охарактеризовать основные разделы Конституции РФ; познакомиться с терминами и понятиями: право, нормативный правовой акт, конституция, референдум.
К моменту изучения темы учащиеся уже имеют опорные знания из предыдущих уроков «Политическая сфера и государственная власть», «Какие бывают государства», а также из курса истории.
Урок начинается с мотивационно-целевого этапа, который определяет смысл предстоящей деятельности на уроке.
При планировании данного урока мной были учтены следующие особенности учащихся 6 класса: интерес к предмету, желание учащихся обучаться в игровой форме, желание обсуждения изучаемых в курсе вопросов.
На уроке я решала следующие задачи: общеобразовательные, воспитательные, развивающие. Считаю, что в ходе урока эти задачи были доступны, а именно:
- общеобразовательная – учащиеся получили представление о том, что такое Конституция РФ, когда этот документ появился, познакомились с некоторыми законами нашей страны.
- воспитательная: воспитание гуманной личности, уважения к своему государству и его законам; формирование устойчивого интереса к предмету.
- развивающая – активизировать знания учащихся по истории, расширить представления о Родине, прививать интерес к изучению законов своего государства.
На мой взгляд, эти задачи были достигнуты. Все три задачи для меня были главными на уроке.
К концу урока учащиеся должны были знать:
А) структуру, содержание, признаки Конституции РФ;
Б) дату принятия этого документа;
В) историю появления Конституции.
Исходя из этого на уроке были использованы различные методические приёмы. Я старалась активизировать познавательную деятельность учащихся и вовлечь в работу каждого ученика, отмечая все удачные ответы. Но несмотря на то, что задаваемые вопросы были разного уровня сложности, слабые учащиеся не всегда успевали за темпом работы класса.
Главный акцент на уроке делается на следующих понятиях:
- Конституция – свод законов;
- Права человека (право на защиту, равенство людей, имущественные права, неприкосновенность личности и т.д.)
Для раскрытия главного материала использованы следующие методы обучения: лекция, игровой, дискуссия. На мой взгляд, все выбранные методы позволяют максимально усвоить учащимися новый материал и приложить минимум усилий для повторения его дома.
В конце урока проверка конечного результата показала, что все учащиеся усвоили новый материал. Проверка осуществлялась с помощью монологического ответа на поставленный вопрос с аргументацией своего мнения.
Высокая работоспособность учащихся обеспечивается за счёт выбранных методов обучения и интереса к изучаемой теме.
На уроке поддерживалась благоприятная психологическая атмосфера за счёт игровых моментов и корректной дискуссии.
Отклонений от плана на уроке не было, все этапы урока были выдержаны. Для всех учащихся дано обязательное домашнее задание (в т.ч. работа по парам), которое позволит закрепить полученные на уроке знания.
Вывод: урок достиг поставленных целей и задач, планируемые результаты достигнуты. Структура урока рациональна для решения поставленных задач темы. Этапы урока не разорваны, осуществляются последовательно. В то же время для себя я выявила аспекты, на которые необходимо обратить внимание в будущем: чаще использовать взаимоконтроль, привлекать учащихся к подбору материалов для презентации.
При проведении урока используется системный подход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: Конституция- основной закон государства
Разработка интегрированного урока...
учебно-методическая разработка урока "Конституция-основной закон государства"
Методическая раработка урока "Конституция-основной закон государства"...
Конституция - илнең төп законы. Конституция - основной закон государства.
Сценарий классного часа...
разработка урока обществознания 7 класс "Конституция - Основной закон государства"
Разработка урока обществознания для 7 класса по теме "Конституция - Основной закон государства"...
Методическая разработка на тему "Конституция - основной Закон государства"
Цель данной разработки - способствовать формированию у учащихся убежденности в демократическом характере основного Закона страны....
Методическая разработка урока "Конституция РФ - основной закон государства".
Методическая разработка открытого урока "Конституция РФ - основной закон государства"....
Основной закон государства ВИКТОРИНА для 10-11 класса «Основной закон государства»
викторина по бществознанию...