Программа элективного курса "Сложные вопросы русского языка" (68 часов, на 2 года)
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Элективный курс «Сложные вопросы русского языка» составлен в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, целями и задачами обучения на III ступени среднего (полного) общего образования базового уровня и направлен на подготовку обучающихся 10-11 классов к государственной (итоговой) аттестации.
Программа элективного курса «Сложные вопросы русского языка» рассчитана на два года обучения, в объеме 68 часов: 34 часа в 10-м классе, 34 часа в 11-м классе (по 1 часу в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr._elektiva_po_r.yaz_.10-11_kl._2015-2016g._2.docx | 60.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ленинская средняя школа»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Директор школы: Н.Л.Минченкова
Протокол № 1___ Приказ №____
от «_31_»_августа_2015г. от «___»___________2015г.
Программа элективного курса в 10-11 классах
«Сложные вопросы русского языка»
объем программы – 68 часов
для обучающихся 10 - 11 классов
срок реализации – 2 года
Учитель: Гриненкова Елена Михайловна,
высшая категория
д. Городище
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Элективный курс «Сложные вопросы русского языка» составлен в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, целями и задачами обучения на III ступени среднего (полного) общего образования базового уровня и направлен на подготовку обучающихся 10-11 классов к государственной (итоговой) аттестации.
Программа элективного курса «Сложные вопросы русского языка» рассчитана на два года обучения, в объеме 68 часов: 34 часа в 10-м классе, 34 часа в 11-м классе (по 1 часу в неделю).
Предлагаемая программа элективного курса составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов средней школы под редакцией Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина. Программа учитывает специфику КИМов Единого государственного экзамена.
Курс включает в себя основные разделы основной и средней школ по русскому языку и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по основным идейным линиям. Материал элективного курса подобран таким образом, чтобы обеспечить обобщающее повторение основных тем курса, углубить и расширить знания обучающихся.
Программа элективного курса направлена на реализацию личностно ориентированного обучения и основана на системно-деятельностном подходе к образованию школьников. Элективный курс предусматривает овладение обучающимися способами деятельности, методами и приемами решения тестовых заданий по русскому языку и анализу текста, что способствует расширению и углублению знаний по русскому языку и обеспечивает подготовку обучающихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Методика реализации курса основывается на практико-ориентированном и культурологическом подходе к обучению. Реализацию содержания предпочтительно осуществлять на основе технологии проблемного обучения.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают фронтальные, групповые, индивидуальные формы обучения. Из дидактического обеспечения необходимо наличие сборников учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ.
Программа курса направлена на повышение уровня лингвистической культуры старшеклассников.
На занятиях элективного курса предполагается использовать активные методы обучения, предусматривающие самостоятельную работу обучающихся по овладению способами деятельности, методами и приемами решения тестов по русскому языку. Учебные занятия по данной программе дополнительного образования делятся на теоретические и практические, причем значительная часть теоретических занятий, проводимых в виде проблемных лекций, ориентирована на активную познавательную и исследовательскую позицию учащихся, таким образом реализуется поисковая модель обучения. На теоретических занятиях учитель представляет учебный материал на высоком уровне систематизации языковых единиц.
Форму многих практических занятий можно определить как самостоятельную репродуктивную и творческую деятельность учащихся.
В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи орфографии, пунктуации, грамматические, синтаксические нормы. Также на занятиях учащиеся повторяют, расширяют и углубляют знания и умения, определенные образовательным стандартом по русскому языку.
Большое внимание в программе курса уделяется формированию у учащихся универсальных учебных действий: поиск информации при работе со справочной литературой, обработка информации.
Важная роль отводится в программе курса комплексному анализу текста. Данный вид работы предполагает не только выработку практических навыков грамотного письма, но и формирует познавательные (работа с информацией, выполнение логических операций), регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция) и коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества) универсальные учебные действия.
Применение алгоритмов рассуждений ни в коем случае не должно носить характер навязанных учителем догматических предписаний. Знания для данной практики становятся ценными лишь в случае косвенного воздействия знаний на практику, знания норм и правил создания творческих работ (сочинений) никак не могут подменить творческую активность учащихся, их самовыражение в конструируемом тексте.
