Программа элективного курса "Решение сложных задач по обществознанию"
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Программа элективного курса по обществознанию рассчитана на подготовку к ЕГЭ по обществознанию. Очень частов школах данные часы выделяютсяименно для более эффективной подготовки к экзамену. Равно как и сами обучающие, которые выбирают этот курс выбирают обществознание для сдачи на ЕГЭ. Также данный элективный курс будет полезен и для просто углубленного знания предмета и применения данных занний на практике. Курс соответствует ФГОС среднего общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_10-11_obshchestvoznanie1.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 66 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Рассмотрено: руководитель МО ________Ю. Б. Бакулина ФИО Протокол №____ от «__»________2017г. | Согласовано: зам.директора по УВР МБОУ СОШ № 66 _________/И. Ю. Слимак ФИО от «__»________2017г. | Утверждено: Директор МБОУ СОШ № 66 ________/Н. А. Кочанова Приказ № ____ от «__»________2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Решение сложных задач по обществознанию»
68 часов (34 часов в год)
10-11 классы
(Ступень, класс)
Программу составил:
Учитель первой квалификационной категории
Миняшев Виктор Сергеевич
Самара, 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обществознание, уже который год, является наиболее массовым предметом по выбору. По данным аналитического отчета ФИПИ за 2012 год его сдавали 455 942 выпускников. Для сравнения физику, предмет, занимающий второе место по популярности среди выпускников 11 классов, сдавали только 205 988. При сравнении аналитических отчетов ФИПИ о результатах ЕГЭ в 2010, 2011 и 2012 годах видно, что количество выпускников, выбирающих сдавать ЕГЭ по обществознанию, с каждым годом растет. При этом снижается средний балл ЕГЭ по обществознанию, растет количество выпускников, не набравших минимального числа баллов. Это связано с тем, что из года в год совершенствуются контрольно-измерительные материалы и растет число заданий, для выполнения которых выпускник должен владеть рядом компетенций, а не просто уметь воспроизводить полученные знания.[1] Сложными познавательными умениями, такими как преобразовывать социальную информацию, интерпретировать ее, синтезировать знания, извлеченные из разных источников, использовать полученные знания для анализа и оценки социальных явлений и процессов по-прежнему овладевает небольшое количество выпускников. О необходимости формирования подобных компетенций у учащихся говорит и Фундаментальное ядро содержания основного общего образования в разделе «Универсальные учебные действия». Однако во многих школах по прежнему господствует объяснительно-иллюстративный метод подачи материала по обществознанию. Недостаточно эффективно используется потенциал элективных курсов. Часто на них просто выносятся на изучение отдельные сферы обществознания, например право или экономика, вместо того, чтобы вырабатывать ключевые компетенции необходимые для сдачи ЕГЭ по обществознанию, либо работа по подготовке к ЕГЭ ведется бессистемно.
Новый Федеральный закон «Об образовании» говорит, что качественное образование должно обеспечивать результат необходимый потребителю образовательных услуг. Из этого следует, что школа должна обеспечить знание наиболее массового из предметов по выбору не на репродуктивном уровне, а на уровне владения широким кругом компетенций, позволяющим успешно сдавать ЕГЭ по обществознанию.
Цели курса:
• Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
• Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой под- готовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
• Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.
В результате прохождения элективного курса у учащихся должны сформироваться следующие компетенции:
1. Информационная компетенция включает в себя умения:
- понимать текст и его структурно-смысловые связи;
- работать с различными видами источников информации: графиками, таблицами;
- оценивать полученную информацию;
- анализировать текст, используя разные приёмы обработки текста;
- выделять информацию в тексте.
2. Учебно-познавательная компетенция включает в себя умения:
- формулировать и решать проблемы;
- раскрывать теоретические положения на примерах;
- объяснять, устанавливать взаимосвязи;
- сравнивать, анализировать, формулировать выводы;
- классифицировать объекты и явления;
- составлять сложный план по той или иной теме;
- соотносить единичные факты и общие явления.
3. Коммуникативная компетенция включает в себя умения:
- создавать связное высказывание;
- последовательно излагать собственные мысли;
- высказывать и аргументировать собственное мнение;
- излагать свои мысли в письменной форме в понятном научном стиле.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс
Тема 1. Знакомство с видами заданий блока С по обществознанию и методами их оценивания (1 ч.)
Задания на анализ источника. Критерии их оценки. Задание на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте. Критерии его оценки. Задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах. Критерии его оценки. Задание-задача. Критерии его оценки. Составление плана доклада по определенной теме. Критерии его оценки. Написание эссе. Критерии его оценки.
Тема 2. Общество (3 ч.)
Отработка заданий на анализ текста по разделу «Общество». Отработка заданий на перечисление признаков явления по разделу «Общество». Отработка заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по разделу «Общество». Отработка заданий-задач по разделу «Общество». Отработка заданий на составление плана по разделу «Общество».
Тема 3. Человек (3 ч.)
Отработка заданий на анализ источника по разделу «Человек». Отработка заданий на перечисление признаков явления по разделу «Человек». Отработка заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по разделу «Человек». Отработка заданий-задач по разделу «Человек». Отработка заданий по составлению плана по разделу «Человек».
Тема 4. Познание (3 ч.)
Отработка заданий на анализ источника по разделу «Познание». Отработка заданий на перечисление признаков явления по разделу «Познание». Отработка заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по разделу «Познание». Отработка заданий-задач по разделу «Познание». Отработка заданий по составлению плана по разделу «Познание».
