Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Юный эколог"
рабочая программа

Ходякова Татьяна Васильевна

Цель программы: формирование  экологической культуры личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_4_gr_20-21g.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

 экологической направленности

«Юный эколог»

 

Возраст обучающихся:  11-13 лет

Срок реализации: 1 год

                                                    Автор-составитель:

                                                                     Ходякова Татьяна Васильевна,

                                                           

Пояснительная записка

В настоящее время приоритет экологического образования и воспитания подрастающего поколения не вызывает сомнения. Поскольку действенность любых мер по защите природы определяется человеком, то их осуществление невозможно чисто экономическим и техническим путем – требуется изменение нравственного и этического отношения к природе. Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у  обучающихся является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации   XXI века.  Главное назначение данного кружка – помочь понять, как много подсказывает нам сама живая природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над взаимодействиями природы и общества. Приоритетной задачей программы является формирование в сознании детей  ответственного отношения к  природе.  Особый акцент программы сделан   на развитие интереса детей к познанию природы,

применение ими знаний на практике. Разнообразная деятельность в кружке дает возможность  обучающимся обогатиться глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы,   активно оперировать знаниями с целью принятия конкретных решений и убеждений тех, кто еще не осознает необходимость бережного отношения к природе.

Новизной и отличительной особенностью программы является то,  что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством. Программа направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития. Предлагает каждому  обучающемуся возможность реализоваться в разнообразном творческом подходе к стержневой теме курса, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я - оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности. Организация жизнедеятельности  обучающихся во внеурочное время предоставляет им широкие возможности самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, образцов высокой культуры здоровья (физического и духовного), нравственности, позитивного взаимодействия человека с окружающей средой. Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности обучающихся, направленной на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.

Педагогическая целесообразность программы.   

предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

Программа построена с соблюдением следующих принципов:

добровольность;

общественная направленность;

учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

предоставление самостоятельности и опора на инициативу;

учет интересов  обучающихся;

содружество и сотворчество детей и взрослых.

Цель программы: формирование  экологической культуры личности.

Задачи 

Коррекционно-обучающие:

1.научить видеть и понимать красоту живой природы;

2.познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека; 

3.сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения; 

Коррекционно-воспитательные:

1.воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;  

2.воспитывать общечеловеческие качества – сочувствие, ответственность, доброту, любовь к природе.

Коррекционно-развивающие:                                                                                                       

1.развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

2.развивать потребности общения с природой;

3.развивать эмоционально доброжелательное отношение  к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

4.раскрывать творческие способности, воображения и фантазии;

Сроки реализации программы –   1год. Программа   составлена    на    34 часа   (по 1 часу   1 раз  в неделю).

Формы занятий:  игры, экскурсии, прогулки на природу, беседы,   познавательные часы,   мозговой штурм,  викторина, практическая работа.

Методы обучения

Словесный (устное изложение, беседа, объяснение, рассказ ит.д.).

Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, экскурсии, природный материал).

Практический ( мозговой штурм, игры, викторина, работа с природным материалом и т.д.).

Предполагаемая результативность программы и способы их проверки:

осознание учащимися необходимости заботы  о природе и выработки форм поведения;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения (Интернет),

приобретения опыта взаимодействия с окружающим миром;

портфель ученика (результативность деятельности).

Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны взаимодействия с природой, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как:

товарищество, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность,   стремление  беречь и охранять природу.

Обучающиеся должны знать-

- человек существо природное и социальное;

- разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

Обучающиеся должны уметь:

-узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и

в практической деятельности по сохранению природного окружения и

своего здоровья;

-ухаживать за культурными растениями  (посильное участие);

-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

-предвидеть последствия деятельности людей в природе(конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

-придерживаться правил поведения в природе;
-применять на практике полученные знания и навыки;
-пропагандировать   экологические и природоохранные знания.
Развитие общеучебных умений и личностных качеств: 

уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении проблем,

уметь работать в команде;

уметь контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

уметь выбрать линию поведения.

уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

уметь добывать, выделять и применять необходимую информацию;

устанавливать связь между целью деятельности и мотивом ;

обеспечивать личностный моральный выбор на основе социальных и

личностных ценностей.

Формы подведения итогов реализации программы: мониторинг экологической воспитанности.

        

Учебно - тематический план работы

№ темы

Тема

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего

1.

Уникальный мир живой природы

  18

 

  18

2.

 В гостях у природы

     

  9

    9

3.

