разработка урока обществознания 7 класс "Конституция - Основной закон государства"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
Разработка урока обществознания для 7 класса по теме "Конституция - Основной закон государства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока "Конституция - Основной закон государства" | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Конституция – Основной закон страны
Цели урока:
Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.
Развивающая - развитие навыков и умений работать с документом, уметь воспользоваться им в необходимой ситуации.
Воспитательная - продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине.
Также были определены планируемые результаты: предметные:
- знать понятия «конституция» и значение конституции в государстве, историю Конституции РФ;
- сформировать информационные, аналитические умения через организацию работы со статьями Конституции РФ, умение анализировать иллюстративный ряд по вопросам, составленным учителем.
-овладеть понятиями: Конституция, закон, государственная власть, президент, Федеральное Собрание, Верховный суд, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации, министерство.
Личностные:
- воспитание чувств само- и взаимоуважения;
- развитие сотрудничества при работе в парах;
- воспитание интереса к обществознанию как к науке.
Метапредметные:
- Познавательные УУД:
-формировать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, источник (Конституция РФ и дополнительную информацию), свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, уметь осуществлять постановку вопросов.
- Регулятивные УУД :
- формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- оценивать правильность выполнения действия;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- Коммуникативные УУД :
- формировать умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид педагогической деятельности: частично поисковая.
Педагогические средства: организация совместной учебной деятельности.
Универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные.
Форма организации взаимодействия на уроке: в парах, индивидуальная.
Сценарий урока
Организационный момент
Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем кивком головы. Посмотрите все ли готово у вас к уроку. Садитесь.
Мотивация (2 мин)
Урок мне хочется начать с притчи.
Вопросы к классу:
О чем рассказывает эта притча? В чем ее смысл?
Китайский философ IV в до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет.
И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.
- Скажите, ребята, а какие сборники законов мы изучали с вами на уроках истории. (Законы Хаммураппи, «Русская Правда» Ярослава Мудрого).
- Вспомните, зачем эти правители создавали подобные сборники законов?
Попробуйте решить еще одну задачу: (3 мин)
«В начале XX века самое маленькое в мире государство, существовавшее на одном из островов, называлось Таволару. В нем проживало 180 человек».
- Как вы считаете, нужен ли жителям этого государства сборник законов или он необходим только большим государствам? Объясните свое мнение.
Учитель: Как в современной России называется основной закон государства? (3 мин)
– это Конституция.
Как мы назовем тему нашего урока? (называют тему урока).
Давайте откроем тетрадки и запишем тему нашего урока (открывают тетради, записывают).
Перед вами слова подсказки, используя данные слова определить цель урока.
(Конституция, познакомиться, структура, документ, представление, сформировать)
Сегодня на уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа, проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем выяснить, почему Конституцию РФ считают основным законом.
Изучение нового материал
Метод «Мозговой штурм». (2 мин)
Учитель: Итак, КОНСТИТУЦИЯ – Сам термин происходит от латинского слова «установление», которым в Древнем Рим обозначали важнейшие указы императоров
Первые попытки принять Конституцию возникли много столетий назад. Еще в Древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров.
В своем современном виде первые Конституции появились:
в США в 1787 году, в 1791 во Франции и Польше.
В истории Российской Федерации насчитывается пять Конституций
Задание: выписать даты всех Конституций нашего государства в схему в правильном порядке
Конституции были приняты в
1918 году. 1924 году 1936 году 1977 году 1993 году
Конституция выступает как «общественный договор», заключенный между гражданами и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей. Конституция, выступает основой всего законодательства. Записанные в Конституции законы – это крепкие сваи, на которых держится все общественное здание. Если Конституционные законы будут то и дело меняться, вся система правопорядка в стране зашатается.
Нынешняя Конституция Российской Федерации принималась в очень сложный обстановке, в условиях политического и экономического кризиса.
Долго обсуждались различные проекты нового закона, представители законодательной и исполнительной власти никак не могли договориться о том, на каком варианте остановиться. Но Конституция была принята.
Вопрос классу: Может кто-то из вас знает, дату принятия ныне действующей Конституции?
12 декабря 1993 года
Итак, 12 декабря 1993 года состоялся референдум, в результате которого юридическую силу приобрел новый Основной закон страны.
Давайте запишем в тетрадке дату принятия Конституции.
(записывают в тетради 12 декабря 1993 год принятие Конституцию)
Перед игрой 1 или 2 учащихся работают со словарем. Найти толкование слова референдум.
