Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана для обучения обществознанию школьников в российских общеобразовательных учреждениях и гимназиях на основе линии учебно-методического комплекта «Обществознание» авторов Л. Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. Настоящая программа отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по обществознанию, и соотносятся с действующей примерной программой по обществознанию в общеобразовательной школе (2009).
Рабочая программа ориентирована на использование УМК: - Обществознание. Учебник. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, 7 класс М.:Просвещение, 2010
- Обществознание. Рабочая тетрадь. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, 7 класс М.:Просвещение, 2012
- Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс . Под ред. Л.Ф.Ивановой , М.:Просвещение, 2010
Вид реализуемой рабочей программы: данная рабочая программа составлена для основной общеобразовательной школы.
Срок освоения: 2016 – 2017 учебный год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение обществоведения в 7 классе – это второй этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся. В курсе 7 класса изучаются два направления – человек и закон, человек и экономика.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Задача курса: - помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность;
- осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли;
- учиться их адекватному осуществлению, в рамках нормативной ответственности.
В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли, различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях: семье, в классе, в кругу друзей. Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях, проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается связь между человеком и государством.
Цели обучения. - создание условий для социализации личности;
- формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Развитие коммуникативной компетенции в процессе социализации личности: - становление личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, проявляющихся в процессе межличностных отношений;
- формирование критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
- утверждение нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации в обществе.
Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала социально-экономических наук: - воспитание и формирование у учащихся гражданской позиции, потребности изучения общественных наук, как будущего средства общения самореализации и социальной адаптации в мультикультурный мире, в условиях глобализации и международной интеграции, на основе осознания важности изучения наук входящих в комплекс обществознание, как средство общения и познания современного мира.
Формирование навыков и умений в процессе освоения знаний: - освоение знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Формирование универсальных учебных действий (умений): - самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;
- участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы;
- осуществлять поиск и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, фотодокументы)
- критически оценивать достоверность полученной информации.
Результаты обучения Результаты обучения обществознанию в 6 классе полностью соответствуют Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования и направлены на реализацию деятельного личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщение к социальным ценностям.
Реализация рабочей программы способствует: – развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; – воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ; – освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования; – овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства; – формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать: – биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; – тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов; – необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; – особенности социально-гуманитарного познания; уметь: – характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; – анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; – объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); – раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; – осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; – извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; – оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; – формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; – подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; – применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: – для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; – совершенствования собственной познавательной деятельности; – критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; – решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; – ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции; – предвидения возможных последствий определенных социальных действий; – оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; – реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; – осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане. В 7 классе на предмет «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) школьном плане отведено 34 учебных недели, 34 часа.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА Основное содержание курса
Тема 1. Человек среди людей (4 часа) Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 2. Человек и закон (14часов) Социальные ценности и нормы. Привычка, обычай, ритуал, обряд. Правила этикета и хорошие манеры. Социальная ответственность. Отклоняющиеся поведение. Наркомания и алкоголизм, их опасность для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Понятие прав, свобод и обязанностей гражданина. Права человека. Единство прав и обязанностей. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Почему важно соблюдать законы? Закон устанавливает порядок. Закон способствует справедливости. Закон устанавливает границы свободы. Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия? Военная служба. Готовить себя к исполнению военного долга. Что такое дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Виновен отвечай. Законопослушный человек. Противозаконно поведение. Закон наказывает нарушителя. Кто охраняет закон. На страже закона. Суд осуществляет правосудие. Полиция на страже правопорядка.
Тема 3. Человек и экономика (11часов) Экономика и её роль в жизни человека. Основные участники экономики. Производство, производительность труда. Что и как производить. Затраты, выручка. Прибыль. Золотые руки работника. Слагаемые мастерства работника. Каким бывает труд. Почему так необходимо в наше время повышение квалификации. Факторы влияющие на производительность труда. Заработная плата и стимулирование труда. Что такое трудовое денежное вознаграждение. Чем определяется его размер. Взаимосвязь количества и качества труда. Виды и формы бизнеса. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. Деньги. Появление деньг как всеобщего эквивалента. Основные виды денежных знаков. Деньги в прошлом и настоящем. Функции деньг. Инфляция. Экономика семьи. Понятие «бюджет». Семейный бюджет, реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство.
