Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Правовая азбука юного гражданина"
рабочая программа по обществознанию (8, 9 класс)

Андреева Юлия Сергеевна

Данная образовательная программа призвана обеспечить ценностно- смысловую определенность системы гражданско-правового воспитания. гражданско-правовых проблем, сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, обогатить воспитанников эмоциональным и нравственным опытом.

Цель программы: развитие правовой культуры школьников на основе усвоения ими основных правовых норм. Задачи программы Образовательные: - создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого ученика; - формирование у обучающихся представлений основных нормативно-правовых актов, с которыми человеку чаще всего приходится сталкиваться в жизни. Развивающие: - содействию развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений; - развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи; - формирование навыков и умений в области защиты своих прав. Воспитательные: - воспитание у учащихся уважение к праву и закону; - формирование нравственной позиции учащихся с использованием воспитательного потенциала права и гражданственности; - содействию развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений; -воспитание познавательного интереса и осознанной мотивации к продолжению самостоятельного изучения правовых и моральных норм общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\ДОПОБР\тит правовая.jpeg

Экспертное   заключение

на  дополнительную   общеобразовательную   программу

Образовательная организация: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского и юношеского творчества Староюрьевского района Тамбовской области

Ф.И.О.  составителей: Андреева Юлия Сергеевна, педагог дополнительного образования

Название программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Правовая азбука юного гражданина»

Направленность программы: социально-педагогическая

Уровень освоения: базовый

Наименование и содержание

 структурных компонентов

Степень  соответствия требованиям

Структурные компоненты программы

1. Титульный лист

1.1. Соответствие оформления требованиям к программным документам  

соответствует

2. Пояснительная записка

2.1. Соответствие структуры и содержания программы требованиям нормативных актов и государственных программных документов

соответствует

2.2. Обоснованность актуальности, необходимости разработки  программы в рамках данной направленности

обосновано

2.3.Обоснованность новизны, отличительных особенностей программы от существующих в рамках данной направленности (особенность идеи, технологии, методов и средств обучения)

обосновано

2.4. Учёт поло - возрастных, индивидуально - психологических, физических и иных особенностей и состояний учащихся, обоснованность принципов комплектования учебных групп

учтены

2. 5. Уровень обоснованности цели, задач, сроков и этапов реализации, форм организации учебного процесса, методов и технологий обучения

соответствует

2.6.Соответствие формулировки цели и задач программы общепринятым стилистическим нормам

соответствует

2.7. Согласованность цели, задач, содержания программы с предполагаемыми результатами

согласовано

2.8. Наличие описания и оправданность форм организации и содержания методов (инструментария) оценки уровня освоения программного материала по каждому году обучения

имеется

3. Учебный план

3.1. Логичность последовательности изучения разделов и тем

соответствует

3.2 Разбивка учебного плана по разделам, темам, с указанием количества теоретических и практических часов

соответствует

3.3. Наличие форм контроля по разделам (темам)

имеется

4. Содержание программы

4.1. Наличие содержания теории и практики по каждой теме

имеется

C:\Users\User\Desktop\ДОПОБР\эксперт антип1.jpeg

                          Информационная карта программы

1

Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Староюрьевская средняя общеобразовательная   школа Староюрьевского района Тамбовской области

2

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   «Правовая азбука юного гражданина»

3

ФИО автора-составителя,  должность

Андреева Юлия Сергеевна,

педагог дополнительного образования

4

Сведения о программе:

4.1

Нормативная база

-Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе»;

-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;

-Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)(разработанные Минобрнауки России совместно с ГОАУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015;

- Положение об общеобразовательных учреждениях основного общего образования,

- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Староюрьевской средней общеобразовательной школы.

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников

4.2

Область применения

Дополнительное образование

4.3

Направленность

Социально-педагогическая

4.4

Тип программы

 Модифицированная

4.5

Вид программы

Дополнительная общеразвивающая программа

4.6

Возраст обучающихся

13-15 лет

4.7

Продолжительность обучения

1 год, 72 учебных часа

5

Рецензенты

Стребкова Н.А., зам директора по воспитательной работе МБОУ Староюрьевской СОШ;

Сёмушкина М.В., заместитель директора МБОУ Староюрьевской СОШ

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТРЕРИСТИК

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ         

                             

1.1. Пояснительная записка

Направленность программы

      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Правовая азбука юного гражданина» базового уровня  имеет социально-педагогическое  направление.

 

Новизна программы

    Данная образовательная программа призвана обеспечить ценностно- смысловую определенность системы гражданско-правового воспитания.

    Программа позволяет включиться в контекст современных                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        гражданско-правовых проблем, сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, обогатить воспитанников эмоциональным и нравственным опытом.

Актуальность программы

     В настоящее время, когда многие традиционные нравственные ценности утратили свой смысл, в среде молодежи все больше распространяются правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми. Но, как, ни парадоксально, возникающее новое общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость по отношению к окружающим людям, защиты своих собственных  прав и уважения прав других. Таким образом, сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования у него гражданственности   и личностного развития.
     Актуальность программы определяется тем, что учащимся важно знать роль и значение права в их жизни и уметь защитить себя, отстаивая свои права

Педагогическая целесообразность

     В современных условиях перед нашим государством  стоит задача превращения его в современное правовое государство.  В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образование граждан, а, следовательно, включение в учебные программы школ различных курсов, кружков правового направления. Дополнительная образовательная программа «Правовая азбука юного гражданина» поможет юным гражданам глубже уяснить смысл, сущность важных правовых норм, включенных в Конституцию страны.

    Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации идет формирование правового и гражданского сознания, воспитание патриотизма, толерантного отношения к людям. Эффективным для гражданско-правового развития детей является такое введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам

сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению. Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения учащихся к лучшим традициям гражданско-патриотической и правовой культуры, через увлекательные и познавательные интерактивные формы учебной и творческой деятельности.

                                                                                   

Отличительные особенности 

  Значительное  место  в  общей  структуре   правонарушений   занимает преступность    несовершеннолетних. Уровень подростковой  преступности  растет, что в значительной мере предопределяет  будущую  криминогенную ситуацию в России. Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления.   И все это заставляет  задуматься,  ведь от того, чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг,   зависит   дальнейшее   формирование   его   личностных    качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.

        В связи с этим возникла необходимость усилить правовое обучение учащихся в школе во внеурочное время.

        Занятия по данной программе  направлены на:

  • сознание учащимися необходимости изучения своих прав  как одного из средств адаптации в условиях рыночной экономики;
  • развитие у учащихся умения исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;
  • формирование у учащихся собственных моральных норм и ценностей;
  • установление конструктивных отношений с окружающими.

Принципами отбора содержания материала программы являются:

  • системность;
  • научность;
  • доступность;
  • возможность практического применения полученных знаний;
  • реалистичность (с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы)    

         Данная программа  дает учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства.  Поэтому в содержании   программы рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся. Рассмотрение этих проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательстве.