Экология и мы, мы и творчество

 

   7

    7

№занятия

Темы занятий

Теория

Практика

Сентябрь

1

Вводное занятие

 1

 

2

Беседа «Значение природы в жизни человека»

 1  

 

3

Заочное путешествие на родину комнатных растений.

 1

 

4

Акция «Больше кислорода в наш общий дом»

 

1

 

Октябрь

 

5

Игровой калейдоскоп «Заглянем в мир живой природы»

1

 

6

Экскурсия « Разноцветная ярмарка»

 

1

7

Изготовление поделок «И нет фантазии предела»

   

1

8

Выставка рисунков «Краски осени»  

 

1

 

Ноябрь

 

9

Беседа «Природа и здоровье человека»

1

10

Красная  книга Тамбовской области -презентация  

1

11

Игра-викторина « В гостях у Флоры»

1

 

 

Декабрь

 

12

Викторина «Птицы Тамбовской обл.»

1

13

Операция «Кормушка»    

     

1

14

Акция  «Покормите птиц зимой»    

 

1

15

Конкурс рисунка «Зимние узоры»  

1

 

Январь

 

16

Природа в произведениях русских поэтов, писателей и художников

1

17

Экскурсия «В гостях у Зимушки-Зимы»    

 

1

18

Поле чудес «Знатоки природы»    

1

 

Февраль

 

19

Мозговой штурм «Выскажи свое мнение, что было бы, если…..»    

1

 

20

Интеллектуальная  игра « Что, где, когда»        

1

21

Беседа «Лес как источник здоровья человека»

1

22

Презентация «Самые удивительные растения»    

1

 

Март

 

23

Практическая работа «Посев семян цветочных культур»  

 

1

24

Фенологические наблюдения: Влияние света, воды и температуры на рост и развитие растений»

 

1

25

Экскурсия на природу «Весна Красна»

 

1

26

Игра «Путешествие в страну ее величества воды»

1

 

Апрель

 

27

«Обитатели подводного царства» -презентация    

1

28                          

Экскурсия на водоем  

 

1

29

Акция «Чистые берега»

 

1

30

Викторина «Защитим нашу Землю»  

1

 

 

Май

 

31

Акция «Посади дерево»

  

1

32

Подготовка почвы  на клумбах

 

1

33

Высадка цветочных культур в грунт

 

1

34

Подведение итогов работы обучающихся.  

1

 

Содержание изучаемого курса.

Раздел:  Уникальный мир  живой природы. 

Тема№1.Вводное занятие. Знакомство с работой кружка.

Тема№2.Значение природы в жизни человека. Понятия природы, компоненты и функции природы.

Тема№3.Заочное путешествие на родину комнатных растений. Названия, отличительные признаки, особенности жизни и размещение.

Тема№4. Игровой калейдоскоп «Заглянем в мир живой природы».Знакомство с разнообразием животного мира.

Тема №5.Природа  и здоровье человека.  Что такое здоровье. Как природа влияет на здоровье человека. Человек-часть природы.

Тема№6.Красная  книга Тамбовской области.  Знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу.

Тема №7.В гостях у Флоры.  Животные, растения, птицы и насекомые.

Тема№8.Птицы Тамбовской обл. Разновидность птиц, места обитания и их значение. 

Тема №9.Природа в произведениях русских поэтов, писателей, художников. Природа в стихах, прозе, живописи, художественных фотографиях.

Тема №10.Знатоки природы. Природные явления и приметы.    

Тема №11.Мозговой штурм «Выскажи свое мнение, что было бы, если…..»     Примеры различных ситуаций и их решение проблем.

Тема №12.Что, где, когда . Разнообразие растительного и животного мира.  

Тема№13.Лес как источник здоровья человека.   Значение леса для человека и природы. Необходимость защиты и охраны лесных богатств.

Тема№14. Самые удивительные растения. Растения великаны.    

Тема№15. Путешествие в страну ее величества воды. Вода, значение воды и ее охрана.

Тема№16.Обитатели подводного царства. Разнообразие обитателей, их биологические особенности. Значение для человека.    

Тема№17.Защитим нашу Землю. Загадки, стихи, пословицы о природе.

Тема №18.Подведение итогов работы обучающихся.   

Раздел.   В гостях у природы

Тема№1 Разноцветная ярмарка. Сезонные изменения в природе осенью.

Тема№2.Покормите птиц зимой. Помощь зимующим птицам.

Тема№3.В гостях у Зимушки зимы. Понятие прекрасного. Критерии и показатели «прекрасного». Гармония компонентов природы.

