Методическая разработка "Рабочая программа Обществознание 9 класс по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеевой 68 часов"
методическая разработка по обществознанию (9 класс)
Здесь предствлена рабочая программа по обществознанию 9 класс по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеевой 68 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obshchestvoznanie_l._n._bogolyubov_a._i._matveeva_9_klass_68_chasov.docx | 46.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа гимназия №524
Московского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО: | Принято: | УТВЕРЖДАЮ: |
| |
Заседание МО протокол № ___от _____ | Педагогический совет протокол № ____от_______ | Директор ГБОУ гимназия №524 _______О.В. Водолазко приказ № ______ от ____________ |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по обществознанию
для учащихся 9 класса
СОСТАВИТЕЛЬ:
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Батуева Заргана Едиловна
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
- Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 (ред. от 17.07.2013) «Об образовании в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 26.06.2013).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12. 2010 г., зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011 г).
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г №1897 (далее – ФГОС ООО) (для 5-7 классов, а также для 8-9 классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2016-2017 учебном году).
- Приказ МОиН РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 187».
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.04.2014 № 03-20-1424/14-0 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные образовательные программы, на 2014/2015 учебный год».
- «Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 класс».- М., Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват.организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2014.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 декабря 2016 г. N 08-2655 "О рассмотрении обращения».
- Учебный план ГБОУ гимназии №524 Московского района СПб на 2019 – 2020 учебный год.
- Устав (новая редакция) ГБОУ гимназии №524 Московского района СПб (утверждено КО СПб 07.-9.2011г. № 1757-р).
1.2.Рабочая программа составлена:
- на основе Федерального государственного образовательного стандарта осинового общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова;
-ориентирована на работу с учебно-методическим комплексом:Обществознание. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова/Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Н.И. Городецкая – М. : Просвещение, 2016.
1.3.Учебно-методический комплект
Школа – общеобразовательное учреждение, реализующее образовательную программу основного общего и среднего общего образования.
В ходе реализации программы учебного предмета «Обществознание» используется учебник: Обществознание. 9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лабезниковой – М. : Просвещение, 2017.
1.4. Количество часов. Место и роль учебного курса в учебном плане ОУ
Предмет «Обществознание» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах. Место предмета «Обществознание» в учебном плане ГБОУ гимназии №524 определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, предусматривающего обязательное изучение обществознания в 9 классе – 68 часов, 2 часа в неделю. Данный учебный предмет опирается на знания учащихся, полученные ими на уроках литературы, географии, биологии, др. предметов.
1.5. Специфика класса (Приложение №2).
1.6. Планируемые результаты
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» в 9 классе являются следующие умения:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные умения
Познавательные УУД
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение.
- Средством формированияпознавательных УУД служат продуктивные к каждому тексту учебника и через обобщенный алгоритм работы с продуктивными заданиями.
Регулятивные УУД
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- Средством формированиярегулятивных УУД служат проблемно-диалогическая технология, инструменты реализации которой (проблемные ситуации, тексты и задания для открытия нового) заложены в методический аппарат учебника.
Коммуникативные УУД
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Формирование коммуникативных УУД происходит через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения, т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации); через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к различным историческим явлениям; через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции, продуктивные задания разных линий развития к каждому тексту учебника и через обобщенный алгоритм работы с продуктивными заданиями.
Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
Умение понимать связи между людьми в обществе:
- добывать и критически оценивать информацию;
- систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы;
- обобщать;
- группировать.
- сравнивать факты, явления и понятия.
- устанавливать причинно-следственные связи.
Умение занимать свою позицию в обществе:
- определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам.
- принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
- уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.
Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:
- успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.
Ученик научиться:
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
2.1. Содержание учебного предмета «Обществознание»
9 класс - 68 часов
Введение (1ч.)
Политика (23 ч.).
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.
Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности.
Развитие демократии в современном мире.
Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Референдум. Выборы в Российской Федерации. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Право (40 ч.).
Право и его роль в жизни общества и государства.
Принципы права. Субъекты права.
Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления).
Система законодательства. Правовая информация.
Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и принципы юридической ответственности. Правомерное поведение.
Понятие прав, свобод и обязанностей.
Презумпция невиновности.
Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Народовластие.
Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.
Конституционные основы судебной системы Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Гражданство. Понятие гражданства Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Жилищные правоотношения.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний.
Пределы допустимой самообороны.
Итоговое повторение (3 ч.)
