Конспект урока "Семейные правоотношения"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

ВладиславСмирнов2020

Цель: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений; проанализировать условия заключения брака; воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.

Задачи:

  • Образовательная: создать условия для определения учащимися основных условий заключения брака и понятия сущности и особенностей семейных правоотношений;
  • Развивающая: продолжить формирование специальных умений и навыков анализа первоисточников, осуществление учащимися самостоятельного целеполагания и т.д.;
  • Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся гражданской позиции в оценке семейных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_9_klass.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию 9 класс

Тема : «Семейные правоотношения»

Тип урока: изучение новой темы

Форма проведения учебного занятия: изучение новой темы.

Оборудование: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, листы заданий, карточки, ИКТ, учебник «Обществознание» 9класс, Л.Боголюбов, М., 2013г.

Цель: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений; проанализировать условия заключения брака; воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.

Задачи:

  • Образовательная: создать условия для определения учащимися основных условий заключения брака и понятия сущности и особенностей семейных правоотношений;
  • Развивающая: продолжить формирование специальных умений и навыков анализа первоисточников, осуществление учащимися самостоятельного целеполагания и т.д.;
  • Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся гражданской позиции в оценке семейных ценностей.

План:

  1. Орг. Момент
  2. Проверка д/з.
  3. Переход к изучению нового материала:

3.1. Юридические понятия семьи и брака.

3.2. Условия и порядок заключения брака.

     3.3. Сущность и особенности семейных правоотношений.

         

      3. 4. Правоотношения супругов.

         

       3. 5. Правоотношения родителей и детей.

  1. Изучение нового материала.
  2. Закрепление.
  3. Д/з

 

Выход на результат: интеллект-карта.

  1. Орг. Момент.
  2. Проверка д/з.

Ребята на прошлом уроке мы с вами проходили  очень интересную тему «Трудовые правоотношения», давайте вспомним:

  1. Что означает право на труд?
  2. С какого возраста можно заключать трудовой договор?
  3. Назовите права и обязанности работника?
  4. Что такое трудовая книжка?

1. Право на труд. Это право относится к основным правам и свободам человека. Оно закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, к которому наша страна присоединилась в 1973 г. Конституция РФ провозглашает свободу труда как неотъемлемый элемент свободы личности. Свобода труда означает, прежде всего, запрещение принудительного труда.

2. Возраст, достижение которого позволяет лицу вступать в трудовые отношения, определяется правилами ст. 63 ТК РФ. Согласно данной статье, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.

3. Среди прав работника отметим такие:

  • право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
  • своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
  • отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращённого рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников;
  • профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации.

Работник также имеет право на:

  • создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
  • участие в управлении организацией в предусмотренных законами и коллективным договором формах;
  • защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещёнными законом способами.

В обязанности работника входит:

  • добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
  • соблюдать трудовую дисциплину;
  • выполнять установленные нормы труда;
  • соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
  • бережно относится к имуществу работодателя и других работников;
  • незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.

Ну и последний вопрос:  Что такое трудовая книжка?

Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника, подтверждающим его трудовой стаж и характер выполняемой работы

  1. Сообщение темы.

Мы с Вами продолжаем изучать Право. И сегодня речь пойдет о семейных правоотношениях.

Запишим тему в наши тетради.

Цель нашего урока:

1.  дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений;

2. проанализировать условия заключения брака;

3. воспитать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.

Так как вам скоро предстоит выйти во взрослую жизнь,  вы будите выстраивать свою модель отношения. А это очень ответственный этап в  жизни каждого человека и  необходимо защитить себя и с юридической точки зрения. Поэтому тема урока не только интересна, но и полезна всем.

 В конце урока мы попытаемся ответить на вопрос:  «Может ли семья существовать без брака, а брак без семьи?».

Приходит время, и у молодых людей возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить и воспитывать детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми.

В семье  каждый учится замечательному искусству – искусству жить вместе.

Семья – это  социальный институт;

                  это малая группа, члены которой состоят в браке и родстве,  связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой.

 Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития.

Однако есть и другое, юридическое понимание семьи и семейных отношений.

В юридическом смысле семья – это союз лиц, соединённых правами и обязанностями, вытекающими, прежде всего, из официально оформленного брака.

А существует ли  разница между семьей и браком?  

Давайте постараемся ответить на вопрос через задачи, которые отображены на экране.