Тема №4.  Весна Красна. Сезонные изменения в природе  весной.

Тема №5. Экскурсия на водоем. Знакомство с обитателями водоема.  

Тема№6.  Чистые берега. Уборка берега реки Цны от мусора.

Тема №7.  Посади дерево. Озеленение пришкольной территории.

Тема №8. Подготовка почвы  на клумбах. Перекопка цветника.

Тема №9. Высадка цветочных культур в грунт. Практическая работа.

Раздел:    Природа и мы, мы и творчество.

Тема №1. Больше кислорода в наш общий дом. Озеленение спальных комнат.

Тема №2.И нет фантазии предела. Изготовление поделок из природного материала.

Тема№3.  Краски осени. Выставка рисунков

Тема №4.  Кормушка. Изготовление кормушек для зимующих птиц.

Тема №5.  Зимние узоры. Конкурс рисунка.

Тема №6. Посев семян цветочных культур. Практическая работа.

Тема №7. Влияние света, воды и температуры на рост и развитие растений. Фенологические изменения.

        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Раздел

Формы

занятий

Приемы и

методы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

Раздел 1.  Уникальный мир природы.

Беседа,   мозговой штурм,  викторина, игра.

Словесные-беседа,  объяснение, рассказ.

Практические -тренинг, викторины, игры.

Наглядные –   показ   презентаций.

ИКТ.      

Разработки мероприятий,   презентации  тесты.  

Репродукции

произведений

художников.

 .

  Книги, брошюры.

Компьютер.

Карточки с заданиями

Конкурс, коллективная рефлексия. Опрос.

Раздел 2.

В гостях у природы

Экскурсии,

акции.

 

Словесные – беседа, обсуждения. Наглядные –      экскурсии,    наблюдение.

Практические-выполнение  заданий.

Реальные обьекты природы.

Тетради, ручки. Хоз. инвентарь.

Коллективная рефлексия,  самостоятельная работа,   Оформление цветника.      

Раздел 3.  

Экология и мы, мы и творчество.

Выставки, конкурсы, практическая работа.

Словесные – беседа рассказ, обсуждения. Наглядные –  показ иллюстраций, рисунков.

Практические -  работа с природным материалом, с рисунком.

Наблюдение.

Наглядный материал, картины, рисунки.

Природный материал, посадочный.

Картон, коробки.

Краски, карандаши, альбом.    

Коллективная рефлексия,

выставка рисунков, поделок.

 .      

                                                        Литература

Для педагога

Мансурова, СЕ. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс / СЕ. Мансурова, О.А. Шклярова. — М. : СПб. : Виктория плюс, 2006.
Мурох,В.И.
                                                                                                                      Наш зеленый исцеляющий друг / В.И. Мурох, Л.И. Стекольников. — Минск : Ураджай, 1987

Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры [Текст]/ М. И. Нагибина - Ярославль

Колесников С. И. Экологические основы природопользования: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.  -304 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего полного образования [Электронный ресурс] - режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/2365 

ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.21/fgos.150415/st.1/index.php 

Прохоров Б.Б. Экология человека: Учебник для студентов вузов. — 5-е издание, стереотипное. — М.: Академия, 2010          

Игнатьева, И.П. Конюшко, В.С. Природа служит человеку.                                               Для детей

Браул В. Настольная книга любителя природы. Л. 1985г.

Велек Й.  Что должен знать и уметь юный защитник природы – прогресс 1983г.

Верзилин Н.М. «Путешествия с домашними растениями», Л., 1980г.

Дмитриев Ю. Соседи по планете М.1981г.

Зверев И.Д. «Экологическое образование школьников», Москва, 1983г.

Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», Ярославль, 1998г.

Ремизова Г.Л. Войди в зеленый мир – М. Просвещение 1995г.

Суравегина  И. Экология и мир Москва 1994г.

Чижова В.П. «Учебные тропы природы», Москва, 1989г.

Цветкова И.В. «Экология для младших школьников», Ярославль, 1997г.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогическая направленности "Страноведение"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Страноведение" направлена углубление знания учащихся в языке и расширении их знаний в области ге...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "ОСНОВЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Рабочая программа по английскому языку для детей 5-7 лет, главной целью которой является обучение элементарным навыкам общения на английском языке, расширение английского словарного запаса. Прогр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Данная программа направлена на обучение коммуникативным навыкам (говорение, письмо, чтение аудирование ) на английском языке , расширение английского словарного запаса с учётом возможностей и пот...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...