ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный лингвист»
рабочая программа по русскому языку (5, 6 класс) на тему
Программа содержит пояснительную записку, цели и задачи курса, обосновывает актуальность выбора направленности, всключает в себя планируемые результаты обучения, содержание курса и календарно-тематическое планирование. Работа по курсу предполагает расширение знаний учащихся по разделам языкознания и углубление по отдельным темам и имеет практическую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_lingvist.docx | 51.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1980»
Принята на заседании «УТВЕРЖДАЮ»
педагогического совета Директор ГБОУ СОШ №1980
ГБОУ СОШ №1980 Сибилёв И.В.
Протокол №_1_от 29 августа 2016г. ____________________
(подпись)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Юный лингвист»
Уровень программы: ознакомительный
Вид деятельности: «Русский язык»
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Федотова Марина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Москва, 2016 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Юный лингвист» для 5-6 классов составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей. Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка.
Актуальность программы
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Однако в последние годы и педагоги, и родительская общественность отмечают, что среди учащихся старших классов резко падает уровень языковой культуры. Дети мало читают, не умеют в письменной форме излагать свои мысли, допускают большое количество ошибок как на письме, так и в устной речи. Уроков русского языка явно недостаточно для того, чтобы сформировать у старшеклассников культуру устной и письменной речи, поэтому большую помощь может оказать правильно организованная внеурочная деятельность по русскому языку.
Внеурочная работа должна способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогая ученикам лучше усвоить программный материал, совершенствовать навыки анализа различных фактов языка, расширять лингвистический кругозор школьников, воспитывать языковое чутье, развивать творческие возможности, повышать общую языковую культуру учащихся. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремлению настойчиво овладеть этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку.
Цель программы: воспитание потребности к изучению русского языка, повышение языковой культуры и развитие основных языковых компетенций учащихся основной школы.
Задачи программы
Обучающие:
- Вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
- Развитие познавательной активности и самостоятельности школьников.
- Повышение мотивации к изучению родного языка.
- Формирование коммуникативной культуры.
Воспитывающие
- Воспитание интереса и уважения к родному языку.
- Обеспечение духовной, культурной и социальной преемственности поколений.
- Формирование личности обучающихся, что является принципиальным условием её самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Развивающие
- Развитие основных процессов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация).
- Развитие устной и письменной речи, творческих возможностей обучающихся, умений применять полученные знания на практике.
- Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы и проектной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Юный лингвист» реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода и расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного языковедческого материала.
Принципы реализации программы:
- непрерывность воспитания и образования обучающихся;
- доступность обучения, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
- связь обучения и воспитания с жизнью;
Планируемые результаты
В процессе освоения программы у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении и языковом общении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:
- повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
- развитие интеллектуального потенциала школьников;
- повышение уровня речевой грамотности и общей языковой культуры обучающихся;
- развитие личности выпускников основной школы.
Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:
Второй уровень результатов:
- участие школьников в классных и школьных олимпиадах, внеклассных мероприятиях по русскому языку;
- заинтересованность в развитии своих творческих способностей.
Третий уровень результатов:
- приобретение опыта самостоятельного поиска информации в разных источниках;
- участие в олимпиадах, конкурсах муниципального и регионального уровня.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Программа рассчитана на обучающихся 5-6 классов по 3 часа в неделю, программа реализуется за 102 часа.
Содержание программы
1 год обучения (102ч)
Введение. Языкознание — удивительная наука. (1ч)
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия. Интонация.) (10 ч)
Язык и речь – чудо из чудес.
Слышится и пишется. Правильно ли мы говорим.
«Пульс» в слове. Какова роль интонации в устной речи
Обобщающее занятие «Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование.) (15 ч)
«Смотри в корень». О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Суффиксы и их значения.
Строение слога. Перенос слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
«Чужие» слова. Сказочные превращения.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел 3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (16ч)
Происхождение и развитие письма. Зачем нужно знать алфавит.
Приятное соседство звуков.
«Дойти до точки». Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.
А всё-таки она хорошая! (принципы русской орфографии) Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Этимология. Лексика. Фразеология) (29 ч)
На какие группы делится словарный состав русского языка.
Этимология — наука о происхождении слов.
Омонимы и многозначность. Омоформы, омофоны, омографы. Явлении синонимии в русском языке.
Как вас зовут? (имена, фамилии, прозвища). Где вы живёте? (топонимика)
В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
О чём рассказывают фразеологизмы.
Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Толковые словари русского языка.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел 5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (26 ч)
. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Стойкость существительных. Имя существительное как средство связи предложений. Семь падежей имени существительного.