Эффективным для лингвистического и речевого развития учащихся является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями лингвистической и творческой практики. Ученик должен уметь правильно и полно понять задание ЕГЭ, четко сформулировать для себя задачу, и новые знания теории помогут ему в решении этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий уровень мотивации учащихся при обращении к теории и ведет к более полному и глубокому ее усвоению.
Данный курс поможет формированию ценностно-мировоззренческой компетентности при помощи таких форм деятельности, как многоаспектный анализ текста, речевой компетентности за счет письменных творческих работ, алгоритмизации процесса обучения, языковой компетентности за счет практикумов по первой части ЕГЭ.
Подбор изучаемого материала является важным условием придания обучению проблемного характера. Каждый последующий этап включает в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления.
При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Главным методическим принципом организации творческой практики учащихся выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является сочинение в жанре рецензии или эссе. Его написание представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из следующих основных действий:
• понимание содержания исходного текста;
• языковой анализ исходного текста;
• изложение собственного мнения;
При этом соблюдаются орфографические, пунктуационные, языковые, речевые нормы, речь должна быть точной и выразительной, а тексту должна быть присуща смысловая цельность и композиционная стройность. Каждое из этих действий, в свою очередь, делится на ряд операций, т. е. осуществляется опора на дидактический принцип расчленения сложной задачи на простые составляющие.
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.
Используемые методические приемы:
- прием объяснения учащимся собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими учащимися (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию воображения, мышления, логики, коммуникативной компетенции;
- прием оценки и самооценки призван культивировать чувство творческой неудовлетворенности, основанное на противоречии между идеальным образом данной работы и ее конкретным воплощением. Это чувство заставляет автора вновь обращаться к уже готовому тексту с целью его усовершенствования, и тем самым оно становится психологической основой для развития речевой культуры и коммуникативной компетенции;
- прием стимулирования творческой деятельности, направленных на создание обстановки, располагающей к творчеству: подбор посильных учащемуся творческих заданий, проблемная ситуация, разнообразие форм деятельности, эвристических приемов;
- создание на занятиях доброжелательного психологического климата, индивидуальный подход.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме коллективного обсуждения творческих работ учащихся во время проведения итоговых практических занятий, когда работы самих же учащихся по конкретной теме тиражируются и корректируются группой или индивидуально. В процессе анализа работ происходит обсуждение оригинальности замысла и глубины его воплощения автором, сравнение различных способов решения поставленных задач.
Цели курса:
- формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций;
- овладение умениями, необходимыми для применения в практической деятельности: опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, различать функциональные разновидности языка;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения языковедческих знаний с использованием различных источников информации;
- развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность, которые способствуют самостоятельному выполнению заданий тестового и творческого характера;
- воспитание культуры личности средствами национально-культурных ценностей русского языка.
Задачи курса:
- формирование представлений о русском языке как о духовной, нравственной ценности народа;
- развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о языковых нормах и их разновидностях;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка при выполнении тестовых заданий и творческой работы;
- повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Результаты обучения
В результате успешного изучения курса:
обучающиеся должны знать:
- алгоритмы выполнения тестовых заданий ЕГЭ;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
обучающиеся должны уметь:
- владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), текстов разных стилей и жанров;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- отбирать и систематизировать материал на определенную тему;
- создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10 класс
1. Введение. 1 ч
Организация и задачи. Оборудование, необходимое для занятий и подготовки к ним. Знакомство со списком рекомендованной литературы. Проверка общей грамотности учащихся и уровня владения лингвистической терминологией.
Виды деятельности учащихся: индивидуальная
Формы контроля: тестирование
Оборудование: выставка пособий по подготовке к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и нормативных словарей русского языка, 2 варианта тестовых заданий.
2. Речевая культура. 4 ч.
Понятие о культуре речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями общения. Речевые и грамматические ошибки и недочеты. Нормативные словари русского языка.
Практическая работа: нахождение и исправление речевых и грамматических ошибок и недочетов, редактирование текста, работа с нормативными словарями русского языка.
Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа
Формы контроля: письменная работа
Оборудование: выставка научно-популярной литературы по культуре речи, дидактический материал по теме, сборник учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ.