  1. Встретились мужчина и женщина. Родились дети. Живут счастливо. Но их отношения государством зарегистрированы не были. Можно ли считать эту группу людей семьей?
  2. Мужчина и женщина полюбили друг друга и решили венчаться в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли считать эту пару семьей? Изменится ли что-либо после рождения ребенка?
  3. Брак заключен не был. Но в семье родился ребенок. Через некоторое время мужчина – отец ребенка – женщина – мать ребенка – решили разорвать отношения. Обязан ли отец помогать бывшей семье материально?
  4. При каких условиях союз мужчины и женщины порождает их права и обязанности друг перед другом и детьми?

Итак нам необходимо сделать  вывод-  что такое БРАК , обратимся к учебнику  / стр. 155-156 учебник/.

 

! А церковный брак считается юридическим браком?

(стр. 156 факты + пункт 4.)

Следовательно, гражданский брак – это официальный, законный, а не фактический брак, как думают многие.

Давайте поработаем с Семейный кодексом РФ. У вас на парте лежит задание №1 это 3 вопроса и выдержки из Семейного кодекса, постарайтесь найти  ответы.

  1. С какого момента возникают права и обязанности супругов?
  2. Каков порядок и условия заключения брака?
  3. Может ли быть отказано в заключении брака?

  На основе выше сказанного мы можем сделать вывод: что брак – это событие, порождающее новые права и обязанности.

А в чем сущность и каковы особенности семейных правоотношений?

 Обратимся к учебнику стр. 158

(Семейные правоотношения – это урегулированные нормами семейного права общественные отношения (связи), выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и некоторых других оснований.)

Какие существуют права и обязанности супругов, снова обратимся к Семейному кодексу к заданию №2.

Давайте немного отдохнем от  нормативно правового акта

и решим шуточную задачку

  • Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - героев “Сказки о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина. Объясните, почему.

(старику достался бы невод (предмет его профессиональной деятельности), старухе – разбитое корыто. Хижину поделили бы так: один из супругов, скорее всего старуха (как женщина) осталась бы в ней жить, а старику присудили бы половину ее стоимости в деньгах.)

Последний вопрос который необходимо сегодня разобрать это «Правоотношения родителей и детей.»

Вы наверняка знаете, что родители имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Им принадлежит также право и обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования. Они вправе и должны защищать интересы своих детей, а также содержать их. Права и обязанности родителей ограничены во времени, они прекращаются по достижении ребёнком 18 лет (совершеннолетия)

Ребёнок имеет:

  • право жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание. Подумайте: а что будет родителям, которые не выполняют свои родительские обязанности?
  • Ребёнку принадлежит право выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
  • Ребёнок имеет право на защиту.
  • Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой и другими родственниками даже тогда, когда родители в разводе, и он живёт с одним из них.

Видео «Воробей»

Подумайте: а дети обязаны оказывать помощь и поддержку своим родителям?

Из Семейного кодекса РФ (ст. 87, ч. 1): «Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них».

Вернемся к вопросу урока.

Может ли семья существовать без брака, а брак - без семьи?

(Ответы учащихся)

Закончить наш урок я бы хотела притчей.

 « Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена семьи.

«Чего ты хочешь?- спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, - и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки:

«Чего ты хочешь?» - та ответила, что замуж хочет за жениха богатого, - и вышла она замуж .

Спросило счастье сына хозяйки :

«А ты чего хочешь? «Хочу, - говорит он,- иномарку, буду счастлив - и получил мальчик машину.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?»

Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага». И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права

Урок обществознания в 9 классе по теме "Правоотношения и субъекты права"...

План - конспект урока по обществознанию "Право на труд. Трудовые правоотношения."

Урок обществознания в 9 классе под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. с применением ЭОР.Цель: сформировать у обучающихся  представление о трудовом праве, познакомить с Трудовым Кодексом Р...

конспект урока "Семейные правоотношения"

Цель урока-создать условия для усвоения учащимися основного содержания семейных правоотношений.Планируемый  результат:иметь  представления о семье, о порядке и условиях заключения и расторже...

Конспект урока по этике "Семейные правоотношения"

Класс: 9Тип: урок закрепления изученного материалаФорма проведения урока: практикум Цели урока:Ø Закрепить полученные на прошлом уроке знания, расширить их в ходе выполнения заданий, научит...

Конспект учебного занятия "Гражданские правоотношения" 11 класс

изучение понятия "гражданские правоотношения" через имущественные и неимущественные личные отношения. Наследственное право.Защита гражданских прав....

Конспект урока "Правоотношения и субъекты правоотношений"

Конспект урока по обществознанию "Правоотношения и субъекты правоотношений" ( 9 класс) разработан на основ ФГОС о основной образовательной программе....

Конспект урока "Правоотношения и субъекты права"

Конспект урока "Правоотношения и субъекты права"...