Резерв (1 ч.)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Политика | 23 |
3 | Право | 40 |
4 | Повторение | 3 |
5 | Резерв | 1 |
Итого | 68 |
Тематическое планирование
№ урока в году | № урока в теме | Тема урока | Коли-чество часов | Виды контроля |
1 | 1 | Введение | 1 | - |
Тема 1. Политика – 23 часа | ||||
2-4 | 1-3 | Политика и власть | 3 | Текущий контроль (практические задания к параграфу) |
5-7 | 4-6 | Государство | 3 | Текущий контроль (практические задания к параграфу) |
8-10 | 7-9 | Политические режимы | 3 | Текущий контроль (практические задания к параграфу) |
11 | 10 | Урок-практикум | 1 | Текущий контроль (практические задания к параграфу) |
12-13 | 11-12 | Правовое государство | 2 | Текущий контроль (практические задания к параграфу) |
14-15 | 13-14 | Гражданское общество и государство | 2 | Текущий контроль (записи в тетради) |
16-17 | 15-16 | Участие граждан в политической жизни | 2 | Текущий контроль (записи в тетради) |
18-20 | 17-19 | Политические партии и движения | 3 | Текущий контроль (практические задания к параграфу) |
21-22 | 20-21 | Гражданин – человек, имеющий права | 2 | Текущий контроль (записи в тетради) |
23 | 22 | Урок – практикум | 1 | Текущий контроль (опрос) |
24 | 23 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | Промежуточный контроль: контрольная работа по теме «Политика» |
Тема 2. Право – 40 часов | ||||
25 | 1 | Роль права в жизни в общества и государства | 1 | Текущий контроль (конспект) |
26-28 | 2-4 | Правоотношения и субъекты права | 3 | Текущий контроль (практические задания к параграфу) |
29-31 | 5-7 | Правоотношения и юридическая ответственность | 3 | Текущий контроль (практические задания к параграфу) |
32-33 | 8-9 | Правоохранительные органы | 2 | Текущий контроль (конспект) |
34 | 10 | Урок-практикум | 1 | Текущий контроль (опрос) |
35-38 | 11-14 | Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. | 4 | Текущий контроль (практические задания к параграфу) |
39-40 | 15-16 | Права и свободы человека и гражданина | 2 | Текущий контроль (практические задания к параграфу) |
41-43 | 17-19 | Гражданские правоотношения | 3 | Текущий контроль (конспект) |
44-46 | 20-22 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 3 | Текущий контроль (доклады учащихся) |
47-48 | 23-24 | Социальные права | 2 | Текущий контроль (практические задания к параграфу) |
49 | 25 | Урок-практикум | 1 | Текущий контроль (конспект) |
50-52 | 26-28 | Семейные правоотношения | 3 | Текущий контроль (практические задания к параграфу) |
53-55 | 29-31 | Административные правоотношения | 3 | Текущий контроль (практические задания к параграфу) |
56-58 | 32-34 | Уголовно-правовые отношения | 3 | Текущий контроль (доклады учащихся) |
59-60 | 35-36 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 2 | Текущий контроль (практические задания к параграфу) |
61 | 37 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | Текущий контроль (конспект) |
62-63 | 38-39 | Право в жизни человека | 2 | Текущий контроль (конспект) |
64 | 40 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | Промежуточный контроль: контрольная работа по теме «Право» |
65 | - | Итоговое повторение и обобщение по теме «Политика» | 1 | Итоговый контроль |
66 | - | Итоговое повторение и обобщение по теме «Право» | 1 | Итоговый контроль |
67 | - | Итоговое повторение и обобщение по всему курсу | 1 | Итоговый контроль |
68 | - | Резерв | 1 | - |
2.2.Перечень учебно-методического обеспечения
Обществознание. 9 класс
Для учителя
- Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2017.
- Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М. : Просвещение, 2017.
Дополнительная литература для учителя:
1. Обществознание. 9 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2017.
2. Обществознание в схемах и таблицах: 8-11 ФГОС /Р.Н. Лебедева – М. : Издательство «Экзамен», 2017.
3. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
4. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. :Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Для учащихся
1. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразовательных организацийБоголюбов Л.Н.,Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н.,Лазебниковой А.Ю., Матвеева А.И.Обществознание . Учебник для 9 класса. М. :Просвещение, 2017.
Дополнительная литература для учащихся (рекомендовано):
1. Решу ОГЭ. Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др. Тесты и задания по обществознанию. М. 2016.
2. Сазонова Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г.Г. Сазонова. – М. : Виктория Плюс, 2007.
2. Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., 2015.
3. Человек, природа, общество: Учеб.пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин./Под ред. Л. Н. Боголюбова иЛ. Ф. Ивановой.— М., 2015.
Интернет-ресурсы:
Презентации:
- http://ppt.3dn.ru
- http://www.powerpoint-ppt.ru
- http://www.history.lact.ru
- http://mirppt.ucoz.ru
Информационно-аналитические сайты по обществознанию:
- http://www.mshr-ngo.ru
- http://be.economicus.ru
- http://www.seprava.ru
- http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/40.doc
ТСО
- мультимедийный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран проекционный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 8 класс к учебнику под редакцией Боголюбова
Данная программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса по учебнику Л.Н. Боголюбова
Данная рабочая программа предназначена для учителей обществознания , работающих по УМК Л.Н.Боголюбова...
Рабочая программа по обществознанию для 5 и 6 классов к учебнику Л.Н. Боголюбова...
Рабочая программа по обществознанию для 5 и 6 классов к учебнику Л.Н. Боголюбова......
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику Л.Н.Боголюбова
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику Л.Н.Боголюбова сставлена с учётом требований ФГОС ООО на 1 час в неделю, 34 часа в год. Программа включает пояснительную записку и календарн...
Рабочая программа "Обществознание" 7 класс к учебнику под ред. Боголюбова
Состоит из пояснительной записки и поурочно-тематического планирования к учебнику Боголюбова Л.Н. Ивановой Т.Ф. "Обществознание 7 класс" М. "Просвещение 2014г. ФГОС...
Религия и религиозные организации. Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова.
Данная разработка содержит презентацию к уроку, которая является стержнем урока. В презентации содержатся конкретные приёмы учебной деятельности учащихся на данном уроке и дополн...
Рабочая программа Обществознание 8 класс по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др
Здесь представлена рабочая программа по убенику Обществознание. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова и др. ...