Всего полно: чулочки-носочки (категория числа)
Живость глагола. Цветные сны. Глаголы звуков и цветов
Преданность прилагательных. Прилагательные-эпитеты.
Употребление местоимений.
Посчитаем-почитаем ( имя числительное)
Грамматике учиться всегда пригодится.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6. Речевой этикет.(3 ч)
Правила речевого этикета.
Поведение человека и культура общения.
Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7. Обобщающие занятия. (2ч)
Аукцион знаний.
Лингвистический праздник «По силе разума»
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник
На занятиях проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Дата проведения | Наименования разделов и тем | Теоретическая часть | Практическая часть |
1 | Введение. Языкознание- удивительная наука. | 1 | ||
Раздел 1. Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия. Интонация.) 10 ч. | ||||
2-3 | Язык и речь – чудо из чудес. | 1 | 1 | |
4-6 | Слышится и пишется. | 1 | 2 | |
7-8 | Всегда ли мы правильно говорим? | 2 | ||
9-10 | «Пульс» в слове. Какова роль интонации в устной речи | 1 | 1 | |
11 | Обобщающее занятие «Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает» | 1 | ||
Раздел 2. Загадки русского словообразования. 15 ч. | ||||
12-14 | «Смотри в корень». О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | 1 | 2 | |
15-16 | Строение слога. Перенос слов. | 1 | 1 | |
17-19 | Суффиксы и их значения. | 1 | 2 | |
20-21 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | 1 | 1 | |
22-23 | «Чужие» слова | 1 | 1 | |
24-26 | Сказочные превращения. | 1 | 2 | |
Раздел 3. Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) 16.ч. | ||||
27 | Происхождение и развитие письма. | 1 | ||
28 | Зачем нужно знать алфавит. | 1 | ||
29-30 | Приятное соседство звуков. | 1 | 1 | |
31-34 | «Дойти до точки». Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | 1 | 3 | |
35-38 | А всё-таки она хорошая! (принципы русской орфографии) | 1 | 3 | |
39-41 | Не пером пишут – умом. Тайны письма. | 3 | ||
42 | Бенефис знаний. | 1 | ||
Раздел 4. Тайны русского слова. (Этимология. Лексика. Фразеология) 29 ч. | ||||
43 | На какие группы делится словарный состав русского языка | 1 | ||
44-46 | Этимология — наука о происхождении слов. | 1 | 2 | |
47-48 | Омонимы и многозначность. | 1 | 1 | |
49-50 | Омоформы, омофоны. Омографы. | 1 | 1 | |
51-54 | Явление синонимии в русском языке. | 1 | 3 | |
55-57 | Как вас зовут? (имена, фамилии, прозвища) | 1 | 2 | |
58-60 | Где вы живёте? (топонимика) | 1 | 2 | |
61-63 | В чём особенность употребления слова в художественном тексте. | 1 | 2 | |
64-66 | О чём рассказывают фразеологизмы | 1 | 2 | |
67-68 | Фразеология в художественных произведениях. | 2 | ||
69-70 | Словари русского языка. | 1 | 1 | |
71 | Обобщение по теме. | 1 | ||
Раздел 5. Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) 26 ч. | ||||
72-74 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. | 1 | 2 | |
75-76 | Стойкость существительных | 1 | 1 | |
77 | Имя существительное как средство связи предложений. | 1 | ||
78 | Семь падежей имени существительного. | 1 | ||
79-80 | Всего полно: чулочки-носочки (категория числа) | 2 | ||
81-83 | Живость глагола | 1 | 2 | |
84-85 | Цветные сны. Глаголы звуков и цветов | 2 | ||
86-87 | Преданность прилагательных. | 1 | 1 | |
88-89 | Прилагательные-эпитеты | 1 | 1 | |
90-92 | Употребление местоимений . | 1 | 1 | |
93-96 | Посчитаем-почитаем (имя числительное) | 1 | 3 | |
97 | Грамматике учиться всегда пригодится. | 1 | ||
Раздел 6. Речевой этикет. 3 ч. | ||||
98 | Правила речевого этикета. | 1 | ||
99 | Поведение человека и культура общения. | 1 | ||
100 | Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми. | 1 | ||
Раздел 7. Обобщающие занятия. 2ч. | ||||
101 | Аукцион знаний. | 1 | ||
102 | Лингвистический праздник «По силе разума» | 1 |
Список литературы для учителя
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000г
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011. – 192с.
- Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005 г.
- Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
- Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г
- Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
8. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 кл.М.: Просвещение, 2009 г.
Список литературы для учащихся
- Иванова В.А., Потиха З.А. Занимательно о русском языке. Москва. Дрофа.2008
- Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007
- Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981
- Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа культурологической направленности «Клуб лингвистов»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа культурологической направленности «Клуб лингвистов»...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...