Адресат программы

     Программа рассчитана на работу с учащимися в возрасте 13 – 15 лет, длительность программы – 1 год. В процессе обучения у детей происходит воспитание гражданско-правового сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций. Приоритетными ценностями являются «Отечество», «долг», «совесть», «честь»,  «свобода», «ответственность», «закон», «труд»,  «толерантность».  

       Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами гражданско-правовой деятельности  обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие: гражданско-правовое, эстетическое, интеллектуальное, нравственное, физическое – и позволяет заниматься в дальнейшем  этой деятельностью на более высоком уровне.  Развиваются специальные умения и навыки социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально – экономическом и культурном обновлении, соблюдая морально-правовые нормы государства.

         

     Условия набора учащихся: для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе базового уровня «Правовая азбука юного гражданина» принимаются все желающие без предварительного отбора.

Объем и срок освоения программы

        Программа «Правовая азбука юного гражданина» базового уровня рассчитана на один год обучения с общим количеством учебных часов – 72 часа:  один год обучения (учащиеся – 13-15 лет) – 72 часа. В период летних каникул в рамках программы  реализуется краткосрочная подпрограмма базового уровня «Летопись земли Староюрьевской (лето)» в объеме 24 учебных часов: один год обучения – 24 часа, в очной форме.

                                           Формы и режим занятий

   Занятия проводятся  два раза в неделю – два занятия по одному учебному часу.

   Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая  часть. Форму занятий можно определить как творческую, самостоятельную деятельность учащихся.

     Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная, групповая, работа по подгруппам и др.

Схема возрастного и количественного распределения учащихся

по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность

Год

обучения

Количество

детей

в группах

Общее

количество

занятий

в неделю

Продолжительность

занятия, час

Общее

количество

часов

в неделю

Общее

количество

часов

в год

1

10-12

2

1 х 45 мин.

2

72

                           

                     

                                  Формы организации занятий

           Используются следующие формы занятий: беседа, урок работы с источниками, игра–поиск, экскурсии, урок–игра, урок – защита проектов,   урок – диспут, урок – путешествие, урок – презентация, практическая работа, урок-лекция, урок с использованием электронных средств информации,  круглый стол, ток-шоу, урок-практикум,  урок – конкурс,  и др.  

 

Структура занятия

        1. Введение в гражданско-правовое пространство.

        2.Эмоциональное введение в гражданско-правовую задачу и формирование темы.

        3. Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости).

        4. Обсуждение с детьми  его работы в режиме диалога.

        5. Обсуждение всех работ, выполненных на занятии, и обязательная похвала и благодарность каждому за совместную творческую деятельность.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы: развитие правовой культуры школьников на основе усвоения ими основных правовых норм.

Задачи программы

Образовательные:

- создание необходимых условий для проявления индивидуальности

  каждого ученика;

- формирование у обучающихся представлений  основных  нормативно-правовых актов, с которыми человеку чаще всего приходится сталкиваться в жизни.

Развивающие:

 - содействию развитию культуры общения и формированию гуманных

  межличностных отношений;

 - развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;

- формирование навыков и умений в области защиты своих прав.                                                                                                                                    Воспитательные:

- воспитание у учащихся уважение к праву и закону;

- формирование нравственной позиции учащихся с использованием

  воспитательного потенциала права и гражданственности;

    - содействию развитию культуры общения и формированию гуманных

  межличностных отношений;

     -воспитание познавательного интереса и осознанной мотивации к продолжению самостоятельного изучения  правовых и моральных норм общества.

     

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план программы

п/п

Содержание

       Кол-во  часов

Формы

подведения контроля

Теор.

Практ.

Итого

1

                             2

     3

   4

    5

                 6

1.

Введение. Познай самого себя.

1

1

Текущий контроль (анкетирование, собеседование)

Тема 1.Права и порядок в обществе.

2

2

2.

Власть и порядок в обществе

1

1

  Текущий контроль (собеседование, упражнение)

3.

Гражданин и собственность. ( О гражданском  праве)

1

1

  Текущий контроль (собеседование, упражнение)

Тема 2. Потребительское право

2

2

4-5

Основы потребительских знаний

2

2

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

Тема 3. Уголовное право

2

4

6

6-7.

Преступления и наказания.

2

2

Текущий контроль (собеседование, упражнение,тестирование )

8-9

Знаем ли мы законы?

2

2

Текущий контроль (собеседование, упражнение, викторина)

10-11.

Знакомство с профессиями – следователь, инспектор по делам несовершеннолетних, сотрудник ГИБДД, участковый и др.

2

2

Текущий контроль (собеседование)

Тема 4. Семейное право

1

4

5

12-13

Основы семейного права РФ. (Основные понятия)

1

1

2

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

14-15

Права и обязанности родителей и детей

2

2

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

16.

Социальная защита и социальное обеспечение детей-инвалидов.

1

1

Текущий контроль (собеседование)

Тема 5. Право на жилище

1

1

2

17.

Жилищный кодекс РФ. Основные статьи.

1

1

Текущий контроль (собеседование)

18.

Жизненный компас молодежи.

1

1

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

Тема 6. Права ребенка.

7

7

14

19-20.

Конвенция ребенка о правах ребенка.

2

2

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

21-22

Мы и наши права.

2

2

Текущий контроль (собеседование, упражнение, тестирование)

23.

Жизнь в неволе (рабство)

1

1

Текущий контроль (собеседование)

24

Закон – один для всех.

1

1

Текущий контроль  (практикум)

25-26

Мой дом - моя крепость.

1

1

2

Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа)

27

Честь и репутация

1

1

Текущий контроль (собеседование)

28

Свобода выбора: где жить и   с кем жить.

1

1

Текущий контроль (собеседование с элементами ролевых ситуаций)

29

Дети под защитой государства.

1

1

Текущий контроль  (практикум)

30-31

Дом, в котором я живу.

2

2

Текущий контроль (защита исследовательских проектов)

32

Охрана здоровья.

1

1

Текущий контроль (собеседование)

Тема 7.Экологические правонарушения

5

5

33

Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение.

1

1

 Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

34-35

Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?

2

2

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

36-37

Умники и умницы

2

2

Текущий контроль (правовая игра)

Тема 8. Права и обязанности человека и гражданина

3

5

8

38

Могут ли быть права без обязанностей

1

1

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

39-40

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

2

2

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

41

Декларация  ООН о правах человека

1

1

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

42-43

Свободный человек в свободном мире.

2

2

Текущий контроль (собеседование, упражнение, тестирование)

44-45

Имею право.

2

2

Текущий контроль (игра-конкурс)

Тема 9. Основной закон государства

1

5

6

46

Конституция – договор между гражданами. Основные статьи

1

1

Текущий контроль  (практическая работа)

47-48

Основы правового статуса человека и гражданина по российскому законодательству

2

2

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

49      

Правительство. Структура власти.

