Рабочая программа "Обществознание" 7 класс к учебнику под ред. Боголюбова
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему
Состоит из пояснительной записки и поурочно-тематического планирования к учебнику Боголюбова Л.Н. Ивановой Т.Ф. "Обществознание 7 класс" М. "Просвещение 2014г. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПТП | 41.39 КБ |
Пояснительная записка | 37.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Поурочно-тематическое планирование по обществознанию для 7 класса
№ | Раздел, тема | Тип урока | Основные элементы содержания | Планируемые результаты (научатся/получат возможность научиться) | Универсальные учебные действия | Примечания | ||||||||
1 | Введение. Курс обществознания: особенности и формы работы | Вводный урок/Теор | Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе | Анализировать учебник | Предметные: познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Метапредмктные: наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности Личностные: мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни обществ | |||||||||
2 | Тема 1. Человек и закон (15 ч) Что значит жить по правилам | Урок изучения новых знаний/ теор | Социальные нормы и правила общественной жизни. | Работе в группах по заданиям. | Предметные: научатся называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета
| |||||||||
3 | Что значит жить по правилам | Комбинирован ный урок/Практ. | Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры . | Составлению и защите правил и норм в предложенных ситуациях | Метапредметные: Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | |||||||||
4 | Права и обязанности граждан | Урок изучения новых знаний/ Теор. | Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.. | Составлению таблицы «Гражданские и политические права». | Предметные: научатся определять, как права человека связаны с его потребностями, какие группы прав существуют, что означает выражение «права человека закреплены в законе» Метапредметные: Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в т.ч и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. | |||||||||
5 | Права и обязанности граждан | Комбинирован ный урок/ Практ. | Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних | Работе с документами. Составлению словарика темы | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания. | |||||||||
6 | Почему важно соблюдать закон | Комбинирован ный урок/ Практ | Необходимость соблюдения законов. | Работе в группах по карточкам. Разбору и анализу документов | Предметные: научатся определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, почему свобода не может быть безграничной. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. | |||||||||
7 | Почему важно соблюдать закон | Комбинирован ный урок/ Теор. | Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость . | Разбору и анализу документов | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий. Личностные: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания. | |||||||||
8 | Защита Отечества | Урок-лекция/Практ. | Защита Отечества. Долг и обязанность. | Составлению словарика темы. Работе в группах по заданиям (анализу материалов) | Предметные: научатся определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе, отличия военной службы по призыву от службы по контракту, основные обязанности военнослужащих, как готовить себя к выполнению воинского долга. Метапредметные: Познавательные: анализируют вопросы, формулируют ответы. | |||||||||
9 | Защита Отечества | Комбинирован ный урок/ Теор. | Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга | Работе в группах по заданиям (анализу материалов) | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели, ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно. Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. | |||||||||
10 | Что такое дисциплина | Урок изучения новых знаний/Теор. | Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина.
| Составлению словарика темы. | Предметные: научатся определять, что такое дисциплина, ее виды и ответственность за несоблюдение. Метапредметные: Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | |||||||||
11 | Что такое дисциплина | Комбинирован ный урок/ Практ. | Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание | Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Личностные: определяют целостный социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. | |||||||||
12 | Виновен - отвечай | Урок изучения новых знаний/ Теор. | Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. | Работе с нормативно-правовыми документами, | Предметные: научатся определять, кого называют законопослушным человеком, признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних Метапредметные: Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. | |||||||||
13 | Виновен - отвечай | Комбинирова нный урок/Практ. | Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних | Составлению словарика темы, схемы «Виды правонарушений», таблицы «Признаки преступления» | Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном решении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем при изучении материала. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | |||||||||
14 | Кто стоит на страже закона | Урок изучения новых знаний/ Теор. | Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. | Составлению схемы «Структура правоохранительных органов РФ» | Предметные: научатся определять, какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, какие органы называют правоохранительными, функции правоохранительных органов Метапредметные: Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. | |||||||||
15 | Кто стоит на страже закона | Комбинирова нный урок/ Практ. | Взаимоотношения органов государственной власти и граждан | Индивидуальной работе по заданию учителя. | Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: формулируют цель, планируют действия по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. | |||||||||
16 | Контрольная работа по теме: Человек и закон | Урок обобщения и систематизации знаний | Решать тестовые задания различного уровня сложности | Предметные: научатся работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами | ||||||||||
Тема 2. Человек и экономика 12ч. | ||||||||||||||
17 | Экономика и её основные участники | Урок-лекция/Теор. | Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители . | Составлять словарик темы, и схему «Сфера экономики» | Предметные: научатся определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики, как взаимодействуют основные участники экономики. Метапредметные: Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: формулируют цель, планируют деятельность по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деят. . | |||||||||