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу. - рабочая программа рассчитана на 34 часа (авторская программа – 35 ч.); сокращение объема учебного времени на 1 час объясняется количеством учебных недель по учебному плану школы; сокращение произведено за счет резервного времени предусмотренного авторской программой (5 часов); - из рабочей программы убрана тема 4 «Человек и природа», на изучение которой авторской программой отводится 4 часа в связи с тем, что данная тема была успешно освоена в 6 классе; освободившиеся часы выделены на более глубокое изучение темы 3 «Человек и экономика»; - в связи с наличием резервного времени, предусмотренного авторской программой в раздел 2 «Человек и закон» было добавлено 3 часа: 1 час на изучение темы «Этикет», тема обязательна для изучения, так как предусмотрена Стандартом основного общего образования по обществознанию, 1 час на более детальное изучение темы «Почему важно соблюдать законы», 1 час для более расширенного изучения темы «Защита Отечества»; - в авторской программе на изучение раздела 3 «Человек и экономика» предусмотрено 10 часов. Добавлен 1 час на повторительно-обобщающий урок; - 1 час введен на итоговое тестирование по предмету.
Учебно-тематический план № п/п | Наименование раздела | Количество часов | 1 | Введение | 1 | 2 | Человек среди л дей | 4 | 3 | Человек и закон | 14 | 4 | Человек и экономика | 14 | 5 | ПОУ | 1 |
| Итого | 34 |
Нормы оценки знаний по обществознанию Критерии и нормы устного ответа Оценка «5» ставится, если ученик показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки, работы с чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Оценка «4» ставится, если ученик показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. Оценка «3» ставится, если ученик усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки. Оценка «2» ставится, если ученик не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Оценка «1» Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. Полностью не усвоил материал. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы. Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта. 2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов. 2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей. Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Правильно выполняет не менее половины работы. 2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. 3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Оценка «2» ставится, если ученик: 1. Правильно выполняет менее половины письменной работы. 2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". 3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Оценка «1» ставится в случае: 1. Нет ответа. Примечание. — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы. Оценка «5» ставится, если: Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы., график Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт. 2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении. Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, 2, Начинает работу с помощью учителя; допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения. 3. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя. Оценка "2" ставится, если ученик: 1. Не определяет самостоятельно цель; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы. 2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; Оценка «1» ставится в случае: 1. Нет ответа. Общая классификация ошибок. При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся. Грубыми считаются ошибки: - незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, общепринятых символов,
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
К негрубым относятся ошибки: - неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;
- недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- орфографические и пунктуационные ошибки.
Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии. Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестирование, проверка качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д. Формы контроля: – тестирование; – задания на выявление операционных жизненных ситуаций; – моделирование жизненных ситуаций.
Технические средства обучения. Телевизор. Магнитофон. Компьютер
Календарно-тематический план по курсу «Обществознание»
№ | Разделы, темы, количество часов Тип урока | Понятия, термины | Элементы содержания | Вид деятельности ученика | Форма контроля | Домашнее задание | Даты проведения | план | факт | 1 | Урок 1. Вводный урок | Обществознание, гражданин | Предмет обществознания. Необходимость знать общество. | Сформировать представление о новом курсе, отрабатывать умения работать с текстом учебника, решать проблемные задания. Уметь ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника; выражать собственное отношение к изучению предмета | Опрос | Введение, стр. 3-6 |
|
| 2 | Урок 2. Отношения между людьми Урок изучения нового материала | Межличностные отношения | Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Человек и его ближайшее окружение. | Знать основные положения по теме урока: в чем состоят особенности межличностных отношений. Уметь характеризовать различные общественные группы, лидерские качества; определять собственные приоритеты в отношении принадлежности к общественной группе; отвечать на вопросы; находить в СМИ информацию по заданной теме; выполнять практические задания в группах | Письменные задания. Работа в группах по заданиям
| §1, вопр. № 1-4 стр. 18 |
|
| 3 | Урок 3. Ты и твои товарищи Урок изучения нового материала | Социальная группа, групповые нормы, санкции.
| Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Лидеры. Групповые нормы. Социальная ответственность | Знать основные положения по теме урока: что такое культура общения человека. Уметь анализировать; делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Устный опрос | §2 , рубрика «В классе и дома» стр. 30 |
|
| 4 | Урок 4. Зачем люди общаются? Урок-проблема | Общение | Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
| Знать основные положения по теме урока: почему без общения человек не может развиваться полноценно. Уметь определять цели и особенности общения со сверстниками; выполнять практические задания в группах | Опрос. Письменные задания. Работа в группах по заданиям
| § 3, эссе. Рубрика « В классе и дома», стр.41 |
|
| 5 | Урок 5. Почему нужно быть терпимым | Толерантность, агрессия, конфликты, избегание, лояльность | Сотрудничество. Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. | Знать основные положения по теме урока: как сохранить достоинство в конфликте. Уметь правильно вести себя в конфликтных ситуациях, преодолевать мирным путем негативные межличностные отношения; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ | Проверка эссе | § 4 Рубрика «В классе и дома» стр.54 |
|
| 6 | Уроки 6. Что значит жить по правилам Урок изучение нового материала | Социальные нормы, правило, привычка, обычаи, ритуалы, обряды, церемонии, традиции, санкции.
| Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Социальная ответственность
| Знать основные положения по теме урока: какие правила поведения людей существуют, что такое привычки, что такое обычаи и ритуалы. Уметь называть различные виды правил; приводить примеры индивидуальных и групповых привычек; высказывать свое мнение; работать с текстом учебника; отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Актуализация знаний по теме | § 5 «Рубрика в классе и дома» Стр.66
|
|
| 7 | Урок 7. Этикет Урок-практикум с элементами деловой игры | Правила поведения, этикет | Правила этикета и хорошие манеры. | Знать и объяснять понятия: этикет, манеры. Определять роль этикета в обществе, анализировать документ, участвовать в полемике Уметь анализировать текст, выделять главное, работать со схемой и таблицей, составлять памятку, план, участвовать в дискуссии | Устный опрос | § 5, пункты 3, вопрос 5 Мини-проект Составить правила этикета семиклассника |
|
| 8-9 | Уроки 8-9. Права и обязанности граждан Урок-практикум с элементами дискуссии | Права человека, закон, конвенция, Декларация, гражданские, политические права, культурные пра-ва, принцип.
| Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.
| Знать основные положения по теме урока: как права чело- века связаны с его потребностями; какие группы прав существуют; что означает выражение «права человека закреплены в законе»; что определяет границу прав человека; определения понятий: права человека, гражданские права, политические права и т. д. Уметь анализировать; делать выводы; отвечать на вопросы; находить в СМИ информацию по заданной теме | Устный опрос, проверка задания | § 6, задания 5,6,8 стр. 76-77 |
|
| 10-11 | Уроки 10- 11. Почему важно соблюдать законы. Урок-проблема | Закон, правомерное поведение, право | Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Необходимость соблюдения законов
| Знать основные положения по теме урока: почему человеческому обществу нужен порядок; каковы способы для установления порядка в обществе; в чем смысл справедливости; почему свобода не может быть безграничной; термины: свобода, закон, справедливость. Понимать важность соблюдения законности. Уметь сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме | Тестирование | § 7, вопросы, Задания №1-4, стр. 85-86 |
|
| 12-13 | Уроки 12-13. Защита Отечества Урок-портрет
| Регулярная армия, воинский долг | Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны | Знать основные положения по теме урока: защита Отечества – это священный долг и обязанность гражданина; почему нужна регулярная армия; в чем состоит обязательная подготовка к военной службе; в чем отличия военной службы по призыву от военной службы по контракту; каковы основные обязанности военнослужащих; как готовить себя к выполнению воинского долга; термины: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность. Понимать важность выполнения священного долга – службы в армии. Уметь анализировать; делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Опрос. Письменные задания. Работа в группах по заданиям. Беседа. Практическая работа
| § 8, задания №1-7 Стр. 95-96 Подготовить сообщение о подвигах солдат и офицеров в наши дни. |
|
| 14 | Урок 14. Что такое дисциплина. Урок-анализ
| Дисциплина, воля, самовоспитание, мораль, внешняя и внутренняя дисциплина, самоконтроль | Дисциплина- необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина.
| Знать основные положения по теме урока: что такое дисциплина, какая она бывает; каковы последствия нарушения дисциплины; термины: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; оценивать поступки людей в рамках изучаемой темы; приводить примеры различных ситуаций по заданной теме; выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения
| Решение практически задач | § 9 , задание №5,6 Стр. 108
|
|
| 15-16 | Уроки 15-16. Виновен – отвечай Урок-практикум | Противозаконное поведение, преступление, правонарушение, проступок. преступность | Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. | Знать основные положения по теме урока: кого называют законопослушным человеком, в чем коварство мелкого хулиганства, признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних; термины: преступление, виды преступлений, кража, грабеж, подстрекатели, соучастники; что такое правонарушение, каковы его виды, преступление и его признаки. | Опрос. Письменные задания. Работа в группах по заданиям, самостоятельная словарная работа
| § 10, задания №1-6 Стр.117 |
|
| 17 | Урок 17. Правоохранительные органы Урок лабораторного типа | Прокуратура, суд, полиция, таможня, правопорядок, нотариат, адвокат, лицензия, правосудие.
| Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | Знать основные положения по теме урока: какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, какие органы называются правоохранительными; какие задачи стоят перед судом; что такое полиция, какие задачи решает криминальная полиция, какие задачи решает полиция общественной безопасности; какие службы и подразделения существуют в ПОБ; как работают подразделения по делам несовершеннолетних; термины: правопорядок, прокуратура, суд, полиция, ФСБ, таможня, нотариус, презумпция невиновности. Понимать содержание и значение правовых норм. | Решение задач | § 11 задания №5,8 стр. 127 р/т №1-7
|
|
| 18 | Урок 18. ПОУ по теме «Человек и закон» Урок обобщения | Основные понятия темы | Жить по правилам, Права и обязанности граждан РФ, гарантии прав | Уметь анализировать информацию и составлять план, делать сообщения, решать проблемные задания, и практические задачи анализировать статьи Конституции | Урок-игра | Подготовиться к тестированию
|
|
| 19 | Урок 19. Контрольная работа по теме «Человек и закон» | Основные понятия темы | Жить по правилам, Права и обязанности граждан РФ, гарантии прав | Знать основные положения раздела; основные моменты изученного. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы и применять полученные знания на практике | Контрольная работа |
|
|
| 20-21 | Уроки 20-21. Экономика и ее основные участники Урок изучения нового материала
| Экономика, факторы производства | Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители. | Знать основные положения по теме урока: как экономика служит людям; почему форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики; что общего и в чем различия экономических интересов производителей и потребителей; как взаимосвязаны основные участники; термины: экономика, производство, обмен, распределение, потребление, технология, производитель, потребитель. Понимать сущность совместной деятельности людей в сфере экономики. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; решать познавательные и практические задачи в рамках материала | Актуализация знаний | §12, задания №1-5,стр. 136 р/т №1-8 |
|
| 22 | Урок 22. Золотые руки работника Урок лабораторного типа. Урок-исследование
| Труд, повышение квалификации, зарплата, трудовое денежное вознаграждение, количество и качество труда. | Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. | Знать основные положения по теме урока: из чего складывается мастерство работника; чем определяется размер заработной платы, должна ли зарплата находиться в зависимости от образования работника; чем объяснить то, что одни люди более успешны в поиске работы, чем другие; термины: квалификация, труд, зарплата, виды зарплаты. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. | § 13, задание №8, стр.151 Эссе «Трудовые традиции моей семьи», презентация результативности своего труда, р/т №1-8
|
|
| 23-24 | Урок 23-24. Производство: затраты, прибыль, выручка Урок лабораторного типа | Производство, затраты, выручка
| Производство, производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Что и как производить.
| Знать роль производства в экономике, какова роль разделения труда в развитии производства; как сделать производство выгодным; как снизить затраты производства Уметь систематизировать материал в форме таблицы, анализировать схемы и составлять их, анализировать информацию, делать выводы, решать проблемные и творческие задания. | Решение задач | §14, задания №1-5, стр.160 |
|
| 25-26 | Уроки 25-26. Виды и формы бизнеса Урок-проблема | Бизнес, товарищество, акционерное общество | Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. | Знать основные положения по теме урока: почему люди занимаются бизнесом; какова роль предпринимательства в развитии экономики; различные виды бизнеса и их взаимосвязь; как сделать бизнес успешным и получить прибыль; в каких формах можно организовать бизнес; термины: бизнес, предпринимательство, виды бизнеса, формы бизнеса, акции. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие черты; приводить примеры из жизни по теме | Тесты | §15, задания №1-3.стр.168 |
|
| 27-28 | Уроки 27-28. Обмен, торговля, реклама Урок исследование
| Обмен, торговля, реклама | Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена.