1

1

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

50-51

Мы – законодатели.

2

2

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

Тема 10. Право на труд

1

4

5

52

Трудовой кодекс РФ. Основные статьи

1

1

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

53-54

Право на труд: миф и реальность.

2

2

Текущий контроль (собеседование, упражнение, тестирование)

55-56

Мы устраиваемся на работу

2

2

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

Тема 11. Готовы ли вы защищать свои права

4

10

14

57-58

Основы правовой культуры

1

1

2

Текущий контроль (собеседование, упражнение, тренинг)

59-60

Права и дети.

2

2

Текущий контроль  (собеседование, упражнение, тестирование)

61

Нужны  ли любовь и внимание

1

1

Текущий контроль  (собеседование, сочинение-размышление))

62

Трудное решение

1

1

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

63-64

Как научиться быть ответственным за свои поступки

2

2

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

65-66

Я к вам пишу…

2

2

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

67-68

Итоговые диагностики - уровень патриотических и гражданских качеств личности, уровень воспитанности, диагностика склонности к отклонению в поведении.

2

2

Текущий контроль (собеседование, упражнение, диагностика)

69-70

Кто станет магистром права?

2

2

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

71-72

Заключительное занятие.

Я – гражданин России.

2

2

Промежуточный контроль. Урок защиты исследовательских проектов

 Итого

21

51

72

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Введение. Познай самого себя. – 1 час.

  Практика. Введение в тему. Анкетирование.

                            Тема 1. Права и порядок в обществе. - 2часа

Теория.  Правопорядок и его зависимость от уровня соблюдения законов всеми государственными органами и гражданами. Понятие общественного порядка. Участие граждан в укреплении правопорядка. Безопасность граждан. Функции правоохранительных органов. Юридический смысл понятия  «собственность». Право собственности. Как стать собственником и защитить свои права? Ответственность за правонарушения против собственности.

                           Тема 2. Потребительские права. – 2 часа

Практика.  Понятие информации. СМИ  как четвертая власть. Основные источники информации для потребителя. Советы друзей: плюсы и минусы данного источника информации для потребителя. Информация производителя. Этикетка и упаковка товара. Реклама как источник информации для потребителя. Влияние рекламы на потребности. Можно ли доверять рекламе? Кто такой потребитель по российскому закону «О защите прав потребителей». Право на качественный товар или услугу – основное право потребителей. Право на безопасность товаров и услуг. Обязательность инструкции на русском языке. Гарантийный срок и срок службы товара. Порядок обмена товара ненадлежащего качества. Право на компенсацию морального вреда. Судебная защита прав потребителей. Комитет по защите прав потребителей.

                           Тема 3. Уголовное право. – 6 часов

Теория.  Уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ.
Различные виды преступлений. Обстоятельства, исключающие преступность деяний (необходимая оборона; крайняя необходимость; задержание лица, совершившего преступление; причинение вреда в результате физического принуждения). Проблемы юридической ответственности. Мораторий на смертную казнь.

Практика. Порядок расследования преступления и судебного разбирательства. Следователь, прокурор, адвокат. Обжалование решения суда. Экскурсия в районную полицию.

                        Тема 4. Семейное право. -5часов

Теория.  Семья: за и против. Семейный кодекс – отражение государственной политики в области семейного права.

 Практика. Правовое регулирование института брака в РФ. Гражданский и церковный браки. Имущественные права и брачный договор. Роль мужчины и женщины в обществе и семье. Правоспособность и дееспособность субъектов семейного права. Порядок расторжения брака. Порядок назначения и выплаты алиментов.  Развод родителей и его влияние на судьбу детей. Дети – инвалиды и социальная защита. Права ребенка в семье. Личные права. Взаимные обязанности родителей и детей друг перед другом.  Опека и попечительство. Встреча с инспектором по охране прав детства.

                       Тема 5. Право на жилище – 2 часа

Теория.  Нормативно-правовые  акты, регулирующие жилищное право. Конституция РФ и Жилищный кодекс РФ о праве на жилище и порядке найма жилого помещения.  Приватизация жилья. Виды сделок с жильем. Купля-продажа, дарение, наследование жилья. Ипотечное кредитование. Региональное жилищное законодательство. Порядок предоставления гражданам жилья из муниципального фонда. Участие несовершеннолетних в приватизации жилья. Несовершеннолетние как собственники жилья. Условия совершения сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние. Права органов опеки и попечительства. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем.

Практика. Игра брейн – ринг.

                                        Тема 6. Права ребенка. – 14часов.  

Теория.  Международные документы о правах ребенка. Какие права имеет ребенок? Трудности реализации Конвенции о правах ребенка. Главные защитники прав ребенка. Гражданские права. Право на защиту государства. Право на охрану здоровья. Право на образование. Право на жилье.

Практика.  Подготовка презентации «Мой дом – моя крепость». Социальная защита. Права ребенка в семье.  Мои права и обязанности в школе. Школа и мои личные цели. Закон об образовании. Я и мои отношения с одноклассниками. Права и обязанности  несовершеннолетних. Подготовка и защита исследовательских проектов.

                       Тема 7. Экологические правонарушения – 5 часов.

Практика.  Охранять природу – значит охранять жизнь. Что значит относиться к природе по-человечески. Тяжелые последствия безответственности.  Правила экологической морали. Закон и природа. Конституция РФ. Правонарушения и ответственность. Обязанности  граждан России.  Закон РФ  «Об охране  окружающей  среды». Что может сделать гражданин для защиты природы?  

                  Тема 8. Права и обязанности человека и гражданина.- 8 часов

Теория.  Международные документы о правах человека.  Виды прав человека. Современное понимание прав человека.

 Практика.  Права и обязанности. Конституция РФ. Свобода и ответственность. Права человека и нравственность. Игра-конкурс «Имею право».

                                      Тема 9. Основной закон государства. – 6 часов

Теория. Правительство. Структура власти.

Практика.  Конституция РФ как юридический документ является основным законом, по которому живет Российское государство  и народ. О чем говорит Конституция РФ. Государственные символы. Уважение к ним - это проявление уважения к своему государству, его исторической памяти, самому себе. Гражданство как правовая  связь человека и государства означает возникновение прав и обязанностей, как со стороны гражданина, так и со стороны государства. Право на гражданство – неотъемлемое право человека. Гражданин и государство.Понятие «гражданин». Правовой статус личности. Гражданство. Основания приобретения гражданства. Принцип «крови» и принцип «почвы». Выход из гражданства. Деловая игра «Мы – законодатели».

                                    Тема 10. Право на труд. – 5 часов

 Теория.     Право человека на свободный труд. Нормативно-правовая база трудового права. Трудовой кодекс РФ.