3. Орфография. 17ч.
Разделы и принципы русской орфографии. Правописание гласных и согласных в корнях. Правописание гласных и согласных в приставках. Употребление Ъ и Ь знаков в словах и грамматических формах слов. Правописание суффиксов и окончаний в словах разных частей речи. Н и НН в словах разных частей речи. Слитное и дефисное написание слов. Слитное и раздельное написание НЕ и Ни со словами разных частей речи. Правописание наречий. Правописание служебных частей речи.
Практическая работа: выполнение тестовых заданий, тренировочных упражнений по теме, составление алгоритмов действий по применению правил орфографии, исправление ошибок в готовом тексте.
Виды деятельности учащихся:_ индивидуальная, групповая работа, фронтальная. Формы контроля: письменная работа в форме теста.
Оборудование: сборник учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ, учебные таблицы, дидактические материалы учителя.
4. Анализ текста. 10 ч.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров. Определение стиля, типа речи, основных средств связи предложений. Нахождение и анализ употребления лексических средств языка (синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, слов в прямом и переносном значении, фразеологизмов). Языковые средства, характерные для того или иного стиля или типа речи. Анализ текста и написание сочинений - размышлений в жанре рецензии или эссе на основе проанализированных текстов.
Практическая работа: выполнение тестовых заданий разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым - сочинение.
Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа.
Формы контроля: письменная работа - тест с выбором ответа и с кратким ответом
сочинение
Оборудование: сборник учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ, демонстрационные материалы вариантов ЕГЭ.
5. Обобщающий контроль. 2 ч.
Контрольный тест с заданиями разного типа, написание небольшого сочинения-рассуждения в жанре, близком к рецензии или эссе. Анализ работ учащихся. Практическая работа: выполнение тестовых заданий_разного типа.
Виды деятельности учащихся:_индивидуальная.
Формы контроля: письменная работа (тест).
Оборудование: демонстрационные материалы вариантов ЕГЭ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
№ п/п | Наименование разделов плана | Общее количество часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Введение. Организация и задачи курса. Рекомендованная литература. Пробное тестирование. | 1 | - | 1 |
2 | Речевая культура. | 4 | 2 | 2 |
3 | Орфография. | 17 | 13 | 4 |
4 | Анализ текста. | 8 | 2 | 6 |
5 | Обобщающий контроль (итоговые занятия). | 4 | - | 4 |
Итого | 34 | 17 | 17 |
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Элементы содержания | Дата | Корректировка |
Введение (1 час) | |||||
1. | Введение. Организация и задачи курса. Рекомендованная литература. Пробное тестирование. | 1 | Организация и задачи курса. Рекомендованная литература. Пробное тестирование. | ||
Речевая культура (4 часа) | |||||
2. | Понятие о культуре речи | 1 | Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями общения. | ||
3. | Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями общения. | 1 | Речевые и грамматические ошибки и недочеты. Нормативные словари русского языка. Нахождение и исправление речевых и грамматических ошибок и недочетов, редактирование текста, работа с нормативными словарями русского языка. | ||
4. | Речевые и грамматические ошибки и недочеты. | 1 | |||
5. | Нормативные словари русского языка. | 1 | |||
Орфография (17 часов) | |||||
6. | Разделы и принципы русской орфографии. | 1 | Разделы и принципы русской орфографии. Правописание гласных и согласных в корнях. Правописание гласных и согласных в приставках. Употребление Ъ и Ь знаков в словах и грамматических формах слов. Правописание суффиксов и окончаний в словах разных частей речи. Н и НН в словах разных частей речи. Слитное и дефисное написание слов. Слитное и раздельное написание НЕ и Ни со словами разных частей речи. Правописание наречий. Правописание служебных частей речи. Практическая работа: выполнение тестовых заданий, тренировочных упражнений по теме, составление алгоритмов действий по применению правил орфографии, исправление ошибок в готовом тексте. | ||
7. | Правописание гласных и согласных в корнях. | 1 | |||
8. | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | |||
9-10. | Употребление Ъ и Ь знаков в словах и грамматических формах слов. | 2 | |||
11-12. | Правописание суффиксов и окончаний в словах разных частей речи. | 2 | |||
13-14. | Н и НН в словах разных частей речи. | 2 | |||
15-16. | Слитное и дефисное написание слов. | 2 | |||
17-18. | Слитное и раздельное написание НЕ и Ни со словами разных частей речи. | 2 | |||
19-20. | Правописание наречий. | 2 | |||
21. | Правописание служебных частей речи. | 1 | |||
22. | Обобщающий тест по орфографии. | 1 | |||
Анализ текста (8 часов) | |||||