| Знать основные положения по теме урока: как обмен решает задачи экономики; что необходимо для выгодного обмена; зачем люди и страны ведут торговлю; почему торговлю считают источником богатства страны; для чего нужна реклама товаров и услуг; термины: обмен, торговля, реклама, услуги. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; применять знания на практике; самостоятельно моделировать заданную ситуацию | Опрос. Письменные задания
| §16, задания №1-5, стр.178
|
|
| 29-30 | Уроки 29-30. Деньги, и их функции Урок-практикум с элементами дискуссии
| Деньги, инфляция, рост цен | Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
| Знать и объяснять понятия: деньги, инфляция. Анализировать и систематизировать материал, характеризовать понятия, решать проблемные и творческие задания, анализировать информацию | Устный опрос | §17, задания №1-8.стр. 189 |
|
| 31-32 | Уроки 31-32. Экономика семьи Урок-исследование
| Микроэкономика, подсобное хозяйство, бюджет. | Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. | Знать основные положения по теме урока: что такое ресурсы семьи, каковы важнейшие из них; из чего складываются доходы семьи; значения понятия «бюджет»; термины: семейный бюджет, формы семейного бюджета. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме; решать практические задачи в рамках темы; кратко характеризовать каждый из ресурсов семьи; объяснять, зачем семье (человеку, фирме, государству) нужен бюджет | Устный опрос | § 18, задания №1-8,стр.197
|
|
| 33 | Урок 33. Повторно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика» | Словарь терминов по теме | Экономика и ее главные участники. Роль экономики в период становления российской экономики | Знать основные положения теоретического материала урока Уметь применять полученные знания на практике, анализировать текст, работать в группах | Письменные задания
| Подготовиться к контрольной работе р/т №1-9 |
|
| 34 | Урок 34. Итоговая контрольная работа | Основные термины курса |
| Знать основные положения теоретического материала урока Уметь применять полученные знания на практике, анализировать текст, работать в группах | Итоговая контрольная работа |
|
|
|
Учебно-методический комплекс Для учащихся: - Обществознание. Учебник. 7 класс / Под ред.Боголюбова Л.Н, Ивановой Л.Ф. М: Просвещение, 2010.
- Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь. Котова О.А, Лискова Т.Е. М: Просвещение, 2012.
- Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2012
Для учителя: - Боголюбов и др. Обществоведение. Человек. Право. Экономика. Методическое пособие для учителя. М: Просвещение, 2006.
- Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебно-методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой Поздеев А. В.. – М: ВАКО, 2012.
- Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Митькин А.С.– М.: Издательство «Экзамен», 2013
- Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. 5,6,7 классы. Жадаев Д.Н – Ростов н/Д: Легион, 2011
- Обществознание. Поурочные разработки, 7 класс. Под ред. Л.Ф.Ивановой. М.:Просвещение, 2010
Дополнительная литература
- Гражданский Кодекс РФ.
- Кодекс об административных правонарушениях.
- Конституция РФ.
- Семейный кодекс.
- Трудовой кодекс.
- Автономов В. С. Введение в экономику: 10—11 кл. / В. С. Автономов. — М., 2000—2002. — Гл. 1.
- Батурина И.П. Элективные курсы по обществознанию (региональный эксперимент) // ПИОШ. 2005. № 3.
- Войтов А. Г. Деньги: учебное пособие / А. Г. Войтов. - М., 2002.
- Всеобщая история государства и права / под ред. К. И. Батыра. - М., 1996.
- Давлетшина Н. В. Демократия: государство и общество / Н. В. Давлетшина, Б. Б. Кимлика, Р. Дж. Кларк, Д. У. Рэй. - М., 1995.
- Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию / Е.В. Домашек. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 220 с.
- Котова О.А., Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс. – М. «Просвещение», 2010.
- Мельникова А. С. Деньги в России / А. С. Мельникова, В. В. Уздеников, И. С. Шиканова. — М., 2000.
- Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук., Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 256 с.: ил., карт.
- Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой; Рос. Акад. Наук. Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 128 с.
- Обществознание: Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов. Профильная школа. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 80 с.
- Обществознание. Человек, право, экономика. Методические рекомендации: 7 кл.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с.
- Орлов А. В. Практическая юридическая энциклопедия молодого человека / А. В. Орлов. — М., 2002.
- Популярная экономическая энциклопедия / гл. ред. А. Д. Некипелов. - М., 2001.
- Программы элективных курсов по истории и обществознанию / Е.М. Богданов; БелРИПКППС, кабинет интернатных учреждений. - Белгород, 2004. - 20 с.
- Программы элективных курсов. Обществознание. Литература. Экономика. 9 класс: Предпрофильное обучение / Авт.- сост.: С.К. Семенина. - М.: Дрофа, 2006. - 144 с.
- Подхолзин В. А. Юридический путеводитель / Б. А. Подхолзин. — М., 2003.
- Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: метод. пособие: 9 кл. / Е. В. Савицкая. — М., 1997. — Уроки 1, 2.
- Чувилёв А. А. Правоохранительные органы / А. А. Чувилёв, Ан. А. Чувилёв. — М., 2000.
- Энциклопедия для детей / гл. ред. В. А. Володин. — М., 2002. —- Т. 21: Общество.Ч. 1.
- Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Обществознание» / Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 96с.
|