Практика.  Работник и работодатель на рынке труда. Порядок приема на работу. Расторжение трудового договора. Споры между участниками трудовых отношений. Порядок увольнения.
Проблема трудоустройства. Проблема безработицы и социальных льгот, предоставляемых трудовым законодательством. Права детей по  трудовому законодательству. Запреты на использование труда подростков. Права и обязанности подростка, работающего по трудовому договору. Льготы работающим подросткам. Предприимчивый человек. Предпринимательство и бизнес. Прибыль – цель предпринимателя. Эмансипация. Что нужно для того, чтобы стать предпринимателем.

                               Тема 11.  Готовы  вы ли защищать свои права. – 14часов

Теория.   От чего зависит правовая культура общества. Правовое воспитание.

Права ребенка и их защита.

Практика. Правое обучение. Систематизация правовых норм. Правильность составления необходимых правовых документов. Путешествие по страницам правовой азбуки. Конкурс  ученических правовых газет. Правовая игра  «Кто станет магистром права?». Итоговая диагностика.

                              Тема 12. Я -  гражданин России. – 2  часа.

Практика.   Защита исследовательских  проектов.

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

По итогам реализации программы базового уровня «Правовая азбука юного гражданина»  ожидаются следующие результаты.

1. Личностные:

-развитие навыков коммуникативного общения учащихся со сверстниками и педагогами;

-развитие мотивации познавательных интересов;

-развитие самооценки собственной творческой деятельности;

-рост творческого мастерства.

2. Предметные: формирование начальных компетенций учащихся в области

гражданско-правового воспитания

Учащиеся должны        

 знать:

-основные  законы нашего государства;

- структуру власти;

 

-основы гражданского, семейного, уголовного, административного права;

-основные юридические термины;

-основы государственного, конституционного, избирательного права РФ;

-права человека, права и обязанности гражданина России;

- факты окружающей действительности, имеющие юридическое значение;

- социальную ценность права как средства защиты личности и общества;

- четкие нравственные ценностные ориентиры гуманистической направленности (в системе ценностных приоритетов такие, как жизнь и здоровье человека, права человека, его свобода, честь, достоинство и др.);

-четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка;

- в чём состоит долг  и обязанность каждого гражданина;

уметь:

- вырабатывать свое отношение к правовой информации через морально-правовую оценку собственных поступков, действий других;

-применять правовые знания на практике в различных жизненных ситуациях;

 - осуществлять свои права на практике;

 -руководствоваться существующими юридическими нормами в различных сферах жизни;

 -правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл;

-правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текс трудового соглашения и т.д.)

 - применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбирать конструктивные формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, регулируемых правом;

-определять способы реализации и защиты собственных прав; способы и порядок разрешения споров;

-формулировать и аргументировать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

-обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;     

- участвовать в защите исследовательских  работ.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

-умение организации рабочего места;

-умение соблюдения правил техники безопасности  на экскурсиях;

-умение анализировать и оценивать различные ситуации;

-умение работать по плану, сверять свои действия с целью, самостоятельно вносить коррективы и исправлять ошибки.

         Познавательные универсальные учебные действия:

 -развитие речевых навыков при обсуждении гражданско-правовых норм;

-повышение интереса к экскурсиям и занятиям как способу выражения настроения и чувств;

-повышение интереса к нормам морали и права;

-развитие навыков работы с бумажными, электронными и Интернет-ресурсами.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-умение сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;

-умение вырабатывать навыки адекватной самооценки.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.1.  КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Занятия  по краткосрочной дополнительной общеразвивающей программе базового уровня «Правовая азбука юного гражданина» рассчитаны на период учебного года: обучение начинается 15 сентября   и заканчивается 31 мая, что обеспечивает творческое развитие и досуговую занятость учащихся во внеурочное время.  

В период летних каникул с 01 июня по 31 августа творческое развитие и досуговую занятость учащихся во внеурочное время обеспечивает краткосрочная дополнительная общеразвивающая подпрограмма стартового уровня «Правовая азбука юного гражданина (лето)».

Учебная

четверть

Даты

начала

и окончания четверти

Сроки

каникул

Число

учебных

недель по программе

Число

учебных

дней по

программе

Количество

учебных

часов по

программе

Первый год обучения

Первая четверть

15.09 – 30.10

31.10 – 08.11

7

14

14

Вторая четверть

09.11 – 30.12

01.01 – 12.01

9

18

18

Третья четверть

03.01 – 23.03

24.03 – 01.04

12

24

24

Четвертая четверть

03.04 – 31.05

8

16

16

Летние каникулы

01.06 – 31.08

ИТОГО

36 недель

72 дней

72 часа

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-технические условия

1. Кабинет, соответствующий требованиям:

-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»  (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, мебель, соответствующая возрастным особенностям детей 12-15 лет);

-Госпожнадзора.

2. Оборудование 

-учебная мебель: столы для теоретических и практических занятий – 9 шт., шкафы – 4 шт.;

3. Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор.

Методическое обеспечение.        

         Пути и методы изучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Правовая азбука юного гражданина» разнообразны. Комплекс используемых педагогом и учащимися приёмов и методов зависит, естественно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы.

 Диагностические материалы: 

-диагностика «Направленность на творчество»;

-диагностика «Твои таланты»;

-анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса».

 Техническое оснащение занятий, дидактический  материал: Интернет – ресурсы, медиа – ресурсы, магнитофон, диски, видеокамера, телевизор, видеосистемы, проигрыватель, пластинки,  архивные документы, материалы библиотечного фонда,; подборка материалов газеты «Звезда» и «Тамбовская жизнь» и др.

 Кадровое обеспечение

      Педагоги, организующие образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе базового уровня «Правовая азбука юного гражданина» должны иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование по специальности, связанной с гражданско-правовым воспитанием. Требования к квалификации и стажу работы не предъявляются.

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

           Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной общеразвивающей программе базового уровня «Правовая азбука юного гражданина» применяется:

Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). Формы проверки: собеседование, тестирование, самостоятельная работа, тренинги, диагностика, викторина и др.

Промежуточный контроль – проводится в конце учебного года (май). Формы контроля универсальных учебных действий обучения: собеседование, выполнение творческих упражнений, тестирование, защита проекта.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:

-журнал посещаемости творческого объединения «Правовая азбука юного гражданина»;

-творческие работы;

-грамоты и дипломы учащихся;

-отзывы родителей о работе творческого объединения.

Формами  отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной аттестации являются:

-протоколы заседания аттестационной комиссии учреждения по проведению промежуточной аттестации учащихся;

-протоколы по итогам правовых конкурсов  учащихся на уровне учреждения;

-приказы органов управления образования об итогах правовых  конкурсов учащихся муниципального и регионального уровней.

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:

-творческие работы (исследовательские проекты), созданные учащимися за время освоения образовательной программы;

-участие в ученических правовых конкурсах  на уровне учреждения и муниципалитета.  

