Конспект урока "Семейные правоотношения"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Цель: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений; проанализировать условия заключения брака; воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.
Задачи:
- Образовательная: создать условия для определения учащимися основных условий заключения брака и понятия сущности и особенностей семейных правоотношений;
- Развивающая: продолжить формирование специальных умений и навыков анализа первоисточников, осуществление учащимися самостоятельного целеполагания и т.д.;
- Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся гражданской позиции в оценке семейных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_9_klass.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обществознанию 9 класс
Тема : «Семейные правоотношения»
Тип урока: изучение новой темы
Форма проведения учебного занятия: изучение новой темы.
Оборудование: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, листы заданий, карточки, ИКТ, учебник «Обществознание» 9класс, Л.Боголюбов, М., 2013г.
Цель: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений; проанализировать условия заключения брака; воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.
Задачи:
- Образовательная: создать условия для определения учащимися основных условий заключения брака и понятия сущности и особенностей семейных правоотношений;
- Развивающая: продолжить формирование специальных умений и навыков анализа первоисточников, осуществление учащимися самостоятельного целеполагания и т.д.;
- Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся гражданской позиции в оценке семейных ценностей.
План:
- Орг. Момент
- Проверка д/з.
- Переход к изучению нового материала:
3.1. Юридические понятия семьи и брака.
3.2. Условия и порядок заключения брака.
3.3. Сущность и особенности семейных правоотношений.
3. 4. Правоотношения супругов.
3. 5. Правоотношения родителей и детей.
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- Д/з
Выход на результат: интеллект-карта.
- Орг. Момент.
- Проверка д/з.
Ребята на прошлом уроке мы с вами проходили очень интересную тему «Трудовые правоотношения», давайте вспомним:
- Что означает право на труд?
- С какого возраста можно заключать трудовой договор?
- Назовите права и обязанности работника?
- Что такое трудовая книжка?
1. Право на труд. Это право относится к основным правам и свободам человека. Оно закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, к которому наша страна присоединилась в 1973 г. Конституция РФ провозглашает свободу труда как неотъемлемый элемент свободы личности. Свобода труда означает, прежде всего, запрещение принудительного труда.
2. Возраст, достижение которого позволяет лицу вступать в трудовые отношения, определяется правилами ст. 63 ТК РФ. Согласно данной статье, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.
3. Среди прав работника отметим такие:
- право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
- своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращённого рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников;
- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации.
Работник также имеет право на:
- создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
- участие в управлении организацией в предусмотренных законами и коллективным договором формах;
- защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещёнными законом способами.
В обязанности работника входит:
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
- бережно относится к имуществу работодателя и других работников;
- незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
Ну и последний вопрос: Что такое трудовая книжка?
Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника, подтверждающим его трудовой стаж и характер выполняемой работы
- Сообщение темы.
Мы с Вами продолжаем изучать Право. И сегодня речь пойдет о семейных правоотношениях.
Запишим тему в наши тетради.
Цель нашего урока:
1. дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений;
2. проанализировать условия заключения брака;
3. воспитать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.
Так как вам скоро предстоит выйти во взрослую жизнь, вы будите выстраивать свою модель отношения. А это очень ответственный этап в жизни каждого человека и необходимо защитить себя и с юридической точки зрения. Поэтому тема урока не только интересна, но и полезна всем.
В конце урока мы попытаемся ответить на вопрос: «Может ли семья существовать без брака, а брак без семьи?».
Приходит время, и у молодых людей возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить и воспитывать детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми.
В семье каждый учится замечательному искусству – искусству жить вместе.
Семья – это социальный институт;
это малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой.
Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития.
Однако есть и другое, юридическое понимание семьи и семейных отношений.
В юридическом смысле семья – это союз лиц, соединённых правами и обязанностями, вытекающими, прежде всего, из официально оформленного брака.
А существует ли разница между семьей и браком?
Давайте постараемся ответить на вопрос через задачи, которые отображены на экране.
- Встретились мужчина и женщина. Родились дети. Живут счастливо. Но их отношения государством зарегистрированы не были. Можно ли считать эту группу людей семьей?
- Мужчина и женщина полюбили друг друга и решили венчаться в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли считать эту пару семьей? Изменится ли что-либо после рождения ребенка?
