Рабочая программа кружка "Решение сложных задач по математике"
методическая разработка по алгебре (7, 8 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Решение сложных задач по математике" для обучающихся 12-14 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2014-2015.docx | 45.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 1001
РАССМОТРЕНО Протокол заседания МО №______ от ______201__ г. Председатель МО ________/(_____________)
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______/(_____________) ____/__________/2014 г. | УТВЕРЖДЕНО И.о. директора ГБОУ СОШ № 1001 ________/(Л.С Некрасова) ____/__________/2014 г. |
Программа кружка
«Решение сложных задач по математике»
для обучающихся 7-8 классов
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель программы Брехова Т.В. Должность - учитель математики Педагогический стаж - 32 года Квалификация - высшая |
Москва
2014
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, Устава ГБОУ СОШ № 1001, Основной образовательной программы ГБОУ СОШ № 1001, Программы общеобразовательных учреждений по алгебре для 7-9 классов Т.А. Бурмистровой, Программы общеобразовательных учреждений по геометрии для 7-9 классов Т.А. Бурмистровой.
Структура, содержание и оформление рабочей программы приведены в соответствие с Положением ГБОУ СОШ № 1001 «О рабочей программе».
Программа кружка «Решение сложных задач по математике» рассчитана на 72 часа. Она даёт возможность обучающимся научиться различным способам решения текстовых задач, а также расширить свои знания по курсу школьной программы. Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении. Это позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся и проверить свои способности к математике. Содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.
Цели:
- расширить знания учащихся о методах и способах решения текстовых задач;
- создать базу для развития способностей учащихся;
- помочь учащимся оценить возможности овладения курсом с точки зрения дальнейшей перспективы;
- развить познавательный интерес, мышление и творческую активность учащихся;
- формировать у учащихся умения работать в группе, умения задавать вопросы, воспитывать усердие и трудолюбие;
- предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету.
Задачи:
- познакомить учащихся со стандартными и нестандартными способами решения текстовых задач;
- научить преобразовывать выражения, возникающие при решении уравнений и неравенств;
- развивать логическое мышление и способности учащихся к математической деятельности;
- предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности.
Курс расширяет базовый уровень по математике, является предметно ориентированным, способствует совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Примечание |
1 | Решение задач на проценты | 4 | Нахождение процента от числа и числа по значению его процента |
2 | Решение логических задач на развитие МПУ | 4 | По материалам МЦКО |
3 | Решение задач с использованием графиков и диаграмм | 2 | |
4 | Решение задач из раздела «Реальная математика» | 6 | По материалам ОГЭ |
5 | Решение арифметических задач | 2 | |
6 | Решение задач на движение по реке | 2 | С рисунком, с помощью уравнения |
7 | Решение задач на равномерное движение | 4 | С рисунком, с помощью уравнения |
8 | Решение задач на работу | 4 | Обозначаем всю работу за 1 (единицу), вводим понятие производительности труда (обозначаем её за x) |
9 | Решение практических задач геометрического содержания | 8 | По мере прохождения программы |
10 | Решение задач на смеси, растворы и сплавы | 6 | Ввести понятие концентрации вещества |
11 | Решение занимательных задач | 6 | Деление фигур на части, задачи со спичками, логические задачи |
12 | Упрощение выражений | 4 | Используя формулы сокращённого умножения и вынесение общего множителя за скобки |
13 | Решение систем линейных уравнений с двумя переменными | 4 | Разные способы решения |
14 | Решение простейших уравнений, содержащих знак модуля | 4 | Определение модуля |
15 | Построение графиков «кусочных» функций | 4 | Разнообразие графиков функций, заданных системой формул |
16 | Решение олимпиадных задач | 8 | Для желающих научиться решению нестандартных задач |
Планируемые результаты программы
В результате систематических занятий в кружке обучающиеся должны достичь следующих результатов:
1. В направлении личностного развития:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, её этапах, значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
2. В метапредметном направлении:
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
3. В предметном направлении:
- уметь решать задачи на проценты, применяя различные способы решения;
- уметь выбирать необходимые данные при помощи диаграмм и графиков;
- уметь решать задачи из раздела «Реальная математика»;
- иметь представление об олимпиадных задачах и методах их решения;
- уметь решать задачи на равномерное движение и движение по реке;
- иметь представление о решении задач на работу;
- иметь представление о решении задач на растворы и сплавы;
- уметь решать системы линейных уравнений с двумя переменными;
- уметь решать простейшие уравнения, содержащие знак модуля;
- уметь выполнять построение графиков «кусочных» функций;
- уметь выполнять чертежи по условию задач;
- уметь решать геометрические задачи, практического содержания;
- приводить аргументированные доводы при решении занимательных задач.
Список литературы:
- Теляковский С.А. Алгебра. 7 класс: учебник / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2014 – 238 с.
- Погорелов А.В. Геометрия. 7 - 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Погорелов. - М.: Просвещение, 2014. – 222 с.
- Перельман Я.И. Занимательная алгебра / Я.И. Перельман, под ред. В.Г. Болтянского. – М.: Наука, 1978 – 200 с.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982 – 192 с.
- Гарднер М. Математические чудеса и тайны: Математические фокусы и головоломки / М. Гарднер, под ред. Г.Е. Шилова. – М.: Наука, 1967 – 128 с.
Дидактические материалы:
- Ершова А.П. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса /А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. – М.: ИЛЕКСА, 2006.
- Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия 7-9 классы / Е.М. Рабинович. М.: ИЛЕКСА, 2001.
Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса:
Оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы:
- Компьютер
- Колонки
- Мультимедийный проектор
- Экран
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс"Решение сложных задач по математике" 10 кл.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов, формальная цель которого – подготовить выпускника средней школы к сдаче Единого Государственного Экзамена по математике (решая поле С...
Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории...
Рабочая программа курса «Нестандартные задачи по математике» для 9 класса
Программа курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы, является предметно-ориентированной. Она рассчитана на удовлетворение потребностей учащ...
Рабочая программа курса по выбору по математике "Практикум по решению разноуровневых задач по математике к ГИА"
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсу...
Рабочая программа кружка по математике " Решение сложных задач по математике"
Рабочая программа кружка по математике " Решение сложных задач по математике"...
Рабочая программа факультатива "Нестандартные задачи элементарной математики"
Разработка для занятий математикой в 9 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Консультации по математике: просто о сложном".
Рабочая программа.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30504244","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...