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

          Критериями успешности занятий по программе являются:

   -  степень развития интереса к   морально-правовым нормам;

   - степень проявления способностей к изложению правовой информации через морально-правовую оценку собственных поступков, действий других; 

  - степень проявления самостоятельных взглядов, позиций, суждений

на практике в различных жизненных ситуациях;

  - степень проявления уровня правовой культуры.

       Результативность занятий отслеживается по критериям на основе наблюдения за учащимися в процессе их работы, собеседований, самостоятельных работ, сообщений, практических работ, тестирования.

Формы подведения итогов  реализации программы.

     Завершает программу – урок защиты проектов и общешкольная краеведческая конференция.

      Главная задача – обобщить и закрепить полученные знания по  правовой культуре.

    Оценочные материалы программы разработаны с учетом требований к базовому уровню освоения учебного материала и  предусматривают отслеживание уровня начальных навыков овладения  гражданско-правовой деятельностью, уровня освоения начальных теоретических навыков по правоведению.

        2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

       Обучение по дополнительной общеразвивающей программе базового уровня «Правовая азбука юного гражданина» основано на следующих принципах:

        -гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому ребенку как личности);

        -от простого - к сложному (взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы);

        -единства индивидуального и коллективного (развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий);

        -творческого самовыражения (реализация  потребностей ребенка в самовыражении);

        -психологической комфортности (создание на занятии доброжелательной атмосферы);

        -индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия детей, уровнем их творческих способностей); 

        -наглядности (достижение задач при помощи иллюстраций, электронных презентаций, экскурсий, походов, встреч);

        -доступности и посильности (подача учебного материала соответственно развитию творческих способностей и возрастным особенностям учащихся).      

 При реализации программы используется следующие методы обучения:

-словесный (беседа, рассказ, обсуждение, игра);

-наглядный (демонстрация схем, презентация)

        -репродуктивный (воспроизводящий);

        -проблемно-поисковый (индивидуальный или коллективный способ решения проблемы, поставленной перед учащимися);

        -творческий.

        При реализации программы используется следующие методы воспитания:

        -упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);

        -мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности);

        -стимулирование (создание ситуации успеха).

        Основными формами образовательного процесса являются беседы, практические занятия, экскурсии, игры. На всех этапах освоения программы используется индивидуальная, парная и коллективная формы организации процесса обучения.

     

Методическое обеспечение программы

Название раздела, темы

Формы

занятий

Приемы

и методы

Дидактический материал,

техническое

оснащение

Формы

подведения контроля

1.

Введение. Познай самого себя -

Беседа

Словесный

(объяснение,

демонстрация)

анкетирование

Текущий контроль (анкетирование, собеседование)

2.

Власть и порядок в обществе

Беседа

Словесный, наглядный, репродуктивный, исследовательский

 Работа с документами

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

3

Гражданин и собственность. ( О гражданском  праве)

Беседа, ролевая игра.

Словесный, наглядный, репродуктивный, исследовательский

Работа с документами

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

4-5

Основы потребительских знаний

Интеллектуальная игра

Словесный, наглядный, репродуктивный

 (работа по образцам), творческий

 Работа с документами

 Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

6-7

Преступления и наказания

Лекция

Словесный, наглядный, репродуктивный

 

 Работа с  документами

Текущий контроль (собеседование, тестирование)

8-9

Знаем ли мы законы?

Беседа, викторина

Словесный, наглядный, репродуктивный

 творческий

 Работа с  документами

Текущий контроль (собеседование, упражнение, викторина )

10-11.

Знакомство с профессиями – следователь, инспектор по делам несовершеннолетних, сотрудник ГИБДД, участковый и др.

Беседа, экскурсия

Словесный, наглядный, репродуктивный, творческий

Подготовка творческих работ о профессиях

Текущий контроль (собеседование)

12-13

Основы семейного права РФ. (Основные понятия)

Беседа, демонстрация, творческая мастерская

Словесный, наглядный, творческий

Подготовка творческих работ

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

14-15

Права и обязанности родителей и детей

Беседа, ролевая игра

Словесный, наглядный, репродуктивный

творческий

Подготовка творческих работ

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

16.

Социальная защита и социальное обеспечение детей-инвалидов.

Беседа, урок встреча

Словесный, наглядный,

Подготовка творческих работ

Текущий контроль (собеседование)

17.

Жилищный кодекс РФ. Основные статьи.

Беседа, лекция,

 Словесный, наглядный, поиско-исследовательский

Подготовка к брейн-рингу

Текущий контроль (собеседование,)

18.

Жизненный компас молодежи.

Беседа, брейн-ринг

Словесный, наглядный,

 творческий, исследовательский

Подготовка творческих заданий

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

19-20.

Конвенция ребенка о правах ребенка.

Беседа, практическая работа

Словесный, наглядный, творческо-поисковый

Урок работы с документами

Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, упражнение)

21-22

Мы и наши права.

Беседа, демонстрация  устный журнал

Словесный, наглядный, репродуктивный

 Творческий

исследовательский

Подготовка  к устному журналу

Текущий контроль (собеседование, упражнение, тестирование)

23.

Жизнь в неволе (рабство)

Беседа, демонстрация

Словесный, наглядный,

Подготовка кроссворда

Текущий контроль (собеседование)

24

Закон – один для всех.

Беседа, демонстрация, практическая работа

Словесный, наглядный, поисковый, творческий

Работа в интернете

Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа)

25-26

Мой дом - моя крепость.

Беседа, демонстрация, практическая работа

Словесный, наглядный, творческий,поисково-исследовательский

Работа в интернете

Текущий контроль  (защита презентаций)

27

Честь и репутация

Беседа, демонстрация, практическая работа

Словесный, наглядный, творческий,поисково-исследовательский

Работа с текстом

Текущий контроль (собеседование

28

Свобода выбора: где жить и   с кем жить.

Беседа с элементами ролевых ситуаций

Словесный, наглядный, творческий,поисково-исследовательский

Работа с текстом

Текущий контроль (собеседование с элементами ролевых ситуаций)

29

Дети под защитой государства.

Практическая работа

Словесный, наглядный, творческий,поисково-исследовательский

Работа с текстом

Текущий контроль  (практикум)

30-31

Дом, в котором я живу.

Беседа, практическая работа

Словесный, наглядный, творческий,поисково-исследовательский

Работа  с проектом

Текущий контроль (защита исследовательских проектов

32

Охрана здоровья.

Беседа, практическая работа

Словесный, наглядный, творческий,поисково-исследовательский

Работа в интернете

Текущий контроль (собеседование)

33

Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение.

Беседа, практическая работа

Словесный, наглядный, творческий,поисково-исследовательский

Работа с документами

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

34-35

Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?