23-24. | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. | 2 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров. Определение стиля, типа речи, основных средств связи предложений. Нахождение и анализ употребления лексических средств языка (синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, слов в прямом и переносном значении, фразеологизмов). Языковые средства, характерные для того или иного стиля или типа речи. Анализ текста и написание сочинений – размышлений в жанре рецензии или эссе на основе проанализированных текстов. Выполнение тестовых заданий разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым – сочинение. | ||
25-26. | Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. | 2 | |||
27-28. | Микротемы текста. | 2 | |||
29-30. | Творческая работа и ее анализ. | 2 | |||
Обобщающий контроль (4 часа) | |||||
31-34. | Обобщающий контроль. | 4 | Контрольный тест с заданиями разного типа, написание небольшого сочинения-рассуждения в жанре, близком к рецензии или эссе. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
11 класс
1. Введение в курс 11 класса. Повторение пройденного. 3 ч.
Организация и задачи курса. Оборудование, необходимое для занятий и подготовки к ним.
Повторение пройденного в курсе 10 класса орфографии, основных знаний и умений по фонетике, морфемике, словообразованию.
Практическая работа: выполнение тестовых заданий разного типа.
Виды деятельности учащихся: индивидуальная.
Формы контроля: письменная работа.
Оборудование: демонстрационные материалы вариантов ЕГЭ, сборник учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ, выставка справочной литературы по подготовке к ЕГЭ.
2. Выразительность русской речи. 5 ч.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные языковые средства художественной выразительности, наиболее распространенные фигуры речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Определение наиболее типичных средств выразительности предложенного текста..
Практическая работа: практикум по определению средств выразительности языка.
Виды деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Формы контроля: письменная работа (тест).
Оборудование: демонстрационные материалы вариантов ЕГЭ, сборник учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ, таблица средств выразительности языка.
3. Синтаксис и пунктуация простого предложения. 9 ч.
Принципы и функции русской пунктуации. Синтаксические единицы. Словосочетания, их виды и типы связи слов в словосочетании. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Основные признаки предложений, классификация предложений. Синтаксическая структура предложения. Способы выражения членов предложения. Предложения с однородными членами. Обособленные члены предложения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в письменных текстах. Обращение, его функции и способы выражения. Наблюдение над употреблением обращений в письменных текстах. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения), особенности их употребления. Пунктуация как система правил правописания предложений: тире в простом предложении, обособление в простом предложении, пунктуация при вводных конструкциях, обращениях, пунктуация при союзе КАК. Сочетания знаков препинания. Основные выразительные средства синтаксиса. Анализ синтаксической структуры и средств выразительности текстов художественного и публицистического стилей.
Практическая работа: выполнение тестовых заданий разного типа.
Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Формы контроля: письменная работа (тест).
Оборудование: демонстрационные материалы вариантов ЕГЭ, сборник учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ.
4. Разноаспектный анализ текста. 4 ч.
Анализ художественно-языковой формы произведения русской классической литературы. Применение речеведческих знаний и умений при интерпретации и анализе текста, создание собственного письменного высказывания по предложенным учителем текстам.
Практическая работа: устный анализ текста по плану, сочинение-размышление в жанре, близком к рецензии и эссе.
Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Формы контроля: письменная работа (сочинение).
Оборудование: демонстрационные материалы вариантов ЕГЭ, сборник учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ.
5. Синтаксис и пунктуация сложного предложения 5 ч.
Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Строение сложных предложений. Классификация сложноподчиненных предложений. Пунктуация в сложных союзных предложениях Бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между частями, пунктуационное выражение этих отношений. Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи. Способы передачи чужой речи, прямая и косвенная речь. Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи. Наблюдения за особенностями использования сложных предложений и синонимичных синтаксических конструкций в письменных текстах.
