Проблемы миграции в московском образовании
статья по обществознанию (11 класс)
Современный мегаполис всегда представляет из себя полиэтническое пространство. Это и есть один из признаков большого города – в нём живут, работают и учится люди самых разных национальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_no2_2.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Кушнер Николай Николаевич
Аспирант МГПУ
Проблемы миграции в московском образовании
Современный мегаполис всегда представляет из себя полиэтническое пространство. Это и есть один из признаков большого города – в нём живут, работают и учится люди самых разных национальностей. Например, в Москве количество новорождённых детей мигрантов, по данным составляет 18% [1: стр 3] Причём ясно, что количество детей с каждым годом растёт, причём эти цифры показывают только ситуацию с легальными мигрантами и зарегистрированными случаями рождения детей. Совершенно точно можно сказать о том, что эта цифра гораздо больше.
Эта ситуация тяжёлым грузом падает на столичные власти, особенно в социальной сфере. Москва по праву считается одним из передовых городов в медицине, образовании и профессиональной сфере. Московское образование это эталон российского образования, передавая площадка. Но всё это в теории. В реальности дело обстоит не совсем так. Жители столицы предъявляют большие запросы и высказывают большую неудовлетворённость качеством образования, чем в других населённых пунктах. Например, уровнем дошкольного образования по России довольны 70 процентов, по Москве – 57, по школьному – 64 и 46, соответственно [2: с 71-75].
Нам представляется, что такая ситуация связанна с ростом мигрантов в московских школах, которые или не до конца, или полностью не соответствуют требованиям предъявляемыми московским образованием. Безусловно, эта проблема общепринята, и решать её надо даже не на региональном, а федеральном уровне.
Один из самых важных вопросов это социализация мигрантов и их детей в московское общество. Сохранение тесных семейных связей, поддержка друг друга в семье – важный фактор снижения стресса от миграции, пусть даже и временной, в чужую страну. С этой точки зрения, оптимальной является миграция вместе с семьей. Но на практике, осуществить это удается далеко не всегда - в целом лишь чуть больше половины семейных выезжают на заработки в Россию вместе со своей второй половиной (57%), причем значительно чаще это делают женщины – около 75-80% против 35-40% мужчин [3 : с 117-153]
Такая миграция разбивает родственные и социальные связи и очень часто, родители не имеют возможности воздействия на ребёнка, который предоставлен сам себе. Как правило, оба родителя в мигрантских семьях заняты на работе и учитывая, что очень часто работа занимает львиную долю времени. Поэтому ребёнок фактически остаётся один на один в новой для себя действительности. Как правило, дети мигрантов очень быстро находят себе друзей среди других мигрантов, зачастую даже не среди одноклассников или из одной параллели, а среди младшего или старшего класса. Такие группы как правило противопоставляют себя не только ровесникам, но и учителям
Фактически учитель и администрация школы в таком случае не имеют никаких рычагов воздействия, так как родители постоянно на работе, иных родственников (например, бабушка или дедушка) может и не быть во всё. Справедливости ради отметим, что такая ситуация может быть и в коренных семьях, но здесь срабатывает тот важный фактор, что дети мигрантов более сплочены, и поэтому чувствуя поддержку друзей, как правило не реагирует на какие либо действия администрации.
Такой общинный, способ организации мигрантских детей обнажает ещё одну сложность. Во всех конфликтных ситуациях, которые неизбежны в любом коллективе, а в детском особенно, проявляется фактор численного большинства. Можно вспомнить конфликт в московской школе №1003 в 2010 году и конфликт в 2013 году в результате которого погибла несовершеннолетняя девушка. Необходимо признать, что дети мигрантов являются одной из самых распространённых причин криминогенных ситуаций в московских школ. Дело не в самих детях, а в их способах взаимодействия – в закрытых этнических и конфессиональных группах. И школа не обладает должными ни административными, ни юридическими рычагами воздействия. Хотя отметим, что последние распоряжения и департамента образования, и федеральной миграционной службы могут решить часть проблем. У школ появляется возможность или оставлять на второй год неуспевающих, или исключать из школ. В тоже время ФМС будет требовать обязательную регистрацию для детей мигрантов.
Ещё одна очень важная проблема социализации детей мигрантов, это крайняя малочисленное число детей, прошедшие стадию дошкольного образования. По данным разным опросам ЦМИ, только 15-25% мигрантских детей-дошкольников ходят в России в детский сад, а при этом доля российских дошкольников, охваченных детскими дошкольными учреждениями, колеблется от 50 до 80% (в зависимости от региона).
Причина такого положения связана как с отсутствием мест в детских садах, от которой в равной степени страдают и российские дошкольники, так и с недостатком информации о самой процедуре постановки детей в очередь, с отсутствием у мигрантов средств для оплаты сада, со сложностями сбора документов на детей, включая необходимость наличия регистрации у родителей и требование покупки специального медицинского полиса, без которого ребенок не сможет пройти диспансеризацию, и в сад его не возьмут.