Беседа, ток-шоу, практическая работа

Словесный, наглядный, творческий,поисково-исследовательский

Работа с документами

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

36-37

Умники и умницы

Беседа, игра

Словесный, наглядный, творческий,поисково-исследовательский

Работа с текстом

Текущий контроль (правовая игра)

38

Могут ли быть права без обязанностей

Беседа, демонстрация, круглый стол

Словесный, наглядный, творческий,поисково-исследовательский

Работа с документами

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

39-40

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Беседа, демонстрация, практическая работа

Словесный, наглядный, творческий,поисково-исследовательский

Работа с текстом

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

41

Декларация  ООН о правах человека

Беседа, демонстрация, практическая работа

Словесный, наглядный, творческий,поисково-исследовательский

Работа с текстом

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

42-43

Свободный человек в свободном мире.

Беседа, демонстрация, практическая работа

Словесный, наглядный, творческий,поисково-исследовательский

Работа с текстом

Текущий контроль (собеседование, упражнение, тестирование

44-45

Имею право.

Беседа, демонстрация, конкурс

Словесный, наглядный, творческий,поисково-исследовательский

Работа с документами

Текущий контроль (игра-конкурс

46

Конституция – договор между гражданами. Основные статьи

Беседа, практическая работа

Словесный, наглядный, творческий,поисково-исследовательский

Работа с текстом

Текущий контроль  (практическая работа)

47-48

Основы правового статуса человека и гражданина по российскому законодательству

Беседа, практическая работа, круглый стол

Словесный, наглядный, творческий

Работа с документами

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

49      

Правительство. Структура власти.

Беседа, практическая работа

Словесный, наглядный, репродуктивный

 Творческий

исследовательский

Работа в интернете

Текущий контроль (собеседование, упражнение

50-51

Мы – законодатели.

Беседа, деловая игра

Словесный, наглядный, репродуктивный

 Творческий

исследовательский

Работа в интернете

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

52

Трудовой кодекс РФ. Основные статьи

Беседа, лекция

Словесный, наглядный, репродуктивный

Работа с документом

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

53-54

Право на труд: миф и реальность.

Беседа, дискуссия

Словесный, наглядный, репродуктивный

 Творческий

Работа с документом

Текущий контроль (собеседование, упражнение, тестирование )

55-56

Мы устраиваемся на работу

Беседа, практикум

Словесный, наглядный, репродуктивный

 Творческий

Работа с документом

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

57-58

Основы правовой культуры

Беседа, практикум,

тренинг

Словесный, наглядный, репродуктивный

 Творческий

Работа  в интернете

Текущий контроль (собеседование, упражнение, тренинг)

59-60

Права и дети.

Урок-путешествие по страницам правовой азбуки

Словесный, наглядный, репродуктивный

 Творческий

Подготовка презентации

Текущий контроль  (собеседование, упражнение, тестирование)

61

Нужны  ли любовь и внимание

Беседа, практическая работа

Словесный, наглядный, репродуктивный

 Творческий

Сочинение - размышление

Текущий контроль  (собеседование, сочинение-размышление)

62

Трудное решение

Беседа,демонстрация, ролевая игра

Словесный, наглядный, репродуктивный

 Творческий

Работа с текстом

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

63-64

Как научиться быть ответственным за свои поступки

Беседа, конкурс

Словесный, наглядный, репродуктивный

 Творческий

Работа с текстом

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

65-66

Я к вам пишу…

Практикум (правильность составления необходимых официальных документов

Словесный, наглядный, репродуктивный

 Творческий

Работа с текстом

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

67-68

Итоговые диагностики - уровень патриотических и гражданских качеств личности, уровень воспитанности, диагностика склонности к отклонению в поведении.

Беседа, диагностика

Словесный, наглядный, репродуктивный

 Творческий

Работа  в интернете

Текущий контроль (собеседование, упражнение, диагностика

69-70

Кто станет магистром права?

Беседа,игра

Словесный, наглядный, репродуктивный

 Творческий

Подготовка творческого задания

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

71-72

Заключительное занятие.

Я – гражданин России.

Защита проектов

Словесный, наглядный, Творческо-

исследовательский

Промежуточный контроль (защита проектов)

Литература

                         Для педагога:

1.      Конвенция ООН о правах ребенка.

2.      Конституция РФ.

3.      Гражданский Кодекс РФ

4.      Семейный Кодекс РФ.

5.      Уголовный Кодекс РФ.

6.      УПК РФ.

7.      Трудовой Кодекс РФ.

8.    Журнал «ОБЖ» № 5 - 2001, № 3 - 2002; № 4 - 2000; № 5 - 2005.

9.Журнал «Учитель»: № 1,3,4,5- 2000; № 2 - 2002; №1,2- 2004; № 3 - 2003.

10    Защита прав ребенка в РФ (сборник нормативных документов). - С-Пб., 2001.

11.   Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. -  М., 2002.

12.   Проблемы безнадзорности и асоциального поведения несовершеннолетних (справка Департамента по делам семьи, женщин и детей Минтруда России, 1998).

13.   Макеева А.Г. «Долго ли до беды?». М. - 2000.

14.   Колесов Д. «Предупреждение вредных привычек у школьников». - М., 1984.

Литература для детей:

 

1    Граждановедение (7-9 кл., под ред. Я.В. Соколова.). - М., 2002.

2.   О.А. Василенкова  Основы правовых знаний. -  М., 2003

3.   А.Ф. Никитин  Обществознание. (6-7 кл.) – М., 2008

Глоссарий

Право человека - охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность человека что-то делать, осуществлять. Право человека - это то, что

соответствует его природе и что разрешено законами.

Организация Объединенных Наций - международная организация, основанная в 1945 году. Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке. ООН создана державами-победительницами после окончания Второй мировой войны.

Всеобщая декларация прав человека-    международный документ, принятый 10 декабря 1948 года. Ее основное значение заключается в том, что впервые в истории человечества были сформулированы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, на основе которых, например, создаются разделы конституций о правах граждан.

Декларация не имеет обязательной силы, это - рекомендация. В ней провозглашаются основные принципы.

Конвенция - международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для всех государств, которые к нему присоединились, то есть подписали, ратифицировали.