Практическая работа: выполнение тестовых заданий, тренировочных упражнений по теме, составление алгоритмов действий по применению правил пунктуации, исправление ошибок в предложенном учителем тексте.
Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа, фронтальная. Формы контроля: письменная работа в форме теста.
Оборудование: сборник учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ, учебные таблицы, дидактические материалы учителя.
6. Выполнение вариантов ЕГЭ с последующим анализом (итоговые занятия)
Выполнение всех типов тестовых заданий экзаменационной работы: заданий с выбором ответа, заданий с кратким ответом, заданий с развернутым ответом.
Анализ допущенных ошибок, рекомендации учителя.
Практическая работа: выполнение заданий демонстрационных вариантов ЕГЭ, работа над ошибками.
Виды деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Формы контроля: письменная экзаменационная работа.
Оборудование: сборник учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ
демонстрационные варианты экзамена.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
11 класс
№ п/п | Наименование разделов плана | Общее коли- чество часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Введение. Организация и задачи курса. Рекомендованная литература. Повторение пройденного в 10 классе. Практикум по владению теоретическими основами орфографии. Практикум по фонетике, морфемике, словообразованию. | 3 | 1 | 2 |
2 | Выразительность русской речи. Средства выразительности в художественном стиле речи. | 5 | 3 | 2 |
3 | Синтаксис и пунктуация простого предложения. | 9 | 6 | 3 |
4 | Разноаспектный анализ текста. | 6 | - | 6 |
5 | Синтаксис и пунктуация сложного предложения. | 5 | 3 | 2 |
6 | Выполнение вариантов ЕГЭ с последующим анализом. | 6 | - | 6 |
Итого | 34 | 13 | 21 |
Календарно-тематическое планирование
11класс
№п/п | Тема | Количество часов | Элементы содержания | Дата | Корректировка |
Введение. Повторение (3 часа) | |||||
1. | Введение в курс 11 класса. Задачи курса. Что читать. | 1 | Организация и задачи курса. Оборудование, необходимое для занятий и подготовки к ним. | ||
2. | Повторение пройденного в 10 классе. Практикум по орфографии. | 1 | Повторение пройденного в курсе 10 класса орфографии, основных знаний и умений по фонетике, морфемике, словообразованию. | ||
3. | Повторение пройденного в 10 классе. Практикум по фонетике, морфемике. | 1 | |||
Выразительность русской речи (5 часов) | |||||
4. | Выразительность русской речи. Основные средства выразительности. | 1 | Основные языковые средства художественной выразительности, наиболее распространенные фигуры речи. Определение наиболее типичных средств выразительности предложенного текста. | ||
5. | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста. | 1 | |||
6. | Основные виды тропов. Их использование мастерами художественного слова. | 1 | |||
7-8. | Основные виды тропов. Их использование мастерами художественного слова. | 2 | |||
Синтаксис и пунктуация простого предложения (9 часов) | |||||
9. | Словосочетание и предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Варианты форм сказуемого. | 1 | |||
10. | Предложения с однородными членами. | 1 | Принципы и функции русской пунктуации. Синтаксические единицы. Словосочетания, их виды и типы связи слов в словосочетании. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Основные признаки предложений, классификация предложений. Синтаксическая структура предложения. Способы выражения членов предложения. Предложения с однородными членами. Обособленные члены предложения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в письменных текстах. Обращение, его функции и способы выражения. Наблюдение над употреблением обращений в письменных текстах. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения), особенности их употребления. Пунктуация как система правил правописания предложений: тире в простом предложении, обособление в простом предложении, пунктуация при вводных конструкциях, обращениях, пунктуация при союзе КАК. Сочетания знаков препинания. Основные выразительные средства синтаксиса. Анализ синтаксической структуры и средств выразительности текстов художественного и публицистического стилей. | ||
11. | Предложения с обособленными членами. | 1 | |||
12. | Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения. | 1 | |||
13. | Обращение, его функции способы выражения. | 1 | |||
14. | Вводные конструкции(слова, словосочетания, предложения), особенности их употребления. | 1 | |||
15. | Пунктуация при союзе КАК. | 1 | |||
16. | Практикум. Основные выразительные средства синтаксиса. | 1 | |||
17. | Практикум. Анализ синтаксической структуры и средств выразительности в текстах. | 1 | |||
Разноаспектный анализ текста (6 часов) | |||||
18-19. | Интерпретация и анализ художественно-языковой формы текста. | 2 | Анализ художественно-языковой формы произведения русской классической литературы. Применение речеведческих знаний и умений при интерпретации и анализе текста, создание собственного письменного высказывания по предложенным учителем текстам. | ||