Тема 5. Духовная сфера (3 ч.)
Отработка заданий на анализ источника по разделу «Духовная сфера». Отработка заданий на перечисление признаков явления по разделу «Духовная сфера». Отработка заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по разделу «Духовная сфера». Отработка заданий-задач по разделу «Духовная сфера». Отработка заданий по составлению плана по разделу «Духовная сфера».
Тема 6. Социальная сфера общества (4 ч.)
Отработка заданий на анализ источника по разделу «Социальная сфера». Отработка заданий на перечисление признаков явления по разделу «Социальная сфера». Отработка заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по разделу «Социальная сфера». Отработка заданий-задач по разделу «Человек». Отработка заданий по составлению плана по разделу «Социальная сфера». Написание эссе по разделу «Социальная сфера»
11 класс
Тема 1. Повторение (уточнение) критериев оценивания заданий «часть 2» в ЕГЭ по обществознанию (1 ч.).
Задания на анализ источника. Критерии их оценки. Задание на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте. Критерии его оценки. Задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах. Критерии его оценки. Задание-задача. Критерии его оценки. Составление плана доклада по определенной теме. Критерии его оценки. Написание эссе. Критерии его оценки.
Тема 2. Экономика (5 ч.)
Отработка заданий на анализ источника по разделу «Экономика». Отработка заданий на перечисление признаков явления по разделу «Экономика». Отработка заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по разделу «Экономика». Отработка заданий-задач по разделу «Экономика». Отработка заданий по составлению плана по разделу «Экономика». Написание эссе по разделу «Экономика»
Тема 3. Политология (5 ч.)
Отработка заданий на анализ источника по разделу «Политология». Отработка заданий на перечисление признаков явления по разделу «Политология». Отработка заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по разделу «Политология». Отработка заданий-задач по разделу «Политология». Отработка заданий по составлению плана по разделу «Политология». Написание эссе по разделу «Политология»
Тема 4. Право (6 ч.)
Отработка заданий на анализ источника по разделу «Право». Отработка заданий на перечисление признаков явления по разделу «Право». Отработка заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по разделу «Право». Отработка заданий-задач по разделу «Право». Отработка заданий по составлению плана по разделу «Право». Написание эссе по разделу «Право»
10 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Вид контроля, измерители (см. Кодификатор) |
1. | Знакомство с видами заданий части 2 по обществознанию и методами их оценивания | 1 | |
2. | Задания на раздел «Общество» | 3 | |
3. | Задания на раздел «Человек» | 3 | |
4. | Задания на раздел «Познание» | 3 | |
5. | Задания на раздел «Духовная сфера» | 3 | |
6. | Задания на раздел «Социальные отношения» | 4 |
11 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Вид контроля, измерители (см. Кодификатор) |
1. | Повторение (уточнение) критериев оценивания заданий «Части 2» в ЕГЭ по обществознанию | 1 часа | |
2. | Задания по разделу «Экономика» | 4 часов | |
3. | Эссе по разделу «Экономика» | 1 часа | |
4. | Задания по разделу «Политология» | 4 часов | |
5. | Эссе по разделу «Политология» | 1 часа | |
6. | Задания по разделу «Право» | 5 часов | |
7. | Эссе по разделу «Право» | 1 часа |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аналитический отчет ФИПИ по итогам ЕГЭ в 2014 году. М., 2014.
2. Аналитический отчет ФИПИ по итогам ЕГЭ в 2013 году. М., 2013.
3. Аналитический отчет ФИПИ по итогам ЕГЭ в 2012 году. М., 2012.
4. Аналитический отчет ФИПИ по итогам ЕГЭ в 2011 году. М., 2011.
5. Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию. 2013 год.
6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2002.
7. Кишенкова О. В. ЕГЭ-2013. Обществознание. Тематические тренировочные задания. М., 2012.
8. Королькова Е. С. ЕГЭ 2013. Практикум по обществознанию. Политика. Право. М., 2012.
9. Королькова Е. С., Рутковская Е. Л. ЕГЭ 2013. Практикум по обществознанию. Экономика. Социология. М., 2012
10. Рутковская Е. Л. ЕГЭ 2012. Обществознание. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. М.: «Интеллект-центр», 2012.
11. Чернышева О. А., Ушаков П. А. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты 10-11 классы. Ростов на Дону: «Легион», 2011.
[1] Аналитический отчет ФИПИ по итогам ЕГЭ в 2012 году. М., 2012. Аналитический отчет ФИПИ по итогам ЕГЭ в 2011 году. М., 2011. Аналитический отчет ФИПИ по итогам ЕГЭ в 2010 году. М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса"Сложные вопросы орфографии и пунктуации"
Программа элективного курса "Сложные вопросы орфографии и пунктуации" предназначена для обучающихся 9-11 классов средней (полной) школы и может быть использована для углубления тем орфографии и ...
Программа элективного курса "Сложные вопросы права"
Для социально-гуманитарного профиля как дополнительный час права...
Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»
Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...
Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы синтаксиса простого и сложного предложения»
Цели изучения элективного курса: Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо...
Программа элективного курса "Сложные вопросы русского языка" (68 часов, на 2 года)
Элективный курс «Сложные вопросы русского языка» составлен в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего...
Рабочая программа элективного курса "Сложные задачи математики"
Основная цель курса:дополнительная подготовка учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования.Курс призван помочь учащимся с любой степенью подготов...
Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы в обществознание».
Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы в обществознание»....