Юридическая азбука

А-Факт нахождения подозреваемого или обвиняемого вне места совершения преступления в момент его совершения. (Алиби)

Б-Устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан

Или организации. (Банда) 

В-Народное собрание на Руси в X – XIV веках. (Вече)

Г-Лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. (Гражданин)

Д-Выборный представитель населения в органы власти или самоуправления. (Депутат) 

И-Человек (организация), предъявляющий иск. (Истец)

К -Основной закон государства. (Конституция)

Л - Специализированное кредитное учреждение, выдающее ссуды под залог движимого имущества. (Ломбард)

М - Форма правления, при которой власть принадлежит единоличному главе государства. (Монархия) 

Н - Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в пользу государства. (Налог) 

О - Лицо, которому поручена охрана интересов, личных и имущественных прав недееспособных лиц. (Опекун) 

П - Документ, удостоверяющий гражданство. (Паспорт)

Р - Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. (Референдум)

С - Возраст, по достижении которого лицо становится полностью дееспособным. (Совершеннолетие)

Т - Частный охранник, осуществляющий на договорной основе защиту жизни и здоровья. (Телохранитель) 

У - Синоним вреда. Может быть причинен имуществу и личности. (Ущерб)

Ф - Богиня правосудия в греческой мифологии. (Фемида) 

Х - Грубое нарушение общественного порядка, которое может сопровождаться применением насилия к гражданам и порчей чужого имущества. (Хулиганство)

Ш - Денежное взыскание, мера материального воздействия. (Штраф) 

Э - Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. (Эмансипация)

Ю - Система судебных учреждений, судебное ведомство. (Юстиция)

Я - Добровольное личное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в соответствующие органы. (Явка с повинной)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Правовая азбука юного гражданина» (базовый уровень)

Один год обучения

Дата

проведе-ния

Тема занятия

Кол-во часов

Форма

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1.

Введение. Познай самого себя.

1

Беседа

Учебный кабинет

Текущий контроль (анкетирование, собеседование)

2.

Власть и порядок в обществе.

1

Беседа

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

3.

Гражданин и собственность.  (О гражданском  праве)

1

Беседа, ролевая игра.

учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

4-5

Основы потребительских знаний

2

Интеллектуальная игра

Учебный кабинет

 Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

6-7

Преступления и наказания

2

Лекция

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, тестирование)

8-9

Знаем ли мы законы?

2

Беседа, викторина

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение, викторина )

10-11

Знакомство с профессиями – следователь, инспектор по делам несовершеннолетних, сотрудник ГИБДД, участковый и др.

2

Беседа, экскурсия

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование)

12-13

Основы семейного права РФ. (Основные понятия)

2

Беседа, демонстрация, творческая мастерская

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

14-15.

Права и обязанности родителей и детей

2

Беседа, ролевая игра

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

16.

Социальная защита и социальное обеспечение детей-инвалидов.

1

Беседа, урок встреча

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование)

17.

Жилищный кодекс РФ. Основные статьи.

1

Беседа, лекция,

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование,)

18.

Жизненный компас молодежи.

1

Беседа, брейн-ринг

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

19-20.

Конвенция ребенка о правах ребенка.

2

Беседа, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, упражнение)

21-22.

Мы и наши права.

2

Беседа, демонстрация  устный журнал

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение, тестирование)

23.

Жизнь в неволе (рабство)

1

Беседа, демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование)

24.

Закон – один для всех.

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа)

25-26.

Мой дом - моя крепость.

2

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль  (защита презентаций)

28

Честь и репутация

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование

29

Дети под защитой государства.

1

Практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль  (практикум)

30-31

Дом, в котором я живу.

2

Беседа, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (защита исследовательских проектов

32

Охрана здоровья.

1

Беседа, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование)

33

Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение.

1

Беседа, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

34-35

Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?

2

Беседа, ток-шоу, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

36-37

Умники и умницы

2

Беседа, игра

Учебный кабинет

Текущий контроль (правовая игра)

38

Могут ли быть права без обязанностей

1

Беседа, демонстрация, круглый стол

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

39-40

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

2

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

41

Декларация  ООН о правах человека

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

42-43

Свободный человек в свободном мире.

2

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение, тестирование

44-45

Имею право.

2

Беседа, демонстрация, конкурс

Учебный кабинет

Текущий контроль (игра-конкурс

46

Конституция – договор между гражданами. Основные статьи

1

Беседа, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль  (практическая работа)

47-48

Основы правового статуса человека и гражданина по российскому законодательству

2

Беседа, практическая работа, круглый стол

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

49      

Правительство. Структура власти.

1

Беседа, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение

50-51

Мы – законодатели.

2

Беседа, деловая игра

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

52

Трудовой кодекс РФ. Основные статьи

1

Беседа, лекция

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

53-54

Право на труд: миф и реальность.

2

Беседа, дискуссия

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение, тестирование )

55-56

Мы устраиваемся на работу

2

Беседа, практикум

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

57-58

Основы правовой культуры

2

Беседа, практикум,

тренинг

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение, тренинг)

59-60

Права и дети.

2

Урок-путешествие по страницам правовой азбуки

Учебный кабинет

Текущий контроль  (собеседование, упражнение, тестирование)

61

Нужны  ли любовь и внимание

1

Беседа, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль  (собеседование, сочинение-размышление)

62

Трудное решение

1

Беседа,демонстрация, ролевая игра

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

63-64

Как научиться быть ответственным за свои поступки

2

Беседа, конкурс

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение)

65-66

Я к вам пишу…

2

Практикум (правильность составления необходимых официальных документов

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

67-68

Итоговые диагностики - уровень патриотических и гражданских качеств личности, уровень воспитанности, диагностика склонности к отклонению в поведении.

2

Беседа, диагностика

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение, диагностика

69-70

Кто станет магистром права?

2

Беседа,игра

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа)

71-72

Заключительное занятие.

Я – гражданин России.

2

Защита проектов

Учебный кабинет

Промежуточный контроль (защита проектов)

ИТОГО:

72

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Оценочные и диагностические материалы

        Виды универсальных учебных действий:

        - устойчивый интерес к истории права своей Родины;

        - знания по истории основам морали и права;

        - умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

        - способность творчески мыслить и рассуждать;

        - умение решать практические задачи  с помощью наблюдения, сравнения;

        -способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.

Анкета для родителей

        С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведем перечень характеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».

        Скорее способный, чем одаренный

1.Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.

  1. Он с готовностью откликается на все новое.

3. Любит все загадочное и непонятное.

4.Часто нуждается в поддержке старших.hello_html_mdb30426.gif

5.Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.

        Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим
вопросам.

        Одаренный:

6.Его интересы достаточно стабильны.

7. Его любознательность устойчива.

8. Любит задавать и решать трудные вопросы.

9. Часто не соглашается с мнением взрослых.

10. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

11. Начатое дело всегда доводит до конца.

12. Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.

13. Настойчив в достижении поставленной цели.

14. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.

15. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.

16. Часто бывает эгоистичен.

Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный.

Диагностическая карта результативности учебного процесса

№/п

ФИО

Овладение знаниями

Закрепление знаний

Практика

Проверка УУД

Участие в конкурсах, олимпиадах

Игра «Заморочки»

1.Нецензурная брань учащихся в школе — это издержки культуры или противоправное деяние? (КоАП, ст. 158, мелкое хулиганство).

2.В любом ли возрасте лицо может быть привлечено к уголовной ответственности? (УК, ст. 20, с 16 лет, а в отдельных случаях — с 14 лет).

3.Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? (УК ст. 20, 163, да).