- Брак заключен не был. Но в семье родился ребенок. Через некоторое время мужчина – отец ребенка – женщина – мать ребенка – решили разорвать отношения. Обязан ли отец помогать бывшей семье материально?
- При каких условиях союз мужчины и женщины порождает их права и обязанности друг перед другом и детьми?
Итак нам необходимо сделать вывод- что такое БРАК , обратимся к учебнику / стр. 155-156 учебник/.
! А церковный брак считается юридическим браком?
(стр. 156 факты + пункт 4.)
Следовательно, гражданский брак – это официальный, законный, а не фактический брак, как думают многие.
Давайте поработаем с Семейный кодексом РФ. У вас на парте лежит задание №1 это 3 вопроса и выдержки из Семейного кодекса, постарайтесь найти ответы.
- С какого момента возникают права и обязанности супругов?
- Каков порядок и условия заключения брака?
- Может ли быть отказано в заключении брака?
На основе выше сказанного мы можем сделать вывод: что брак – это событие, порождающее новые права и обязанности.
А в чем сущность и каковы особенности семейных правоотношений?
Обратимся к учебнику стр. 158
(Семейные правоотношения – это урегулированные нормами семейного права общественные отношения (связи), выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и некоторых других оснований.)
Какие существуют права и обязанности супругов, снова обратимся к Семейному кодексу к заданию №2.
Давайте немного отдохнем от нормативно правового акта
и решим шуточную задачку
- Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - героев “Сказки о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина. Объясните, почему.
(старику достался бы невод (предмет его профессиональной деятельности), старухе – разбитое корыто. Хижину поделили бы так: один из супругов, скорее всего старуха (как женщина) осталась бы в ней жить, а старику присудили бы половину ее стоимости в деньгах.)
Последний вопрос который необходимо сегодня разобрать это «Правоотношения родителей и детей.»
Вы наверняка знаете, что родители имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Им принадлежит также право и обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования. Они вправе и должны защищать интересы своих детей, а также содержать их. Права и обязанности родителей ограничены во времени, они прекращаются по достижении ребёнком 18 лет (совершеннолетия)
Ребёнок имеет:
- право жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание. Подумайте: а что будет родителям, которые не выполняют свои родительские обязанности?
- Ребёнку принадлежит право выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
- Ребёнок имеет право на защиту.
- Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой и другими родственниками даже тогда, когда родители в разводе, и он живёт с одним из них.
Видео «Воробей»
Подумайте: а дети обязаны оказывать помощь и поддержку своим родителям?
Из Семейного кодекса РФ (ст. 87, ч. 1): «Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них».
Вернемся к вопросу урока.
Может ли семья существовать без брака, а брак - без семьи?
(Ответы учащихся)
Закончить наш урок я бы хотела притчей.
« Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена семьи.
«Чего ты хочешь?- спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, - и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки:
«Чего ты хочешь?» - та ответила, что замуж хочет за жениха богатого, - и вышла она замуж .
Спросило счастье сына хозяйки :
«А ты чего хочешь? «Хочу, - говорит он,- иномарку, буду счастлив - и получил мальчик машину.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?»
Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага». И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права
Урок обществознания в 9 классе по теме "Правоотношения и субъекты права"...
План - конспект урока по обществознанию "Право на труд. Трудовые правоотношения."
Урок обществознания в 9 классе под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. с применением ЭОР.Цель: сформировать у обучающихся представление о трудовом праве, познакомить с Трудовым Кодексом Р...
конспект урока "Семейные правоотношения"
Цель урока-создать условия для усвоения учащимися основного содержания семейных правоотношений.Планируемый результат:иметь представления о семье, о порядке и условиях заключения и расторже...
Конспект урока по этике "Семейные правоотношения"
Класс: 9Тип: урок закрепления изученного материалаФорма проведения урока: практикум Цели урока:Ø Закрепить полученные на прошлом уроке знания, расширить их в ходе выполнения заданий, научит...
Конспект учебного занятия "Гражданские правоотношения" 11 класс
изучение понятия "гражданские правоотношения" через имущественные и неимущественные личные отношения. Наследственное право.Защита гражданских прав....
Конспект урока "Правоотношения и субъекты правоотношений"
Конспект урока по обществознанию "Правоотношения и субъекты правоотношений" ( 9 класс) разработан на основ ФГОС о основной образовательной программе....
Конспект урока "Правоотношения и субъекты права"
Конспект урока "Правоотношения и субъекты права"...