Игра «Договор». Работа в парах. (4 мин)
Учитель: Для выяснения, а как же все-таки проходило утверждение документа, предлагаю игру. У каждого на столе лежит подготовленный листочек с заголовком «власть» либо «народ». В течение 2 – 3 минут «власть» и «народ» работают над составлением списка своих прав и обязанностей, затем идет работа в парах – необходимо достичь единодушия при составлении списка, устраивающего обоих представителей. Если единодушие достигнуто – предлагаю пожать друг другу руки и озвучить всем результат.
Учитель: Примерно так создавалась и Конституция – был достигнут некий договор между властью и народом. Конституция была принята всенародным голосованием, или референдумом.
А что такое референдум, в результате которого была принята Конституция, нам объяснят,,,
Они работали с толковым словарем.
Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа.
Физминутка.
• Содержание Конституции. (всего 16 мин)
Учитель: Ребята, теперь я предлагаю познакомиться с содержанием нашей действующей Конституции.
• Перед вами лежат сборники Конституции РФ, откройте их и скажите: с чего начинается Конституция? (с преамбулы - вводная часть)
• Прочитайте ее про себя и скажите: что устанавливает преамбула? (Преамбула устанавливает, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В Преамбуле говорится о целях принятия Конституции в РФ,
• Определите самостоятельно: (3 мин)
1 ряд - количество разделов в Конституции РФ
2. ряд – количество глав
3. ряд – количество статей.
Работаем в парах. В первой главе Конституции РФ дается характеристика нашего государства. Пользуясь статьями 1, 7, 14, дайте характеристику нашему государству.
Ответы учащихся
Что сказал твой партнер?
Найдите статью 80. В ней говорится о нашем президенте. Продолжите предложения: (1 мин)
Президент РФ – это ….
Президент РФ – определяет …
Президент РФ – представляет…
• Государственная власть России. (4 мин)
Учащимся дана схема государственной власти России. В схеме перепутаны названия органов власти. Вы должны составить их правильные названия, используя подсказки в статьях 80, 95, 110, 125, 126, 127. Взаимопроверка. А сейчас обменяйтесь работами, и проверим, правильно ли ваши партнеры выполнили задание.
• Федеративное устройство. (4 мин)
Работа с интерактивной картой.
Ребята, наша страна представляет собой федерацию. Федерация – это союз. Из каких субъектов федерации состоит наше государство? Учащиеся находят статью 65 Она состоит из областей, краев, автономных округов и т.д.
Давайте найдем на карте республику Татарстан?
• Права и обязанности человека и гражданина. (4 мин)
Учитель: Глава 2 Конституции РФ посвящена правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.
Мы с вами проведем сказочную викторину и попытаемся определить с помощью Конституции, какие права были нарушены у сказочных героев.
Заключение. (3 мин)
Продолжите
Конституция ….
Каждый гражданин обязан …….
Никто из нас не будет отрицать ведущую роль Конституции РФ как основного закона нашей страны. А мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.
Возвращение к началу урока.
Почему Конституцию считают основным законом государства?
Рефлексия. (3 мин)
Свои ощущения от урока запишите на листочках.
Сегодня я узнал
Урок дал мне для жизни
Было интересно
Было трудно
Я понял, что
На верхней таблице поставьте оценки партнеру, на нижней себе, оценив свое участие на уроке.
Домашнее задание. (1 мин)
*Мини-сочинение «Как я пользуюсь своими правами» на 5
* Реклама на тему «Конституция – основной закон страны» на 4
Вспомнить и записать в тетрадь литературные произведения, где нарушены права героев. Для всех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Конституция РФ - основной закон страны"
Методическая разработка...
Урок обществознания.Конституция-основной закон страны.
Урок обществознания.Конституция-основной закон страны....
Методическая разработка на тему "Конституция - основной Закон государства"
Цель данной разработки - способствовать формированию у учащихся убежденности в демократическом характере основного Закона страны....
Методическая разработка урока обществознания на тему "Закон спроса и предложения"
Спрос и предложение. Закон спроса и предложения. Цели урока:дать представление о спросе и предложении, о факторах, влияющих на формирование спроса и предложения, о законах спроса и предложения;способс...
Методическая разработка урока "Конституция РФ - основной закон государства".
Методическая разработка открытого урока "Конституция РФ - основной закон государства"....
Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс.
Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс....
Основной закон государства ВИКТОРИНА для 10-11 класса «Основной закон государства»
викторина по бществознанию...