4.В каких случаях к несовершеннолетнему могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия? (УК, ст. 90, впервые, преступление небольшой или средней тяжести).

5.Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве в школе учащимся, не желающим писать контрольную работу? (УК, ст. 20, 207, преступление).

6. С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав? (СК, ст. 56, с 14 лет).

7.С какого возраста ребенок вправе обращаться в органы опеки за защитой своих прав? (СК, ст. 56, до 14 лет, после 14 лет вправе самостоятельно обращаться в суд).

8. С какого возраста учет мнения ребенка в ходе судебного или дминистративного разбирательства обязателен? (СК, ст. 57, с 10 лет).

9. Откуда может взяться имущество в собственности несовершеннолетнего? (СК, ст. 60, доходы, дар, наследование, приобретение на средства ребенка).

10.Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей — отец или мать? (СК, ст. 61, равенство прав родителей).

11.На ком по закону должен лежать основной груз выполнения обязанностей в отношении детей — на отце или на матери? (СК, ст. 61, равенство прав и

обязанностей).

12.У 15-летней Петровой родился ребенок. Кто вправе осуществлять одительские права? (СК, ст. 6 СК, ст. 62, сама Петрова, до 16 лет совместно с опекуном).

13.Освобождаются ли родители от обязанности содержать своего ребенка в случае лишения их родительских прав? (СК, ст. 71, не освобождаются).

14.Почему законодательство не допускает приема на работу лиц моложе 15 лет, а при определенных условиях — 14 лет? (КЗОТ, ст. 63, необходимо получение образования).

15.Что могут самостоятельно делать со своим имуществом несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет? (ГК, ст. 26, распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами).

16.С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства? (Конституция РФ,ст. 17, с рождения).

17.Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (СК, ст. 60, с согласия  родителей)

18.Кем в соответствии с законодательством осуществляется защита прав и интересов ребенка? (СК, ст. родителями, органами опеки, прокурором, судом).

19.Можно ли уважать человеческое достоинство ребенка, который делает все наперекор родителям и не уважает их? (Конституция РФ, ст. 21, обязаны).

20.Может ли организация отказать (в связи с большим объемом работ) 17-летней работнице, желающей пойти в отпуск в июле? (КЗОТ, ст. 267, нет).

21.Какие, по-вашему, сделки можно считать мелкими бытовыми, которые могут самостоятельно совершать малолетние? (ГК, ст. 28, мелкие бытовые сделки, не требующие нотариального удостоверения).

22.Какие обязанности государств по отношению к детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка? (Охранять и защищать права детей).

23.На кого конкретно Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей? (На родителей).

24.Какие конкретные права детей предусмотрены Конвенцией о правах ребенка? (На жизнь, выживание и развитие, уважение взглядов и индивидуальности, свободу выражения мнений, свободу совести, свободу ассоциаций

Требования к презентации

 

Требования к содержанию мультимедийной презентации:

  соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;

  соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);

  отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;

  лаконичность текста на слайде;

  завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);

  объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;

  сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;

  расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);

  наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;

  информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.

Требования к тексту:

  читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);

  кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 24 пунктов.

Требования к дизайну:

  использование единого стиля оформления;

  соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;

  использование для фона слайда психологически комфортного тона;

  фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

  использованиене более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);

  соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);

  целесообразность использования анимационных эффектов.

        Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов).

« Сказка ложь, да в ней намек...».

Викторина для среднего школьного

возраста.

1.Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь)

2.Почему обитатели двора в сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка, какое право они этим нарушали? (Он был не похож на других, нарушено право на сохранение индивидуальности.)

3.Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность жилища.)

4.Какое право нарушил Иван-царевич в сказке «Иван-царевич и серый волк»? (Право на владение личным имуществом.)

5.Каким правом пользовалась лягушка в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница»? (Право на свободное передвижение.)

6. Какое право нарушили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (Право на свободу.)

7.Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок Буратино в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик»? (Правом на образование.)

8. Какое право нарушили лиса Алиса и кот Базилио, хитростью выманив у Буратино пять золотых монет? (Право на личную собственность.)

9. Вспомните сказку А.С. Пушкина «О попе и о работнике его Балде». Кто из персонажей сказки воспользовался своим правом на труд? (Балда.)

10.Вспомните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». На какое право посягнула Царица, приказав Чернавке увести Царевну и бросить связанной в лесу? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Лист «наблюдение  за участием  в   групповой работе»

(за одно занятие  наблюдение ведется за одним учеником, за  месяц – за всеми учениками класса)

Схема  фиксирования результатов наблюдения

Ученики

Число ответов (размышлений)  ученика в  ходе  дискуссии

Число вопросов ученикам  в ходе дискуссии (диспута, дебатов)

Стиль поведения  в обсуждении (вежливость, грубость, внимание  к  собеседнику (оппоненту),  внимание  к  чужому мнению)

Действия  в конфликтной  ситуации  столкновения мнений  и интересов (реакция на критику,  форма критики чужого  мнения, проявление  способности  к  компромиссу, выработке и признанию общего решения)

     Результаты

Предметные

Предметные, метапредметные

Личностные

Личностные, предметные.

1

2

3

4

5

6

Оценка   результатов  наблюдения.

Максимальный  уровень

«Настоящий  лидер»

Может разрешить острый конфликт, успокоить  и  привлечь всех  к работе , привести  группу  к результату.

Программный  уровень

«Отличный участник»

Длительно и устойчиво  активен  в процессе  решения и представления результатов, постоянно корректен, считается  с чужим мнением.

Необходимый уровень

«Хороший участник»

Активен, логичен, вежлив  в процессе  решения (но не всегда  при  предоставлении результата); слушает других, но  может  не  посчитаться  с их мнением,  может вспылить, обидеться, отказаться от работы.

«Мне еще  многому надо научиться»

Не очень активен, реагирует только на знакомый материал.  Высказывается сам, но не  слышит других, нарушает нормы вежливости, пытается навязать  свое мнение остальным.

«Я в начале  пути»

Почти не высказывается, соглашается  с любым  мнением   или  никак  не  реагирует.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный лингвист»

Программа содержит пояснительную записку, цели и задачи курса,  обосновывает актуальность выбора направленности,   всключает в себя планируемые результаты обучения, содержание курса и календ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности волонтерский отряд «Юный жуковец»

Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Сегодня перед обществом поставлены первоочередные задачи – формиро...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности волонтерский отряд «Юный инспектор движения «Безопасная дорога»

Движение ЮИД (юные инспекторы движения) существует уже более 45 лет, это направление актуально и востребовано и сейчас для детей младшего и среднего школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельнос...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Юные инспектора дорожного движения"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юные инспекторы дорожного движения» предназначена для учащихся 6-12 лет и составлена н...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Школа юных риторов и журналистов".

Программа внеурочной деятельности на базе Центра цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста"...