20-23. | Практикум по анализу художественно-языковой формы текста. | 4 | |||
Синтаксис сложного предложения (5 часов) | |||||
24. | Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Строение сложных предложений. | 1 | Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Строение сложных предложений. Классификация сложноподчиненных предложений. Пунктуация в сложных союзных предложениях Бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между частями, пунктуационное выражение этих отношений. Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи. Способы передачи чужой речи, прямая и косвенная речь. Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи. Наблюдения за особенностями использования сложных предложений и синонимичных синтаксических конструкций в письменных текстах. | ||
25. | Классификация сложноподчиненных предложений. | 1 | |||
26. | Бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между частями. | 1 | |||
27. | Практикум. Способы передачи чужой речи. Особенности использования сложных предложений и синонимичных конструкций в письменных текстах. | 1 | |||
28. | Практикум. Синтаксическая синонимия и ее роль в выразительности речи. | 1 | |||
Выполнение вариантов ЕГЭ (6 часов) | |||||
29-34. | Выполнение вариантов ЕГЭ с последующим анализом. | 6 |
Используемая учебно-методическая литература.
- Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. _ М.: ВАКО, 2004. – 368с.
- Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. ЕГЭ по русскому языку. На ошибках учимся: Учебное пособие / Под ред. Проф. Т.М.Зыбиной. – Смоленск: СГПУ, 2004. – 240с.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация / Д.Э.Розенталь. – 2-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007. – 368с.
- Чешко Л.А. Русский язык: Для подготовительных отделений вузов: Учебное пособие. 2-е изд., испр. И доп. – М.: Высшая школа, 1990. – 333с.
- Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособ. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 368с.
- Терентьева А.В., Орлова А.П.Русский язык в старших классах. Программно-методические материалы / Под ред. А.В.Терентьевой. - Смоленск: СОИУУ, 2005. – 176с.
- Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н /Д: Легион – М, 2011. – 192с.
- Егораева Г.Т. ЕГЭ: Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егораева. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.:Издательство «Зкзамен», 2011. – 429с.
- И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. ЕГЭ 2015. Русский язык. Типовые тестовые задания / И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева/. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. -112с.
Словари и справочники:
- Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. – 8-е изд.,стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2007.
- Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В.В.Бурцева. – 7-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа; Дрофа, 2008. -754с.
- Словарь иностранных слов: свыше 21 000 слов / отв. редакторы В.В.Бурцева, Н.М.Семенова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2007. – 817с.
- Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. / Т.Ф.Иванова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа; Дрофа, 2008. – 893с.
- Большой толковый словарь русского языка / Гл.ред.С.А.Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000. -1536с.
- Школьный словарь строения и изменения слов русского языка / Л.Д.Чеснокова, С.П.Чесноков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 573с.
- Фразеологический словарь русского языка. Свыше 4 000 словарных статей. Коллектив авторов: Л.А.Войнова, В.П.Жуков, А.И.Молотков, А.И.Федоров. Под ред. А.И.Молоткова. – М.: «Советская энциклопедия», 1967. – 543с.
- Розенталь Д.Э. Прописная или строчная?: Словарь-справочник. / Отв. ред. Л.К.Чельцова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1988. -352с.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов: ок. 1 500 слов / Л.П.Крысин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. -299с.
- Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов. – 10-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1988. – 632с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация" (34 часа)
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы С.И.Львовой (68 часов) с учётом необходимости подготовки к ЕГЭ - 2015. Учебный материал распределён в соответствии с тематикой уроков р...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»
Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа и предназначена для обучающихся 10 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»
Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа и предназначена для обучающихся 11 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы орфографии". 10 класс
программа занятий, тематическое планирование...
Рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 10 классе «Трудные вопросы грамматики, стилистики и культуры речи»
Курс подготовки к ЕГЭ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"...