18 | Золотые руки работника | Комбинирова нный урок/ Теор. | Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда | Составлять схему «Факторы, влияющие на производительность труда» | Предметные: научатся определять, из чего складывается мастерство работника, чем определяется размер заработной платы. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Личностные: оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. | |||||||||
19 | Производство: затраты, выручка, прибыль | Урок-лекция/Теор. | Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. | Составлять словарик темы, | Предметные: научатся определять, какова роль разделения труда в развитии производства, что такое прибыль, виды затрат. Метапредметные: Познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач. | |||||||||
20 | Производство: затраты, выручка, прибыль | Комбинирова нный урок/ Практ. | Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя | Решать задачи на определение затрат, выручки прибыли | Коммуникативные: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: планируют цели и способы взаимодействия. Личностные: сравнивают разные типы заданий, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | |||||||||
21 | Виды и формы бизнеса | Урок с элементами беседы/Теор. | Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя. | Составлять словарик темы, | Предметные: научатся определять, в каких формах можно организовать бизнес, каковы виды бизнеса, роль бизнеса в экономике Метапредметные: Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: распределяют функции и роли в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий. Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | |||||||||
22 | Обмен, торговля, реклама | Комбинирова нный урок/ Теор. | Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. | Моделировать заданную ситуацию, анализировать ее. | Предметные: научатся определять, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего нужна реклама товаров и услуг Метапредметные: Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. | |||||||||
23 | Обмен, торговля, реклама | Комбинирова нный урок/ Практ. | . Торговля и её формы. Реклама в современной экономике. | Работе в группе на заданную тему: разработать рекламу | Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование других т.з. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. | |||||||||
24 | Деньги и их функции | Урок-лекция/Теор. | Деньги. Основные виды денег | Составлять схему «Функции денег», словарик темы | Предметные: научатся давать определение понятию «деньги», определять их функции Метапредметные: Познавательные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, товарищей. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | |||||||||
25 | Деньги и их функции | Комбинирова нный урок/ Практ. | Исторические формы эквивалента стоимости. | Решать задачи | Регулятивные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Личностные: проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | |||||||||
26 | Экономика семьи | Урок изучения новых знаний/Теор. | Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. | Рассчитывать семейный бюджет по заданным параметрам . | Предметные: научатся определять, что такое ресурсы семьи, составлять бюджет семьи. Метапредметные: Познавательные: находят нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. | |||||||||
27 | Экономика семьи | Комбинирова нный урок/ Практ. | Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам | Составлять таблицу «Формы страхования»» | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане. Личностные: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своей успешности. | |||||||||
28 | Контрольная работ по теме: Человек и экономика | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщить знания и расширить опыт решения задач по изучаемой теме. | Выполнять проблемные задания. | Предметные: научатся работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами | |||||||||
Тема 3. Человек и природа 4 часа | ||||||||||||||
29 | Воздействие человека на природу | Урок с элементами беседы/Теор. | Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды. | Сост. Табл. «Воздействие человека на биосферу» | Предметные: научатся определять, что такое экологическая угроза, характеризовать воздействие человека на природу. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективом обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия. Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им. | |||||||||
30 | Охранять природу – значит охранять жизнь | Комбинирова нный урок/ Практ. | Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. | Писать мини эссе по теме | Предметные: научатся давать определение понятия «экологическая мораль», характеризовать правила экологической морали Метапредметные: Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Личностные: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. | |||||||||
31 | Закон на страже природы | Урок-лекция/Теор. | Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности. | Составлять словарик темы, | Предметные: научатся определять, какие законы стоят на страже охраны природы Метапредметные: Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Личностные: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. | |||||||||
32 | Учимся беречь природу | Комбинирова нный урок/ Практ. | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. | Выполнять проблемные задания | Предметные: научатся анализировать свое отношение к окружающей среде Метапредметные: Познавательные: находят нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане. Личностные: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своей успешности. | |||||||||
33 | Итоговое повторение по теме: Человек и закон | урок систематизации и обобщения знаний и умений /урок контроля знаний и умений
| Провести диагностику результатов обучения в 7 классе. | Выполнять тестовые задания, решать задачи, писать понятийный диктант | Предметные: научатся определять все термины и понятия за курс 7 класса. | |||||||||
34 | Итоговое повторение по теме: Человек и экономика | урок систематизации и обобщения знаний и умений /урок контроля знаний и умений | Провести диагностику результатов обучения в 7 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 8 классе . | Решать тестовые задания, задачи, понятийный диктант | Предметные: научатся определять все термины и понятия за курс 7 класса. |
Корректировка рабочей программы производится в соответствии с приложением №1
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 519
Московского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО на Педагогическом совете ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга протокол № 11 от «31» августа 2017 года | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга __________ Г.А.Ткачева приказ № 87 о/д от «31» августа 2017 года | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
для 7 класса
уровень базовый
срок реализации программы
2017/ 2018 учебный год
учитель
Фрегин И.Н.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ – 273).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в редакции от 21.04.2016).