Труднее всего устроить ребенка в сад выходцам из Центральной Азии – среди них более трети заявляли об этом в ходе опросов (а ходят в сад всего 10% детей, прибывших с родителями из этого региона); легче преодолевают эти трудности мигранты из Закавказья - Азербайджана и Армении – у них ходят в детский сад почти половина детей дошкольного возраста, находящихся в России [4 : с 117-153]
Решение этой проблемы именно в области государственной политики, её решение не лежит на поверхности и самое главное, оно не должно решаться за счёт российских граждан, чьи дети тоже остаются без мест в детских садах.
Другой важной проблемой являются явные пробелы в знаниях детей мигрантов и высокие требования московских школ. Главная проблема, это знания русского языка. Во многих российских регионах, в частности, в Москве, проблему с русским языком пытаются решать с помощью дополнительных занятий. Так, если ребенок владеет русским языком, но недостаточно, если трудно без дополнительной помощи включиться в образовательный процесс, то для таких, как он, во второй половине дня открываются специальные группы – РКИ – русский, как иностранный. Два года назад около 300 школ в Москве имели такие группы. На это выделяются средства из бюджета города – на дополнительные 2 часа русского языка в неделю. Но эти два часа в неделю могут помочь только тем детям, кто все-таки русский знает, хотя и недостаточно. А вот те, кто вообще приходит с нулевыми знаниями (и первоклассники, которые не посещали детский сад в России, и старшие школьники, которые не учились в русских школах на родине), нуждаются в специальной подготовке по русскому языку. Для них в Москве были открыты структурные подразделения общеобразовательных школ – «Школы русского языка», организованные Департаментом образования Правительства Москвы. Такие школы существуют в каждом административном округе Москвы (и еще 2 вечерние школы, в которых могут также обучаться взрослые мигранты).
Методики разработаны очень хорошие, но число школ в таких «Школах русского языка– около 300 на всю Москву, а детей мигрантов в Москве обучается, по данным Департамента образования, около 30 тысяч. Да и дополнительные уроки в школах организуются не всегда, даже если есть потребность.
Но помимо этого следует отметить, что мигрантам приходиться сталкиваться с иностранным языком, который ложится для них второй нагрузкой. Стоит добавить, что с 2018 года сдача английского языка станет обязательным. По сути детям мигрантов придётся сдавать два языка. Плюс ко всему такие предметы как обществознание и история России тоже являются весьма проблематичными для мигрантов. Гуманитарные дисциплины требуют хотя бы поверхностного знаний и по российской истории, и отечественной государственной системы. Для мигрантов всё это представляет сложность.
Выход как нам представляется, в подготовки специальных программ знакомства не только для детей мигрантов, но и их родителей. Знать законы страны и её основные вехи в истории должны не только коренные жители.
Список литературы
[1] Герков М. В. «Количество детей мигрантов, появляющихся на свет в Москве, названо проблемой, требующей внимание властей» / Герков М. В. // «Русский обозреватель». - 2014. - 24 марта
[2] Кузьменков Я.И. «Развитие образования в Москве как ресурс развития города» / Кузьменков Я.И. // Педагогика.-2005.-№10.-С.71-75
[3] Ю.А. Флоринская «Дети мигрантов в России: доступ к образованию и медицине» / Ю.А. Флоринская // Мир России.- 2009,- №1 .-С.117-153.
[4] Ю.А. Флоринская «Дети мигрантов в России: доступ к образованию и медицине» / Ю.А. Флоринская // Мир России.- 2009,- №1 .-С.117-153.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи и перспективы московского образования(Актовая лекция)
В статье представлено мое видение перспектив развития московского образования, тем более, что за последние годы проблема образования приобретает особую актуальность...
"Задачи и перспективы московского образования"
В презентации представлено мое видение перспектив развития московского образования, тем более, что за последние годы проблема образования приобретает особую актуальность....
Статья: "Сквозные темы" в подготовке к ЕГЭ по истории. "Вестник московского образования" №17 2014
Статья в "Вестнике московского образования" №17 2014 год, с. 224...
Задачи и перспективы Московского образования
Статья для Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного призвания : "Педагог дополнительного образования Москвы".Одной из важнейших государственны...
Задачи и перспективы московского образования. Записки классного руководителя.
Актовая лекция в рамках Московского городского конкурса "Учитель года"....
Реализация концепции математического образования в Российской Федерации. Проблемы массового школьного математического образования.
доклад о проблемах современного математического образования...
Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках истории и обществознания как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, а также их актуальность в системе московского образования.
В данной презентации мы отразили некоторые приёмы использования ТРИЗ , из нашего исследования, в системе московского образования....