4. Устав образовательного учреждения.
5.Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС ООО) ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт- Петербурга
6. Локальные акты образовательного учреждения.
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по обществознанию. Она адресована учащимся 7-х классов.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 170 часов для обязательного изучения учебного предмета "Обществознание" на этапе основного общего образования. В том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Место и роль курса в обучении
«Обществознание» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные.
Первый этап (V-VI кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Второй этап (VII-IX кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.
Цели учебного предмета для каждой ступени обучения
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний, об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Планируемые результаты
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
5-9 класс:
Рубрика "Знать/понимать" включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика "Уметь" включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.
В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников
Требования к уровню подготовки учащихся по обществознанию – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностными результатами учащихся основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания учащимися основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
УМК
предмет | уровень | автор программы | учебники |
Обществознание | базовый | Боголюбов Л.Н. Городецкая Н.И. Иванова Л.Ф. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова 5-9-кл. « Просвещение» 2014 ФГОС | Л.Н.Боголюов, Л.Ф. Иванова «Обществознание 7 класс» М. «Просвешение» 2014г |
Цифровые образовательные ресурсы
http://www.alleng.ru/edu/inform.htm - Энциклопедии, словари, справочники.
http://school-sector.relarn.ru/prava/ - Права и дети в Интернете.
http://ombudsmanrf.org/ - Уполномоченный по правам человека в РФ
http://www.alleng.ru/edu/social.htm - ОР Интернета обществознание.
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
https://www.google.ru/search?q – московская школа прав человека
www.gimnazia22.ru/assets/files/.../deklaracia_prav.doc - Декларация прав школьника
http://edu.garant.ru/education/army/1/ - Защита Отечества – конституционная обязанность гражданина России
Формы контроля
К контролю в обучении предъявляются следующие требования: систематичность, объективность, педагогическая тактичность, разнообразие используемых методов и форм контроля, экономичность по временным затратам.
С учетом разноуровневой подготовки обучающихся учителем могут быть использованы следующие формы текущего контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный.
Для выявления степени усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями учитель может применять следующие методы контроля:
- устный опрос индивидуальный, фронтальный, комбинированный;
- письменные работы: диктант, сочинение, отчет, к/р, графические работы;
- зачеты;
- тесты и пр.
Характеристика класса: данная программа составлена с учетом разноуровневой подготовки учащихся.
Содержание программы
Введение – 1 час
Тема 1. Человек и закон. (15 ч).
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек и экономика (12 часов).
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Тема 3. Человек и природа (4 часа).
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпаемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговый модуль (2 часа).
Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
Возможные темы проектов: стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.
1. Знай свои права (пособие для подростка).
2. Защита правопорядка.
3. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).
4. Бизнес (иллюстрированный словарь).
5. Как работает современный рынок.
6. Человек долга — кто он, каков он?
7. Растения и животные Красной книги.
Учебно-тематический план
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА | ЧАСЫ | К/Р,ТЕСТЫ |
ВВЕДЕНИЕ | 1 | |
ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН | 15 | 1 |
ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА | 12 | 1 |
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА | 4 | |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | 2 | 1/2 |
ИТОГО | 34 | 3/4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам обществознания в 6 классе (к учебнику Л.Н.Боголюбова)
Презентации к каждому уроку....
Рабочая программа по обществознанию 8 класс к учебнику под редакцией Боголюбова
Данная программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса по учебнику Л.Н. Боголюбова
Данная рабочая программа предназначена для учителей обществознания , работающих по УМК Л.Н.Боголюбова...
Рабочая программа по обществознанию для 5 и 6 классов к учебнику Л.Н. Боголюбова...
Рабочая программа по обществознанию для 5 и 6 классов к учебнику Л.Н. Боголюбова......
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику Л.Н.Боголюбова
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику Л.Н.Боголюбова сставлена с учётом требований ФГОС ООО на 1 час в неделю, 34 часа в год. Программа включает пояснительную записку и календарн...
Методическая разработка "Рабочая программа Обществознание 9 класс по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеевой 68 часов"
Здесь предствлена рабочая программа по обществознанию 9 класс по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеевой 68 часов...
Рабочая программа Обществознание 8 класс по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др
Здесь представлена рабочая программа по убенику Обществознание. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова и др. ...